♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Гигантские скальные образы Будды в Китае, Шри Ланке и Индии

Китай

Шри Ланка

Индия

 

Китай

Лэшань

Статуя сидящего Будды высотой 71 м высечена в прибрежном скальном утесе горы Линюньшань на противоположном от Лэшаня восточном берегу реки Миньцзян, напротив места впадения в нее р. Даду.

shus

Гигантский Будда датируется периодом династии Тан, причем известно точное время его сооружения: с 713 по 803 г.г.

Огромная статуя входит в комплекс религиозных сооружений горы Линюньшань (в прибрежном утесе которой она собственно и высечена), среди которых есть очень известные храмы и пагоды.

После завершения создания гигантского Будды для защиты от внешней среды вокруг статуи был сооружен 13-тиярусный деревянный павильон, сожженный в смутные времена в 17-ом веке.

Слева и справа от Будды находятся высеченные в нишах фигуры бодхисатв. Несколько десятков подобных изображений разного размера и разной степени сохранности располагаются по всему утесу.

Некоторые размеры гигантского Будды: высота статуи – 71 м, ширина по плечам – 24 м, высота головы -14,7 м, количество завитков на голове – 1021, высота уха – 6.7 м, ширина глаза – 3.3 м, длина носа – 5.3 м, указательный палец – 8.3 м.

Юньган

Комплекс буддистских пещер  Юньган  (Yungang Shiku) находится 16 км к западу от китайского города Датун, провинция Шаньси.

shus

Все пещеры – рукотворные, высечены в сплошном скальном обрыве к югу от горы Учжоу (Wuzhou). Горная порода – характерный для этих мест желтовато-сероватый песчаник.

Доступный для посещения обустроенный и отреставрированный участок Юньганя ориентирован с востока на запад (т.е. все пещеры обращены фасадом на юг), имеет протяженность около 1 км и содержит множество разнообразных пещер и ниш, из которых наиболее значимые пронумерованы с 1-ой по 45-ую.

Начало сооружения пещерного комплекса Юньгань связано с расцветом Пинчена (Pingcheng, нынешний Датон) – столицы империи табгачей (тоба (кит.), одна из ветвей сяньбийцев – кочевого народа, жившего на севере Монголии) в период их наибольшего могущества, когда они объединили под своей властью большую часть северного Китая (включая Ганьсу) в государство, известное под названием Северная Вэй или Тоба Вэй.

В соответствии с историческими периодами пещеры Юньганя делятся на три группы, отличающиеся стилем, архитектурой и иконографией: 1) пещеры раннего периода: с 16 по 20, известные как «Пять пещер Тань Яо» – созданы с 460 по 465 г.г.; 2) пещеры среднего периода: 5 по 13, а так же пещеры 1 и 2 – созданы с 471 по 494 г.г.; 3) пещеры позднего периода: пещеры с 20 и далее на запад, а так же 4, 14 и 15 и ряд маленьких пещер и ниш по всей территории комплекса созданых с 494 по 524 г.г.

Одной из уникальных особенностей Юньганя является то, что здесь внутри пещер находятся восемь гигантских статуй различных Будд (Амитабхи, Гаутамы и Майтреи), среди которых статуя Амитабхи имеет высоту около 10 м, а остальные – от 14 до 17 м.

Подробнее о Юньгане

Лунмэнь

Лунмэнь – будистский пещерный храмовый комплекс, расположенный в 12 км к югу от г. Лояна  (провинция Хэнань) на скалистых холмах западного и восточного берегов текущей с юга на север реки И (Yihe).

shus

В процессе сооружения пещерного комплекса Лунмэнь выделяют четыре основных исторических периода:

1) Начало сооружения пещер Лунмэнь датируется 494 г., когда правители Северной Вэй (Тоба Вэй) перенесли свою столицу из Пинчена (нынешний Датун) в Лоян и продолжили сооружение буддистских пещерных комплексов уже на новом месте вплоть до падения Северной Вэй в 536 г. (см. также «Пещеры Юньган»).

