·······································

Скальные скульптуры монастыря Юаньцзюэ (Yuanjue Rock Carving, Yuanjue Caves)

shus 2014

Сычуань (Sichuan)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

кит. Yuanjue dong 圆觉洞

30.091039° 105.341897° Satellite  

Скальные скульптуры Юаньцзюэ находятся  примерно в 3-х км к юго-востоку от старого центра небольшого городка Аньюэ (около 2.5 км от центрального входа в парк), который находится примерно в в 140 км к востоку от столица провинции Сычуань города Чэнду (Chengdu) и  в 120 км к юго-западу от Наньчуна (Nanchong). Юаньцзюэ входит в состав знаменитых «Скальных скульптур Аньюэ» (Anyue Rock Carvings, Anyue Shike 安岳石刻) и  является самым близким к городу объектом этой группы достопримечательностей.

Скальные скульптуры Юаньцзюэ располагаются по обеим сторонам вершины невысокого скалистого холма, протянувшегося метров на 350-400 с северо-запада на юго-восток. Хотя сами скульптуры занимают совсем небольшую территорию вокруг вершины холма, площадь всего комплекса Юаньцзюэ довольно значительна, т.к. склоны и подножье холма застроены различными современными культовыми и историко-культурными строениями и сооружениями (храмы, памятные места, небольшой музей, пруд, парк и пр.).

Всего в Юаньцзюэ насчитывается около ста пещер и ниш разного размера, заполненных буддистскими скальными скульптурами (по данным ученых – 1933 единицы, плюс 25 наскальных надписей). Юаньцзюэ был основан в последние годы правления династии Тан, но основная часть его скульптурных композиций была создана в период расцвета буддизма в Сычуане при династии Сун (960-1279 г.г.).

Пещеры и ниши Юаньцзюэ разделены на Южную и Северную секции, находящиеся на противоположных склонах вершины холма. На южной стороне в основном представлены скульптуры относящиеся к периоду поздней Тан (конец 9-го – начало 10-го в.в.) и смутному времени «Пяти династий и десяти царств» (907—960 г.г.), а на северной располагаются скульптуры относящиеся к более позднему периоду – династии Сун. 

Свое современное название «Юаньцзюэ» (что означает по-китайски «Совершенное пробуждение (просветление)», англ. Perfect Enlightenment) комплекс унаследовал от «Пещеры совершенного пробуждения», находящейся в Северной секции, а как он назывался в древности –  доподлинно неизвестно.

***

Входной комплекс Юаньцзюэ начинается с широкой мощеной камнем площади с рядами светильников и резных «драконьих» колонн, увенчанных мифическими зверями цилинь.

В конце площади высится традиционный входной портал, за которым начинается широкая лестница. 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Лестница разделена на две части уложенными по середине каменными панно с «драконьим» мотивом.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Справа вдоль лестницы идет забор, отделяющий ее от территории, на которой размещены музей и мемориал уроженца здешних мест –  знаменитого китайского математика Цинь Цзю-шао.

Ограждение украшено рядом прямоугольных панно, на которых изображены самые знаменитые объекты из группы «Скальных скульптур Аньюэ».

На левом фото ниже: крайний правый барельеф – гигантский лежащий Будда, слева от него – триада из пещеры Хуаянь; на правом фото: по центру – «Венера Востока» из Пилудуна.

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Самое верхнее (пятое по счету) из расположенных по центру лестницы «драконьих» панно огорожено и оканчивается очень выразительной объемной головой дракона.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Тикет-офис и вход расположены справа от центральных ворот. Цена входного билета для такого прекрасно обустроенного места очень гуманная – 20 ю (время работы: 8:00-18:00).

Почти сразу за тикет-офисом расположен, как следует из таблички, уникальный с научной точки зрения (но внешне совсем не впечатляющий) храм минской эпохи. Сразу за ним справа находится лестница, ведущая к Южной секции, а по центру – лестница к Северной секции (в Юаньцзюэ в изобилии расставлены указатели и план-схемы, поэтому заблудиться здесь, учитывая размеры комплекса, попросту невозможно). 

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Мы направились прямо и через несколько десятков метров вышли к Северной секции (см. правое фото ниже).

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Северная секция

Северная секция представляет собой короткий (метров 100-120 длинной) скальный утес в котором высечено несколько огромных каменных скульптур, датируемых периодом династии Сун (11-13 в.в.).

