shus 2014
Сычуань (Sichuan)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Xuanmiaoguan 玄妙观
30.179120° 105.201991° Satellite
Скальный даосско-буддистский комплекс Сюаньмяогуань находится в малонаселенной сельской глубинке в 28 км к северо-западу от уездной столицы Аньюэ (Anyue). Найти его довольно сложно и без знающего проводника этим лучше не заниматься, т.к. сначала надо безошибочно свернуть с G319 на север на узкую сельскую дорогу, потом проехать по лесистой местности около 3-х км и найти поселок, рядом с которым находится Сюаньмяогуань, а уже отсюда последнюю часть маршрута (наверное с километр или поболее) пройти пешком по практически безлюдной местности, передвигаясь по узким тропинкам, идущим через лесистые холмы и долинки с обработанными полями.
Название «Сюаньмяогуань» (Xuanmiao guan) переводится как «Обитель сокровенного» и имеет даосское происхождение («guan» называются даосские монастыри, буддистские назваются «si»). Монастырь был основан танским императором Сюань-цзуном (Xuanzong, 712 –756 г.г.) в 748 г. именно как даосский (согласно надписи на одной из найденных здесь стел). К настоящему времени от того монастыря ничего не уцелело кроме комплекса скальных скульптур, который является по своему уникальным, т.к. сделан по образу, подобию и стилю буддистских скальных комплексов, но включает в себя множество даосских и «совместных» скульптурных изображений.
Все скульптуры и надписи в Сюаньмяогуане датируются только периодом поздней династии Тан, что не совсем обычно для подобного рода комплексов, т.к. как правило в таких местах всегда присутствуют, пусть даже и в небольших количествах, скульптурные изображения, созданные в периоды правления последующих династий. Возможно Сюаньмяогуань был заброшен после того, как Сюань-цзун был свергнут тюрком Ань-Лушанем и страна надолго погрузилась в хаос мятежей и междоусобиц.
Всего в Сюаньмяогуане числится 79 ниш и пещер, среди которых 12 являются «совместными» (содержат как буддистские, так и даосские изображения) а остальные – или буддистскими, или даосскими. Помимо этого здесь обнаружено четыре стелы, одна из которых содержит текст «Сутры сердца».
Нельзя не отметить, что несмотря на всяческие восторженные эпитеты, впечатляющие цифры и перечисления уникальных скульптурных образов, которыми изобилуют краткие описания этого комплекса на туристических ресурсах (обычно являющиеся копией какой-нибудь газетной заметки десятилетней давности), Сюаньмяогуань находятся в ужасном состоянии, поскольку огромное количество его скульптур даже не повреждено, а попросту уничтожено в период «культурной революции». Поэтому, если вы где-нибудь прочтете что-нибудь типа: «..Xuanmiao Temple boasts the largest number of the earliest Daoist statues, including…», то для начала попробуйте найти в интернет хотя бы пару фотографий скульптур Сюаньмяогуаня.
Еще одной проблемой Сюаньмяогуаня является «сельская» реставрация и размещение на месте старинных скульптур современных образов. Когда, кем и почему это было сделано и как это соотносится со статусом охраняемого государством объекта исторического наследия, я не знаю.
***
После недолгого петляния по лесной дороге, сопровождавшегося расспросами редких селян, мы выехали на западный берег каскада рисовых полей, проехали еще с полкилометра и остановились около дамбы (водитель сначала переехал на противоположную сторону, но там было негде припарковаться, не загораживая дорогу, и он вернулся назад).
Отсюда начинается пешая часть маршрута, о которой наш водитель пока еще имел очень смутное представление.
Перешли через дамбу и водила затеял долгий разговор с обаятельным дедком, выясняя, куда и как нам двигаться.
Прошли через небольшую бамбуковую рощу и по краю поля вышли к небольшому холму. Ночью был очередной дождь, тропинка раскисла, стала скользкой и поэтому идти было не очень комфортно.