2) Период смут и раздоров с 524 г. по 625 г., когда пещеры почти не создавались.

3) Период с 626 г. по 755 г. – время расцвета великой династии Тан и возвышения буддизма. В этот период было создано около 60% от общего количества пещер.

4) Заключительный период смут, войн и волнений с 755 г. по 1127 г. от династии Тан до Северной Сон, когда сооружение пещер в Лунмэне практически не велось.

Самым грандиозным объектом и «визитной карточкой» Лунмэня является Фэнсянь Сы (см. фото выше), который был сооружен в период династии Тан единственной в истории Китая женщиной-императором  У Цзэтянь (Wu Zetian).

Фэнсянь Сы, как и все остальные пещеры Лунмэня, вручную высечен из утеса. Его размер в плане составляет 36 м х 41 м; высота центральной статуи – 17 м.

 Подробнее о Лунмэне

Баодиншань

То, что называют обобщающим термином «Баодиншань», является группой историко-культурных объектов,  расположенных около горы Баодиншань вблизи городка Баодин на расстоянии примерно 15-ти километров от Дацзу.

shus

Главным среди них является комплекс сооружений буддистского монастыря Шэншоу (Shengshou Si), в состав которого входят задание самого монастыря, два скальных скульптурных комплекса: Сяфовань и Дафовань, а также несколько других объектов.

Дафовань расположен в протянувшейся с запада на восток узкой U-образной зеленой ложбине, обрамленной скальными обрывами. Его длина – около 500 м, ширина – около 30 м и высота скал – от 3-х до 15-ти метров.

В составе комплекса скальной скульптуры обычно выделяют от 30-ти до 32-х скульптурных композиций, среди которых как заполненные скульптурами пещеры и огромные ниши, так и отдельные небольшие скульптурные группы или барельефы.

Статуя лежащего Будды Гаутамы длиной 31 м занимает всю восточную часть Дафованя. Это довольно нестандартное, если не уникальное изображение лежащего Будды.

shus

Это довольно нестандартное, если не уникальное изображение лежащего Будды.

Желание создать главную статую комплекса грандиозного размера и ограниченные по размеру возможности скального утеса привели к необычному решению: высечь неполную статую, как по длине, так и по высоте.

У лежащего Будды таким образом отсутствует не только нижняя часть тела (приблизительно в районе колен), но так же уменьшено примерно наполовину левое плечо, а правое плечо и рука полностью отсутствует.

Ниша с изображением родственников Гаутамы над лежащей фигурой отражает одну из главных идей Давофаня: показать на примере Будды, что традиционные китайские семейные ценности присущи так же и буддизму.

Другое новаторство относится уже к персонажам, находящимся перед статуей Будды: они изображены в виде бюстов и таким образом вся композиция должна была бы выглядеть довольно гармонично, как будто из большой картины по рамке вырезали крупный план.

 Подробнее о Баодиньшане

Аньюэ

Гигантская скальная скульптура, изображающая лежащего Будду (кит. Вофо) расположена в сельской глубинке примерно в 45 км к северо-востоку от Аньюэ (Anyue) и примерно в 4.5 км к северу от поселка Бамьяо (Bamiao xiang).

shus

Фигура ушедшего в окончательную нирвану Будды Шакьямуни (Махапаринирвана Будды) высечена в скальном утесе высотой около 10 м и располагается в неглубокой нише, высотой от 3-х до 6-ти метров, расположенной примерно в 3.5 м от уровня земли.

Статуя датируется началом 10 века н.э. (концом династии Тан – началом периода «смутного времени» Пяти царств ).

Общая длина фигуры Будды составляет 23 м, головы – 3 м, а ширина плеч – 3.1 м. По центру статуи расположена фигура сидящего «спиной к зрителю» человека, который проверяет у умирающего Будды пульс (еще одна интересная особенность этой статуи, являющаяся местным творчеством).

