shus 2014
Ганьсу (Gansu)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Wenshushan shiku 文殊山石窟
39.647673° 98.340037° (Satellite)
Пещерный комплекс Вэньшушань находится на западе провинции Ганьсу в предгорьях Циляньшаня (на юго-восточном склоне одноименной горной гряды) в 24 км к юго-западу от города Цзюцюань (Jiuquan).
Вэньшушань располагается около западной окраины вытянувшегося вдоль дороги тибетского поселка Цифэн (Qifeng), почти сразу за тибетским монастырем и дацаном. Пишут, что на территории Вэньшушань находится одноименный буддистский монастырь (китайский), хотя есть ощущение, что даосского здесь значительно больше.
Здешняя местность – это северо-западная оконечность Сунань-Югурского автономного уезда (Sunan Yuguzu Zizhixian), который занимает территорию длиной почти в 250 км (от Цзюцюаня до Чжанъе) и включаюет в себя предгорья и горные долины северо-восточного склона Циляньшаня. «Титульной» нацией уезда являются югуры («желтые уйгуры»), но около 25% его населения составляют тибетцы.
Пещеры Вэньшушаня датируются от 5-го века н.э. (Северная Лян) до 12-го века (Си Ся). Всего учеными здесь обнаружено около 100 пещер, раскинувшихся по территории 1.5 км с севера на юг и 2.5 км с запада на восток, большая часть из которых располагается в небольшой ложбине, собственно и являющейся территорией монастыря Вэньшушань.
Слово «Вэньшу» в географических названиях Китая – не редкость, поскольку оно является китайским именем одного из важнейших персонажей буддистского махаянского пантеона (к тому же входящего в китайском буддизме в триаду Вайрочаны) – бодхисатвы мудрости Манджушри. Т.е. «Вэньшушань» дословно переводится как «Гора Манджушри».
История комплекса Вэньшушань довольно туманна. По-моему о нем нет упоминаний в хрониках и все, что знают о нем ученые, базируется на изучении того немного, что уцелело в его пещерах: остатков внутренних интерьеров, небольшого количества древних настенных росписей и немногочисленных вещественных артефактов (в течении последних столетий Вэньшушань был заброшен и практически полностью разрушен, а уцелевшие с древних времен внутренние интерьеры пещер были изуродованы в смутные времена, которые продолжались в Китае с середины 19-го до середины 20-го веков – от мусульманских восстаний до хунвэйбинов).
В начале 90-х годов Вэньшушань начал восстанавливаться силами религиозных организаций, а в 2001 году он был включен в список Охраняемого исторического и культурного наследия национального уровня, хотя сейчас найти здесь что-то историческое непросто – это действующий монастырь с современными буддистскими и даосскими храмами (и вновь построенными, и оборудованными в старинных пещерах), хотя и расположенными в живописной долине на месте древнего монастыря.
***
Территория комплекса Вэншушань представляет собой неширокую восходящая долину, ориентированную практически перпендикулярно дороге, по склонам и гребням холмов которой в одиночку и группами разбросаны различные культовые строения – как просто отдельные здания, так и помещения, пристроенные к пещерам.
Тикет-офис и стенды с картой и информацией для туристов располагаются метрах в десяти от обочины дороги. Чуть дальше находится и вход на территорию. Цена входного билета для такого места совсем не гуманная – 42 ю.
На стендах можно посмотреть план объекта (только на китайском и в искаженных масштабе и ориентации) и прочитать советы и предостережения туристам. Из предостережений самое полезное – это напоминание от том, что Вэньшушань находится на высоте 1500 м и здесь бывает прохладно (а зимой – снежно и холодно), а из советов – правила поведения и обращения к монахам.
Главными достопримечательностями Вэншушаня считаются: пагода Десяти Тысяч Будд (на плане она слева внизу), пещерный храм Тысячи Будд (две повернутые скобки в центре плана) и зал Пятисот Архатов (две скобки по центру вверху).
От входа вверх по долине идет хорошая дорога (толстая линия наискосок плана), которая заканчивается около зала Пятисот Архатов (расстояние до него от входа составляет примерно пол-километра).
Сразу слева у подножья первых скал находится приличный туалет. Сразу за ним вздымается скальный холм с огромной пагодой (см. правое фото ниже), справа от которой расположены: на самом верху, почти у гребня – храм Тунтянь дун (Tongtian Dong, что-то вроде Небесного грота); ниже него (на фото – на уровне пагоды) – храм Лежащего Будды (Shuifo Dian , на указателях – Sleepping Buddha Hall) и еще ниже – Дворец Небесного Императора (Tianwang Gong, на указателях – Tianwang Palace).
К храму Лежащего Будды ведет длинная лестница, которую ближе к вершине пересекает дорожка, идущая вдоль склона. По ней влево можно пройти к храму Небесного Императора и пагоде Десяти Тысяч Будд, а вправо – прогуляться вдоль склона и спуститься вниз в центре долины.
Рядом с лестницей располагается указатель с подробным перечнем близлежащих объектов.
