shus 2014
Нинся (Ningxia)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Сумишань, кит. Xumishan shiku 须弥山 石窟
36.279133° 105.991944° (Satellite)
Пещерный комплекс Сюймишань (Сумишань) находится примерно в 55 км к северо-западу от города Гуюань (Guyuan), расположенного на юге Нинься-Хуэйского автономного района.
Чтобы добраться до Сюймишаня надо доехать автобусом от Гуюаня до небольшого городка Саньин (Sanying 三营), выйти на известном водителю автобуса большом перекрестке (от которого начинается дорога, идущая на запад к пещерам), а затем договориться о поездке до пещерного комплекса с бандой бомбил, расположившейся со своими мини- и микровэнами на площадке в центре перекрестка. Отсюда они возят в сторону гор не только туристов, но и местных, которые терпеливо сидят в машинах в ожидании заполнения попутчиками.
Расстояние от Гуюаня до Саньина составляет примерно 35 км (время в пути – 45-50 мин.), цена билета – 8 ю. От перекрестка в Саньине до Сумишаня (для местных так звучит понятнее) расстояние около 15 км, а справедливая цена для лаовая – не более 20-25 ю с человека (если ехать с попутчиками) или 40-50 ю в один конец (тут конечно есть ньюансы – туда или обратно и пр.). Договориться на машину «туда и обратно с ожиданием» у меня не хватило терпения, т.к. торг начался с двухсот юаней.
Автобус до Саньина отправляется с междугороднего автовокзала, расположенного в 5 км к западу от центра Гуюаня. Тому, кто пишет (ЛП-2013 и пр.), что автобус уходит с автостоянки на центральной улице Вэньхуа (Wenhua Xilu), не верьте – это уже давно не так. Есть еще автобус, который идет откуда-то с восточной стороны города, возможно от ж.д. вокзала (мы на нем возвращались и доехали до центра города за 7ю), но я о нем ничего не знаю.
Название «Сюймишань» переводится с китайского как «Гора Сумеру (Меру)» (санскр. Sumeru, пали Sineru). Гора Сумеру присутствует в космологии всех дхармических религий (индуизма, буддизма, джайнизма и сикхизма) и в зависимости от контекста описывается в физических, метафизических или же медитативных терминах.
В частности, в соответствии с буддистской космологией гора Сумеру с одной стороны является физическим центром вселенной, окруженной океаном и четырьмя островами-материками, а с другой – располагается в «Сфере желаний» (пали Kamaloka, санскр. Kamadhatu) сразу над земным местопребыванием и на ней находятся (снизу вверх): мир асуров, мир четырех небесных царей и мир 33-х богов (дэвов) во главе с Шакрой (Шаккой).
История пещерного комплекса Сюймишань достаточно туманна и даже свое нынешнее имя он получил уже в эпоху Мин (15 в.). Упоминание о нем в ранних хрониках отсутствует, поэтому датировка отдельных пещер, скульптур и рисунков в основном производилась по художественному стилю (по аналогии с современными ему пещерными комплексами), а так же по редким надписям, обнаруженным на стенах пещер (самая ранняя относится ко времени династии Тан).
Всего комплекс состоит из 132-х пещер и ниш различного размера и назначения, из которых хорошо сохранились только 20. Около половины пещер не содержали статуй, рельефов или рисунков и вероятно были предназначены для проживания и хозяйственных нужд. Самые ранние из них относятся к периоду правления династии Северная Вэй (5 век н.э.), а самые поздние – к периоду империи Тан (с 7-го и до начала 10-го века).
Сейчас во многих пещерах располагаются даосские храмы, датировка которых нигде не упоминается (вероятно это 19-20-ый века).
***
Поскольку комплексу Сюймишаня CNTA (China National Tourism Administration) не так давно присвоило рейтинг зрелищности (Tourist Attraction Rating) AAAA, прилегающая к нему территория обустроена соответствующим образом: огромный «входной камень», широченные проезды и площадки, мощеные камнем дорожки, гольф-кары у входа, малые формы (фонари, урны и пр.) в традиционном стиле и огромный туристический центр. Плюс ко всему на другом берегу реки был построен новый музей, сооружение которого, как пишут, обошлось в $4,5 млн. Строительство всей этой красоты было закончено в 2013 году, поэтому пока что все выглядит «как с иголочки».
Кстати, стоимость входных билетов при этом осталась по китайским меркам довольно гуманной – 60 ю с человека.
Перед туристическим центром и тикет-офисом установлена огромная гранитная стела, выполненная в стиле традиционного цзюаня (свитка), на которой слева находится текст с кратким изложением истории Сюймишаня (на китайском языке), а в центре и справа располагаются эмблемы «вышестоящих» организаций.
Невдалеке от нее находится примерно такого же размера стела, но из черного камня и с текстом на английском языке.
Желтая эмблема с «Летящей лошадью» посередине и четырьмя буквами «А» внизу как раз и принадлежит China National Tourism Administration.