От центра и вправо над статуей расположена ниша, в которой находится 21 барельеф, изображающий будду, бодхисатв, божеств, последователей Учения и пр., а у ног Будды находится фигура грозного охранителя ваджрапанибалина (кит. цзиньган лиши).

Подробнее о Вофо (Аньюэ)

Шуйляньдун

Природный парк Шуйляньдун (Shuiliandong scenic area) находится примерно в 10 км к северо-западу от небольшого городка Ломень (Luo men 洛门), расположенного рядом с национальной автострадой G30.

shus

Расстояние до Ломеня от Ушаня (Wushan) (на запад) составляет около 15 км, до Ганьгу (Gangu) (на восток) – примерно 32 км, а до Тяньшуя (также на восток) – около 100 км.

Расположенный здесь гигантский барельеф представляет собой попросту захватывающее зрелище. Его высота составляет 42.3 м, а ширина – наверное около 30 м.

Наклонная поверхность скалы , на которой находится эта триада, по сути является неглубокой нишей, которая делится на две части, находящиеся под небольшим углом друг к другу. На левой части ниши в три яруса располагаются остатки скульптур и настенных росписей, к которым по скале ведут узкие крутые лестницы (закрытые для посетителей), а правая во всю высоты скальной ниши занята гигантским барельефом.

Согласно надписи на табличке, расположенной у основания скалы, в период династии Северная Чжоу (правление императора Мин, 557—560 г.г.) где-то здесь находился буддистский монастырь Лашао  (Lashao Si 拉稍寺) (по-моему от него ничего не осталось и эта информация получена скорее всего из хроник), поэтому во всех источниках, а также на планах у тикет-офиса и на табличках под скалой, это место называется  La Shao Si, La Shao Temple или La Shao Temple Cliff (Утес у монастыря Лашао). Сами же скальные барельефы имеют явно более позднее происхождение, но кем и когда они были созданы – не известно (кстати и ученые здесь появились впервые только в 1959 году). 

Подробнее о Шуйляньдун

Дасяншань

Комплекс буддистских и даосских монастырей и пещер Дасяншань располагается по обе стороны от гребня протянувшейся с юго-востока на северо-запад узкой и высокой скальной гряды (длина – более полукилометра, а ширина в верхней части – от 50 до 150 м), которая находится на юго-западной окраине небольшого городка Ганьгу (Gangu 甘谷), километрах в 3-х от городского центра и в 4-х – от автоcтанции.

shus

Пещеры и храмы Дасяншаня датируются  с начала 6-го века по 9-ый век (от Северной Вэй до династии Тан). Всего в Дасяншане числится 22 пещеры, которые расположены у вершины в восточной части гряды,  но знаменит он в первую очередь своей пещерой N 5 – огромной нишей с гигантской статуей Будды. 

Помимо пещер на гребне скальной гряды и на ее южном склоне располагается с десятка полтора различных храмов и монастырей, из которых самым большим и самым известным является  храм Юнмин (Yongming si 永明寺).

Высота скальной гряды в восточной  части составляет около 200 м (над уровнем моря – примерно 1500 м). 

Пещера большого Будды Будды представляет собой огромную скальную нишу, обрамленную прямоугольным порталом. Ее размеры составляют: 14 м в ширину, 4.5 м в глубину и 34 м в высоту. 

Внутри ниши располагается гигантская статуя сидящего Будды высотой 23.3 м и шириной по плечам  9.5 м. 

Ниша датируется периодом династии Тан (6-9 в.в. н.э.), а датировка самой статуи нигде не указана, т.к.она глиняная и наверняка пережила не одно восстановление и перестройку (то что мы видим наверняка является современной реконструкцией). 

Пишут, что это скульптурный образ будущего Будды – бодхисатвы Майтреи (Будды Майтреи).

Тяньтишань

Буддистский пещерный комплекс Тяньтишань расположен примерно в 55 км к юго-востоку от Увэя (Wuwei) на крутом и скалистом восточном берегу водохранилища Хуанян (Huangyang reservoir), сооруженном на одноименной реке.

shus

Путь к пещерам состоит из двух частей: первые приблизительно 35 км – по по провинциальной автодороге G312, а последний участок – вверх по горной долине и спуск через небольшой перевал к водохранилищу.

