shus 2017
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Буддистский пещерный комплекс Тяньлуншань (Tianlongshan Grottoes, кит. Tianlongshan Shiku 天龙山石窟) расположен в 42-45 км (смотря как ехать) от центра города Тайюаня в глубине гор на высоте примерно 1700 м над уровнем моря. На русский язык его название переводится как «Гора небесного дракона».
Источники в интернет пишут, что билет для посещения Тяньлуншаня стоит 30ю, но, возможно, что это для туристического сезона. Во время нашего посещения в октябре вход был бесплатный (правда, за въезд на территорию взяли 20ю), хотя тикет-офис на верхней парковке имеется и служащие присутствуют.
Посетить Тяньлуншань можно двумя способами: 1) взять из города такси «туда-обратно с ожиданием» по счетчику или договориться на конкретную сумму; 2) доехать автобусами 308 (от ж.д. вокзала), 804 и 856 (эти два идут из центра города) до парково-архитектурного комплекса монастыря Цзиньцы (название монастыря: Jinci si 晋祠寺, название комплекса: Jincigongyuan 晋祠公园), а там у главного входа взять такси (сколько это будет стоить и всегда ли они там есть – я не знаю, но когда мы проезжали мимо Цзиньцы, то пара такси у входа стояла).
Дальше схема посещения выглядит так (см. карту): такси приезжает на верхнюю парковку Тяньлуншаня (здесь тикет-офис и главный вход) (Р1), высаживает пассажиров и спускается на нижнюю парковку (Р2), где и ожидает пока народ осмотрит достопримечательности (1-6) и спустится сверху к монастырю Шэншоусы (Shengshousi圣寿寺) (7). Затем вместе с пассажирами возвращается обратным путем – через верхнюю парковку к Цзиньцы.
Расстояние от города до Цзиньцы составляет примерно 26 км (он расположен вдоль дороги S039, парковка и главный вход – с юго-западной стороны рядом с дорогой). От Цзиньцы до Тяньлуншаня – где-то 13-14 км, от верхней парковки до нижней – около 3-х км (см. карту – извилистая дорога слева).
В 6-ом веке н.э. в этих местах располагался летний дворец Гаохуаня – выдающегося военноначальника династии Северная Вэй (534-550 г.г.) и отца первого императора государства Северная Ци Гао Яна (550—577 г.г.). Первые пещерные буддистские храмы были высечены в скалах по приказу Гаохуаня, а их дальнейшее сооружение было продолжено его сыном.
После некоторого перерыва эти работы были возобновлены в период династии Суй (581-618 г.г.), но основная часть пещер (всего 15) была высечена в 7-8 столетиях во времена династии Тан (618-907 г.г.). Всего комплекс Тяньлуншань включает в себя 25 пещер, самые значимые из которых пронумерованы с 1-ой по 21-ую. Пещеры располагаются на двух протяженных скальных утесах (горная порода – песчаник), которые обращены к югу и разделены неглубокой ложбиной, а их общая протяженность составляет несколько сот метров. Восточная группа пещер (5) включает в себя пещеры NN 1-8, а Западная (6) – пещеры NN 9-21. Все пещеры комплекса обращены фасадом на юг, за исключением пещеры N11, которая «смотрит» на восток и пещер N19 и N20 фасады которых повернуты на запад.
Внизу в долине, примерно в полукилометре от пещер, располагается монастырь Шэншоусы (Shengshousi), который согласно историческим хроникам был основан в период правления династии Северная Ци.
***
Перед въездом на верхнюю парковку установлен шлагбаум и будка с охранником, взимающим 20ю за въезд на территорию (хотя высадив пассажиров машина обычно тут же уезжает на нижнюю парковку).
На южном краю парковки возвышается входной портал в виде не очень масштабной реплики традиционных городских ворот, а рядом с ним притулился небольшой деревянный тикет-офис, который, впрочем, не работал.
Нас встретили явно скучающие местные служащие во главе с плотной тетенькой в красном пальто. Она объяснила водителю, куда ехать и где нас ждать, после чего он, показав жестами, что едет вниз, укатил на нижнюю парковку.
Пока я фотографировал парковку и башню, супруга крепила дружбу народов, поэтому, когда мы тронулись вниз, нас провожали как родных.
Во время этой поездке по Китаю (прошлая была три года назад) при общении с народом наблюдалось практически поголовное позитивное отношение к России в целом и к Путину в частности (при этом ни один не вспомнил Хоркину или Витаса).
