shus 2018
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Северный вход в природный парк Шибаошань (Каменная гора сокровищ, кит. Shibaoshan 石宝山) находится примерно в 19 км к югу от административного центра самого северного уезда Дали-Байского автономного округа Цзяньчуаня (Jianchuan 剑川) и в 14 км к северу от местного туристического центра поселка Шаси (Shaxi 沙溪). Существует также южный вход в парк, который расположен ближе к Шаси, но как он функционирует нигде не написано.
Природный парк Шибаошань располагается на территории небольшого горного массива, разделяющего долины Шаси и Цзяньчуаня. Местные горы сложены в основном из красноватого песчаника и здесь встречаются выходы горных пород очень оригинальной формы. А главными достопримечательностями Шибаошаня являются высеченные в скалах буддистские святилища с многочисленными каменными скульптурами и впечатляющие ландшафты тех мест, где они расположены. Нахождение здесь буддистских монастырей связано с тем, что в древности через эти места проходил участок Чайного конного пути (Tea Horse Road), связывавшего Юньнань и Тибет.
Всего в Шибаошане насчитывается 16 рукотворных гротов, украшенных каменными скульптурами, которые распределены по трем главным объектом. Восемь скальных ниш с большим количеством каменных скульптур входят в состав «Пещерных храмов горы Шичжун» (Shizhongshan grottoes, кит. Shizhongshan shiku 石钟山石窟), еще одним названием этого комплекса являлется «Пещерные храмы Цзяньчуаня» (Jianchuan Grottoes, кит. Jianchuan shiku 剑川石窟). Три ниши с каменными скульптурами располагаются около Львиного перевала (Shizi guan 狮子关) – живописной геологической формации, расположенной напротив горы Шичжун, а еще пять – в расположенной юго-западнее долине Шадэн (Shadeng).
Еще одной достопримечательностью Шибаошаня является монастырь Баосян (Baoxiangsi 宝相寺), расположенный по пути к горе Шичжун. Он находится на скальной возвышенности и кроме живописного местоположения и современных буддистских строений и скульптур знаменит стаями обезьян, обитающими на его территории.
Входной билет в Шибаошань стоит 65ю, еще 40ю надо заплатить за туристический автобус, на котором осуществляется перемещение по территории парка.
***
Мы добирались до Шибаошаня из Цзяньчуаня, хотя основная часть туристов приезжает сюда из расположенного неподалеку Шаси или с экскурсиями из Дали.
В Цзянчуане микроавтобусы до Шибаошаня паркуются на небольшой площадке слева от входа в автостанцию (см. левое фото ниже). На правом фото ниже за лобовым стеклом микроавтобуса видна табличка «Цзяньчуань – Шибаошань».
Отправление происходит по заполнению, поэтому мы просидели в микроавтобусе около сорока минут, ожидая пока наберется семь человек и наблюдая, как наш водитель (грозная на вид и резкая в движениях тетка из местных) носится в поисках пассажиров и минут 20 уговаривает каких-то селянок погрузить свои мешки и сесть в ее микроавтобус.
В конце концов микроавтобус заполнился и где-то в 10:00 мы тронулись в путь (цена билета – 20ю). Приехали на парковку Шибаошаня примерно через полчаса (где-то в 10:30). По дороге несколько человек вышло в каких-то деревнях.
Прямо перед парковкой находятся выполненные в традиционном стиле массивные крепостные ворота (по-моему за ними слева расположен современный храм Хайюнь (Haiyun chansi)), на ее левом краю установлена огромная карта природного парка Шибаошань, а справа тянется ряд строений (тикет-офис, служебные помещения, туалеты и пр.) и дорога, ведущая к стоянке автобуса, которой перевозит туристов по территории парка (см. фото ниже) .
На фото ниже: карты-схемы Шибаошаня (кликабельно): слева – с парковки, справа – со щита около Шичжуна.
На фото ниже: тикет-офис, служебные помещения и пр. (слева) и дорога к остановке внутреннего автобуса (справа).