«Тяньти» переводится как «небесная лестница» (или «лестница на небеса»), а «шань» – «как гора». Другим названием этого пещерного комплекса является традиционное Дафосы (кит. Dafo si 大佛寺) – «Храм Большого Будды», что связанно с тем, что здесь находится гигантская статуя сидящего Будды (по-китайски – Дафо) .

Всего комплекс Тяньтишань включал в себя 19 пещер и ниш, расположенных на трех уровнях, в которых археологами было обнаружено около 40 скульптур и около 100 кв. м настенных росписей, датируемых от 4-го до 17-го веков. В 1958 году в связи сооружением водохранилища и подтоплением места расположения комплекса все находившиеся в пещерах статуи были вывезены в Музей провинции Ганьсу в Ланьчжоу и в Академию Дуньхуана. Для осмотра в настоящее доступны только музей Тяньтишаня и статуя Большого Будды. 

Скальная ниша, в которой находится Большой Будда имеет следующие размеры: 28 м в высоту, 19 м в ширину (у основания) и 16 м в глубину. Высота статуи составляет примерно 25 м, а ширина – около 10 м.

Майцзишань

Один из самых впечатляющих буддистских скальных храмовых комплексов Китая Майцзишань находится рядом с поселоком Майцзи (Maiji Town, Maiji District, Tianshui, Gansu Province), расположенном на расстоянии около 45 км к юго-востоку от города Тяньшуй и в 25 км от ж.д. станции Тяньшуй-Майцзы (провинция Ганьсу).

shus

Майцзишань – это высокий покрытый зеленью холм высотой 142 м, южная сторона которого представляет собой вертикальный скальный утес.

Скальный утес Майцзишань простирается с юго-запада на юго-востока. Его фронтальная плоскость неравномерна по высоте и имеет слегка закругленную форму.

На ней на высоте до 50 м высечены соединенные между собой мостиками и лестницами ниши и неглубокие пещеры, в которых расположены глиняные и каменные буддистские скульптуры, фрески, стелы и пр.

Всего в Майцзишань числится 191 пещера и ниша: с 1 по 50 – на юго-восточной части и с 51 по 191 – юго-западной.

 Среди прочего здесь находится два гигантских барельефа, изображающих Будду в окружении двух бохисатв (юго-западная и юго-восточная триады). Высоты фигур в них составлет от 12 до 16 м.

Подробнее о Майцзишане

Бинлин Сы

Пещерный монастырский и храмовый комплекс Бинлин Сы (Bingling Si) находится в провинции Ганьсу примерно в 110 км от города Ланьчжоу в горах недалеко от границы с провинцией Циньхай.

shus

В настоящее время ущелье затоплено водохранилищем Люцзяся  (Liujiaxia), образовавшимся после строительства плотины у г. Юнцзин (Yongjing) (80 км от Ланьчжоу на юго-запад) и достичь Бинлин Сы теперь можно только водным путем.

Чтобы попасть в Бинлин Сы нужно доехать от Ланьчжоу до плотины, пересечь Хуанхэ по мосту ниже ее, подняться и спуститься по серпантинам на левый берег водохранилища и добраться до паромной пристани, где и находится стоянка туристических лодок.

Сам комплекс расположен на западной стороне верхней незатопленной части скалистой долины, спускающейся к руслу Хуанхэ.

Высота скального утеса, на котором находится Бинлин Сы – около 60 м. Горная порода – желтоватый песчаник. Вдоль западной и восточной стороны сооружены прогулочные набережные, соединенные вверху и внизу участка мостами.

Начало сооружения комплекса относят к 420 г. – времени падения  династии Цзин, когда местные сяньбийские правители начинали принимать буддизм, распространявший по Великому шелковому пути (в этом районе проходило одно из важнейших ответвлений ВШП на Восточный Тибет).