Прошли до храма Небесного Императора. Никого из монахов и служителей не видно. Часть помещений закрыта на замки, а часть – открыта.
В правом павильоне расположены две яркие статуи Будд.
Отсюда хорошо виден противоположный склон долины, расположенные на нем храмы и спуск вниз от последнего из них (храма Яо Вана) – см. правое фото ниже.
Ниже: на левой фотографии – храм Майтреи (Mile Dian), а на правой – расположенный правее него храм Яо Вана (Yaowang Gong, бодхисатва-исцелитель Bhaisajyaraja).
Прошли дальше и вошли на огороженную территорию пагоды Десяти Тысяч Будд (Wanfo Ta, на указателях – Wanfo tower).
Зрелище конечно впечатляющее. Поздоровались с местными служителями, которые приветливо предложили нам подняться наверх, но мы малодушно отказались.
От пагоды вернулись обратно к храму Небесного Императора и по дорожке, проложенной вдоль склона мимо расположенных на ярусами разнообразных храмов и храмиков, двинулись в сторону пещерного храма Тысячи Будд.
Отсюда открывается прекрасный вид на северную и восточную часть долины.
На левой фотографии ниже – расположенный в самой верхней точке долины даосский храм Цайшэня, божества богатства и денег (Caishen Dian, европейцы обычно переводят его имя как Mammon).
Справа (к востоку) и чуть дальше и от него находится зал Пятисот Архатов (Wubai Luohan Tang) (его не видно) и храмы запечатленные на правой фотографии.
Внизу в центре долины находится художественно оформленный деревянный мостик (левый угол левого фото и правое фото ниже) и храм Лу Баня (в центре левого фото) – покровителя плотников и пр. строителей (Lu Ban miao).
Расположенный ниже и правее храма Лу Баня коричневый портал – это проход к храму Тысячи Будд.
Небольшие храмовые павильоны, расположенные выше дорожки по склону холма, в скальном интерьере выглядят очень симпатично.
Чуть выше мостика установлен «центральный» указатель.
Прошли через портал рядом с храмом Лу Бяня и вышли в небольшой «переулок», в котором и расположен пещерный храм Тысячи Будд (на заднем плане вверху – храм Цайшэня, см. выше, а справа – небольшая ступа).
Пещерный храм Тысячи Будд в настоящее время – даосско-буддийский (при чем в большей степени даосский). В павильоне, пристроенном к пещере, посетителей встречают фигуры Хуан-ди (Желтого императора), краснолицего генерал Гуань-юя и прочих персонажей даосского пантеона.
Сама пещера состоит из нескольких секций, соединенных проходами и имеет относительно небольшие размеры: 15.5 м в ширину, около 4 м в глубину и 3.6 м в высоту.
В левой части пещеры находится скульптурное изображения коронованного Дицзана (буддистский бодхисатва Кшитигарбха) – спасителя живых существ, переродившихся в адах-нараках. Слева от него располагается фигура вероятно Яньло (Yanluo) – администратора подземного мира, а справа – еще одно изображения Дицзана в виде монаха с посохом. Кого изображает женская фигура в богатой одежде и с пайцзы в руках – мне неизвестно.
В следующей секции находится фигура даосского божества Вэньчана – покровителя культуры и литературы.
Проходы между отдельными помещениями пещеры довольно низкие (см. фото ниже). Кстати стены пещеры оштукатурены (или загрунтованы и окрашены), а пол покрыт кафельной плиткой.
В следующих помещениях пещеры располагается скульптура Гуаньинь (даосской или будистской – я не знаю) и еще двух персонажей даосского пантеона.
***
По переулку вышли к главной дороге (здесь она поворачивает направо и идет вверх к залу Пятисот Архатов).
Понаблюдали как осваивается последняя, самая верхняя часть долины с остатками древних пещер и отправились вниз к парковке (подниматься к залу Пятисот Архатов просто поленились, да и особого интереса не было).
От этого места до парковки – метров триста-четыреста, поэтому совсем скоро мы были внизу.
На фото ниже: пагода у верхнего обреза фото расположена рядом со входом в пещерный храм Тысячи Будд.
***
В нижнем левом углу плана Вэньшушаня (см. в начале) нарисовано небольшое ответвление дороги и наклонный силуэт легковой машины. Что это за достопримечательность объясняет табличка с текстом на жутко корявом английском языке, которая установлена слева от тикет-офиса прямо у обочины дороги.
Из расшифровки надписи следует, что в 16 км от Вэньшушаня находится Магический cклон, на котором машины с заглушенным двигателем катятся вверх (но почему-то не упомянута текущая вверх по склону вода). Прочий текст в принципе неинформативен.
В Китае это ландшафтное явление называется Гуайпо (Удивительный (чудесный) склон, 怪坡). Самый известный из них (возможно в силу близости к массовому туризму) находится на северо-востоке Китая недалеко от города Шэньян, другой Гуайпо находится близ городка Цитай (Qitai), примерно в 200-х км к востоку от Урумчи. Есть подобные объекты и в нашей стране, и за рубежом.
–