shus 2011
Хэнань(Henan)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Лунмэнь – будистский пещерный храмовый комплекс, расположенный в 12 км к югу от г. Лояна (провинция Хэнань) на скалистых холмах западного и восточного берегов текущей с юга на север реки И (Yihe).
Горная порода скальных утесов, в которых высечены пещеры – известняк.
Основная часть пещер находится на западном берегу, соединенным с восточным берегом двумя мостами – северным и южным, находящимися в начале и конце обзорного маршрута длинной около 1 км (по каждому берегу).
Посетители проходят с севера на юг по западному берегу, переходят реку по южному мосту и возвращаются назад на юг по восточному берегу. Перейдя южный мост, они оказываются в начальной точке обзорного маршрута.
Обзорная площадка находится на восточном берегу чуть ниже южного моста, рядом – стоянка гольфкаров для тех, кто не хочет возвращаться пешком.
Всего во всем комплексе насчитывается 2345 пещер и ниш, около 2800 надписей, 43 пагоды и свыше 100 000 различных буддистских изображений.
В процессе сооружения пещерного комплекса Лунмэнь выделяют четыре основных исторических периода:
1) Начало сооружения пещер Лунмэнь датируется 494 г., когда правители Северной Вэй ( Тоба Вэй, с 495 г. – Юань Вэй) перенесли свою столицу из Пинчена (нынешний Датун) в Лоян и продолжили сооружение буддистских пещерных комплексов уже на новом месте вплоть до падения Северной Вэй в 536 г. (см. также «Пещеры Юньган»). Первой пещерой Лунмэня была Гуян (Guyang Dong), а всего в этот период было создано около 30% от общего количества пещер.
2) Период смут и раздоров с 524 г. по 625 г., когда пещеры почти не создавались.
3) Период с 626 г. по 755 г. – время расцвета великой династии Тан и возвышения буддизма. К этому периоду, когда было создано около 60% от общего количества пещер, относится и сооружение монументального комплекса Фэнсянь Си (Fengxian Si) – главной достопримечательности и «визитной карточки» Лунмэня.
4) Заключительный период смут, войн и волнений с 755 г. по 1127 г. от династии Тан до Северной Сон, когда сооружение пещер в Лунмэне практически не велось.
Пещеры западного берега
Пещера Цянь Си (Монастырь Цянси, Qianxi si dong)
Главная композиция этой пещеры – традиционная триада (группа из трех фигур) буддизма Чистой Земли (амидаизма).
Центральная фигура – Будда Амитабха, покровитель западного рая Сукхавати (Чистой Земли).
Он изображен сидящим со скрещенныи ногкмина квадратном троне, рука поднята в «абхая мудра».
За его спиной слева и справа – фигуры двух учеников.
По бокам от Будды Амитабхи расположены фигуры двух бодхиств: слева – Авалокитешвары (в женском образе Гуаньинь), а справа – Махастхамапрапты (Mahasthamaprapta, на фотографии его не видно).
Вход в эту пещеру, как и в многие другие пещеры Лунмэня, охраняют два грозных небесных царя.
Пещеры Биньян (Binyang Caves)
Пещеры Биньян наверное второй по значимости комплекс Лунмэня после главной достопримечательности – пещеры Фэнсянь Си.
Три пещеры Биньян были запланированы императором Северной Вэй Сюань У (Xuan Wu ) как мемориал императорской семьи.
Пещеры сооружались с 500 г. по 524 г., но полностью была закончена только одна пещера – средняя. В империи началась череда смут и дворцовых переворотов, приведшая к расподу Северной Вэй, и строительство было заброшено. Завершение сооружения пещер Биньян относится уже к периоду династии Тан.
Считается, что пещеры Биньян строились по образу и подобию монастыря Lingyan Si пещерного комплекса Юньган в Датоне (см. «Юньган», пещера N3).
В хрониках сохранилась цифра трудозатрат за 24 года строительства – 802 366 человекодней.
Средняя пещера Биньян (Binyang Zhong Dong)
Относится к периоду династии Северная Вэй (Юань Вэй).
Размеры пещеры: длина – 12 м, ширина – 11 м и высота – 9.3 м.
Главной композицией пещеры является традиционная «Trikala buddahs», т.е. три Будды – прошлого, настоящего и будущего, соответственно: справа от Гаутамы – Будда Прабхутаратна, в центре – Будда Гаутама и слева от Гаутамы – Будда Майтрея.
Значительным отличием от скульптурных композиций более ранних периодов является включение большого количества дополнительных персонажей махаянского пантеона между буддами традиционной триады, так что каждый будда образует отдельную смысловую подгруппу (две триады по краям и пентада по середине) – всего 3+5+3=11 фигур (на фотографиях крайние фигуры бодхисаттв не видны).
Один из вариантов идентификации (на фотографии слева направо):
(Бодхисатва – Будда Прабхутаратна – Бодхисатва)=>( Бодхисатва Самантабхадра – Ананда – Будда Гаутама – Кашьяпа – Бодхистава Манджушри)=> (Бодхисаттва – Будда Майтрея – Бодхисатва).
Головы двух бодхисатв были украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в Японии: в «National Museum» Токио и «Osaka Art Gallery of Japan».
В центре потолка пещеры – цветок лотоса в окружении апсар. На стенах вокруг голов Будд – «пламенеющие» нимбы.