В Бинлин Сы находятся статуи, барельефы и фрески, датируемые практически всеми династиями, однако около двух третей того что есть в Бинлин Сы было создано в период династи Тан (618-907). Следует отметить, что после 14 века в Бинлин Сы ничего нового практически не создавалось, а только обновлялось, дополнялось и реставрировалось ранее созданное.

В период монгольской династии Юань (1271-1368) хана Хубилая  Бинлин Сы какое-то время был тибетским монастырем.

«Визитной карточкой»Бинлин Сы является гигантская статуя сидящего будущего Будды Майтреи высотой 27 метров, которая расположена в нише N 171. Ее верхняя  часть  высечена  из утеса, а нижняя – саманно-глиняная на каркасе.

Статуя датируется периодом династии Тан (618-907 г.г.), но неоднократно реставрировалась.

Подробнее о Бинлинсы

 Линюнь

Природный парк Линюнь находится в провинции Сычуань, примерно в 15 км от города Наньчуна (Nanchong) на противоположном от него берегу реки Цзялин.

shus

Линюнь располагается в северных отрогах короткой и широкой горной гряды Линюньшань, которая тянется от берега реки на восток примерно на 30 км. Территория природного парка представляет собой чередование невысоких горных хребтиков и их отрогов с небольшими окультуренными долинами и искусственными озерами. На территории Линюаня «по горам и долам» разбросаны будисткие и даосские храмы, каменные скульптуры и природные достопримечательности. Здесь же реализуется один из самых амбициозных буддистских проектов Китая: из скального обрыва высекается огромная фигура Будды Амитабхи, общая высота которой должна составить 99 м.

Из города до Линюня можно доехать автобусом N19, для которого Линюнь – конечная остановка. В городе конечная остановка 19-го находится на площадке, расположенной слева (к западу) от ж.д. вокзала (примерно в одном км к северу от входа в парк Бэйху).

В Линюне уже внутри парка находится несколько парковок около «узловых» достопримечательностей, которые соединены между собой хорошей бетонкой. 

shus

Немного южнее них проходит пеший маршрут, состоящий из отдельных сегментов (от парковки до парковки), поэтому для прогулки и осмотра можно выбрать как какую-нибудь его отдельную часть, так и пройти его полностью.

Учитывая погоду мы отправились к парковке около Вофо – гигантской скульптуры Махапаринирваны Будды, рядом с которой также находятся современные скальные скульптуры 25-ти воплощений Гуаньинь, а где-то в километре южнее – Гигантский Будда.

Метрах в тридцати от парковки под скальным козырьком располагается огромный групповой барельеф (фото выше): гигантская статуя Будды ушедшего в махапаринирвану и группа архатов (кит. лохань) у его ног.

Пишут, что длина статуи составляет 72 метра, но вероятно речь идет обо всей скульптурной композиции, в которой Будда занимает немногим больше половины.

Нигде не написано, когда начались и закончились работы по изготовлению этой статуи (в буклете и пр. все туманно и с уклоном в глубокую древность этих мест), но насколько я понимаю каменные скульптуры Линюня высекались уже в 2000-х годах. 

Как и Вофо (Лежащий Будда), Дафо (Большой Будда) частично высечен из скалы, а частично выполнен из каменных блоков, но объемы здесь конечно не сопоставимы и масштаб работ впечатляет. 

Большого Будду начали сооружать в 2005 году и планируют закончить к 2020 году. Это будет самая большая фигура Будды в Китае, высеченная из натурального камня – ее высота по проекту составляет 99 м.

Подробнее о Линюнь

Шри-Ланка

Будурувагала

Скальные скульптуры Будурувагалы находятся в заповедной зоне рядом с озером Будурувагала Вева примерно в 4 км к западу от одноименного поселка, который расположен прямо вдоль автострады А2 всего в пяти километрах к югу от главного транспортного узла этого района – города Велавайя (Wellawaya).

