shus 2011
Чунцин (Chongqing)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Скальный скульптурный комплекс Бейшань расположен на верхней части находящейся практически в городе горы Фовань на расстоянии примерно двух км к северу от автобусной станции Дацзу.
Скульптуры высечены в вытянувшемся с юга на север скальном утесе, ориентированном обрывом на запад.
Общая длина Бэйшаня составляет около 300 м, высота скального утеса неравномерная – от 7 до 10 м и он состоит из двух отдельных секций: Южной и Северной.
Бэйшань является первым в Дацзу комплексом скальной скульптуры: его пещеры и ниши высечены с 892 по 1162 г.г. в период относящийся к династиям Тан, Пять Династий, Южная и Северная Сун.
Всего в составе комплекса числится около 290 объектов (с 1 по 100 в Южной секции и со 101 по 290 – в Северной) из них 264 – пещеры и ниши, в которых находится около 10000 скульптур разного размера.
Создание первых скульптур Бэйшаня и Аньюэ связывают с именем вновь назначенного губернатора центральной Сычуани (сюда входила территории современных Дацзу, Аньюэ, Хэчуаня и Чунцина) Вэй Дзюндзина (Wei Junjing).
В дальнейшем скульптурные композиции Бэйшаня создавались в основном на средства частных жертвователей.
Начало осмотра и вход в Южную секцию
Тикет-офис находится справа от парковки (если смотреть на гору), а лестница от тикет-офиса, минуя живописные бамбуковые заросли, поднимается к площадке перед входом в Южную секцию (если по карте – к нижнему торцу Бэйшаня).
Сразу после входа в Южную секцию находится участок скалы, отделенный от основного утеса круговым обходом.
На его южной стороне расположена ниша N5, а на восточной – ниши N9 и N10 (на фотографии – справа налево с удалением).
Стены коридора-обхода украшены нишами с Буддами, а так же мотивом тысячи Будд.
N 5 «Вайшравана»
Эта скульптурная композиция вероятно одна из первых в Бэйшане: она датируется 892 г. – первым годом правления губернатора Вэй Дзюндзина.
Центральной фигурой здесь является статуя локапалы Вайшраваны (Vaisravana), одного из Четырех Небесных Королей, хранителя севера – буддистской формы индуистского бога Куберы.
Вайшравна окружен воинами и свитой, под ногами у него находятся два духа-якши.
Эта скульптура знаменита филигранной резьбой доспехов Вайшраваны.
N9 «Тысячерукая Гуаньинь»
Это одна из самых распространенных форм Гуаиньинь – китайской женской ипостаси бодхисатвы милосердия и сострадания Авалокитешвары.
Из множества рук сохранились только те, которые выполнены рельефом – от остальных остались лишь обрубки.
Гуаньинь сидит не троне, а на подобии лавки, каждая нога опирается на цветок лотоса.
Поскольку Аваликитешвара является эманацией высшего будды (дхьяни-будды) Амитабхи, то его маленькая фигурка традиционно присутствует в короне Гуаньинь.
Еще одна небольшая фигура Амитабхи находится между ладонями поднятых рук Гуаньинь.
На своде ниши справа и слева от Гуаньинь находятся барельефы двух очаровательных апсар, на боковых стенках – персонажи буддистского пантеона.
N 10 «Триада Шакьямуни»
Как и предыдущие две композиции, «Триада Шакьямуни» датируется 892 г.
Считается, что в этой нише находится триада Будды Шакьямуни, хотя выглядит данная композиция довольно нетрадиционно: посередине Будда Шакьямуни, слева и справа в золотых коронах соответственно бодхисатва Махастхамапрапта и бодхисатва Авалокитешвара.
Между Шакьямуни и бодхисатвами находятся ученики Будды Шакьямуни: слева – Ананда, справа – Кашьяпа.
Дело в том, что данный состав не является традиционным для триады Шкьямуни: как правило его окружением являлись Будды прошлого и будущего (такая триада называется «Трикала», «Три времени(эпохи)», см. далее N 51), но в чем причина отклонения от нормы – нигде не написано.
Вообще-то, если не считать центральную фигуру Буддой Шакьямуни, а полагать, что это Будда Амитабха, то композиция сразу становится канонической амидаистской триадой. Такое предположение имеет право на жизнь, т.к. иконография Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи практически не имеет отличий, различны только мудры (жесты рук). Достаточно повернуть левую руку центральной статуи ладонью наружу, как все противоречия сразу снимаются и все встает на свои места.
