shus 2014
Сычуань (Sichuan)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Wofо yuan 卧佛院
30.302388° 105.315956° Satellite
Гигантская скальная скульптура, изображающая лежащего Будду (кит. Вофо) расположена в сельской глубинке примерно в 45 км к северо-востоку от Аньюэ (Anyue) и примерно в 4.5 км к северу от поселка Бамьяо (Bamiao xiang). Чтобы добраться до Вофо надо проехать от Бамьяо километра два на север, переехать через мост и примерно еще через 2 км, оставив машину, пройти пешком с полкилометра на запад вдоль небольшого каскада рисовых полей и водоемов.
***
До Бамьяо (и с востока и с запада) по горам и долам идет хорошая, хотя и довольно извилистая, бетонка S312. Так же вполне приличная дорога (около 2-х км) проложена от Бамьяо до моста через водохранилище Паоматань (Paomatan).
А вот от моста и до поворота на грунтовку в сторону Вофо дорога идет по влажной пойме (примерно 2 км) и ее состояние в период дождей находится между очень плохим и ужасным (см. фото ниже).
Выбравшись из грязи и увидев впереди еще один участок такой же дороги, наш водитель отправился еще раз удостовериться у местных, что мы на правильном пути.
Через некоторое время выехали на бетонку и как-то с первого раза нашли съезд на грунтовку, ведущую к расположенной рядом с Вофо деревне из нескольких домиков, после чего оставили машину на обочине и пешком отправились вниз.
На развилке еще раз уточнили у местных направление движения.
Через некоторое время тропинка выходит на берег небольшой долины, по центру которой чередуясь спускаются вниз поля и подпертые бетонными дамбами водоемы (см. левое фото ниже).
Вдоль края долины идет бетонная дорожка, которая метров через двести приводит к высокому скальному обрыву (см. правое фото ниже).
Отсюда уже видна часть скалы с барельефами, но что там и как – пока еще не понятно (см. левое фото ниже) .
На старых фотографиях напротив скалы в этом месте долины располагалась какая-то растительность, ее берега были соединены дамбой с бетонной дорожкой поверху, а перед скалой находилась длинная приподнятая платформа с ограждением. Сейчас старые сооружения полностью демонтированы и уже почти закончено устройство двух огромных, облицованных камнем водоемов с широким проходом между ними.
На противоположном берегу долины виднеется поросший лесом скалистый обрыв и какие-то примыкающие к нему здания с коричневыми крышами (см. правое фото ниже).
С площадки между двумя водоемами открывается просто просто феерическое зрелище на огромную скалу с гигантским барельефом, изображающим лежащего Будды.
Фигура ушедшего в окончательную нирвану Будды Шакьямуни (Махапаринирвана Будды) высечена в скальном утесе высотой около 10 м и располагается в неглубокой нише, высотой от 3-х до 6-ти метров, расположенной примерно в 3.5 м от уровня земли. Статуя датируется началом 10 века н.э. (концом династии Тан – началом периода «смутного времени» Пяти царств ).
В Китая подобные образы нередки и носят общее название «Вофо» (кит. Wofo, англ. Reclining Buddha – «лежащий (отдыхающий) Будда»), но это статуя не совсем обычная. Её особенностью является то, что здесь Будда изображен лежащим на левом боку и ориентирован головой на восток, а лицом на юг, что является значительным отклонением от канонических норм, поскольку согласно «Махапариниббана сутте» Будда Шакьямуни ушел в махапаринирвану в «позе льва» (на правом боку), лежа головой на север и обратившись лицом на запад. Неканоническая ориентация подобных статуй, связанная с рельефом местности (скала, долина, склон) не является большой редкостью, а вот положение «на левом боку» довольно-таки уникально (пишут, что это самая большая в мире статуя «леволежащего Будды»).
Общая длина фигуры Будды составляет 23 м, головы – 3 м, а ширина плеч – 3.1 м. По центру статуи расположена фигура сидящего «спиной к зрителю» человека, который проверяет у умирающего Будды пульс (еще одна интересная особенность этой статуи, являющаяся местным творчеством).
От центра и вправо над статуей расположена ниша, в которой находится 21 барельеф, изображающий будду, бодхисатв, божеств, последователей Учения и пр., а у ног Будды находится фигура грозного охранителя ваджрапанибалина (кит. цзиньган лиши).
***
***
Над фигурой лежащего Будды находится вытянутая ниша, по центру которой расположено скульптурное изображение вероятно Будды Амитабхи (кит. Эмит-фо), а справа и слева от него размещены еще двадцать (по десять с каждой стороны) персонажей буддийского пантеона.
В глубину скульптурные образы располагаются в два ряда. В первом ряду справа и слева от Будды Амитабхи находятся фигуры архатов (кит. лоханей ), а крайняя левая и вторая справа фигуры – это два бодхисатвы, составляющие традиционную триаду с Буддой Амитабхой. Крайняя правая фигура с мускулистым торсом – это размещенный у головы лежащего Будды еще один охранитель-ваджрапанибалин, парный с расположенным в его ногах.
