·······································

Бэйшань (Beishan rock carvings)

shus 2011

Чунцин (Chongqing)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

Скальный скульптурный комплекс Бейшань  расположен на верхней части находящейся практически в городе горы Фовань на расстоянии примерно двух км к северу от автобусной станции Дацзу.

Скульптуры высечены в вытянувшемся с юга на север скальном утесе, ориентированном обрывом на запад.

Общая длина Бэйшаня составляет около 300 м, высота скального утеса неравномерная – от 7 до 10 м и он состоит из двух отдельных секций: Южной и Северной.

Бэйшань является первым в Дацзу комплексом скальной скульптуры: его пещеры и ниши высечены с 892  по 1162 г.г.  в период относящийся к  династиям Тан, Пять Династий, Южная и Северная Сун.

Всего в составе комплекса числится около 290 объектов (с 1 по 100 в Южной секции и со 101 по 290 – в Северной) из них 264 – пещеры и ниши, в которых находится около 10000 скульптур разного размера.

Создание первых скульптур Бэйшаня и Аньюэ связывают с именем вновь назначенного губернатора центральной Сычуани (сюда входила территории современных Дацзу, Аньюэ, Хэчуаня и Чунцина) Вэй Дзюндзина (Wei Junjing).

В дальнейшем скульптурные композиции Бэйшаня создавались в основном на средства частных жертвователей.

Начало осмотра и вход в Южную секцию

Тикет-офис находится справа от парковки (если смотреть на гору), а лестница от тикет-офиса, минуя живописные бамбуковые заросли, поднимается к площадке перед входом в Южную секцию (если по карте – к нижнему торцу Бэйшаня).

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Сразу после входа в Южную секцию находится участок скалы, отделенный от основного утеса круговым обходом.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

На его южной стороне расположена ниша N5, а на восточной – ниши N9 и N10 (на фотографии – справа налево с удалением).

Стены коридора-обхода украшены нишами с Буддами, а так же мотивом тысячи Будд.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 5 «Вайшравана»

Эта скульптурная композиция вероятно одна из первых в Бэйшане: она датируется 892 г. – первым годом правления губернатора Вэй Дзюндзина.

Центральной фигурой здесь является статуя локапалы Вайшраваны (Vaisravana), одного из Четырех Небесных Королей, хранителя севера – буддистской формы индуистского бога Куберы.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Вайшравна окружен воинами и свитой, под ногами у него находятся два духа-якши.

Эта скульптура знаменита филигранной резьбой доспехов Вайшраваны.

N9 «Тысячерукая Гуаньинь»

Это одна из самых распространенных форм Гуаиньинь – китайской женской ипостаси бодхисатвы милосердия и сострадания Авалокитешвары.

Из множества рук сохранились только те, которые выполнены рельефом – от остальных остались лишь обрубки.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Гуаньинь сидит не троне, а на подобии лавки, каждая нога опирается на цветок лотоса.

Поскольку Аваликитешвара является эманацией высшего будды (дхьяни-будды) Амитабхи, то его маленькая фигурка традиционно присутствует в короне Гуаньинь.

Еще одна небольшая фигура Амитабхи находится между ладонями поднятых рук Гуаньинь.

На своде ниши справа и слева от Гуаньинь находятся барельефы двух очаровательных апсар, на боковых стенках – персонажи буддистского пантеона.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan) Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

N 10 «Триада Шакьямуни»

Как и предыдущие две композиции, «Триада Шакьямуни» датируется 892 г.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Считается, что в этой нише находится триада Будды Шакьямуни, хотя выглядит данная композиция  довольно нетрадиционно: посередине Будда Шакьямуни, слева и справа в золотых коронах соответственно бодхисатва Махастхамапрапта и бодхисатва Авалокитешвара.

Между Шакьямуни и бодхисатвами находятся ученики Будды Шакьямуни: слева – Ананда, справа – Кашьяпа.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Дело в том, что данный состав не является традиционным для триады Шкьямуни: как правило его окружением являлись Будды прошлого и будущего (такая триада называется «Трикала», «Три времени(эпохи)», см. далее N 51), но в чем причина отклонения от нормы – нигде не написано.

Вообще-то, если не считать центральную фигуру Буддой Шакьямуни, а полагать, что это Будда Амитабха, то композиция сразу становится канонической амидаистской триадой. Такое предположение имеет право на жизнь, т.к. иконография Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи практически не имеет отличий, различны только мудры (жесты рук). Достаточно повернуть левую руку центральной статуи ладонью наружу, как все противоречия сразу снимаются и все встает на свои места.