Будурувагала

shus

Скальные скульптуры Будурувагалы представляют собой три барельефа, высеченных на ориентированной точно на восток вертикальной скальной «стенке», ширина которой составляет примерно 90 метров, а высота – около 20 метров. Эта уникальная скульптурная композиция оставалась неизвестной европейцам вплоть до 1926 года, когда один из путешественников впервые посетил и описал Будурувагалу, а свои заметки затем передал в Департамент археолгии Цейлона. 

О Будурувагале абсолютно ничего неизвестно. Не существует никаких свидетельств об истории и времени создания этих скульптур и даже не известно исконное название этого места (нынешнее «buduruvagala» переводится с сингальского примерно как «скала буддийских скульптур»). Поэтому все, что пишут об Будурувагале, является результатом исследования иконографии высеченных в скале образов и логических умозаключений ученых.

Вопрос датировки барельефов долго оставался дискуссионным, но сейчас вроде бы общепринято считать, что скульптуры были созданы в 9-10 веках, причем возможно не одновременно.

Центром скульптурной композиции является гигантское изображение Будды высотой около 13 м, справа и слева от которого на неодинаковом расстоянии расположены два групповых барельефа, каждый из которых состоит из трех скульптур примерно вполовину меньшего размера.

Подробнее о Будурувагале.

Авукана Будда

Название «Авукана Будда» (Avukana/Aukana Buddha) носит гигантская каменная статуя стоящего Будды, которая находится в одноименном монастыре, расположенном на окраине поселка (и ж.д. станции) Авукана (Kekirawa D.S.) примерно в трех километрах к западу от рукотворного озера Кала Вева (Kala Wewa).

Авукане

shus

Статуя Авукана Будды представляет собой изображение стоящего на лотосовом троне Будды Гаутамы, обращенного лицом на восток. Ее высота составляет 13.1 м, а вес (по оценкам ученых) – около 80 тонн.

Статую окружают руины храма («дома образа») – патимаге (пали Patimageha, синг. Pilimageya, Pilimage), в котором она когда-то находилась. Храм имел размеры 19.2 м в глубину и 22.6 м в ширину и представлял собой кирпичное строение со сводчатой крышей (в результате раскопок были обнаружены кирпичи характерной клинчатой формы). Высота строения было вероятно не менее 18 м.

Скульптура высечена целиком из монолита гранитной скалы в виде объемной статуи (для устойчивости сзади была оставлена лишь неширокая перемычка, соединяющая фигуру Будды со скалой).

История Авукана Будды покрыта мраком. Практически ничего не известно ни о времени сооружения статуи, ни о том кто ее создал, поэтому все теории о ее происхождении базируются лишь на косвенных фактах, анализе художественных стилей и логических умозаключениях.

Единственным достоверным фактом в вопросе датировки гигантской статуи стало открытие в 1952 году дарственной надписи высеченной на гранитной плите с северной стороны фундамента, в соответствии с которой как минимум само здание храма, в котором находилось изваяние, датируется 8-ым веком н.э.

Также достоверно неизвестно, когда храм в Авукане был заброшен и забыт на многие века (скорее всего это произошло в 12-13 веках). Повторное «открытие» Авукана Будды произошло уже в 1850 году, когда статую случайно обнаружил охотившийся в этих местах британский чиновник и сообщил о ней археологам.

Подробнее об Авукана Будде

Сассерува Будда

Буддистский монастырь Сассерува, на территории которого находится гигантское скальное изваяние Будды, расположен примерно в 16 км от от другой знаменитой скальной скульптуры – Авукана Будды.

Сассерува

shus

Обе статуи находятся невдалеке от автодороги B501 (ближе к ее концу – поселку Balaluwewa): Авукана Будда – примерно в километре к северу от поселка и ж.д. станции Avukana, а Сассерува Будда – в сельских дебрях, примерно в 12.5 км к юго-западу от перекрестка в поселке Сандунгама (Sandungama Junction) (до него от поселка Avukana примерно 4 км на северо-запад под дороге B501).