Около тикет-офиса на стене висит план расположения объектов Сюймишаня. Все не в масштабе и очень условно по расположению, так что пока сам не пройдешь ногами – ничего понять невозможно. Самые высокие точки – Hill Top (вершина горы, южным склоном которой является «Красный утес») и Пещера цветущего персика (Peach blossom cave), расположенная на соседней (к северу) горе. Храм Юангуан (Yuangguang) находится ярусом ниже, а храм Сянгуо (Xiangguo) – еще ниже, в долине.
Здесь и далее по тексту «Красным утесом» (Red Cliff) я называю крутой южный склон горы, обращенный ко входу на территорию, на котором находятся несколько небольших павильонов-храмов, две смотровые площадки с беседками и с десяток пещер.
Можно сказать, что по крупному вырисовываются два маршрута осмотра Сюймишаня (хотя на самом деле могут быть и варианты): «Малое кольцо и «Большое кольцо».
- «Малое кольцо» – это Большой Будда (Giant Buddha) -> храм Юангуан (Yungguang) -> подъем от него к перевалу -> подъем на вершину горы (Hill Top) -> спуск с «Красного утеса» (Red Cliff) (в двух вариантах – см. далее). Мы прошли по «Малому кольцу».
- «Большое кольцо» включает все тоже самое плюс объекты, находящиеся севернее: храм Сянгуо (Xiangguo) и все что за ним, а так же расположенную высоко на следующей горе Пещеру цветущего персика (Peach blossom cave). В этом варианте наверное надо пройти от Большого Будды к храму Юангуан, потом спуститься вниз к большой площадке, от нее пройти дальше на север к храму Сянгуо, потом найти тропу идущую вверх к Пещере цветущего персика, от нее спуститься к перевалу (ниже которого (слева) будет находится Юангуан, а выше – вершина горы), затем подняться на вершину горы (Top Hill) и спуститься с «Красного утеса». Если за храмом Сянгуо указатели расставлены так же густо как и до него, то заблудиться будет сложно.
Есть еще несколько удаленных к северу объектов (желтые кружки слева вверху плана), дорога к которым идет вроде бы от храма Сянгуо, и какие-то достопримечательности к востоку за ручьем.
От тикет-офиса вниз к реке вдоль здания туристического центра спускается широкая каменная лестница.
***
Лестница заканчивается перед дорогой, идущей вдоль берега реки Сыкоуцзы (Sikouzi). Отсюда открывается великолепный вид на сложенный из красного песчаника обрыв и уходящие вдаль горы.
Широкая водная гладь, создающая впечатление полноводной реки не должна обманывать: на самом деле это небольшое узкое водохранилище, плотина которого расположена примерно в полукилометре ниже по течению.
Такая практика создания искусственных водоемов у рейтинговых туристических объектов и в центрах городов напротив прогулочной набережной в Китае распространена довольно широко (например знаменитый пещерный комплекс Луньмэнь около Лояна – там даже катают туристов вдоль скальной гряды на корабликах). Ниже таких плотин в сухой сезон река как правило представляет собой довольно жалкое зрелище (иногда ее просто не разглядеть).
Слева метрах в двадцати от лестницы находится мост через который идет дорога к собственно туристической зоне Сюймишань (см. правое фото ниже).
С моста хорошо виден комплекс зданий музея (см. ниже левое фото), расположенный на высоком речном обрыве, который состоит из пять павильонов – один большой в центре и четыре меньшего размера по углам, что символизирует гору Меру и четыре окружающих ее континента (см. выше о переводе названия Сюймишань).
До музея можно пройти по основательным мосткам, проложенным вдоль берега реки или доехать по дороге (он расположен около дороги, которая проходит мимо Входного камня, примерно на 1 км вверх).
Общий вид на комплекс сооружений у входа на территорию Сюймишань:
С поворота дороги, ведущей к площадке перед входом в на территорию Сюймишань, хорошо видна ниша со статуей Большого Будды.
Дорога заканчивается на большой площадке, по периметру которой располагаются сувенирные лотки и находится еще один щит с планом-схемой Сюймишаня – большой, красочный, но тоже не вполне информативный (все надписи – только на китайском).
Отсюда прямо открывается прекрасный вид на «Красный утес» с павильончиками-храмами (левое фото ниже), а влево – на террасы и нишу Большого Будды (правое фото).
На левом фото – у верхнего обреза справа – гора с Пещерой цветущего персика (Peach blossom cave), также хорошо видна долинка разделяющая две горы (по ней идет лестница от храма Юангуан (Yungguang) к перевалу), а на макушке скалы выше пары верхних павильонов можно рассмотреть арку, установленную на вершине горы (Hill Top на план-схеме).
«Красный утес» с павильонами, беседками и пещерами выглядит просто сказочно (на фото ниже: слева внизу – вход на территорию комплекса).
К тому же ночью и с утра шел дождь и промокшие скалы просто сияли всеми оттенками красного, рыжего и коричневого.
От входа на территорию к нижней площадке, расположенной перед пещерой Большого Будды, идет дорожка длиной около 100м.
