shus 2014
Ганьсу (Gansu)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Tiantishan Grottoes, кит. Tianti shan shiku 天梯山石窟
37.561324° 102.742799° (Satellite)
Буддистский пещерный комплекс Тяньтишань расположен примерно в 55 км к юго-востоку от Увэя (Wuwei) на крутом и скалистом восточном берегу водохранилища Хуанян (Huangyang reservoir), сооруженном на одноименной реке. Путь к пещерам состоит из двух частей: первые приблизительно 35 км – по по провинциальной автодороге G312, а последний участок – вверх по горной долине и спуск через небольшой перевал к водохранилищу.
«Тяньти» переводится как «небесная лестница» (или «лестница на небеса»), а «шань» – «как гора». Другим названием этого пещерного комплекса является традиционное Дафосы (кит. Dafo si 大佛寺) – «Храм Большого Будды», что связанно с тем, что здесь находится гигантская статуя сидящего Будды (по-китайски – Дафо) .
Всего комплекс Тяньтишань включал в себя 19 пещер и ниш, расположенных на трех уровнях, в которых археологами было обнаружено около 40 скульптур и около 100 кв. м настенных росписей, датируемых от 4-го до 17-го веков. В 1958 году в связи сооружением водохранилища и подтоплением места расположения комплекса все находившиеся в пещерах статуи были вывезены в Музей провинции Ганьсу в Ланьчжоу и в Академию Дуньхуана. Для осмотра в настоящее доступны только музей Тяньтишаня и статуя Большого Будды.
Самые старые пещеры Тяньтишаня были создано в 4-5 в.в. по приказу правителя государства Северная Лян (397—439 г.г.), столица которого находилась в Лянчжоу (нынешний Увэй). Варварское (хуннское) государство Северная Лян существовало раньше объединившей Северный Китай (и поглотившей Северную Лян) великой династии Северная Вэй (Тоба Вэй), при которой были созданы самые грандиозные и знаменитые пещерный комплексы Юньган (близ совр. Датуна) и Лунмэнь (близ совр. Лояна). Поэтому буддистский комплекс Тяньтишань считается самым ранним по дате основания среди подобных сооружений Северного и Центрального Китая. Отдельные пещеры, рисунки и статуи Тяньтишаня были созданы в период правления более поздних династий: Северная Вэй, Суй, Тан и тангутской Си Ся. В период династий Юань и Мин здесь располагался тибетский монастырь.
***
На конечном участке пути машина спускается с гор к водохранилищу, в прибрежном поселке поворачивает на север и около полутора километров едет по берегу в сторону плотины до парковки и тикет-офиса.
Дальше передвижение по территории осуществляется только с сопровождающим (или, если хотите – с гидом без знания английского). Входной билет здесь стоит 30 ю (точнее 20 ю – входной билет и 10 ю – билет в музей).
От парковки хорошо видно и здание музея (на левом фото ниже – у правого обреза фотографии), и защитную стенку и козырек пещеры Большого Будды (см. правое фото и левое фото – у левого обреза).
Расстояние от парковки до пещеры Большого Будды составляет около полукилометра. Музей находятся примерно на половине пути.
![]() |
![]() |
Нашим сопровождающим была приятная улыбчивая девушка (правда нам постоянно приходилось умерять свою прыть и притормаживать, поскольку она была в положении).
На всей территории комплекса идет масштабная реконструкция: ремонтируют здания тикет-офиса и музея, устанавливают новое ограждение, перекладывают дорожки и лестницы, укрепляют берега камнем и т.п. Единственное место, где не ведутся работы – это пещера Большого Будды.
В настоящее время здание музея снаружи выглядит не очень презентабельно. Но работа вокруг него кипит, поэтому в скором времени здесь все будет смотреться очень достойно (как и в других подобных местах).
![]() |
![]() |
Внутренние помещения и экспозиции музея выглядят просто великолепно.
Помимо копий вывезенных статуй и множества фотографий настенных росписей, здесь есть экспозиция с фотографиями 50-60-х годов, на которых запечатлены работы по демонтажу и вывозу статуй и фресок (их бережно упаковывали и перемещали по специально построенной канатной дороге вниз на берег ущелья).
![]() |
![]() |
Вода в водохранилище довольно ярко окрашена окислами железа, вымытыми из горных пород (здесь горы сложены из красноватого песчаника). Вдаль она смотрится голубовато-бирюзовой, а вблизи – вот такого зеленоватого оттенка (см. правое фото ниже).
![]() |
![]() |
От музея, обходя кучи гравия и выбоины, двинулись дальше к пещере Большого Будды.
По дороге понаблюдали как местные строители выкладываю камнем береговой склон.
Моему «нихао» мужики почему-то очень обрадовались: приветливо махали руками нам вслед и весело смеялись.
![]() |
![]() |
Чтобы попасть к Большому Будде надо пройти через тоннель, специально пробитый для этого в толще горы, дверь в который закрыта на замок (а ключ – у сопровождающего).
На фото ниже – слева на заднем плане входной портал и дверь в тоннель.
