shus 2014
Сычуань (Sichuan)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Qianfo zhai千佛寨
30.104249° 105.310744° Satellite
Комплекс буддистских скальных скульптур Цяньфочжай расположен на склоне поросшего густым лесом скалистого холма, который находится примерно в 2.5 км к западу от центра Аньюэ (Anyue).
Самые ранние изваяния Цяньфочжая датируются концом 6-го века, но основная их часть относится к периодам поздней Тан (9 – нач. 10 в.в.) и Сун (10-13 в.в.). Помимо этого есть небольшое количество скульптур, датируемых временами более поздних династий.
***
Наверх к монастырю, который находится чуть ниже плоской вершины холма, ведет раскисшая от дождя грунтовка. Дорога довольно приличная и забутована камнем, но наверху идет строительство, поэтому она изрядно разбита техникой.
Расстояние от подножья до площадки рядом с монастырем – не более двухсот метров. Около монастыря (и на территории, и за оградой) разворачиваются какие-то масштабные строительные работы и поэтому там и сям высятся кучи песка и гравия и валяются пучки арматуры, трубы, провода и т.п.
Монастырь вроде бы был основан еще в эпоху Тан, но из старинных зданий и сооружений здесь ничего не сохранилось, т.к. все периодически разрушалось и сжигалось во времена смут и войн, а затем многократно перестраивались и возводились заново (вплоть до нынешних времен).
Слева от монастыря начинается каменная лестница, идущая к вершине холма и оканчивающаяся площадкой перед небольшим прудом, над которым возвышается монументальный портал с аркой.
В этом месте надо поворачивать налево и идти по лестницам и мощеной камнем дорожке немного вниз вдоль склона холма, где метров через 50 и располагается начало комплекса Цяньфочжай.
Но у нас не было никаких описаний Цяньфочжая, а единственным указателем на всю округу была вот такая шикарная табличка из нержавейки с загадочной надпистью «Stone Resort» (см. левое фото ниже). Поэтому решив, что такую красоту зря не поставят, мы в соответствии с ней направились по широкой каменной лестнице с балюстрадой в сторону вершины холма.
Сразу за входной аркой располагается беседка для отдыха в виде традиционного павильона и стела на каменной подставке, которые вероятно обозначают начало территории этого самого «Stone Resort’а».
Дальше начинается запустение: заброшенные (а похоже попросту недостроенные) сооружения, поросшая мхом огромная бетонная емкость и т.п.
В конце плоской вершины холма находится еще одна беседка и этим «Stone Resort» заканчивается.
Спустились влево по капитальной каменной лестнице (см. фото ниже) и оказались там где надо: на тропинке, идущей вдоль скальных скульптур комплекса Цяньфочжай.
Мы вышли в конец комплекса – налево (если стоять лицом к лестнице) находились несколько пещер и ниш, а направо располагалась его основная часть. В результате мы от конца Цяньфочжая прошли к его началу (там установлена каменная табличка с кратким описанием комплекса), а оттуда вернулись обратно к лестнице, с которой начинался наш маршрут.
Сначала прошли немного влево, к нескольким пещерам и нишам с сильно поврежденными каменные скульптурами.
Недалеко от лестницы на полукруглом выступе по центру высечен впечатляющий барельеф с тысячерукой Гуаньинь и четырьмя бодхисатвами (левое фото ниже), но фигуры так сильно повреждены, что с трудом можно определить только тип изображений.
Пройдя метров двадцать налево, вернулись назад и двинулись в сторону входа в комплекс.
Выглядит Цяньфочжай просто прекрасно: покрытые мхом скалы с древними барельефами, с которых местами свисает трава; огромные деревья и масса другой разнообразной растительности (от кустарников до лиан); очень ухоженная территория и аккуратно отреставрированные ниши и пещеры, но практически все более или менее заметные скульптуры комплекса так или иначе повреждены, при чем в основном это следы вандализма времен «культурной революции». Другим недостатком комплекса является полное отсутствие каких-либо табличек, даже возле самых значимых композиций.
