shus 2014
Ганьсу (Gansu)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
Tiantishan Grottoes, кит. Tianti shan shiku 天梯山石窟
37.561324° 102.742799° (Satellite)
Буддистский пещерный комплекс Тяньтишань расположен примерно в 55 км к юго-востоку от Увэя (Wuwei) на крутом и скалистом восточном берегу водохранилища Хуанян (Huangyang reservoir), сооруженном на одноименной реке. Путь к пещерам состоит из двух частей: первые приблизительно 35 км – по по провинциальной автодороге G312, а последний участок – вверх по горной долине и спуск через небольшой перевал к водохранилищу.
«Тяньти» переводится как «небесная лестница» (или «лестница на небеса»), а «шань» – «как гора». Другим названием этого пещерного комплекса является традиционное Дафосы (кит. Dafo si 大佛寺) – «Храм Большого Будды», что связанно с тем, что здесь находится гигантская статуя сидящего Будды (по-китайски – Дафо) .
Всего комплекс Тяньтишань включал в себя 19 пещер и ниш, расположенных на трех уровнях, в которых археологами было обнаружено около 40 скульптур и около 100 кв. м настенных росписей, датируемых от 4-го до 17-го веков. В 1958 году в связи сооружением водохранилища и подтоплением места расположения комплекса все находившиеся в пещерах статуи были вывезены в Музей провинции Ганьсу в Ланьчжоу и в Академию Дуньхуана. Для осмотра в настоящее доступны только музей Тяньтишаня и статуя Большого Будды.
Самые старые пещеры Тяньтишаня были создано в 4-5 в.в. по приказу правителя государства Северная Лян (397—439 г.г.), столица которого находилась в Лянчжоу (нынешний Увэй). Варварское (хуннское) государство Северная Лян существовало раньше объединившей Северный Китай (и поглотившей Северную Лян) великой династии Северная Вэй (Тоба Вэй), при которой были созданы самые грандиозные и знаменитые пещерный комплексы Юньган (близ совр. Датуна) и Лунмэнь (близ совр. Лояна). Поэтому буддистский комплекс Тяньтишань считается самым ранним по дате основания среди подобных сооружений Северного и Центрального Китая. Отдельные пещеры, рисунки и статуи Тяньтишаня были созданы в период правления более поздних династий: Северная Вэй, Суй, Тан и тангутской Си Ся. В период династий Юань и Мин здесь располагался тибетский монастырь.
***
На конечном участке пути машина спускается с гор к водохранилищу, в прибрежном поселке поворачивает на север и около полутора километров едет по берегу в сторону плотины до парковки и тикет-офиса.
Дальше передвижение по территории осуществляется только с сопровождающим (или, если хотите – с гидом без знания английского). Входной билет здесь стоит 30 ю (точнее 20 ю – входной билет и 10 ю – билет в музей).
От парковки хорошо видно и здание музея (на левом фото ниже – у правого обреза фотографии), и защитную стенку и козырек пещеры Большого Будды (см. правое фото и левое фото – у левого обреза).
Расстояние от парковки до пещеры Большого Будды составляет около полукилометра. Музей находятся примерно на половине пути.
Нашим сопровождающим была приятная улыбчивая девушка (правда нам постоянно приходилось умерять свою прыть и притормаживать, поскольку она была в положении).
На всей территории комплекса идет масштабная реконструкция: ремонтируют здания тикет-офиса и музея, устанавливают новое ограждение, перекладывают дорожки и лестницы, укрепляют берега камнем и т.п. Единственное место, где не ведутся работы – это пещера Большого Будды.
В настоящее время здание музея снаружи выглядит не очень презентабельно. Но работа вокруг него кипит, поэтому в скором времени здесь все будет смотреться очень достойно (как и в других подобных местах).
Внутренние помещения и экспозиции музея выглядят просто великолепно.
Помимо копий вывезенных статуй и множества фотографий настенных росписей, здесь есть экспозиция с фотографиями 50-60-х годов, на которых запечатлены работы по демонтажу и вывозу статуй и фресок (их бережно упаковывали и перемещали по специально построенной канатной дороге вниз на берег ущелья).
Вода в водохранилище довольно ярко окрашена окислами железа, вымытыми из горных пород (здесь горы сложены из красноватого песчаника). Вдаль она смотрится голубовато-бирюзовой, а вблизи – вот такого зеленоватого оттенка (см. правое фото ниже).
От музея, обходя кучи гравия и выбоины, двинулись дальше к пещере Большого Будды.
По дороге понаблюдали как местные строители выкладываю камнем береговой склон.
Моему «нихао» мужики почему-то очень обрадовались: приветливо махали руками нам вслед и весело смеялись.
Чтобы попасть к Большому Будде надо пройти через тоннель, специально пробитый для этого в толще горы, дверь в который закрыта на замок (а ключ – у сопровождающего).
На фото ниже – слева на заднем плане входной портал и дверь в тоннель.
