·······································

·······································

Государства Кадири и Сингхасари

<< К оглавлению «Государства Юго-Восточной Азии»

Глава III. Азия и Северная Африка в X-XIII вв.

автор раздела – С.В. Кулланда

Умирая, Аирлангга разделил Матарам на два царства, оставив одному из преемников-сыновей государство Джангталу, а второму – Панджалу (Кадири).

Крайне малое количество аутентичных документов не дает возможности установить, какие именно районы отошли к тому или иному государству. Более поздние литературные памятники следуют двум различным традициям: «Нагаракертагама», памятник XIV в., утверждает, что граница между двумя царствами шла с запада на восток, т.е. царство Джанггала находилось севернее, а Панджалу – южнее.

В то же время, согласно, например, такому памятнику, как «Чалон Аранг», Джангтала была восточным, а Панджалу – западным царством (в пользу этого как будто говорит и тот факт, что в западной части Восточной Явы находилось и царство – преемник Панджалу – Кадири, а находившееся восточнее царство Даха, по некоторым данным, можно отождествлять, хотя и без твердой уверенности, с Джангталой).

Возможно, что центры государств перемещались и соответственно изменялись границы, но сказать что-либо определенное трудно.

До недавнего времени подвергался сомнению и факт раздела Матарама, но индонезийскому ученому Бухари удалось на основании текстов вновь обнаруженных надписей и некоторых косвенных данных подтвердить сведения яванской традиции об этом разделе.

Удается установить и имена первых правителей двух царств (правда, дошли они до нас в передаче не аутентичных источников, а копий и, возможно, искажены). Первого царя Джанггалы звали, насколько можно судить, Шри махараджа мапанджи Гарасакан, а первым царем Панджалу есть основания считать упоминающегося в документах Самаравиджайю.

Положение, впрочем, осложняется тем, что на престоле Джанггалы за короткое время сменилось, очевидно, три правителя. Помимо уже упоминавшегося мапанджи Гарасакана это были Шри махараджа мапанджи Ланджунг Ахьес, который, очевидно, сверг своего предшественника в 1052 г. – в соответствующей надписи говорится, что он силой отвоевал царство. В 1059 г. упоминается новый правитель: Шри махараджа рака (княжества) Халу Пу Джуру Самаротсаха (длинные тронные имена приведены в сокращении).

Враждебными были и отношения между двумя царствами: мапанджи Гарасакан вел войну с царем (хаджи) Панджалу.

Постепенно Панджалу одержало верх в борьбе за гегемонию на Яве и, приняв имя Кадири (совр. Кедири), объединило под своей властью Восточную Яву. Произошло это, согласно традиции, при царе Бамешваре (иногда его имя читали как Камешвара), впервые упомянутом в надписи 1117 г.

Государство Кадири-Панджалу, однако, и после этого времени вынуждено было подавлять сепаратистские выступления.

Прочный мир был установлен при царе Джайябхайе, правившем в 30-60-х годах XII в. (не исключено, что созданное в годы его правления яванское переложение «Махабхараты», получившее название «Бхаратаюддха», т.е. «Война Бхаратов», иносказательно воспевало победу Кадири).

Государство, не ведшее активной внешней и внутренней политики, но покровительствовавшее искусствам, прежде всего поэзии, без особых треволнений просуществовало до 1222 г., когда оно пало в результате восстания Кен Ангрока, бывшего, по преданию, сыном крестьянки и бога (Шивы или Брахмы, согласно различным хроникам).

Кен Ангрок вначале захватил власть в княжестве Тумапель, а затем, разбив армию Кадири в битве при Гантере, объединил под своей властью всю Восточную Яву.

Столица вновь основанного государства была в 1254 г. перенесена в Кутараджу, переименованную в Сингхасари, откуда и пошло его название (до того времени столицей, видимо, был Тумапель).

Хотя история воцарения Кен Ангрока подробнейшим образом описана в средневековой яванской хронике «Параратон», мы мало что можем сказать о природе возглавленного им движения.

Попытки представить его, ввиду низкого происхождения Кен Ангрока, крестьянским восстанием несостоятельны. Так, на основании того, что двое участников заговора Кен Ангрока, Палот и Гандринг, первый из которых был ювелиром, а второй – кузнецом-оружейником, упоминаются в «Параратоне» с прибавлением к имени почетной частицы мпу, утверждается, что в движении принимали участие деклассированные дворяне, вынужденные заниматься ремесленным трудом.

Между тем отмеченное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что ко времени составления «Параратона» (или, скорее, дошедшего до нас списка) социальный статус высших, наиболее близких ко двору категорий ремесленников (ювелиры, оружейники) изменился и они из неполноправных стали «благородными», получив право именоваться мпу.

Более того, они не только сохранили это наименование до настоящего времени, но и монополизировали его, так что в современном языке мпу означает «мастер», «кузнец». Иными словами, в «Параратоне» отражена ситуация, нормализованная в соответствии с более поздним словоупотреблением.

Столь же неубедительна попытка объявить причиной восстания строительство храмов, якобы ложившееся тяжелым бременем на плечи крестьян: именно в эпоху Кадири крупных храмов практически не строили.

При нынешнем уровне знаний, видимо, разумнее всего считать, что произошло обычное для Явы и вообще Юго-Восточной Азии перемещение центра государства (в данном случае из Кадири в Сингхасари), которое могло быть мирным (как при перенесении центра яванского государства с Центральной на Восточную Яву), а могло сопровождаться вооруженной борьбой за гегемонию.