Будда Амитабха сидит в дхьяна-асане (позе медитации), за его головой находится высеченный в скале огненный ореол, а его правая рука поднята в непонятной мудре (возможно местный вариант абхая-мудры – жеста дарования защиты и бесстрашия). Слева и справа от него у стены традиционно располагаются главные ученики Будды Шакьямуни Ананда и Кашьяпа, а в переднем ряду – два архата (у левого в поднятой к груде руке можно рассмотреть прекрасно сохранившееся изображение крупного листа какого-то растения).
Справа и слева и от Ананды и Кашьяпы вдоль стены размещаются скульптурные изображения гневных защитников буддизма – видьядхаров (по четыре с каждой стороны). Круглый коричневый шар над головой Кашьяпы – это всего лишь осиное гнездо.
На левом фото ниже: крайняя левая фигура в первом ряду – это вероятно бодхисатва Махастхамапрапта (кит. Дашичжи), входящий в триаду Амитабхи и традиционно размещающийся слева от него.
На правом фото ниже: вторая справа фигура в первом ряду – это бодхисатва Авалокитешвара (кит. Гуаньинь), в правой руке которого хорошо различима ивовая веточка, а в левой – чудодейственный сосуд.
На фото ниже: вид на утес с «лежащим Буддой» с противоположной стороны водоема.
Вдоль противоположного берега долинки тянется невысокий, поросший густым лесом скальный утес, в котором располагается несколько десятков пещер и ниш с каменными скульптурами.
Внешне этот скальный комплекс ничем не примечателен, но он знаменит своими каменными стелами с текстами самых известных махаянских сутр, в т. ч. Алмазной сутры, Сутры сердца, Сутры Амитабхи (Малая Сукхавати-вьюха) и Махапаринирвана-сутры. Всего здесь насчитывает 22 стелы, на которых по подсчетам ученых выгравировано около 400 000 иероглифов, за что падкие на эпитеты туристические ресурсы называют это место «каменной библиотекой».
Прямо напротив утеса с «лежащим Буддой» расположена группа из двух пещер, между которыми размещается прямоугольная скальная ниша с изуродованным барельефом, изображающим Майтрея со «свитой». По краям ниши расположены две большие скульптуры: слева – сильно поврежденный образ бодхисатвы Майтреи, а справа – отреставрированная фигура Будды Шакьямуни (см. правое фото ниже).
Отсюда вдоль скального обрыва на восток идет мощеная камнем дорожка.
Первые пещеры выглядят довольно обыденно, но метров через сто дорожка приводит к высокой скале, на которой в хаотичном порядке в несколько ярусов располагается большая группа пещер, ниш и каменных стел.
Большинство ниш и пещер открыты и к некоторым из них можно, исхитрившись, подняться, но самые ценные из них все же закрыты решетками (на фото ниже: пещера с большой каменной стелой ).
***
Тишину и покой безлюдной долинки вдруг нарушили какой-то шум и суматоха, возникшие на противоположном берегу около «лежащего Будды». Оказалось, что во-первых появились новые посетители в лице молодой китайской пары, а во-вторых о нас вспомнил местный тикет-сервис (в лице селян с соседней фермы), приславший своего представителя в виде упитанного пацана с билетной сумкой (мчался он к нам бегом и при этом топал как молодой слон).
Получив по 12ю с визитера, молодой человек выдал нам симпатичные билетики с изображением лежащего Будды и разрешил сфотографироваться с ним на память.
Немного дальше скала снижается и пещеры расположены уже ближе к земле.
На левом фото ниже: справа и слева от стоящего Будды – пещеры со стелами.
На правом фото ниже: белый прямоугольник у правого обреза фото – стела с текстом.
Еще метров через двадцать-тридцать скала постепенно сходит на нет и последние пещеры уже находятся практически на уровне земли.
Через некоторое время я обнаружил, что разглядываю скалы в гордом одиночестве, а остальные, собравшись перед «лежащим Буддой», наблюдают за мной и вежливо ждут, когда это занятие мне надоест (водитель обещал подвезти китайцев через грязь до моста, а пацан ждал то ли от нечего делать, то ли должен был проследить, чтобы мы организованно покинули объект и ничего не унесли). Сразу стало как-то неудобно и я заторопился назад к выходу.
Возвращались тем же путем: мимо скал и каскада полей и водоемов.
***
Добрались до машины быстро (дорога обратно почему-то всегда быстрее), погрузились в нее уже большой компанией и минут за 15-20 форсировали грязный участок пути. За мостом тепло попрощались с попутчиками и двинулись в сторону Аньюэ (монастырь Мумень я ко всеобщему облегчению из маршрута вычеркнул, поскольку за сегодня мы попросту наездились (Вофо был третьим по счету объектом) и ничего, кроме как вернуться «домой», уже не хотелось).
–