Монастырь Сассерува находится внутри слоновьего заповедника и располагается по двум сторонам неширокой ложбины, которая делит идущую с севера на юг скальную гряду Сaссеруканада (Sasserukanda – гора (холм) Сассеру) на две неравные части: бóльшую северную, которая называется Махаканда (Mahakanda, Большая гора), и меньшую южную – с соответствующим названием Кудаканда (Kudakanda, Малая гора).

Сассерува имеет очень давнюю историю. Здесь уже во 2-ом веке до н.э. в расположенных на скалистых склонах пещерных обителях жили буддистские монахи. Хотя (судя по количеству пещер) это был довольно значительный монастырь, о нем не осталось никаких упоминаний в ланкийских исторических хрониках и вся информация и о Сассеруве почерпнута из наскальных надписей и археологических исследований.

Сассерува Будда представляет собой расположенную в прямоугольной нише статую стоящего Будды Гаутамы, высеченную почти в полную глубину фигуры (горельеф).

В настоящее время ученым ничего неизвестно о времени и истории создания Сассерува Будды. Наиболее реалистичной выглядит такая датировка: не ранее начала 9-го века н.э. (по дате создания Авукана Будды) и не позднее конца 12 века н.э. (окончательный упадок Полоннарувы).

Подробнее о Сассеруве

Дова

Монастырь Дова (Dowa Raja Maha Viharaya) расположен по правой (восточной) стороне автодороги A16 (Beragala – Hali Ela Rd.) примерно на полпути между Бандаравелой (Bandarawela) и Эллой (Ella) (километрах в шести от обоих населенных пунктов).

Дова

shus

На его территории находятся две достопримечательности: 11.5-метровый скальный барельеф Будды и небольшой пещерный храм. История монастыря Дова до 19 века покрыта мраком, поэтому все, что пишут о нем, относится к местным легендам неизвестного происхождения. 

История монастыря Дова до 19-го века покрыта мраком, поэтому все, что пишут о нем, относится к местным легендам неизвестного происхождения. Из них к обычным преданиям относится рассказ о том, что король-освободитель Дуттагамани (Валагамба) (1-ый век до н.э.) скрывался в этом монастыре от тамильских узурпаторов, а к необычным – история о том, что еще недавно (лет пятьдесят тому назад) в пещерном храме был вход в подземный ход длиной в десяток километров, который соединял Дову с пещерой Равана (Rawana Cave) и монастырем Богода (Bogoda Raja Maha Viharaya).

Изображение Будды представляет собой высеченный в вертикальной поверхности скалы незаконченный барельеф высотой около 11.5 м, к которому снизу пристроены стоящие на пьедестале ступни ног.

Будда изображен в традиционном стиле ланкийских гигантских скальных изваяний, ведущих свое начало от каменной скульптуры Будды Авукана (поднятая выше плеча правая рука в абхая-мудре (жесте защиты) и характерный жест левой руки, поддерживающий одеяние на плече). О времени и истории создания этого барельефа ученым ничего не известно, но можно предположить, что он был создан в 10-13 веках .

Вплотную к пьедесталу и параллельно изображению Будды растет интересное по форме дерево. Это одна из разновидностей магнолии, которая на Шри Ланке называется «сапу» (Sapu), а в других странах известна под названием чампак (Champak, Magnolia champaca). Вероятно она была посажена рядом со статуей специально (у этого дерево крупные желтые цветы), потому что других деревьев чампак в окрестности храма нет.

Подробнее о Дове.

Гал Вихара

Гал Вихарой (Gal Vihara) называется расположенная на севере археологической зоны Полоннарувы пологая скала, в юго-восточном склоне которой высечены четырех каменных изваяния Будды разного размера.

Гал Вихара

shus

Общая длина скалы составляет примерно 27 м, а высота в самой верхней точке – около 10 м.

Изваяние Махапаринрваны Будды (Будда, ушедший в «окончательную» (безвозвратную) нирвану) имеет длину чуть более 14 метров.