На престоле вновь образованного государства сменяли друг друга потомки Кен Ангрока, принявшего тронное имя Рангтах Раджаса, и потомки убитого им князя Тумапеля, которого «Параратон» именует Тунгтул Аметунгом.

Кен Ангрок был убит в 1227 г., и престол занял его пасынок Анушанатха (1227-1248), который был, в свою очередь, убит сыном Кен Ангрока, Тохджайей.

Тохджайя (1248-1250) был свергнут и погиб в результате заговора двух принцев, один из которых, принявший имя Джайя Вишнувардхана, был потомком правителей Кадири, а второй, Нарасингха, – потомком Кен Ангрока.

Дуумвирам (1250-1268) наследовал сын Вишнувардханы, Кертанагара, официально объявленный соправителем еще в 1254 г. Кертанагара повел активную внешнюю политику, подчинив помимо Явы Мадуру, Бали, Малайю на Суматре, куда в 1275 г. была направлена военная экспедиция, и, видимо, некоторые другие острова архипелага.

Внутри страны, однако, время от времени вспыхивали восстания, и в 1292 г. восстал царь Кадири Джайякатванг (кадирийская династия не была уничтожена после 1222 г.). Армия Кертанагары под командованием его зятя, Нарарьи Сангграма Виджайи (внука царя Нарасингхи и будущего основателя Маджапахита), успешно сражалась с кадирийскими войсками, обошедшими Сингхасари с севера, но основные силы Джайякатванга, зайдя с юга, захватили столицу.

Кертанагара был убит, кадирийские войска, объединив силы, нанесли поражение Виджайе, который с дюжиной соратников нашел приют в общине Кудаду, а затем бежал на Мадуру.

Царем стал Джайякатванг.

Социальная структура общества Кадири и Сингхасари была типична для Восточной Явы, во многом напоминая Матарам времени Аирлангти.

Как и для того периода, в источниках практически нет упоминаний о крупных светских землевладельцах или местных правителях.

Все иммунитеты санкционируются центральной властью и даруются общинам (в ранний нестабильный период, изобиловавший междоусобицами, прежде всего за вооруженную борьбу на стороне монарха-дарителя). Это обстоятельство подчеркивает роль общины как реальной политической силы, а также отсутствие или слабость иных социальных землевладельческих групп.

Однако в это время продолжается процесс расслоения общины, начавшийся еще в конце Матарама и впоследствии проявившийся в полную силу в Маджапахите.

Новым явлением было то, что внутри слоя старейшин общин – рама – формировались новые категории: буюты (букв. «праотцы») и кабаяны (букв. «первородные»). Именно рама пополняли ряды воинского сословия – панджи (подробнее см. в гл. 5 в разделе о Маджапахите).

Возникают новые наименования общин – духан или дуван, самья, хотя употребляются и исконное вануа, и восточнояванское тхани.

Возможно, это свидетельствует о формировании различий в статусе общин, хотя содержание документов как будто не дает оснований для таких выводов. Скорее, можно думать, что внутри крупных общин возникали более мелкие подразделения – имеются упоминания о «пяти дуванах внутри тхани» и т.п.

Обычно для обозначения общин употреблялось слово самья, применявшееся как к общинам, так и к лично-свободным общинникам (ранее именовавшимся только анак вануа или анак тхани). Общины, которым даровались привилегии, могли именоваться «царскими общинами» – самья хаджи или варга хаджи.

Центральный государственный аппарат принимает в Кадири тот вид, который он сохранил в основном до конца Маджапахита.

Ближе всех к монарху, как бы вне административной иерархии, стояли «великие министры» (махамантри) – ракерьяны Халу, Хино, Сирикан (в Матараме носители этих титулов нередко были наследниками престола, и на этом основании их можно было бы считать родственниками монарха, но в Маджапахите, о котором нам известно больше, члены царской семьи этих титулов не имели).

Далее шли члены «думы» (пакиракиран, от кира – «думать»), органа, сформировавшегося, видимо, именно в эпоху Кадири.

От эпохи Кадири до нас, как уже отмечалось, дошло очень мало по сравнению с иными, как более ранними, так и более поздними периодами деловых документов, и политическую и экономическую историю Кадири мы знаем довольно плохо.

Крупных архитектурных сооружений в это время также не строили.

Тем не менее это не период упадка. При дворе Кадири создавались замечательные литературные произведения («Арджунавиваха» Пу Панулуха, «Бхаратаюддха» Пу Панулуха и Пу Седаха и др.). В литературной традиции Кадири уделяется значительное место.

Некоторые произведения, созданные в Маджапахите, традиция относит ко времени Кадири.

Один из традиционных яванских стихотворных размеров называется кедири, еще один – Данданг Гула по одному из имен последнего царя Кадири.

Постоянным персонажем яванских народных сказаний является и кадирийский царь Джайябхайя. Напрашивается аналогия с хэйанской эпохой в Японии, когда двор также занимался в основном созданием литературных произведений. Сходным был и конец обеих эпох: власть захватили воины, неискушенные в изящной словесности.

В Кадири оформляется синкретизм шиваизма и буддизма, хотя обе религии сохраняли свою самостоятельность.

Уже в ранних кадирийских надписях встречается сложное слово для обозначения священнослужителей обеих религий – шайвасогата. Показательно, что и первые образцы синкретизма в изобразительном искусстве также относятся к ХI-ХIII вв. Еще более укрепляются эти тенденции в Сингхасари.

Web Analytics