shus 2014
Синьцзян (Xinjiang)
<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая
кит. Bozīkelike Qianfo Dong 柏孜克里克千佛洞
42.956053° 89.539464° (Satellite)
Буддистский пещерный комплекса Безеклик находится на северной стороне Пылающих гор в узкой и обрывистой долине реки Мутоу. Расстояние от Турфана до Безеклика составляет около 45 км. Дорога к комплексу сначала идет вдоль южного подножья Пылающих гор, затем в месте выхода реки Мутоу из ущелья на равнину поворачивает на развязке на север (примерно через 35 км от Турфана), пару километров идет по ущелье, а затем забирает вверх на северо-запад и дальше идет вдоль обрыва долины реки Мутоу до самого Безеклика. Примерно за 1 км до Безеклика по дороге расположен небольшой городок из множества фантастических глинобитных строений – декорации, построенные для съемки культового китайского фильма «Путешествие на Запад» (выглядит сказочно).
***
Парковка Безеклика находится на верху речного утеса над пещерами и отгорожена от обрыва и верхней территории комплекса невысокой стеной. На входе во внутреннюю территорию располагается тикет-офис (цена билета – 20 ю) и турникеты, а слева от входа находится огромный капитальный щит с текстом, озаглавленным «Выдающийся образец искусства уйгурских буддистов» (и содержащим несколько откровенных ляпов).
За турникетами тянется длинная мощеная площадка, которая оканчивается лестницей, ведущей вниз к пещерным храмам.
Мы выехали из Турфана довольно поздно (снятие денег в банкомате неожиданно превратилось в небольшую эпопею) и приехали в Безеклик только где-то к 11:15. Солнце уже было высоко, на небе – ни облачка. Слепящий свет и впечатляющая жара (явно за 40) с полным безветрием не дали ничего толком ни посмотреть, ни сфотографировать (а местность здесь по своему красивая). Вдобавок ко всем напастям супруга забыла шляпу и мы ходили по жаре по очереди в моей.
К жаре я привычен и отношусь к ней спокойно, но когда стало жечь уши, я понял, что Турфан – это действительно «самое жаркое место Китая, а также одно из самых жарких и сухих мест на земле» .
Слева, между краем парковки и барханами, расположился пункт катания на верблюдах. Вероятно в связи с сильной жарой желающих покататься не наблюдалось, а вожатые прятались в тени под навесом.
Пещеры Безеклика высечены в скальном обрыве правого (западного) берега реки и располагаются в ряд на длинном (около 300 м) и широком (до 20 м) уступа, находящимся на высоте около 25 м.
Спуск на площадку перед пещерами оборудован с северной (дальней от парковки)стороны.
Уступ, на котором расположены пещерные храмы, протянулся с севера на юг и имеет дугообразную форму (входы пещер ориентированы на восток (в северной части) и северо-восток (в южной части), нумерация пещер – с севера на юг ).
Всего в составе комплекса насчитывается 83 разнообразных и разнородных пещерных сооружения, из которых к настоящему времени сохранилось 57, при чем более чем в 40 из них присутствуют остатки древних настенных росписей.
Безеклик был буддистским центром уйгурского государства Гаочан, в котором были две государственные религии – буддизм и манихейство, и был обитаем вплоть до полного вытеснения этих религий исламом в 14-ом веке.
***
Большинство пещер закрыто и недоступно для осмотра. Открыты только четыре или пять пещер (самые большие и впечатляющие, в т.ч. N20 и N21), около каждой из которых располагается служитель, сопровождающий вас внутрь пещеры и строго следящий за соблюдением запрета на фотографирование.
***
У подножья утеса можно рассмотреть остатки глинобитных строений и ступ, но к какому времени они относятся – мне неизвестно.
Небольшой оазис, расположившийся между обрывом и рекой обитаем – вероятно здесь живут люди, обслуживающие пещерный комплекс. Сверху хорошо видны фруктовые деревья и какие-то грядки, а так же расположенную на крыше традиционную сушилку для винограда с решетчатыми стенами.
***
Колоссальный ущерб буддистскому комплексу (в особенности его настенным росписям с изображениями людей) был нанесен воинствующими мусульманскими фанатиками. Тем не менее многие рисунки уцелели, поскольку входные части значительной части пещер со временем либо обрушились, либо были занесены песком.
Второй этап разграбления Безеклика относится уже к концу 19-го – началу 20-ого века. В это время многочисленные европейские, а также японские, индийские и американские экспедиции, соревнуясь друг с другом, массово вывозили из Китайского Туркестана найденные в пещерных храмах и руинах древних городов древние рукописи, скульптуры и срезанные вместе со штукатуркой храмовые росписи.
Последними в череде вандалов были хунвэйбины времен «культурной революции», но на их долю досталось уже не так и много, поскольку китайские ученые только начали приступать к археологическом раскопкам в Синьцзяне и освободили от песка и завалов лишь незначительную часть объектов.
Самым известным и наверное самым распространенным рисунком из пещерных храмов Западного Китая является изображение двух буддийских монахов из пещер Безеклика : западного (вероятно тохарца или согдийца) и восточного (явно китайца-ханя) .
Эта сценка является деталью (см. правый верхний угол) большой настенной росписи, которая была срезана вместе со штукатуркой в одной из пещер Безеклика и вывезена в Германию 2-ой германской экспедицией (1904-1905 г.г.) под руководством Ле Кока (Le Coq). Фреска была выставлена в Берлинском музее этнологии и была уничтожена (вместе со многими другими экспонатами из немецких азиатских экспедиций) во время бомбежки Берлина союзными войсками в 1944 году.
На этом рисунке изображен один из самых распространенным сюжетов настенных росписей Безеклика – принятие обета (пранидхана, санскр. pranidhana) бодхисатвы. В центре расположен стоящий Будда Амитабха, а слева на коленях – его последователь, принимающий обет .
–