♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Бэйшань (Beishan rock carvings)

shus 2011

Чунцин (Chongqing)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

Скальный скульптурный комплекс Бейшань  расположен на верхней части находящейся практически в городе горы Фовань на расстоянии примерно двух км к северу от автобусной станции Дацзу.

Скульптуры высечены в вытянувшемся с юга на север скальном утесе, ориентированном обрывом на запад.

Общая длина Бэйшаня составляет около 300 м, высота скального утеса неравномерная – от 7 до 10 м и он состоит из двух отдельных секций: Южной и Северной.

Бэйшань является первым в Дацзу комплексом скальной скульптуры: его пещеры и ниши высечены с 892  по 1162 г.г.  в период относящийся к  династиям Тан, Пять Династий, Южная и Северная Сун.

Всего в составе комплекса числится около 290 объектов (с 1 по 100 в Южной секции и со 101 по 290 – в Северной) из них 264 – пещеры и ниши, в которых находится около 10000 скульптур разного размера.

Создание первых скульптур Бэйшаня и Аньюэ связывают с именем вновь назначенного губернатора центральной Сычуани (сюда входила территории современных Дацзу, Аньюэ, Хэчуаня и Чунцина) Вэй Дзюндзина (Wei Junjing).

В дальнейшем скульптурные композиции Бэйшаня создавались в основном на средства частных жертвователей.

Начало осмотра и вход в Южную секцию

Тикет-офис находится справа от парковки (если смотреть на гору), а лестница от тикет-офиса, минуя живописные бамбуковые заросли, поднимается к площадке перед входом в Южную секцию (если по карте – к нижнему торцу Бэйшаня).

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Сразу после входа в Южную секцию находится участок скалы, отделенный от основного утеса круговым обходом.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

На его южной стороне расположена ниша N5, а на восточной – ниши N9 и N10 (на фотографии – справа налево с удалением).

Стены коридора-обхода украшены нишами с Буддами, а так же мотивом тысячи Будд.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 5 «Вайшравана»

Эта скульптурная композиция вероятно одна из первых в Бэйшане: она датируется 892 г. – первым годом правления губернатора Вэй Дзюндзина.

Центральной фигурой здесь является статуя локапалы Вайшраваны (Vaisravana), одного из Четырех Небесных Королей, хранителя севера – буддистской формы индуистского бога Куберы.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Вайшравна окружен воинами и свитой, под ногами у него находятся два духа-якши.

Эта скульптура знаменита филигранной резьбой доспехов Вайшраваны.

N9 «Тысячерукая Гуаньинь»

Это одна из самых распространенных форм Гуаиньинь – китайской женской ипостаси бодхисатвы милосердия и сострадания Авалокитешвары.

Из множества рук сохранились только те, которые выполнены рельефом – от остальных остались лишь обрубки.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Гуаньинь сидит не троне, а на подобии лавки, каждая нога опирается на цветок лотоса.

Поскольку Аваликитешвара является эманацией высшего будды (дхьяни-будды) Амитабхи, то его маленькая фигурка традиционно присутствует в короне Гуаньинь.

Еще одна небольшая фигура Амитабхи находится между ладонями поднятых рук Гуаньинь.

На своде ниши справа и слева от Гуаньинь находятся барельефы двух очаровательных апсар, на боковых стенках – персонажи буддистского пантеона.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan) Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

N 10 «Триада Шакьямуни»

Как и предыдущие две композиции, «Триада Шакьямуни» датируется 892 г.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Считается, что в этой нише находится триада Будды Шакьямуни, хотя выглядит данная композиция  довольно нетрадиционно: посередине Будда Шакьямуни, слева и справа в золотых коронах соответственно бодхисатва Махастхамапрапта и бодхисатва Авалокитешвара.

Между Шакьямуни и бодхисатвами находятся ученики Будды Шакьямуни: слева – Ананда, справа – Кашьяпа.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Дело в том, что данный состав не является традиционным для триады Шкьямуни: как правило его окружением являлись Будды прошлого и будущего (такая триада называется «Трикала», «Три времени(эпохи)», см. далее N 51), но в чем причина отклонения от нормы – нигде не написано.

Вообще-то, если не считать центральную фигуру Буддой Шакьямуни, а полагать, что это Будда Амитабха, то композиция сразу становится канонической амидаистской триадой. Такое предположение имеет право на жизнь, т.к. иконография Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи практически не имеет отличий, различны только мудры (жесты рук). Достаточно повернуть левую руку центральной статуи ладонью наружу, как все противоречия сразу снимаются и все встает на свои места.

Рука опущенная вниз ладонью внутрь – это бхумиспарша-мудра, которая как правило свойственна только изображениям Будды Шакьямуни.

Видимо на основании данного признака статуя и была идентифицирована как изображение Шакьямуни (хотя традиционно это все-таки почти всегда правая рука).

У одного из двух самых распространенных видов изображений Будды Амитабхи правая рука в положении абахая-мудра (здесь она не уцелела), а левая – в варада-мудра (левая рука вниз ладонью наружу).

N 51«Трикала Будда»

Здесь представлена традиционная для китайской буддистской скальной скульптуры композиция: Будды прошлого, настоящего и будущего.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

В центре находится Будда Шакьямуни, слева от него – Будда прошлого Прабхутаратна, а справа – Будда будущего бодхисатва Майтрея.

Pages: 1 2 3

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));