На фото справа: дружба народов, у тетеньки в красном в руках купюра с изображениями нашего родного города, а у супруги – «разговорник» (бумажка с иероглифами).
Сразу за небольшой площадкой, расположенной за входным порталом, начинается крутой спуск вниз. Хотя почти все время светило довольно яркое солнце, было в общем-то прохладно, т.к. почти все время дул холодный (и временами сильный) ветер.
В конце каменной дорожки, которая продолжает лестницу, установлен первый указатель (стрелки направлены вниз). На первой табличке написано название ближайшего объекта: «Место летнего отдыха правителя Гаохуаня», на второй – названия трех последующих: «Пещера Белого дракона», «Поэма Фэн Юйсяна» и «Пещеры восточной и западной вершин», а на третьей – какие-то местные достопримечательности (Семь сосен, храм Гуаньинь и пр.) и последним – монастырь Шэншоусы.
Немного ниже него располагается первая из упомянутых достопримечательностей: современный открытый павильон, с площадки которого открывается вид на долину (см. правое фото).
Покрывающий склоны холмов густой лес из из пушистых сосен и кипарисов – это отдельная достопримечательность. Гулять по такому одно удовольствие!
Ниже павильона Гаохуаня располагается «Пещера Белого дракона». Табличка у входа во внутренний дворик гласит:
Пещера Белого Дракона также называется храмом Белого Повелителя Драконов (Бога дождя). Ее главный зал сооружен в виде пещеры из огромных каменных блоков и включает в себя три помещения, своды которых поддерживаются восьмиугольными колоннами. Вырезанные из дерева изображения Повелителя Драконов и его слуг изначально были помещены в главный зал, украшенный изысканной резьбой. Здесь же находится большой пруд, носящий название «Водоем дракона» (другое название «Чудодейственный и магический Пруд Дракона») и выложенный внутри огромными каменными блоками, который расположен к западу от главного зала и который считается одной из «Восьми великих достопримечательностей горы Тяньлун». В древние времена он использовался как место для вознесения молитв о даровании дождя, которые часто приносили требуемый результат.
Два боковых помещения храма закрыты (возможно, что это следствие бесплатного входа), а в центральном, который выглядит вполне современным строением, располагается небольшой буддистский храм с образом Гуаньинь (см. фото ниже).
Есть ли в этом храме образы Белого дракона, что это за восьмиугольные колонны и где находится магический пруд (на местной карте он не обозначен) – я так и не понял.
Немного ниже храма Белого дракона расположена довольно широкая площадка с каменной стенкой, на которой в неглубокой нише нанесены надписи красными иероглифами. На карте и табличках это место обозначено как «Поэма Фэн Юйсяна».
Еще ниже стоит указатель и находится развилка дорожек к Восточным (налево) и Западным (направо) группам пещер.
Указатель установлен рядом с лестницей, ведущей наверх к Западной группе пещер (см. правое фото ниже), а лестница, по которой начинается спуск вниз к монастырю начинается рядом Восточной группой пещер (см. левое фото ниже).
В первой половине 20-го столетия, в период смут и войн из пещер Тяньлуншаня было похищено и вывезено за пределы страны около ста скульптур и скульптурных фрагментов, которые теперь находятся в различных музеях и частных коллекциях по всему миру. Определить их принадлежность комплексу Тяньлуншань стало возможным благодаря тому, что в 1920-х годах было проведено фотографирование художественных объектов этих пещер. К слову сказать, публикация этих фотографий сыграла роковую роль в судьбе Тяньлуншаня, т.к. великолепные скульптуры (в основном эпохи Тан) сразу привлекли внимание профессиональных похитителей произведений искусства и их международных заказчиков.
Помимо тотального разрушения внутренних интерьеров пещер грабителями (сейчас в практически во всех них них, кроме пещеры N9, попросту нечего смотреть), другим неблагоприятным фактором стало качество горной породы – она оказалась достаточно мягкой и сильно подверженной эрозии (особенно это заметно по наружным элементам, в частности скульптурам).
Лестница оканчивается на площадке перед пещерой N9.
Пещера N9 является первой (со восточной стороны) в Западной группе пещер и самый большой в Тяньлуншане.
Ее скульптуры датируются периодом династии Тан (считается, что они были высечены в 7-ом веке в период правления императрицы У Цзэтян), а деревянное сооружение перед ними (Manshan Pavilion) впервые было сооружено в период династии Мин и восстановлено уже в недавние времена.