Рука опущенная вниз ладонью внутрь – это бхумиспарша-мудра, которая как правило свойственна только изображениям Будды Шакьямуни.
Видимо на основании данного признака статуя и была идентифицирована как изображение Шакьямуни (хотя традиционно это все-таки почти всегда правая рука).
У одного из двух самых распространенных видов изображений Будды Амитабхи правая рука в положении абахая-мудра (здесь она не уцелела), а левая – в варада-мудра (левая рука вниз ладонью наружу).
N 51«Трикала Будда»
Здесь представлена традиционная для китайской буддистской скальной скульптуры композиция: Будды прошлого, настоящего и будущего.
В центре находится Будда Шакьямуни, слева от него – Будда прошлого Прабхутаратна, а справа – Будда будущего бодхисатва Майтрея.
Вход в Северную секцию
Между южной и северной секцией – несколько десятков метров.
Вход в северную секцию оформлен в виде двухъярусной пагоды, в которой находится знаменитая стела с высеченной на ней «Книгой о сыновней почтительности» Конфуция.
N 104 «Стела «Книга о сыновней почтительности»
Эта стела датируется 1163-1189 г.г. Она расположена внутри пагоды на входе в Южную секцию в нише шириной 8.9 м и высотой 2.8 м.
Текст содержит 22 главы и, как написано на пояснительной табличке, является древним (периода династии Хань, 3 в. до н.э.) вариантом книги Конфуция.
Ниши NN 119, 120, 121
N 122 «Гуанинь с ребенком на руках»
Статуя сохранилась плохо да и фотография неважная.
Здесь изображена Гуаньинь в императорских одеждах, сидящая на императорском троне с ребенком на руках.
Это форма Гуаньинь, пришедшая из добудистского периода поклонения богине: Гуаньинь охраняющая матерей, дающая детей, помогающая при родах и в целом покровительствующая женщинам.
N 123 «Будда с чашей в левой руке»
Описание этой композиции нигде не попалось. Вероятно это Будда Вайрочана в традиционном окружении. Справа фигура шестирукой Гуаньинь (Авалокитешвары) с солнцем и луной в поднятой верхней паре рук, а так же с мечом и топором в лентах (вероятно) в разведенной в стороны другой паре рук ( т.н. «эзотерическая форма»).
N 125 «Гуаньинь с четками»
«Гуаньинь с четками» датируется 1127-1162 г.г (династия Сун).
Это небольшая скульптура (1.1 м), которая почти всегда упоминается с эпитетом «очаровательная» и входит в число наиболее известных достопримечательностей Бэйшаня.
Могущественная богиня здесь предстает совсем не величественной, а скорее какой-то романтической и очень женственной – этакий китайский вариант «Рождения Венеры» (только ветер развивает не волосы, а ленты и вместо раковины – лотосы) .
N 130 «Вселяющая страх Гуаньинь»
Это прекрасно сохранившаяся скульптурная композиция посвящена гневной ипостаси богини Гуаньинь, хотя эта форма в общем-то не характерна для китайского буддизма (Авалокитешвара все-таки) и поэтому встречается редко.
Вероятнее всего, что прототипом для этой статуи послужило изображение индуистской богини Дурги в образе «Победительница Махишасуры» («Mahishasuramardini»).
В этой устрашающей форме десятирукая Дурга обычно изображается с мечом в высоко поднятой верхней правой руке и отрубленной головой побежденного ею демона Махиши в нижней левой.
Оружие, которым боги снабдили Дургу на битву с Махишей, так же присутствует и в изображении «Вселяющей страх Гуаньинь», хотя и не все – Дурга традиционно десятирукая, у Гуаньинь же оружие только в шести руках.
Основные виды оружия: трезубец Шивы, лук и стрела Ваю, чакра Вишну хорошо различимы, а довольной странный щит в нижней левой руке Гуаньинь – явная трансформация отрубленной головы Махиши.
У боковых стен расположены очень живописные фигуры вооруженной свиты Гуаньинь.
N 133 «Гуаньинь рассматривающая отражение луны в воде»
Это скульптурная композиция, датируемая 1131-1162 г.г., расположена в пещере шириной 2.7 м, глубиной 3.1 м и высотой 3.9 м.
Созерцательная фигура Гуаньинь, рассматривающая отражение в воде луны на фоне гор, является еще одним из самых популярных ее образов.
Считается, что эта форма Гуаньинь была заимствована из даосизма.