Слева от статуи Махапаринирваны Будды расположено скульптурное изображение стоящего Будды высотой около семи метров.

Слева от Стоящего Будды находится знаменитая наскальная надпись, высеченная по приказу последнего великого ланкийского царя-объединителя Паракрамабаху I (Parakramabahu I). 

Далее влево и чуть вглубь от наскальной надписи располагается прямоугольная в плане пещера с образом сидящего Будды. Пещера имеет размеры 1.4 м в глубину, 7.9 м в ширину и 3.9 м в высоту и считается самым старым сооружением Гал Вихары (датируется предположительно 10-ым веком н.э.).

Самая крайняя с северной стороны скалы статуя сидящего в дхьяна-асане Будды выполнена в том же стиле (и вероятно теми же мастерами), что и изваяния стоящего и лежащего Будды.

Подробнее о Гал Вихаре.

Рамбадагаллa

Километрах в 25-ти к  северо-востоку от административного центра Северо-Западной провинции Курунегалы (Kurunegala) рядом с деревней Рамбодагалла (Rambodagalla) располагается буддистский монастырь Монарагала (Monaragala Viharaya), который известен тем, что на его территории был реализован один из самых амбициозных современных буддистских проектов: создание 20-тиметрового каменного изваяния сидящего Будды.

Рамбадагаллa

shus

Инициатором создания этой грандиозной скульптуры выступил настоятель местного монастыря дост. Эгодамулла Амарамоли Тхера (Ven. Egodamulla Amaramoli Thera), увидевший в 2001 году по телевидению кадры уничтожения талибами изваяний Будд в Бамиане и решивший сооружением подобной гигантской статуи дать свой ответ религиозным экстремистам.

Общая высота статуи (вместе с троном) равна 20.6 м; ширина (по коленям) – 15.6 м, ширина по плечам – около 10 м; глубина (от края трона до поверхности скалы) – 10.07 м.

Высота головы каменного Будды составляет 5.05 м, длина мочки уха приблизительно равна 2.7 м, длина носа – около 1.2 м.

При проектировании статуи за основу образа была взята статуя сидящего Будды в Гал Вихаре (см. выше), а сам архитектурный проект был разработан известным индийсктим скульптором, имевшим опыт в создании огромных индуистских изваяний в соответствии с традициями васту-шастры. Вся техническая работа по высечению статуи была выполнена так же индийскими камнетесами из Тамил-Наду.

 

Индия

Канхери

Буддистский пещерный монастырский комплекс Канхери расположен на территории Национального парка Санджая Ганди (бывш. Кришнагири) к северу от центра Мумбая.

Канхери

shus

Самые ранние пещеры Канхери достоверно датируются 1-ым веком до н.э. (хотя принято считать, что это место было обитаемо уже во времена Ашоки). Тогда это была небольшая группа пещер, которые использовались странствующими вдоль торговых путей буддистскими монахами в качестве убежища на период дождей.

Считается, что первая постоянная община буддистских монахов появилась здесь в к концу 1-го веке до н.э., а начало расцвета Канхери относят ко 2 веку н.э.

В это время здесь уже на постоянной основе существовала крупная буддистская община, пользующаяся покровительством и финансовой поддержкой местных правителей, которые жертвовали значительные суммы на сооружение пещер и создание инфраструктуры монастырского комплекса.

Основная часть пещер была высечена вероятно до 3-го века н.э. и выполнена в аскетическом стиле ранней традиции, а позже уже существовавшие пещеры стали украшаться статуями и барельефами последователями буддизма махаяны  в соответствии с пантеоном и стилем этого направления.

Последние свидетельства о Кханери относятся к 11 веку н.э. и вплоть до 16 века, когда пещерный комплекс впервые посетили европейцы, во внешнем мире о нем ничего не было известно.

Две гигантские статуи Будды высотой 6.5 м каждая высечены на боковых стенах вестибюля пещеры N3 и датируются приблизительно 5-6 в.в. н.э.

Подробнее о Канхери

===

===

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));