Первым в неглубокой нише располагается изображение тринадцатиярусной  пагоды, высота которого составляет около 8 м. 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Слева от ниши с пагодой в высокой и не очень глубокой пещере находится впечатляющая скульптура бодхисатвы Гуаньинь (Авалокитешвары) высотой 6.2 м, которая, как написано на установленной рядом табличке, датируется 1099-1107 г.г.. Помимо основного образа в пещере также находится несколько хорошо сохранившихся барельефов, высеченных на ее боковых стенах.

Здесь представлен достаточно традиционный образ Гуаньинь: в короне, царской одежде, с ивовой веточкой в правовой руке и кувшинчиком в левой. 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

На левой стене (см. левое фото ниже) внизу располагаются несколько частично поврежденных фигур (возможно это жертвователи на строительство этой пещеры), а примерно посередине – очень экспрессивное изображение почитателя Гуаньинь в красивом обрамлении. У самого свода находится изображение летящей апсары, но оно неважно сохранилась и находится в затемнении, поэтому его трудно разглядеть в подробностях.

Надпись на английском на установленной рядом с пещерой табличке гласит, что коленопреклоненный образ на левой стене – это Судхана, а женская фигура в круглой нише на правой стене – дочь дракона Лун Нюй. Не вполне понятно почему это так, т.к. эти традиционные и очень популярные спутники Гуаньинь/Авалокитешвары именно в виде пары впервые описаны только в 16 веке в «Сказках Южных морей». Или эти образы высечены позднее (что вполне возможно), или так написано, чтобы сделать приятное китайским туристам. 

На правой стене (см. правое фото ниже) внизу также находятся несколько поврежденных фигур, а ближе к своду – хорошо сохранившийся и очень симпатичный барельеф летящей небесной девы.

По-китайски апсара называется «фэйтянь» (feitian), что дословно переводится как «летящая в небесах». В Ганьсу этот образ довольно популярен (в рекламных и туристических проспектах, в качестве эмблемы на автобусах и т.п.), поскольку в местных буддистских пещерах подобные изображения просто в изобилии.  

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

В короне Гуаньинь-Авалокитешвары, как и предписано традицией, находится изображение ее «духовного отца» – повелителя Чистой Земли (Западного рая) Будды Амитабхи (кит. Эмито-фо). Согласно буддйской доктрине Махаяны Гуаньинь является эманацией Будды Амитабхи и аспектом его сострадания и милосердия ко всем живым существам.

Позади статуи Гуаньинь находится традиционный ореол, высеченный в неглубоком рельефе, на котором на участке, расположенном за головой Гуаньинь, частично сохранилась роспись.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

На фото ниже: вид в сторону входа на Северную секцию.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Слева от статуи Гуаньинь находится пещера «Пещера совершенного пробуждения» (Юаньцзюэ дун), давшая имя всему скальному комплексу. 

 Юаньцзюэдун – узкая, глубокая и темная пещера (к тому же прикрытая входным порталом), поэтому толком разглядеть что-либо а тем более сфотографировать без фонаря практически невозможно.  Помимо этого статуи покрыты пылью от эрозии стен (здесь горная порода – серый песчаник) и практически сливаются с ними.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Свое наименование  пещера получила от названия очень популярной сначала в школе хуаянь, а затем и в чань-буддизме «Сутры совершенного пробуждения» (Юаньцзюэ-цзин, англ. Sutra of Perfect Enlightenment, кит.  Yuanjue jing), поэтому  и изображены в ней персонажи именно этой сутры: у задней стенки – Будда Вайрочана в трех «ипостасях», а вдоль боковых стен – двенадцать бодхисатв, которые по тексту сутры последовательно задавали Будде сложные доктринальные вопросы.

Датируемая концом 7-го – началом 8-го веков  «Сутра совершенного пробуждения» вероятно является китайской по происхождению. С точки зрения буддистской иконографии можно отметить, что из 12-ти бодхисатв только три имеют известные традиционные имена: Манджушри,  Самантабхадра и Майтрея, одно имя скомпилировано из санскритских слов (Ваджрагарбха), а остальные являются именами, не имеющими аналогов в санскритских буддистских текстах: Бодхисатва Чистой Мудрости, Бодхисатва Полного Пробуждения и т.п.

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Слева от «Пещеры совершенного пробуждения» располагается неглубокая ниша с скульптурным изображением Будды Шакьямуни, высота которого составляет 6.3 м. Как и расположенная правее статуя Гуаньинь, эта скульптура датируется концом 11-го – началом 12-го в.в.  

