shus 2014
Ганьсу (Gansu)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Shuilian Dong 水帘洞, англ. Water Curtain Cave
34.832232° 104.950818° (Satellite)
Природный парк Шуйляньдун (Shuiliandong scenic area) находится примерно в 10 км к северо-западу от небольшого городка Ломень (Luo men 洛门), расположенного рядом с национальной автострадой G30. Расстояние до Ломеня от Ушаня (Wushan) (на запад) составляет около 15 км, до Ганьгу (Gangu) (на восток) – примерно 32 км, а до Тяньшуя (также на восток) – около 100 км.
Добираться от и до Шуйляньдуна сложно, т.к. он расположен в удаленной сельской местности (расстояние до ближайшей деревушки – около километра). Поэтому в любом случае лучше всего воспользоваться такси по схеме «туда-обратно с ожиданием». Мы ездили в Шуйляньдун из Ганьгу, на туристических ресурсах так же рекомендую маршрут из Ушаня. Наверное можно уехать и из Ломеня, но тут надо хорошо ориентироваться в местном транспорте и быть уверенным, что найдешь такси и договоришься с ним за разумную цену (Ломень маленький и, как мне показалось, совсем захолустный городок).
Шуйляньдуном называется один из главных объектов парка – огромная естественная каверна около 60 м в ширину и 30 м в высоту, в которой в настоящее время расположен даосский монастырь и это же название унаследовала от него и вся парковая зона.
«Шуйляньдун» с китайского дословно переводится как «Пещера водного занавеса». Это название взято из культового для китайцев фантастического романа «Путешествие на запад» 16-го века, в котором царь обезьян Сунь У-кун бесстрашно проникает через водный занавес водопада на Горе Цветов и обнаруживает за ним чудесную «Пещеру водного занавеса». Здешняя пещера была названа так не без причины: в сезон дождей широкий поток воды падает с ее фронтального карниза, создавая таким образом тот самый «водный занавес» (кстати, в Китае помимо этой имеется еще несколько «Пещер водного занавеса»).
Кроме пещеры Шуйляньдун и природных достопримечательностей, на территории парка находится еще три крупных историко-культурных объекта: два пещерных храма и впечатляющий гигантский скальный барельеф.
***
Парковка и тикет-офис Шуйляньдуна находятся метрах в пятидесяти от дороги, слева от цветастого въездного портала.
Входной билет стоит 30 ю и еще 10 ю надо заплатить за гольф-кар (цена «туда-обратно»), т.к. верхняя парковка, близ которой расположены основные достопримечательности и начинаются пешие маршруты, находится в 2.5-х км вверх по ущелью.
Стоянка гольф-каров расположена сразу за турникетами, а метрах в двухстах за ней уже начинается узкое ущелье с крутыми склонами, дном которого является русло речки Сянхэ (Xianghe) (во время нашего посещения – полностью сухое). Можно не пользоваться гольф-каром и пройти до верха пешком, но в ущелье смотреть особо нечего и такая прогулка явно не стоит десяти юаней.
Минут через пять мы уже были на верхней парковке.
Шуйляньдун встретил нас самой худшей погодой за все время нашего путешествия. Сначала пошел мелкий, но довольно густой дождь (что еще можно было как-то перетерпеть), а затем задул резкий и неожиданно очень холодный ветер.
Мы попытались отсидеться под навесом, расположенным тут же на парковке, но за пятнадцать минут ситуация ничуть не улучшилась и мы, раскрыв зонтики, обреченно отправились смотреть то, за чем приехали.
Первые впечатления начинаются сразу же от парковки: над листвой деревьев выглядывают огромные изображения Будды и двух бодхисатв. Они расположена на наклонной поверхности утеса на той стороне сухого русла и чтобы добраться до них надо перейти на другую сторону реки по мостикам.
Парковка расположена на берегу Санхэ напротив места впадения в нее двух водных потоков, имеющих собственные долины с крутыми и высоким скальными склонами: сразу слева (с юго-запада) от парковки находится устье речки Сюйхэ (Xuhe), а напротив (на северо-востоке) – устье совсем короткого ручья, протекающего вдоль подножья гигантских барельефов.
К западу (вверх по руслу) от парковки на небольшом мыске в месте слияния Санхэ и Сюйхэ на высокой платформе располагается симпатичное здание, выполненное в традиционном китайском стиле, к которому можно пройти над руслом Сюйхэ по деревянному мостику.
Это – местный административный офис. Перед ним находится небольшая площадка с лавочками для отдыха, а позади него – туалет.
Влево (на юг) от офиса по склону холма идет лестница, по которой можно подняться к мостику Дусяньцяо (Duxian qiao, по смыслу означает что-то типа «переправы в чертоги небожителей»), соединяющему по верху два крутых берега Сюйхэ.
Если от мостика Дусяньцяо подняться вверх (см. левое фото ниже), после чего пройти вдоль скал до пагоды (см. правое фото ниже), а затем повернуть направо (на юг), то до расположенной в долинке Пещеры Водного Занавеса останется метров 150-200.
От административного офиса на север открывается вид на гигантские барельефы и группу пещер на соседней скале.
На фото ниже: этот же вид с мостика Дусяньцяо (у нижнего обреза фото – мостик от парковки к офису).
От площадки административного офиса через Санхэ к подножью скалы с гигантскими барельефами также переброшен деревянный мостик.
На левом фото ниже: вид с мостика на парковку, справа – угол офиса; на правом фото: вид с мостика вверх (на запад) по руслу реки Санхэ.
Мостик ведет на неширокую и короткую , набережную, которая переходит в лестницу с двумя площадками.
На фото ниже: вид на мостик со средней площадки.