Тоннель не очень длинный – наверное метров сорок. Внутри он ничем не укреплен, каменные арки подпирают только входные порталы.
![]() |
![]() |
В стенах туннеля высечено с десяток ниш, в которых размещены скульптуры вероятно лоханей (архатов) или каких-то уважаемых буддистских монахов.
После выхода из туннеля и поворота (метров через десять) взору предстает впечатляющее сооружение: выгнутая дугой защитная стенка, сооруженная напротив пещеры Большого Будды.
С нее открывается просто захватывающий дух вид: огромная скальная ниша с гигантской статуей сидящего Будды, окруженного традиционной «свитой».
Мы видели множество огромных статуй Будды в разных частях Китая, но везде рассматривать их было можно только находясь у основания статуи или где-нибудь сбоку на склоне. Здесь же ситуация просто уникальная: ты стоишь прямо напротив открытой ладони гигантской статуи и смотришь ей в глаза.
Скальная ниша имеет следующие размеры: 28 м в высоту, 19 м в ширину (у основания) и 16 м в глубину. Высота статуи составляет примерно 25 м, а ширина – около 10 м.
![]() |
![]() |
Для защиты пещеры Большого Будды от затопления была сооружена стена в форме выгнутой наружу арки длинной (по хорде) около 35 м и высотой более 10 м (выше максимальной отметки заполнения водохранилища).
На фото ниже: вид на статую и защитную стену со стороны водохранилища во время высокой воды. На фото слева – пещеры (сейчас к ним доступа нет), справа – выход их тоннеля.
Расстояние от центра стенки до скульптурной группы составляет примерно 10-12 м.
Видно, что пещера Большого Будды почитается здешними буддистами как религиозный объект: перед статуей установлены курительницы и подушки для коленопреклонения, а на ограде можно видеть цветы и ленточки желаний.
![]() |
![]() |
Нишу и скульптурную группу датируют танским периодом. Считается, что это изображение Будды Шакьямуни в окружении его учеников, бодхисатв и божеств-охранителей.
В древности свод и стены пещеры были украшены настенными росписями, которые до наших времен не сохранились. Остатки рисунков, которые можно видеть на стенах пещеры, смотрятся очень симпатично, но они явно относятся к более позднему периоду, т.к. по своему стилю однозначно тибетские.
Сохранившиеся настенные росписи располагаются слева и справа от плеч Будды. На левой стене хорошо различим конь, несущий на спине что-то типа вазы со свитками, выше него находятся изображения двух антилоп (или скорее диких коз) (над ними – не вошедший в кадр фрагмент фигуры дракона), а справа от него можно различить остатки изображения тигра. Остальное пространство покрыто изображениями растений, гор и облаков.
На правой стене по центру располагается крупное изображение очень упитанного тибетского «снежного льва», выше него – небольшая фигурка слона, также несущего корзину со свитками, а правее них можно различит две полустертые фигуры оленей и изображение тигра.
![]() |
![]() |
Персонажи «свиты» Будды достаточно традиционные: пара учеников-последователей слева и справа у задней стены, пара бодхисатв напротив плеч Будды и пара охранителей слева и справа у входа в пещеру.
Ученики-последователи узнаваемы – это Ананда и Кашьяпа. Бодхисатвы не имеют особых отличительных признаков, но поскольку считается, что главная статуя является изображением Будды Шакьямуни, то слева – Манджушри, а справа – Самантабхадра.
![]() |
![]() |
Кто изображен в виде охранителей – не вполне ясно, т.к. у них отсутствуют какие-либо идентифицирующие их атрибуты (хотя пишут, что это два Небесных Царя (кит. Тяньван) Вирупакша и Вайшравана).
![]() |
![]() |
Налюбовавшись вдоволь на гигантские фигуры и бирюзовую гладь водохранилища в обрамлении красно-рыжих гор, отправились обратно к тикет-офису. Вся экскурсия по Тяньтишаню заняла у нас около 45 минт (приехали где-то 10:15, отъехали около 11-ти), а дорога до Увэя – около часа.
***
Осматривая эту грандиозную композиция надо отдавать себе отчет, что перед тобой не реставрированные статуи древних скульптур, а хорошо исполненная реконструкция неких скульптур (вероятно танской эпохи, 7-9 в.в.), выполненная по описаниям ученых.
Материалом для изготовления такого рода скульптур служит саман (адоб), покрытый несколькими слоями сырой глины и финишной штукатуркой, причем если основой главной фигуры как правила является вырубленный в скале грубый рельеф , то окружающие ее образы (а так же ее собственная голова, руки и ноги) лепятся на деревянных каркасах.
В течении времени такие скульптуры, если они не были установлены в сухих защищенных помещения или глубоких пещерах, довольно быстро ветшают и требуют постоянного ремонта, а при его долгом отсутствии их основательно реконструируют или изготавливают заново. Поскольку в процессе эволюции китайского буддизма менялись и пантеоны, и иконография, определение того, кто и как изначально был изображен на месте той или иной статуи, остается на совести ученых.
На фото ниже: здешнее разрушение саманной скульптуры грунтовыми водами (нижняя часть правого охранителя).
–