shus 2014
Сычуань (Sichuan)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Kongque mingwang dong 孔雀明王洞
Небольшой пещерный храм «павлиньей королевы» Махамаюри находится километрах в трех от монастыря Миншаньсы, но где точно – я так и не понял (где-то совсем рядом с главной дорогой).
В ранние периоды Махамаюри принадлежала к классу буддийский божеств, называемых «видьяраджами» (Vidyarajas, Wisdom Kings) – «Короли мудрости». Все видьяраджи, кроме Махамаюри, имеют мужское обличье и окончательно сформировавшуюся к 10-му веку гневную форму (в раннем буддизме их форма вероятно больше соответствовала названию).
Махамаюри является единственной в этой группе «Королевой мудрости» (Vidyarajni, Wisdom queen), имеет «негневную» форму, женскую ипостась (точное время и причина трансформации ее видьраджни по-моему неизвестны) и изображается на вахане (ездовом животном) – огромном и грозном павлине. В китайском буддизме к 5-ому веку она уже упоминается и как бодхисатва, тем самым по сути окончательно отделяясь от группы видьяраджей в свой собственный отдельный культ (основной доктринальный текст – Mahamayuri-vidyarajni-dharani sutra).
В после-танский период по каким-то причинам Махамаюри стала особенно популярна в Сычуани и по сути оформилась в отдельное народное божество со своим культом под называнием «Павлинья королева», хотя ее исходное китайской имя «Кунцуе минван» (Kongque mingwang) имеет мужской род и дословно переводится как «Павлиний король».
Так же в Сычуани считалось, что в соответствии с некой эзотерической доктриной (источник мне неизвестен) царица Майя является матерью Будды только относительно его физического тела, в то время как Махамаюри является «матерью Будды» относительно его метафизического тела (все это описывается конечно же в терминах «трикаи»).
В эзотерическом буддизме все божества «буддовых семейств» (не путать с богами девалоки), являются эманациями высших сущностей и по своей сути бесполы, а их визуальные изображения (манифестации, ипостаси) в мужском или женском виде в доктринальном смысле является условным (самым ярким примером этому может служить китайская Гуаньинь – бодхисатва Авалокитешвара). Но в народном буддизме форма и пол конечно же воспринимаются буквально, а сами образы приобретают смысл традиционных богов и богинь наделенных различными сверхъестественными качествами.
Таким образом в народном буддизме Сычуани Махамаюри стала одновременно и грозной богиней-защитницей, восседающей на огромном павлине, и «Матерью Будды». Ее главными достоинствами считается способность защищать верующих от ядов и змей (павлин действительно является одним из лучших истребителей змей), а так же предотвращать засухи.
***
Буддистский храм, в котором находится пещера Махамаюри, расположен у подножья невысокого холма на противоположной от дороги стороне узкой долинки. Это сравнительно новое культовое сооружение – храм и монастырь были построены в середине 18-го века на том месте, где уже давно находился пещерный храм Махамаюри.
Оставив машину на обочине дороги, мы по узкой бетонке прошли через дамбу к воротам храма, которые оказались закрытыми на замок (обычное дело в сельской местности). Водитель с помощью проходящих мимо селян вызвал из расположенной ниже деревни местного смотрителя храма, который появился минут через десять. Приветливо улыбаясь, он впустил нас на внутреннюю территорию, где прямо напротив входа располагается пещера Махамаюри, а справа от нее – открытый павильон с многоярусной крышей и современными буддистскими скульптурами.
Пещерный храм Махамаюри представляет собой неглубокую скальную нишу размером примерно 3 х 3.5 м, к которой пристроена неширокая приподнятая платформа с лестницей и открытый навес.
Почти все внутреннее пространство ниши занимает огромная статуя Махамаюри на павлине.
Куча необрушеного риса перед павлином не несет в себе никакого глубокого смысла. Просто было время уборки урожая, а на дворе уже больше недели стояла ненастная погода, поэтому храм временно использовался в качестве зернохранилища.
Слева и справа от основного образа на задней и боковых стенах находятся отдельные фигуры и сюжетные барельефы. Резьба по камню выглядит довольно филигранной, но рассмотреть что-либо даже вблизи практически невозможно – поверхность всех скульптур находится в ужасном состоянии (шелушащееся покрытие, пыль и пр.).
Сама Махамаюри изображена подобной Гуаньинь (возможно в более поздней традиции она является одной из ее ипостасей): с цветком лотоса и Буддой Амитабхой в короне.
Справа от пещеры Махамаюри находится общий навес над двумя отдельными святилищами, в которых на разных платформах размещаются две группы расположенных в ряд скульптурных изображений Будд.
***
–