На правой и левой стенах пещеры внизу расположены скульптуры дарителей и почитателей, а вверху у самого свода – летящих апсар.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Позади фигуры Будды во всю высоту задней стены располагаются традиционные ореолы, а справа и слева от головы можно видеть сохранившиеся остатки расписанного рельефного орнамента из цветов.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Слева от пещеры с Буддой Шакьямуни  в скальной нише с округлым сводом находится огромная статуя Гуаньинь-Авалокитешвары высотой 6.8 м, представленного в одной из самых распространенных в древности форм – Падмапани («Держащий лотос»). 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Между Падмапани и Шакьямуни находятся две небольшие прямоугольные ниши.

Правая  (насколько я понимаю) – это погребальная камера более ранней эпохи. В верхней части левой нише расположены образы «Трех властителей Западного рая (Чистой земли)»: Будды Амитабхи и бодхисатв  Авалокитешвары (Гуаньинь) и Махастхамапрапты (Дашичжи), а в нижней – сюжет на тему буддийский адов-нараков (кит. Диюй). 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

«Малые формы» в пещере Падмапани примерно те же, что и у Шакьямуни: летящие апсары, орнамент, фигуры дарителей и почитателей и пр.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

На нише с фигурой Падмапани Северная секция заканчивается. Для того, чтобы попасть к Южной  секции, надо подняться по лестнице и, повернув направо, перейти на противоположную сторону холма.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Южная секция

На восточном «торце» холма находится высеченная на поверхности скалы каменная стела, на которой изображены два огромных иероглифа: «черепаха» (gui) и «журавль» (he), датируемые концом 8-го. Считается, что это один из самых ранних в Китае образов «гуйхэ», выполненных в таком стиле. 

Судя по сохранившимся пазам для балок, нишам и площадкам, в древности  стела находилась внутри пристроенного к скале павильона.

В национальной культуре Китая такая пара иероглифов, также как и парные графические и скульптурные изображениями  черепахи и журавля,  является символом долголетия и их дарят в виде открыток, графики и статуэток в качестве пожелания долгих лет жизни (наверное самые известные фигуры черепахи и журавля находятся в столичном Запретном городе)

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Сразу за поворотом начинается Южная секция, которая состоит из трех ярусов. К перовому (нижнему) и второму («гуйхэ» по сути является его началом) ярусам можно попасть с восточной стороны, а на третий (самый верхний) – с западной.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Вначале мы поднялись на второй ярус. Он тупиковый и здесь находятся три небольшие  пещеры, в которых располагаются следующие скульптурные композиции  (слева направо): «Тысячерукая Гуаньинь», «Три повелителя Западного Рая (Чистой земли)» и большая скульптурная группа «Чистая земля Будды Амитабхи». 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

На фото ниже: слева – «Тысячерукая Гуаньинь», справа –  «Чистая земля Будды Амитабхи».

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Между «гуйхэ» и пещерами второго яруса находятся еще одна пара огромных иероглифов (не знаю, что они означают) и вот такая высеченная из скалы очень симпатичная черепаха, у которой  мы сфотографировались по очереди.

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

На нижнем ярусе в два уровня располагается с полтора десятка небольших и средних по размеру пещер и ниш со скульптурами в разной степени сохранности. Эта группа пещер датируется смутным временем «Пяти династий и десяти царств» (907-960 г.г.), который начался после падения великой династии Тан и закончился объединением Китая под властью династии Сун – последней перед монгольским завоеванием Китая. 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

На фото ниже: общий вид пещер нижнего яруса, у верхнего обреза фото – ограждение второго яруса. 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

 

Первая пещера с большой скульптурной композицией располагается на уровне земли сразу у начала Южной секции.

Здесь на верхнем ярусе в центре изображен Будда Вайрочана с бодхисатвами Манджушри на льве (слева) и Самантабхадрой на слоне (справа). Слева и справа от триады находятся по пять фигур вероятно бодхисатв с различными атрибутами в руках (помимо этого у основания их тронов находятся изображения различных животных).

Скульптуры сильно повреждены и толком рассмотреть в деталях что-либо очень трудно, но вероятнее всего это сюжет на тему «Гандавьюха-сутры», подобный композиции в пещере Хуаянь, находящейся в 80 км отсюда в юго-восточной группе  «Скальных скульптур Аньюэ». 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Слева находятся еще две пещеры: верхняя – довольно большая, с полукруглой задней стеной, но находившиеся в ней скульптуры полностью разрушены.

Нижняя представляет собой небольшую прямоугольную нишу с плохо сохранившейся скульптурной группой. 