Миновав поле, дальше идем по лесу вдоль склона вытянутого холма.
Холм заканчивается и начинается долинка с полями, за которой снова виднеется поросший лесом холм, а рядом с ним – опять ложбина с полями. В этих местах мы на развилках пару раз поворачивали на удачу, т.к. понять куда идти было невозможно, а спросить – не у кого.
Поднялись на склон очередного холмика, прошли несколько сот метров в глубь леса и наконец-то вдали показалось какое-то строение, а слева от него сквозь листву стала проглядываться скала.
Скала, на которой высечены скульптуры Сюаньмяогуаня, находится на пологом склоне и похожа на вросший в землю гриб со шляпкой неправильной формы диаметром около 8-10 м. Ниши с барельефами расположены по всему периметру скалы и их размеры пропорциональны высоте скальной стенки (в верхней части скала выступает из грунта на 2.5-3 м, а в нижней – на 5-5.5 м).
С этой стороны начинается ряд небольших ниш (начиная с N6) с остатками скульптурных изображений. В глубокой нише номер N7 (прямоугольный проем на правом фото выше) находится современный образ какого-то даосского или сельского божества.
Чтобы спуститься к нижней части скалы надо пройти по узкому проходу между ее верхней частью и забором.
На фото ниже у левого обреза: сколотый почти до основания барельеф (ниша N10).
На повороте скалы находится обрамленная прекрасным орнаментом ниша с более менее уцелевшей скульптурной группой (сколоты только головы), изображающей будущего будду Майтрею в окружении бодхисатв и пр. Вероятно от разрушения эти скульптуры спасла узость и глубина ниши (находившиеся снаружи образы охранителей уничтожены практически полностью).
Кстати на орнаменте, обрамляющем нишу, нет ни одной засечки даже в нижней части, что говорит о целенаправленность уничтожения хунвэйбинами именно скульптурных образов, у которых, при невозможности разрушения их полностью, как минимум срубались головы (такую же картину можно наблюдать и во множестве других мест).
На скальной стенке верхней части скалы расположено еще несколько ниш, скульптурные группы которых находятся примерно в одинаковом состоянии.
На этой стороне находятся три небольшие ниши, в которых на задней стенке высечены скульптурные изображения сидящих рядом на одном троне Будды и Лао-цзы.
На всех барельефах Лао-цзы изображен в образе Небесного Владыки (Даодэ Тяньцзуня) – одного из Трех Чистых (высших божеств даосского пантеона), поэтому над его головой легко опознать остатки высокой короны. Другими отличительными признаками являются борода (у Будды – складки на шее) и халат (Будда одет в монашескую чивару).
В нише N17 находятся наверное самый знаменитый скульптурный барельеф Сюаньмяогуаня (по крайней мере с точки зрения истории религиозного синкретизма в Китае). Здесь у задней стенки также находится барельеф, изображающий сидящих рядом Будду и Лао-цзы, но в отличии от соседних ниш голова Лао-цзы сохранилась неповрежденной и можно хорошо рассмотреть его бороду и корону (по моему это единственное во всем Сюаньмяогуане изображение лица Лао-цзы, уцелевшее с танских времен ).
Помимо Лао-цзы у всех остальных образов в этой нише как минимум срублены головы. Наверное мы никогда не узнаем причину, по которой мотыга хунвэйбина пощадила именно эту скульптуру и именно в этой нише.
Проход между скалой и оградой выводит на широкую площадку. Позади нее расположено огражденное здание монастыря, а впереди – широкая (метров 15) каменная лестница, слева от которой размещаются в ряд самые большие скальные ниши Сюаньмяогуаня.
Сразу слева у лестницы находится стела и ниша N1, а далее (под единым с нишей N1 навесом, но на отгороженной стеной территории храма) – ниши NN2-5 (см. фото ниже).
На фото ниже в правом углу: наш водитель у закрытой двери храма.