Пещера представляет собой скальную нишу, в которой на двух уровнях расположены огромные каменные статуи. На верхнем уровне, ширина которого составляет 6.5 м, находится статуя Будды Майтрейи высотой около 8 м. На нижнем, шириной 10.5 м, по центру располагается скульптурный образ одиннадцатиголового бодхисатвы Авалокитешвары (кит. Гуаньинь) высотой 5.5. м, слева от него находится фигура бодхисатвы Манджушри (кит. Вэншу) на льве, а справа – фигура бодхисатвы Самантабхадры (кит. Пусянь) на слоне.
Внутрь этого сооружения не пускают и бдительные охранники следят за тем, чтобы народ не фотографировал даже через открытые двери, поэтому далее я использую фотографии из доступных источников.
На фото ниже: нижний ярус с триадой Манджушри – Авалокитешвара – Самантабхадра. За спиной крайних бодхисатв барельефы с изображением Чистой земли Будды Амитабхи.
На фото ниже: слева – Манджушри на льве, справа – Самантабхадра на слоне.
Голова Авалокитшвары. Такая форма этого бодхисатвы называется Экадашамукха (Одиннадцатиголовый).
На трех фото ниже: верхний ярус со статуей Будды Майтрейи.
От площадки перед пещерой N9 начинается дорожка, идущая вдоль высокого каменного утеса, в котором высечены остальные пещеры. На фото ниже у левого обреза фронтальная часть пещеры N10, датируемой периодом династии Северная Ци (550—577 г.г.), в которую сейчас можно попасть только через узкий проход из пещеры N9.
Ниже на левом фото: на переднем плане – пещера N13 (просто пустая ниша), вдали – фронтальная часть пещеры N12, ее вход обрамлен двумя барельефами с изображением ступ.
На правом фото и фото ниже: вход в небольшую пещеру N15. Справа и слева от входа находятся остатки фигур охранителей. Внутри самой пещеры практически ничего не сохранилось.
На фото ниже: пещера N16. Она датируется периодом Северная Ци (550—577 г.г.) и примечательна своей каменной резьбой, имитирующей деревянную конструкцию (карниз крыши и поддерживающие ее традиционные китайские консоли). Этот стиль был заимствован у индийских пещерных храмов, но с использованием китайских конструкционных элементов.
Ниже на левом фото: слева чуть проглядываются неизвестная (для меня) пещера, правее ее – пещера N17. На правом фото – неизвестная пещера.
На фото ниже: скальный утес и дорожка вдоль него.
На фото ниже: еще одна расположенная на высоте небольшая пещера и вид на скальный утес.
Дорожка заканчивается небольшой площадкой перед обращенными на запад пещерами NN 19 и 20.
Внутри они представляют собой вот такое грустное зрелище:
Вернулись обратно к девятой пещере и по каменной дорожке прошли к группе Восточных пещер.
На фото ниже: вид от Восточных пещер на Западные.
Первая группа пещер расположена в два яруса: внизу – пещеры 4-6, наверху – 7-8.
На фото слева: пещера N6, вдали за деревом две небольшие пещеры N4 и N5.
На фото справа: пещера N8, справа от нее расположена совсем маленькая пещера N7 (закрыта деревянной решеткой).
К первой группе пещер примыкают пещеры N2 и N3 (см. фото ниже). Между их входами расположена ниша, в которой когда-то находилась стела с надписью (кем и зачем она была сколота – непонятно).
Над ними расположена веранда и вроде бы вход(ы) в пещеру(ы) (см. фото ниже). Вероятно это сооружение относится к этой же группе пещер, т.к. нигде не упоминается под отдельным номером.
Внутри эти две пещеры выглядят также безрадостно (см. фото ниже).
На фото ниже: слева – сколотая стела, справа – небольшие барельефы справа от пещеры N2.
Пещера N1 располагается метрах в пятидесяти к востоку от остальных Восточных пещер.
Это небольшая пещера, на фасадной части которой сохранилась имитация деревянных конструкций крыши (карниза и консолей) (см. левое фото). Внутри в высеченной в задней стенке нише располагается поврежденное скульптурное изображение Будды Майтрейи (см. правое фото).
На этом осмотр пещер Тяньлуншаня и был закончен. Мы вернулись к началу дорожки, ведущей к Восточным пещерам и отправились вниз.
Уже недалеко от монастыря расположена небольшая беседка, где можно отдохнуть и напоследок полюбоваться на заросшие лесом горы и скальные утесы с пещерами.
Минут за десять дошли до парковки (в монастырь решили не заходить, я видел его фотографии – все традиционно).
Погрузились в наше электротакси – и вперед (то есть назад), в Тайюань.
===