Вдоль боковых стен расположены статуи свирепых стражников, оберегающих покой Гуаньинь, а у задней стены находятся две фигуры ее постоянных помощников: слева – дочь короля нагов (драконов) Лун Ну (Long Nu), а справа –Судхана (Sudhana).
N 136 «Пещера молитвенного колеса»
Эта пещера имеет размеры 5 м в ширину, 6.8 м в глубину и 4 м в высоту и датируется 1142-1146 г.г. (династия Южная Сун).
Сразу у входа по центру пещеры находится «молитвенное колесо», которое покрыто вырезанными в камне драконами и опирается на свернутого в кольца дракона.
«Пещера молитвенного колеса» – очень известна, если не сказать знаменита своими статуями, особенно изображениями Гуньинь в различных ипостасях.
Но поскольку в пещере «все статуи так хорошо сохранились будто только недавно высечены», а сама пещера является «яркой жемчужиной в короне пещерной скульптуры Китая», она не освещена, забрана решеткой и закрыта на замок. Так что не только сфотографировать, но рассмотреть что-либо толком не возможно.
Ниши N 147 и N148
Вверху – триада Будды Амитабхи (вероятно), внизу – Гуаньинь с луной и солнцем в высоко поднятых руках.
N 150 «Триада Гуаньинь»
N 155 «Махамаюри»
Эта пещера датируется 1126 г. (Северная Сун).
По сравнению с баодиншанской «Павлиньей королевой», которая проникнута кротостью и смирением, здесь Махамаюри выглядит сильной и властной.
Особенно хороша ее вахана (ездовое животное) – мощный павлин с грозным взглядом.
Все три стены пещеры украшены мотивом «Тысячи будд».
О Махамаюри подробнее см. «Баодиншан, N 13 «Махамаюри».
N 168 «Пещера 500 архатов»
Эта пещера шириной 3 м, глубиной 7.1 м и высотой 3.3 м датируется 1119-1125 г.г.
На задней стене высечены изображения Будды и двух бодхисатв.
Все остальное пространство стен заполнено неповторяющимися (так пишут) изображениями «Пятисот архатов».
В центре пещеры находится сооружение, вероятнее всего являющееся погребальной ступой, т.к. на табличке рядом с пещерой написано (дословно): «В центре ниши установлена пагода монаха с запада, который умер сидя со скрещенными ногами».
N 176 «Пещера Майтреи»
Эта довольно небольшая пещера (2 м шириной, 2.2 м глубиной, и 2.7 м высотой) содержит 173 скульптуры.
Пещера датируется 1126 г. (Северная Сун).
У задней стены находится фигура Будды будущего бодхисатвы Майтреи, восседающего на лотосовом троне, стены украшены сценами на тему сюжетов из «Сутры о пришествии Майтреи».
N 180 «Тринадцать инкарнаций Гуаньинь»
Эта композиция датируется 1116 – 1122 г.г. (Северная Сун).
В пещере представлены тринадцать фигур Гуаньинь: центральная, сидящая на троне и по шесть стоящих фигур с каждой стороны.
Над каждой статуей находится небольшое изображение бодхисатвы, соединенное стеблем лотоса с ореолом позади головы Гуаньинь.
Все скульптуры выполнены в одной манере, главные отличия – атрибуты в руках и вид бодхисатвы над головой.
Название композиции «Тринадцать инкарнаций Гуаньинь» (или «Тринадцать манифестаций Гуаньинь») вероятно является неточностью или сложностью перевода.
Здесь отсутствуют традиционные популярные формы Гуаньинь (см. выше), которые используются в культовой практике.
Возможно, что темой этой композиции являются перечисленные в «Лотосовй сутре» тринадцать случаев несчастий и опасностей, при которых верующему следует обращаться к Авалокитешваре (Гуаньин).
Общий вид (от N 202 и до конца Северной секции)
N 245 «Чистая Земля Амитабхи»
Это грандиозная композиция представляет собой нишу 4.7 м высотой и 3.6 м шириной, содержащую 578 скульптур разного размера, которая датируется периодом поздней династии Тан (конец 9-го века).
Сюжетом является Чистая Земля Западного рая Будды (Сукхавати) Амитабхи
(см. также «Баодиншань N 18 – «Чистая земля Западного рая»).
По центру находится фигура Будды Амитабхи в окружении бодхисатв (Авалокитешвара и Махастхамапрапта), под ним и над ним – городские постройки и дворцы.
Левая и правая стены ниши заполнены изображением душ верующих, перерождающихся из цветков лотоса.
Общий вид (конец Северной секции)