Рука опущенная вниз ладонью внутрь – это бхумиспарша-мудра, которая как правило свойственна только изображениям Будды Шакьямуни.

Видимо на основании данного признака статуя и была идентифицирована как изображение Шакьямуни (хотя традиционно это все-таки почти всегда правая рука).

У одного из двух самых распространенных видов изображений Будды Амитабхи правая рука в положении абахая-мудра (здесь она не уцелела), а левая – в варада-мудра (левая рука вниз ладонью наружу).

N 51«Трикала Будда»

Здесь представлена традиционная для китайской буддистской скальной скульптуры композиция: Будды прошлого, настоящего и будущего.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

В центре находится Будда Шакьямуни, слева от него – Будда прошлого Прабхутаратна, а справа – Будда будущего бодхисатва Майтрея.

Вход в Северную секцию

Между южной и северной секцией – несколько десятков метров.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Вход в северную секцию оформлен в виде двухъярусной пагоды, в которой находится знаменитая стела с высеченной на ней «Книгой о сыновней почтительности» Конфуция.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 104 «Стела «Книга о сыновней почтительности»

Эта стела датируется 1163-1189 г.г. Она расположена внутри пагоды на входе в Южную секцию в нише шириной 8.9 м и высотой 2.8 м.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Текст содержит 22 главы и, как написано на пояснительной табличке, является древним (периода династии Хань, 3 в. до н.э.) вариантом книги Конфуция.

Ниши NN 119, 120, 121

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 122 «Гуанинь с ребенком на руках»

Статуя сохранилась плохо да и фотография неважная.

Здесь изображена Гуаньинь в императорских одеждах, сидящая на императорском троне с ребенком на руках.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Это форма Гуаньинь, пришедшая из добудистского периода поклонения богине: Гуаньинь охраняющая матерей, дающая детей, помогающая при родах и в целом покровительствующая женщинам.

N 123 «Будда с чашей в левой руке»

Описание этой композиции нигде не попалось. Вероятно это Будда Вайрочана в традиционном окружении. Справа  фигура шестирукой Гуаньинь (Авалокитешвары) с солнцем и луной в поднятой верхней паре рук, а так же с мечом и топором в лентах (вероятно) в разведенной в стороны другой паре рук ( т.н. «эзотерическая форма»).

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 125 «Гуаньинь с четками»

«Гуаньинь с четками» датируется 1127-1162 г.г (династия Сун).

Это небольшая скульптура (1.1 м), которая почти всегда упоминается с эпитетом «очаровательная» и входит в число наиболее известных достопримечательностей Бэйшаня.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Могущественная богиня здесь предстает совсем не величественной, а скорее какой-то романтической и очень женственной – этакий китайский вариант «Рождения Венеры» (только ветер развивает не волосы, а ленты и вместо раковины – лотосы) .

N 130 «Вселяющая страх Гуаньинь»

Это прекрасно сохранившаяся скульптурная композиция посвящена гневной ипостаси богини Гуаньинь, хотя эта форма в общем-то не характерна для китайского буддизма (Авалокитешвара все-таки) и поэтому встречается редко.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan) Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

Вероятнее всего, что прототипом для этой статуи послужило изображение индуистской богини Дурги в образе «Победительница Махишасуры» («Mahishasuramardini»).

В этой устрашающей форме десятирукая Дурга обычно изображается с мечом в высоко поднятой верхней правой руке и отрубленной головой побежденного ею демона Махиши в нижней левой.

Оружие, которым боги снабдили Дургу на битву с Махишей, так же присутствует и в изображении «Вселяющей страх Гуаньинь», хотя и не все – Дурга традиционно десятирукая, у Гуаньинь же оружие только в шести руках.

Основные виды оружия: трезубец Шивы, лук и стрела Ваю, чакра Вишну хорошо различимы, а довольной странный щит в нижней левой руке Гуаньинь – явная трансформация отрубленной головы Махиши.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan) Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

У боковых стен расположены очень живописные фигуры вооруженной свиты Гуаньинь.

 

N 133 «Гуаньинь рассматривающая отражение луны в воде»

Это скульптурная композиция, датируемая 1131-1162 г.г., расположена в пещере шириной 2.7 м, глубиной 3.1 м и высотой 3.9 м.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Созерцательная фигура Гуаньинь, рассматривающая отражение в воде луны на фоне гор, является еще одним из самых популярных ее образов.

Считается, что эта форма Гуаньинь была заимствована из даосизма.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Вдоль боковых стен расположены статуи свирепых стражников, оберегающих покой Гуаньинь, а у задней стены находятся две фигуры ее постоянных помощников: слева – дочь короля нагов (драконов) Лун Ну (Long Nu), а справа –Судхана (Sudhana).

