Дэвидсон Р. М. «Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения»
<< К оглавлению |
Был некий Чандаладжа (Candalaja) [«внекастовый по рождению»], который являлся учеником Махачарьи Кукурипы (Mahacarya Kukuripa), и который медитировал на абсолютной ум. Поскольку он практиковал только йогу стадии завершения, то со временем стал одержим идеей безопорной природы всех элементов реальности. Тогда же он отправился в Джаландхару, и там начался мор, в результате чего погибло много людей. Урожай был уничтожен градом. За пять лет не выпало ни одной капли дождя. Обладающего тайными знаниями брахмана [mantrin] спросили о причинах таких невзгод. Он ответил: «В этом месте есть последователь буддистского учения, который тайно следует и излагает небуддийское учение. Все эти несчастья возникли потому, что он находится здесь. В этом мире он погубит других, но в будущем он сам будет уничтожен». Шри Кукурипа услышал это и отправился к Чандаладже, чтобы заново обучить его всему.
Нагабуддхи «*Ардхапанчамагатха» (Nagabuddhi «*Ardhapancamagatha») (1)
«*Ардхапанчамагатха» Нагабуддхи (Nagabuddhi «*Ardhapancamagatha») – это восхитительный компендиум из шестнадцати довольно поздних нравоучительных историй и предостережений от следования неправильным буддийским практикам. Он является попыткой продолжить выполнение некоторых задач, которые характерны для более ранней буддийской литературы, однако большинство из его историй фокусируется на сложной эзотерической проблеме: контроле за отдельными индивидами во времена разрушения социальных границ, вследствие чего буддистские сообщества стали ощущать на себе сильное внешнее давление. В силу множества различных факторов данную угрозу почувствовали не только сиддхи (siddha), но и монашеские центры. Однако поборники буддийской традиции не уступали поле боя без серьезных и длительных попыток создания сети сообществ и списков правил, по которым они должны были управляться. В этой главе рассматривается идеология таких сообществ, описанная в литературе сиддхов, причем в первую очередь в терминах идеализированной формы мандалы сиддхов. Кроме того, здесь также описываются отдельные виды систематизаций сиддхов, касающиеся круговых кладбищ и различных нумерологических систем (к примеру, на основе числа «восемьдесят четыре»), поскольку они обладают гораздо более широким диапазоном вариаций и источников, чем принято считать. Глава продолжается рассмотрением агиографических сообществ, при этом в качестве наглядного примера взята история путешествий и исследований Буддхаджнянапады (Buddhajnanapada), изложенная Витападой (Vitapada). Кроме того, здесь описывается ритуальная составляющая деятельности сообщества сиддхов Индии. В связи с этим обсуждение переходит к рассмотрению священного собрания (ganacakra, ганачакра). Причем в качестве примера используются ранние источники за авторством одного из Индрабхути (Indrabhuti). Поскольку и священные собрания, и большие сообщества в своей деятельности придерживаются определенных правил, далее в главе будут рассмотрены различные примеры стандартов поведения сиддхов. Для таких стандартов требовались методики практического применения, по большей части основанные на системной организации критики нарушений и социального давления, поэтому здесь также исследуется осмысление поведенческих проблем. Как стандарты, так и критические замечания нередко опираются на агиографические эпизоды, изображающие оплошности, подобные той, что описана выше в тексте Нагабуддхи. Глава завершается переоценкой имперской модели эзотерического буддизма, при этом выдвигается предположение, что метафора превращения сиддхи (siddha) во вселенского повелителя магов-видьядхаров (vidyadharacakravartin, видьядхарачакравартин) находилась в постоянном пересогласовании с другими моделями буддийской практики. Также в данной главе повсеместно отмечаются различия между структурами сиддхов и монашескими учреждениями, а также причины их разногласий. Однако, между ними происходил и постоянный взаимообмен идеями, поскольку монахи и сиддхи заимствовали религиозные системы друг у друга и, кроме того, время от времени проживали вместе.