На фото ниже: остановка (слева) и тикет-офис (справа) внутреннего автобуса.
Автобус едет по территории природного парка по извилистой горной дороге (минуя по пути парковку у подножья возвышенности, на которой находится монастырь Баосян) и минут через 25 прибывает на парковку, расположенную в долине рядом с горой Шиджун и Львиным перевалом (Шицзигуань, Shiziguan) (см. левое фото ниже).
Отсюда до подножья Шиджуншаня на запад идет вымощенная камнем тропа длиной примерно с полкилометра, начало которой обозначено среднего размера порталом (см. правое фото ниже).
Тропинка идет через густой лес и заканчивается перед нижним двориком Шибаошаня (см. фото ниже).
Еще в начале пути (на парковке около план-схемы Шибаошаня) разговорились с парой пенсионеров из Европы, которые приехали с гидом на машине из Дали. Они оказались гражданами Израиля, живущими в Амстердаме. В Израиль родители женщины эмигрировали из Болгарии после войны. Она немного помнит болгарский язык, а еще сама учила русский (но сейчас помнит только некоторые русские слова), поэтому и опознала в нас русских. Ее муж – душевный и довольно юморной мужик – много расспрашивал нас о жизни в России, ценах, Путине и т.п., т.к. (с его слов) у них об этом пишут всякую нелепицу. Дальше мы все время шли вместе, болтая о делах житейских, политике и пр. Часто в разговоре принимал участие и их гид – молодой парнишка-китаец, эмоциональный и очень дружелюбный (к тому же ярый почитатель Путина и Си Цзиньпина).
Достопримечательности горы Шичжун расположены на нескольких уровнях (см. фото ниже). Сразу справа за нижним двориком (1) находится каменный купол высотой наверное метров 10-12 (2), поверхность которого имеет характерную для здешних мест фактуру (такую же, как и скала-верблюд на нижнем дворике).
Эта скала называется «Каменный колокол» (Шичжун, кит. Shizhong 石钟) и считается, что она дала название всей горе.
Ниши со скальными скульптурами располагаются немного выше (3-5), а венчает скальный обрыв обзорная площадка (6), с которой можно быстро спуститься к парковке по короткой дороге, идущей по восточному склону Шибаошаня (за левым обрезом фото).
На восточном краю нижнего дворика высится скала, носящая название «Каменный верблюд» (Shiluotuo 石骆驼), на вершине которой установлен небольшой каменный павильон, а на боковой поверхности высечены тексты из буддийских сутр (согласно местной легенде верблюд доставил сутры к воротам храма, а затем окаменел).
Справа от выхода с нижнего дворика находится «Каменный колокол», а чуть далее располагается ниша со скальными скульптурами N1 (см. фото ниже).
Ниша N1 имеет ширину 1.7 м и высоту 1.34 м. и украшена резным трехъярусным карнизом. Внутри нее находится скульптурное изображение шестого правителя Нанчжао Имоусюня (Yimouxun, 779-808 г.г.) на троне в окружении слуг и придворных. Интересной деталью здесь является корона Имоусюня, выполненная в виде бутона лотоса.
Невдалеке от нее находится ниша N2 c большим групповым барельефом (всего 16 фигур) в центре которого находится изображение пятого правителя Наньчжао Гэлофэна (Geluofeng, правл. 748-779 г.г.). Эта скальная ниша также украшена декорированным трехъярусным карнизом и имеет следующие размеры: 1.52 м в ширину и 1.46 м в высоту.
Далее с широкой каменной площадки несколько пролетов каменной лестницы (см. фото ниже) ведут на средний уровень, где располагаются ниши с буддистскими скульптурами NN 3-8.
***
***
Сразу за входом расположены ниши N3 (справа) и N4 (слева) (см. фото ниже).