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan) Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

N 136 «Пещера молитвенного колеса»

Эта пещера имеет размеры 5 м в ширину, 6.8 м в глубину и 4 м в высоту и датируется 1142-1146 г.г. (династия Южная Сун).

Сразу у входа по центру пещеры находится «молитвенное колесо», которое покрыто вырезанными в камне драконами  и опирается на свернутого в кольца дракона.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

«Пещера молитвенного колеса» – очень известна, если не сказать знаменита своими статуями, особенно изображениями Гуньинь в различных ипостасях.

Но поскольку в пещере «все статуи так хорошо сохранились будто только недавно высечены», а сама пещера является «яркой жемчужиной в короне пещерной скульптуры Китая», она не освещена, забрана решеткой и закрыта на замок. Так что не только сфотографировать, но рассмотреть что-либо толком не возможно.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan) Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

Ниши N 147 и N148

Вверху – триада Будды Амитабхи (вероятно), внизу – Гуаньинь с луной и солнцем в высоко поднятых руках.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 150 «Триада Гуаньинь»

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 155 «Махамаюри»

Эта пещера датируется 1126 г. (Северная Сун).

По сравнению с баодиншанской «Павлиньей королевой», которая проникнута кротостью и смирением, здесь Махамаюри выглядит сильной и властной.

Особенно хороша ее вахана (ездовое животное) – мощный павлин с грозным взглядом.

Все три стены пещеры украшены мотивом «Тысячи будд».

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

О Махамаюри подробнее см. «Баодиншан, N 13 «Махамаюри».

N 168 «Пещера 500 архатов»

Эта пещера шириной 3 м, глубиной 7.1 м и высотой 3.3 м датируется 1119-1125 г.г.

На задней  стене высечены изображения Будды и двух бодхисатв.

Все остальное пространство стен заполнено неповторяющимися (так пишут) изображениями «Пятисот архатов».

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

В центре пещеры находится сооружение, вероятнее всего являющееся погребальной ступой, т.к. на табличке рядом с пещерой написано (дословно): «В центре ниши установлена пагода монаха с запада, который умер сидя со скрещенными ногами».

N 176 «Пещера Майтреи»

Эта довольно небольшая пещера (2 м шириной, 2.2 м глубиной, и 2.7 м высотой) содержит 173 скульптуры.

Пещера датируется 1126 г. (Северная Сун).

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

У задней стены находится фигура Будды будущего бодхисатвы Майтреи, восседающего на лотосовом троне, стены украшены сценами на тему сюжетов из «Сутры о пришествии Майтреи».

N 180 «Тринадцать инкарнаций Гуаньинь»

Эта композиция датируется 1116 – 1122 г.г. (Северная Сун).

В пещере представлены тринадцать фигур Гуаньинь: центральная, сидящая на троне и по шесть стоящих фигур с каждой стороны.

Над каждой статуей находится небольшое изображение бодхисатвы, соединенное стеблем лотоса с ореолом позади головы Гуаньинь.

Все скульптуры выполнены в одной манере, главные отличия – атрибуты в руках и вид бодхисатвы над головой.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan) Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

Название композиции «Тринадцать инкарнаций Гуаньинь» (или «Тринадцать манифестаций Гуаньинь») вероятно является неточностью или сложностью перевода.

Здесь отсутствуют традиционные популярные формы Гуаньинь (см. выше), которые используются в культовой практике.

Возможно, что темой этой композиции являются перечисленные в «Лотосовй сутре» тринадцать случаев несчастий и опасностей, при которых верующему следует обращаться к Авалокитешваре (Гуаньин).

Общий вид (от N 202 и до конца Северной секции)

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

N 245 «Чистая Земля Амитабхи»

Это грандиозная композиция представляет собой нишу 4.7 м высотой и 3.6 м шириной, содержащую 578 скульптур разного размера, которая датируется периодом поздней династии Тан (конец 9-го века).

Сюжетом является Чистая Земля Западного рая Будды (Сукхавати) Амитабхи

(см. также «Баодиншань N 18 – «Чистая земля Западного рая»).

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

По центру находится фигура Будды Амитабхи в окружении бодхисатв (Авалокитешвара и Махастхамапрапта), под ним и над ним – городские постройки и дворцы.

Левая и правая стены ниши заполнены изображением душ верующих, перерождающихся из цветков лотоса.

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

Общий вид (конец Северной секции)

Дацзу - Бэйшань (Dazu - Beishan)

shus

 

Web Analytics