Тоннель не очень длинный – наверное метров сорок. Внутри он ничем не укреплен, каменные арки подпирают только входные порталы.
В стенах туннеля высечено с десяток ниш, в которых размещены скульптуры вероятно лоханей (архатов) или каких-то уважаемых буддистских монахов.
После выхода из туннеля и поворота (метров через десять) взору предстает впечатляющее сооружение: выгнутая дугой защитная стенка, сооруженная напротив пещеры Большого Будды.
С нее открывается просто захватывающий дух вид: огромная скальная ниша с гигантской статуей сидящего Будды, окруженного традиционной «свитой».
Мы видели множество огромных статуй Будды в разных частях Китая, но везде рассматривать их было можно только находясь у основания статуи или где-нибудь сбоку на склоне. Здесь же ситуация просто уникальная: ты стоишь прямо напротив открытой ладони гигантской статуи и смотришь ей в глаза.
Скальная ниша имеет следующие размеры: 28 м в высоту, 19 м в ширину (у основания) и 16 м в глубину. Высота статуи составляет примерно 25 м, а ширина – около 10 м.
Для защиты пещеры Большого Будды от затопления была сооружена стена в форме выгнутой наружу арки длинной (по хорде) около 35 м и высотой более 10 м (выше максимальной отметки заполнения водохранилища).
На фото ниже: вид на статую и защитную стену со стороны водохранилища во время высокой воды. На фото слева – пещеры (сейчас к ним доступа нет), справа – выход их тоннеля.
Расстояние от центра стенки до скульптурной группы составляет примерно 10-12 м.
Видно, что пещера Большого Будды почитается здешними буддистами как религиозный объект: перед статуей установлены курительницы и подушки для коленопреклонения, а на ограде можно видеть цветы и ленточки желаний.
Нишу и скульптурную группу датируют танским периодом. Считается, что это изображение Будды Шакьямуни в окружении его учеников, бодхисатв и божеств-охранителей.
В древности свод и стены пещеры были украшены настенными росписями, которые до наших времен не сохранились. Остатки рисунков, которые можно видеть на стенах пещеры, смотрятся очень симпатично, но они явно относятся к более позднему периоду, т.к. по своему стилю однозначно тибетские.
Сохранившиеся настенные росписи располагаются слева и справа от плеч Будды. На левой стене хорошо различим конь, несущий на спине что-то типа вазы со свитками, выше него находятся изображения двух антилоп (или скорее диких коз) (над ними – не вошедший в кадр фрагмент фигуры дракона), а справа от него можно различить остатки изображения тигра. Остальное пространство покрыто изображениями растений, гор и облаков.
На правой стене по центру располагается крупное изображение очень упитанного тибетского «снежного льва», выше него – небольшая фигурка слона, также несущего корзину со свитками, а правее них можно различит две полустертые фигуры оленей и изображение тигра.
Персонажи «свиты» Будды достаточно традиционные: пара учеников-последователей слева и справа у задней стены, пара бодхисатв напротив плеч Будды и пара охранителей слева и справа у входа в пещеру.
Ученики-последователи узнаваемы – это Ананда и Кашьяпа. Бодхисатвы не имеют особых отличительных признаков, но поскольку считается, что главная статуя является изображением Будды Шакьямуни, то слева – Манджушри, а справа – Самантабхадра.
Кто изображен в виде охранителей – не вполне ясно, т.к. у них отсутствуют какие-либо идентифицирующие их атрибуты (хотя пишут, что это два Небесных Царя (кит. Тяньван) Вирупакша и Вайшравана).
Налюбовавшись вдоволь на гигантские фигуры и бирюзовую гладь водохранилища в обрамлении красно-рыжих гор, отправились обратно к тикет-офису. Вся экскурсия по Тяньтишаню заняла у нас около 45 минт (приехали где-то 10:15, отъехали около 11-ти), а дорога до Увэя – около часа.
***
Осматривая эту грандиозную композиция надо отдавать себе отчет, что перед тобой не реставрированные статуи древних скульптур, а хорошо исполненная реконструкция неких скульптур (вероятно танской эпохи, 7-9 в.в.), выполненная по описаниям ученых.
Материалом для изготовления такого рода скульптур служит саман (адоб), покрытый несколькими слоями сырой глины и финишной штукатуркой, причем если основой главной фигуры как правила является вырубленный в скале грубый рельеф , то окружающие ее образы (а так же ее собственная голова, руки и ноги) лепятся на деревянных каркасах.
В течении времени такие скульптуры, если они не были установлены в сухих защищенных помещения или глубоких пещерах, довольно быстро ветшают и требуют постоянного ремонта, а при его долгом отсутствии их основательно реконструируют или изготавливают заново. Поскольку в процессе эволюции китайского буддизма менялись и пантеоны, и иконография, определение того, кто и как изначально был изображен на месте той или иной статуи, остается на совести ученых.
На фото ниже: здешнее разрушение саманной скульптуры грунтовыми водами (нижняя часть правого охранителя).
–