В нише N3 находится скульптурное изображение бодхисатвы Кшитигарбхи (Ksitigarbha, кит. Dizang Pusa) (см. левое фото ниже), а в нише N4 располагается буддистская триада школы Хуаянь (Huayan) в составе: Будда Вайрочана (Vairocana, кит. Piluzhena Fo) на троне по центру, бодхисатва Самантабхадра (Samantabhadra, кит. Puxian Pusa) на слоне слева и бодхисатва Манджушри (Manjushri, кит. Wenshu Pusa) на льве справа (см. правое фото ниже). На задней стене слева и справа от ореола, окружающего Вайрочану, находятся два изображения учеников Будды, а позади бодхисатв – ореолы в виде языков пламени.
Ниша N5 представляет собой большую скульптурную композицию, которая состоит из трех частей посвящена Вималакирти-сутре (Vimalakirti-sutra) (см. фото ниже). В центре нее находится изображение Вималакирти, проповедующего дхарму двум собеседникам , а слева и справа – две отдельные ниши со скульптурными образами бодхисатв.
Здесь привлекает внимание детальное исполнение в камне элементов деревянного павильона, в котором находится Вималакирти.
***
Ниша N6 является самой большой и самой «представительной» на Шичжуншане (см. фото ниже).
В центре нее находится фигура Будды Шакьямуни (Sakyamuni) с двумя главными учениками: Анандой (Ananda) (слева) и Кашьяпой (Kasyapa) (справа) (см. левое фото ниже).
Слева и справа от этой триады симметрично располагаются две скульптурные группы, каждая из которых состоит из четырех скульптурных изображений гневных защитников буддистского учения видьяраджей (vidyaradja, кит. mingwang, тиб. heruka) и одного охранителя (см. правое фото ниже и далее).
Здесь представлены восемь видьяраджей, что соответствует позднему периоду развития китайского эзотерического буддизма (кит. zhenyan zong, яп. shingon-shu). Все фигуры значительно повреждены и у них по большей части отсутствуют руки с каноническими атрибутами, по которым можно точно определить кому принадлежит тот или иной образ. С уверенностью идентифицируются только Ямантака (Yamantaka) на буйволе (это первый слева видьяраджа) и Хаягрива (Hayagriva) с головой коня над центральным лицом (первая справа от триады Шакьямуни фигура) (см. правое фото ниже).
***
В следующей нише N7 находится скульптурное изображение сидящей на троне Гуаньинь (Guanyin). Прямоугольная выемка на ее груди, скорее всего, является разграбленным реликварием. Справа и слева от фигуры Гуаньинь на скальной стене размещена эпиграфика, которая является поэтическим текстом, написанным знаменитым поэтом Юань Яном (Yuan Yang) 1562 году.
Последняя, 8-ая, ниша является самой известной не только в Шичжуншане, но и далеко за его пределами (см. фото ниже).
Здесь в глубокой нише, обрамленной резным порталом, находится скульптурное изображение вагины высотой 0.42 м (см. фото ниже), которое на языке народа бай называется «аянбай» (ayangbai 阿央白) (точное значение этого слова неизвестно).
О том когда и как появилось эта скульптура ничего неизвестно, но она с давних времен почитается народом бай как обладающая магической силой, способствующей плодовитости женщин. Раньше местные жители совершали здесь ритуалы, натирая каменный образ маслом, но сейчас это вроде как запрещено, поскольку Шичжуншань является культурным объектом всекитайского уровня (хотя глядя на ее черный цвет и потеки масла на камне, можно предположить, что этот запрет не очень-то и соблюдается).
По поводу происхождения и значения этой скульптуры у ученых нет единого мнения. Есть версии, что это древнее святилище народных культов, также высказываются предположения о ее тантрическом происхождении и предназначении. Довольно здравомысляще выглядит предположение, что в этой нише когда-то находился скульптурный образ Гуаньинь (Авалокитешвары), о чем косвенно свидетельствует частично уцелевшая эпиграфическая надпись (белый прямоугольник над нишей, см. фото выше), но в какое-то время он разрушился (или был разрушен), а из его остатков был высечено изображение «аянбай». К этому можно добавить только то, что данная скульптура является единственным в мире скульптурным изображением вагины, находящимся в буддистском святилище.