Метрах в десяти от лестницы начинается большая полукруглая скала (см. фото выше), на которой в два яруса располагаются ниши с остатками каменных скульптур.
У правой верхней ниши (см. фото ниже) на удивление хорошо сохранился рельефный торс охранителя входа – ваджрапанибалина (чего не скажешь об остальных скульптурных изображениях).
Маленькая яркая фигурка в блестящих одеждах, установленная на полу ниши – это изображение какого-то даосского божества, которое поместил сюда вероятно кто-то из местных жителей.
Дальше дорожка спускается немного вниз и проходит мимо нескольких скульптур и групп, расположенных на уровне земли.
Здесь присутствует сразу несколько изображений Майтреи (их можно определить по «европейской» позе, в которой он сидит (бхадрасана)). (см. фото ниже).
Справа от группы скульптурных изображений Майтреи находится огромная скальная ниша, в которой располагается фигура стоящего Будды и четырех бодхисатв.
Более или менее неплохо сохранились скульптурные изображения бодхисатв по краям ниши и чуть хуже – одна из фигур, расположенная слева от Будды, но даже попытаться определить «кто есть кто» практически невозможно.
Справа от гигантской ниши друг над другом располагаются две ниши меньшего размера, но в них сохранились лишь несколько скульптур на боковых стенах.
Немного дальше находится большая ниша со тремя статуями стоящих Будд (возможно это Trikala Buddha – «Будды трех времен»). Выглядит группа вполне прилично, но головы скульптур явно являются результатом современной реставрации.
Справа от ниши с тремя Буддами находится скальная стенка, на которой в два яруса располагается с десяток ниш разнообразных размеров.
Интересной особенностью этого места является то, что во многих нишах неплохо сохранилась окраска стен и скульптур, при чем красный цвет, судя по его насыщенности – это не традиционный красновато-коричневый сурик, а дорогая киноварь (синий в оттенках – это скорее всего синтетический лазурит (ультрамарин), производство которого китайцы к тому времени уже хорошо освоили).
Местами Цяньфочжай выглядит просто сказочно (по центру на заднем плане – скульптурная группа «восемь бодхисатв»).
Метрах в пятидесяти от ниши с тремя стоящими Буддами находится главная достопримечательность Цяньфочжай – огромная скальная ниша высотой 6.6 м, шириной 5.2 м и глубиной 3.2 м, в которой располагается недавно отреставрированная триада властителя Западного рая (Чистой Земли) – Будды Амитабхи (кит. Эмито-фо).
Высота фигуры Будды составляет 4.1 м, а расположенных справа и слева от него бодхисатв – по 3.1 м.
На боковых стенах ниши в три яруса расположены скульптурные группы буддийской тематики, при чем скульптуры самых верхних ярусов имеют очень приличную сохранность (см. правое фото ниже).
***
Перед нишей с Амитабхой находится небольшая платформа, выдвинутая в сторону крутого склона. На ней располагаются подставка для курительных палочек и башенка для сжигания благовоний.
От ниши с триадой Амитабхи дорожка начинает полого подниматься вверх, а скала постепенно уходит под землю.
Метров через тридцать скальные ниши уже располагаются на уровне земли. Здесь практически ничего не уцелело, даже в мелких деталях. При этом, чем ближе расположены остатки скульптур к фронтальной поверхности скальной стенки, тем больше они испещрены косыми зарубками – следами от мотыг, главного оружия хунвэйбинов в борьбе с буддистскими скульптурами (хорошо видно на примере ниши у правого обреза фото ниже).
Еще немного дальше находится первый, «входной» объект Цяньфочжая: глубокая скальная ниша со 108-ю миниатюрными образами будд, под которой размещена единственная на весь комплекс табличка с текстом на английском.
***
Поднялись наверх на площадку перед прудиком, откуда начинали свой маршрут (на фото ниже по центру – балюстрада вокруг прудика).
Спустились вниз по лестнице к монастырю и дальше по разбитой грунтовке – к машине, ожидавшей нас на противоположной стороне дороги.
День только начинается и мы едем дальше – в Сюаньмяогуань.
–