Лестница заканчивается близ ребра скалы и продолжается дальше дорожкой с парапетом, идущей вдоль ее основания.
***
Под гигантским барельефом находится еще один мостик, который ведет на другой берег ручья к смотровой площадке.
Наклонная поверхность скалы представляет собой неглубокую нишу и делится на две части, находящиеся под небольшим углом друг к другу. На левой части ниши в три яруса располагаются остатки скульптур и настенных росписей, к которым по скале ведут узкие крутые лестницы (закрытые для посетителей), а правая во всю высоты скальной ниши занята гигантским барельефом.
Согласно надписи на табличке, расположенной у основания скалы, в период династии Северная Чжоу (правление императора Мин, 557—560 г.г.) где-то здесь находился буддистский монастырь Лашао (Lashao Si 拉稍寺) (по-моему от него ничего не осталось и эта информация получена скорее всего из хроник), поэтому во всех источниках, а также на планах у тикет-офиса и на табличках под скалой, это место называется La Shao Si, La Shao Temple или La Shao Temple Cliff (Утес у монастыря Лашао). Сами же скальные барельефы имеют явно более позднее происхождение, но кем и когда они были созданы – не известно (кстати и ученые здесь появились впервые только в 1959 году).
***
Статуи верхнего яруса практически не сохранились. Как и все остальные, они были полностью глиняными и не пережили времени. Центральная статуя, судя по пазам, была выше, а это означает, что здесь размещалась какая-то буддийская триада с Буддой в центре и двумя бодхисатвами по бокам.
В правом углу видны уцелевшие остатки настенной росписи, при чем в довольно приличном состоянии. Особенно хороша традиционная апсара (кит. фэйтянь – «летящая в небесах»), парящая по самым козырьком.
На среднем ярусе (см. левое фото ниже) располагались девять статуй (скорее всего бодхисатв), от которых остались только деревянные основы и головы (единственная полная статуя возможно является современной реконструкцией). От настенных росписей здесь уцелели только остатки некоторых ореолов вокруг голов статуй.
Нижний ярус (см. правое фото ниже) представлял собой огромную стену, сплошь покрытую настенной росписью с мотивом «тысяча будд».
Гигантский барельеф представляет собой попросту захватывающее зрелище. Его высота составляет 42.3 м, а ширина – наверное около 30 м.
Если честно, то ничего подобного именно в таком стиле я до этого не видел.
Три огромные фигуры изображают сидящего на лотосовом троне Будду и двух бодхисатв.
Вероятнее всего это изображение Вайрочаны и в этом случае бодхисатв Манджушри (слева) и Самантабхадры (справа) (хотя бодхисатвы (что не очень типично) здесь полностью обезличены и оба держат в руках по цветку лотоса).
Фигуры высечены в грубом контуре на поверхности скалы, сформированы в окончательном виде из пластичной глины, покрыты финишной штукатуркой и раскрашены.
***
***
Над левым бодхисатвой располагается большой фрагмент уцелевшей настенной росписи (левое фото ниже). Несколько хуже сохранились рисунки расположенные выше защитного козырька, к тому же их плохо видно сквозь пелену дождя (правое фото ниже).
Ниже лотосового трона Будды идут три ряда повторяющихся рисунков животных, ориентированных от центра, которые по горизонтали разделены фризами с орнаментом из лепестков лотоса.
Посередине всей этой композиции находится небольшая скульптурная группа, состоящей из Будды и двух бодхисатв.
Две статуи сохранились только частично, и на их примере хорошо видна техника изготовления подобных скульптур: высеченный на скале грубый контур, опорные колышки в пазах, деревянный каркас и пр. (подобное можно увидеть и в других местах).
Сзади смотровой площадки располагается небольшой портал с дверью, за которым начинается длинная и крутая лестница, ведущая к скальному карнизу с несколькими небольшими пещерами (что там точно – я не знаю).
Мы решили воздержаться от подъема (тем более, что пещеры наверняка закрыты на ключ), а вот храбрые китайцы, невзирая на дождь, бодро устремились наверх.
Шуйляньдун однозначно одно из самых красивых и интересных мест, среди тех, что мы посетили в Китае (в рейтинге супруги он по-моему находится на почетном третьем месте после Красного каньона в Куче и цветных скал Данься около Чжанъе). Но погода практически не улучшалась (правда несколько стих ветер) и вопрос о продолжении экскурсии по окрестностям как-то отпал сам собой – ноги уже были по колено мокрые и хотя сами мы немного согрелись ходьбой, очередное попадание в сильный дождь с холодным ветром запросто могло закончиться совершенно ненужной в текущей ситуации простудой (завтра – переезд в Сычуань). Поэтому было решено возвращаться обратно на парковку и ехать к тикет-офису.
Прощальный взгляд на место слияния трех водных потоков и мы спускаемся вниз.
***
Путь назад проходит по тому же мостику, а на парковке уже стоит гольф-кар (они здесь постоянно не находятся – по мере накопления подвозят и отвозят туристов).
По дороге подбираем нескольких китайских туристов (где-то здесь находится еще одна достопримечательность – некий никогда не пересыхающий водоем, расположенный в пещере) и через несколько минут мы уже около тикет-офиса.
Погода здесь немного поприличнее, чем в ущелье, поэтому делаем на память фотографию с нашим бравым таксистом.
На обратном пути подобрали шедшую в сторону деревни молодую китайскую пару городского вида и подвезли их до Ломеня. До автовокзала в Ганьгу доехали быстро – за 45 минут, потом с полчаса ждали отправления автобуса (здесь ходят «газельки» Ивеко местной сборки). Доехали до Тяньшуя так же быстро – где-то за 50 минут (вся дорога – по скоростной автостраде G30) и уже около пяти вечера были в отеле.
–