На фронтальной стене расположены барельефы со сюжетами по мотивам Вималакирти сутры, сценами джатак и «императорские» барельефы . Два из ни были так же украдены в тридцатых годах прошлого столетия и сейчас находятся в «Nelson-Atkins Museum» в Канзас-Сити и «Metropolitan Museum» в Нью-Йорке.
На примере средней пещеры Биньяна хорошо видны отличительными признаки скульптурного стиля Северной Вэй в изображении Будд: монашеская одежда, закрывающая оба плеча и складками поверх трона; удлиненные тела с почти квадратными головами и главное – характерная «наивная» улыбка Будды в виде полумесяца.
Южная пещера Биньян (Binyang Nan Dong)
Главная композиция этой пещеры, как и Пещеры Цянь Си – традиционная амидаистская триада.
Центральная фигура – сидящий со скрещенными ногами Будда Амитабха, рука – в «абхая мудра». За его спиной чуть влево и вправо – два ученика.
По бокам – фигуры двух бодхисатв: слева от Амитабхи- Гуаньинь, а справа – Махастхамапрапта. В его короне хорошо различимо изображение вазы.
На стене сзади и над головами Будды бодхисттв – «пламенеющие» нимбы.
Южная пещера Биньян, как и средняя, была начата во время династии Северной Вэй, но закончена уже в время династии Тан.
Северная пещера Биньян (Binyang Bei Dong)
Эта пещера расположена справа от средней пещеры Биньян. Ее сооружение также было начато в период Северной Вэй и закончено в при династии Тан. В северной пещере, как и в южной, находится пять фигур: триада во главе с Буддой Амитабхой и фигуры двух учеников.
Moya Three Buddha Niche (Moya Sanfo Kan)
Период создания – время правления династии Тан (618- 907 г.г.)
***
Между Moya Sanfo Kan и Wanfo Dong
Ваньфо Дун – Пещера десяти тысяч Будд (Wanfo Dong Ten)
Эта пещера относится ко времени династии Тан: ее сооружение было закончена в 680 г.
Пещера почти квадратная в плане, главная композиция – триада Будды Амитабхи.
Центральная фигура пещеры – статуя Будды Амитабхи, сидящая на восьмиугольном лотосовом троне, который поддерживается фигурками силачей.
Слева от Будда Амитабхи – Бодхисатва Гуаньинь (Авалокитешвара), справа – Бодхисатва Махастхамапрапта. На стенах за Буддой и бодхисатвами изображены пламенеющие нимбы.
Между Буддой и бодхисатвами находятся фигуры учеников и несколько небольших статуй разного размера (по-моему неидентифицированные).
Выше центральной группы находится традиционный амидиастский мотив: изображение душ, возрождающихся из цветков лотоса в Западном раю Чистой Земли Будды Амитабхи (кит. – Amituofo, яп. – Amida).
Этих изображений 54 (54х2=108 – священное число) и они не обезличенные: здесь высечены фигурки различных бодхисатв, а так же доноров, финансировавших сооружение пещерного храма.
На южной и северной стенах находится около 1500 крошечных изображений Будды, которые и дали пещере ее название.
В центре потолка – изображение цветка лотоса в окружении плохо различимых фигур (вроде бы это апсары).
Снаружи пещеру охраняют два грозных небесных короля, фигуры которых высечены справа и слева от входа.
На южной стене (так пишут) снаружи есть интересное изображение: статуя Гуаньинь высотой 85 см, которая держит – как символ очищения пыли с душ – сосуд с чистой водой в левой руке и хвоста оленя в правой руке (сам я этой статуи не видел).
Между Wanfo Dong и Lianhua Dong
***
Пещера Лотоса (Ляньхуа Дун, Lianhua Dong)
Эта пещера сооруженв в 527 г.. Она является одной из последних, созданных в период династии Северная Вэй.
Своим названием пещера обязана огромному барельефу, изображающему цветок лотоса, которой расположен по центру потолочного свода. Его диаметр составляет 3.6 м, а толщина – 0.35 м. Вокруг цветка лотоса на северной и южной части свода высечены изображения апсар с лентами.
Сама Пещера Лотоса имеет размеры: высота – 6.1 м, ширина – 6.2 м и глубина – 9.8 м. Размер входного проема: высота – 4.6 м, ширина – 4.65 м.
Центральная фигура пещеры – статуя Будды Гаутамы высотой 5.1 м, стоящяя на лотосовом троне. Справа и слева от нее находятся по две фигуры учеников и бодхисатв.
Фигура ученика слева от Гаутамы (с посохом и без головы) идентифицирована: это изображение Канаки Бхарадваджа – 8-ого стхавира (в махаянистской традиции 16 стхавир – это 16 архатов, главных учеников Будды, хранителей его учения). Голова статуи была украдена в 30-е годы прошлого столетия и в настоящее время находится в Jeamie Museum в Париже.
Позади головы Будды Гаутамы находится высеченный на задней стене барельеф: ореол в виде цветка лотоса, а все тело оконтурено барельефом в виде «пламенеющего» нимба.
На южной и северной стенах пещеры высечено большое количество обрамленных узорчатой резьбой ниш, в которых чаще всего изображены традиционные группы из трех или пяти фигур: будда с бодхисатвами и учениками. На нижнем уровне обеих стен композиции в нишах являются сценами из джатак.