На фото ниже: по центру – ниша N1, слева – стела, сельский алтарь и лестница, а справа – стена и дверь храма, где располагаются ниши NN2-5.
Высота ниши N1 составляет порядка 4.5 м, а ширина – около 3-х м. Ниша разделена на два яруса: нижний заполнен изуродованными скульптурными барельефами 12-ти бодхисатв, а на верхнем находится еще одна ниша меньшего размера с буддийской сюжетной группой (два ученика, два бодхисатвы и пр.), которую в настоящее время возглавляет современная статуя Лао-цзы (в образе Даодэ Тяньцзуня), установленная на находящемся по центру лотосовом троне.
Противоположный край лестницы упирается в небольшую скалу, в которой так же расположена неглубокая скальная ниша с несколькими современными буддийскими скульптурами.
Что здесь находилось в древности – даже невозможно предположить, т.к. над всей нишей основательно потрудились местные скульпторы.
В настоящее время в ней располагается несколько странная буддийская скульптурная группа – не очень каноничная по композиции и малохудожественная по исполнению.
По центру ниши находится буддийская триада во главе с Авалокитешварой (Гуаньинь ). Слева от Гуаньинь располагается фигура бодхисатвы Самантабхадры (Пусянь) на слоне, а справа – бодхисатвы Манджушри (Вэньшу) на льве.
На боковых стенах пещеры размещены образы традиционных спутников Гуаньинь: слева – дочери царя драконов Лун Нюй, а справа – юноши-бодхисатвы Судханы (Шань Цая).
Вероятнее всего праобразом размещенной здесь триады для местных скульпторов послужила традиционная триада Будды Вайрочаны послетанских времен, которую они доработали, заменив «заумного» Вайрочану на «народную» Гуаньинь и зачем-то поменяв местами крайних бодхисатв (получилась триада из трех бодхисатв – возможно предмет чьей-то диссертации лет так через сто-двести).
Пока я разглядывал и фотографировал местные достопримечательности наш водитель слегка раздраженный тем, что храм закрыт на замок занялся поисками местных жителей. На его крики из виднеющихся внизу через заросли бамбука домиков примчалась очень шустрая и шумная тетенька, с которой он затеял долгую оживленную беседу, периодически куда-то звоня по ее указаниям.
В конце концов стало понятно, что смотритель храма обитает в соседнем поселении (взмах руки куда-то за холмы) и нам придется его ждать неизвестно сколько. В принципе я уже посмотрел достаточно, чтобы составить свое впечатление о Сюаньмяогуане, да и заставлять тащиться невесть откуда пожилого человека ради того, чтобы мы полюбовались на очередные изувеченные барельефы и народное творчество, мне совсем не хотелось, поэтому я жестами объяснил, что никого вызывать не надо и что мы возвращаемся обратно.
Пока водитель разбирался с деревенской тетенькой я обошел по низу вокруг скалы. Около угла, обращенного в сторону поля, притаился вот такой небольшой сельский алтарь (а рядом с ним – еще один, с прекрасной дамой (не Гуаньинь)).
Супруга весть о возвращении восприняла с радостью, потому что после того, как солнце поднялось ближе к зениту жара, духота и влажность постепенно становились просто невыносимыми.
Обратно идти было еще хуже, так как почти все время приходилось передвигаться с уклоном вниз по непросохшей глине и скользким камням. В одном месте водитель все-таки поскользнулся и полетел ногами вперед, но как-то молниеносно по-кошачьи сгруппировался в воздухе, вывернулся и приземлился на одну руку (явно занимается каким-нибудь кун-фу). Мы, слава богу, добрались без приключений.
Перешли через дамбу к нашей машине и долго отчищали штаны и обувь от налипшей глины (благо трава мокрая и есть спуск к рисовому чеку). Где-то в пол-двенадцатого тронулись дальше – к Вофо (гигантскому изваянию лежащего Будды).
–