Скорее всего это Будда Амитабха с традиционной «свитой»: две небольшие фигуры слева и справа – это Ананда и Кашьяпа, а слева и справа от них – бодхисатвы Махастхамапрапта и Авалокитешвара. 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Еще дальше располагаются две пещеры с более или менее сохранившимися скульптурным группами.

В верхней пещере представлена та же композиция по мотивам «Гандавьюха-сутры» с триадой Вайрочаны в центре , что и в расположенной в самом начале небольшой пещере на уровне земли (см. выше). 

В нижней пещере возможно использован тот же самый сюжет, но с другом стилем изображения центральной триады (хотя что-то утверждать наверняка из-за неважной сохранности скульптур трудно). 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

На левом краю скального выступа находится самая большая пещера Южной секции.

В ее глубине на высоком постаменте располагается какая-то буддийская триада, опознать которую из-за плохой сохранности невозможно, а изгибающиеся дугой стены покрыты рядами миниатюрных барельефов, составляющих мотив «тысяча будд».

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Чуть дальше пещеры с «тысячей будд» прямо на  выступе (после него скальный обрыв уходит вглубь, в сторону вершины) располагается еще одна подобная композиция: в неглубокой нише вся задняя стена покрыта барельефом с мотивом «тысячи будд», а перед ними находится скульптурное изображение Будды и двух бодхисатв (вероятно это Будда Амитабха). 

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Дальше скальный обрыв почти вплотную придвигается к вершине. Как раз над этим местом находится третий ярус Южной секции, к которому ведет лестница, расположенная метрах в двадцати западнее .

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Лестница заканчивается на большой мощеной камнем площадке, на которой установлен один из многочисленных здесь указателей (левое фото ниже), а справа от него начинается дорожка вдоль ряда пещер последнего яруса Южной секции (правое фото ниже). 

Первая пещера этой группы (в ней сохранились лишь несколько полуразрушенных фигур) находится еще на площадке, а остальные – уже за уступом скалы (см. правое фото ниже). 

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

***

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Сразу за поворотом в один в ряд располагаются несколько небольших прямоугольных ниш с неплохо сохранившимися скульптурными группами.

В первой находится скульптурное изображение Будды Вайрочаны в традиционном окружении (фигура левого бодхисатвы не сохранилась), а в следующей – скульптурная группа из устрашающего вида персонажей во главе с Вайшраваной – одним из четырех небесных царей (кит. tianwang, тяньван), владыкой севера. 

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Дальше располагаются еще три пещеры и на этом Южная секция заканчивается.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

В перовой из них (левое фото ниже) в центре восседает один из самых почитаемых в Китае персонажей буддистского пантеона – бодхисатва Кшитигарбха (кит. Дицзан пуса), обетом которого является спасение нерадивых буддистов, переродившихся в нараках – буддистских адах (следует отметить, что формально нараки – это не ады, т.к. из них после долгих мучений или с помощью Кшитигарбхи можно переродится снова в мире живых существ или даже богов). 

По обе стороны от Кшитигарбхи располагается судебный и исполнительный аппарат нараков, который по книгам сверяет совершенные прегрешения (десять судей во главе с начальником адов Яньло) и определяет грешников в ад соответствующего уровня. 

Под троном Кшитигарбхи высечены  небольшие сюжеты из жизни  грешников (до и после земной смерти),  а в большом круге под центром трона специально выделен один из самых отвратительных кармических грехов – выращивание животных на убой.

В соседней нише (правое фото ниже) находится традиционная триада Амитабхи (Махастхамапрапта-Амитабха-Авалокитешвара), но выполненная в каком-то не совсем обычном художественном стиле.

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

В последней в этом ряду нише находится статуя местного губернатора периода Пяти Династий (941 г.) по имени Ниэ (уцелела только половина статуи). Это местная достопримечательность, т.к. такие светские изображения, да еще точно идентифицированные – редкость (к тому же сохранились наскальная эпиграфика и сведения о деятельности Ниэ в преданиях). 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Туман и почти невидимая морось постепенно перешли в устойчивый мелкий дождик, да к тому же понемногу начало смеркаться. Поэтому после осмотра Южной секции мы засобирались домой.

Юаньцзюэ (Yuanjue) Юаньцзюэ (Yuanjue)

Спустились вниз по лестнице с «драконьими» панно.

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Прощальное фото Юаньцзюэ – и вперед, вдоль обочины дороги до кольца (до него с полкилометра), оглядываясь в надежде на какой-нибудь автобус. 

Юаньцзюэ (Yuanjue)

shus

Web Analytics