С двух сторон от «аянбай» находятся изображения двух из четырех Небесных правителей (Chaturmaharaja, кит. Si Tianwang), к которым справа и слева примыкают барельефы с образами будд.
На фото ниже: слева – владыка востока Дхритараштра (Dhritarastra) и Будда Амитабха, справа – владыка юга Вирудхака (Virudhaka) и Будда Вайрочана.
На фото ниже: скульптурные изображения «аянбай» в Музее народов Китая (China Ethnic Museum) в Пекине (слева) и в музее города Дали (справа).
После осмотра буддистских скульптур поднялись на обзорную площадку, с которой открывается панорамный вид на всю долину и находящийся напротив Львиный перевал.
На фото ниже: вид на нижний дворик со скалой-верблюдом.
На фото ниже: вид на расположенный напротив Львиный перевал (Shiziguan 狮子关).
На фото ниже: вид на запад на Каменный колокол, нижний дворик и долину.
Прошли за обзорную площадку к началу дороги, ведущей вниз к подножью горы, и по ней минут за 15 спустились до парковки. Погрузились в автобус, немного подождали его заполнения и тронулись в путь.
Около парковки монастыря Баосян (широкая площадка с сувенирными ларьками и общепитом у подножья скалы) автобус остановился и сопровождающая его девушка спросила, есть ли желающие посетить Баосян. Таковых не оказалось и автобус двинулся дальше к входу в природный парк (а спустившиеся с Баосяна туристы остались ждать следующего автобуса).
Приехали на парковку примерно в час дня (время от «парковки до парковки» составило примерно 2,5 часа) и я отправился к местным служащим узнать, когда будет транспорт до Цзяньчуаня. Как ни странно, но никто из них об этом ничего не знал, а все советы заключались в предложении поискать попутку на парковке. После таких разговоров стало ясно, что так просто мы отсюда не выберемся.
Чтобы не терять времени даром мы отправились пешком к своротку с основной дороги Цзяньчуань-Шаси на Шибоашань (до нее от парковки – около 2-х км) (см. фото ниже). От Шибаошаня дорога все время идет с уклоном вниз, вокруг красивые виды, поэтому и не заметили, как дошли (на это ушло примерно полчаса).
Отошли немного в сторону от перекрестка и стали ждать автобусы из Шаси. Но когда один из них проехал полный и не остановился, то начала голосовать всем подряд. Пару раз останавливались легковые машины, но им было с нами не по пути (поворачивали до въезда в город направо на скоростную автостраду).
Наконец нас подобрал старенький минивин с какими-то рабочими, ехавшими по делам в Цзяньчуань (всего на перекрестке мы прооколачивались минут 25). В городе они нас высадили недалеко от автостанции. Я дал ребятам 20ю, а они даже немного растерялись (но очень обрадовались), т.к. вообще-то подвозили нас бесплатно. Прошли немного вперед, взяли мото-рикшу и минут за 5-7 доехали до отеля. Вернулись в отель примерно в 14:45. Таким образом вся поездка в Шибаошань заняла примерно 5 часов 40 минут (считая от отеля и до отеля).
Некоторые цены и временные расклады:
Микроавтобус до Шибаошаня – 2х20ю
Цена входного билета в Шибаошань – 65ю
Внутренний автобус по Шибаошаню – 2х40ю
Моторикша из центра до отеля – 5ю
Поездка до Шибаошаня и обратно:
Вышли из отеля – 9:05
Пришли на автостанцию – 9:15
Отправились к Шибаошаню – 10:00
Приехали в Шибаошань – 10:30
Отправились к Шичжуншаню на внутреннем автобусе – 10:50
Доехали до парковки у Шичжуншаня – 11:15
Отправились обратно с парковки у Шичжуншаня – 12:45
Доехали до парковки у входа в Шибаошань – 13:05
Вышли пешком в сторону перекрестка – 13:15
Дошли до перекрестка – 13:42
Сели в минивэн до Цзяньчуаня – 14:05
Приехали в город – 14:40
Добрались до отеля – 14:45
Всего: 5 часов 40 минут