Слева (к юго-востоку) от нижней площадки располагаются первые три пещеры Сюймишаня (все пещеры комплекса как и положено нумерованы, например пещера Большого Будды имеет номер 5).
К этим пещерам ведет короткая галерея, устроенная на высоком скальном обрыве. В пещере N1 находится скульптурное изображение стоящего Будды, а на стенах можно разглядеть плохо сохранившиеся остатки росписей с мотивом тысячи будд.
Отсюда открывается прекрасный вид на речную долину с колоритными скальными утесами (кстати жиденький водный поток у нижнего обреза фото – это та же самая река Сыкоуцзы (Sikouzi), что и около туристического центра).
Большой Будда (в Китае такие статуи называют Дафо, Dafo) наряду с «Красным утесом» является «визитной карточкой» комплекса Сюймишань.
Гигантская статуя высотой около 21 м изображает бодхисатву Майтрею (кит. Mile Pusa), который в наше время обретается на небесах Тушита и явится на землю в качестве будды в следующей кальпе , но чтобы не вникать в доктринальные тонкости обычно употребляют словосочетание «Будда Майтрея» (кит. Mile Fo).
К нише со статуей ведут три пролета довольно длинных лестниц.
На правом фото ниже: вид от террасы перед пещерой на среднюю и нижнюю площадки. Справа на фотографии скала, с обратной стороны которой находится речной обрыв и первые пещеры (см. выше).
Пещера Большого Будды считается одним из самых ранних объектов Сюймишаня – она датируется периодом династии Северная Вэй (5-6 в.в н.э.).
Ниже правого колена статуи под осыпавшейся штукатуркой видна каменная кладка, из которой изготовлена ее передняя часть. В каком виде находилась статуя до реставрации мне неизвестно.
Удержаться от фотографирования цветных скал просто невозможно.
На фото ниже: у правого обреза фотографии – площадка и лестница, поднимающаяся к музею.
С платформы, расположенной уровнем ниже пещеры Большого Будды к основанию «Красного утеса» идет прорубленная в скале дорожка со ступеньками.
Дорожка пересекает по мостику сухую ложбину и поднимается к удивительному месту: проходу и скале, горная порода которых имеет просто какой-то просто неестественный перенасыщенный розовато-красный цвет (я это место потом еще не раз сфотографировал – трудно было удержаться) (см. левое фото ниже).
Рядом с мостиком установлен указатель, из которого что-либо понять (кроме собственно названий) невозможно (правое фото ниже).
Подошли по «цветному проходу» к основанию «Красного утеса», подумали и приняли, как впоследствии оказалось, абсолютно правильное решение: не подниматься отсюда вверх на «Красный утес», а обойти гору и спуститься с него вниз.
По указателям отправились вдоль горы по тропинке (а потом и по хорошей мощеной дорожке) в сторону храма Юангуан (Yungguang temple)
Дорожка заканчивается в каменистой ложбине, от которой к храму ведет длинная каменная лестница (см. левое фото ниже). Отсюда налево открывается вид на ложбину и лестницу, ведущую к перевалу (см. правое фото).
На правом фото: слева – склон горы, на вершине которой находится арка (на плане – Hill Top) и южный склон которой является «Красным утесом», а справа – склон горы, у вершины которой расположена Пещера цветущего персика (Peach blossom cave).
С платформы перед храмом вправо (на восток) хорошо видны мостик через ручей и большая площадка, ограниченная с севера стеной с проходом, от которого начинается дорожка, ведущая к храм Сянгуо (Xiangguo). Справа от начала дорожки проглядывается большой цветистый шит, вероятно с планом-схемой (см. фото ниже).
На платформе около храма есть указатель с замысловато изогнутыми стрелками, а еще один указатель располагается внизу справа от начала мостика.
Xрам Юангуан представляет собой выполненное в традиционном китайском стиле двухэтажное здание, которое пристроено к скале с пещерами, расположенными на двух уровнях.
Слева и сверху от крыши второго этажа храма находятся две небольшие пещеры (вероятно кути для медитации и ретритов). На поверхности скалы над и по бокам от здания храма вырублены многочисленные водоотводные канавки.
На фото ниже: вид на храм Юангуан с вершины горы (Hill Top).
Внутри неширокого вестибюля между двумя входами в нижнюю пещеру располагается алтарь с разномастными буддистским статуэтками (в основном Гуаньинь и Будай Хэшан).
В плане пещера представляет собой почти квадратное помещение с центральной «колонной» и двумя входами.
На поверхности колонны и стенах высечены довольно крупные групповые барельефы, у стен так же находятся скульптурные группы.
Выглядит все как-то запущено и убого: очень плохой свет (фотографии осветлены), шелушащаяся краска на статуях, следы копоти и пр. (хотя в части древней буддистской скульптуры этот храм – «звезда» Сюймишаня).
***
На втором этаже находятся еще две пещеры: N45 и N46, знаменитые своими скульптурами 6-го века, которых в разном состоянии сохранилось довольно много – около сорока.
Многие из скульптурных групп очень интересные, но здесь та же беда – ужасный свет и убогое состояние каменных поверхностей стен и скульптур.