shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки
Монастырь Дова (Dowa Raja Maha Viharaya) расположен по правой (восточной) стороне автодороги A16 (Beragala – Hali Ela Rd.) примерно на полпути между Бандаравелой (Bandarawela) и Эллой (Ella) (километрах в шести от обоих населенных пунктов). На его территории находятся две достопримечательности: 11.5-метровый скальный барельеф Будды и небольшой пещерный храм.
История монастыря Дова до 19 века покрыта мраком, поэтому все, что пишут о нем, относится к местным легендам неизвестного происхождения. Из них к обычным преданиям относится рассказ о том, что король-освободитель Дуттагамани (Валагамба) (1-ый век до н.э.) скрывался в этом монастыре от тамильских узурпаторов, а к необычным – история о том, что еще недавно (лет пятьдесят тому назад) в пещерном храме был вход в подземный ход длиной в десяток километров, который соединял Дову с пещерой Равана (Rawana Cave) и монастырем Богода (Bogoda Raja Maha Viharaya).
***
В храм Дова мы отправились из расположенного на краю «горной страны» городка Эллы (Ella), где остановились на пару дней отдохнуть перед спуском с гор к приморской Тангалле.
На восточной окраине Эллы начинается узкое ущелье – один из немногих южных спусков с Центрального плато к приморской равнине, а с запада к ней примыкают обширные чайные плантации и находится чайная фабрика Кинеллан (Kinellan Tea Factory). По дороге от Канди к Элле мы уже насмотрелись на подобные пейзажи и побывали на чайной фабрике, но все равно не удержались от того, чтобы еще раз полюбоваться видами чайных плантаций и сфотографироваться посреди чайных кустов.
Дорога от Эллы до Довы занимает минут двадцать, при чем основная часть времени приходится на спуск в долину к автодороге А16.
Лестница, ведущая вниз на берег речки к пещерному храму, находится рядом с обочиной дороги (здесь же останавливаются и рейсовые автобусы).
Миновав расположенные справа жилые постройки монастыря, лестница спускается к высокой каменной платформе, посредине которой находится дерево Бодхи.
Прямо и чуть ниже платформы с деревом Бодхи располагается вход в пещерный храм, а слева она продолжается проходом, ведущим к пологой скальной «спине» (левое фото ниже), слева от которой возвышается утес с высеченным в нем гигантским изображением Будды.
Вплотную к пьедесталу и параллельно изображению Будды растет интересное по форме дерево. Это одна из разновидностей магнолии, которая на Шри Ланке называется «сапу» (Sapu), а в других странах известна под названием чампак (Champak, Magnolia champaca). Вероятно она была посажена рядом со статуей специально (у этого дерево крупные желтые цветы), потому что других деревьев чампак в окрестности храма нет.
Изображение Будды представляет собой высеченный в вертикальной поверхности скалы незаконченный барельеф высотой около 11.5 м, к которому снизу пристроены стоящие на пьедестале ступни ног. Будда изображен в традиционном стиле ланкийских гигантских скальных изваяний, ведущих свое начало от каменной скульптуры Будды Авукана (поднятая выше плеча правая рука в абхая-мудре (жесте защиты) и характерный жест левой руки, поддерживающий одеяние на плече).
О времени и истории создания этого барельефа ученым ничего не известно, но можно предположить, что он был создан в 10-13 веках последователями буддизма махаяны.
На фото ниже: вид со скалы, расположенной напротив изваяния Будды (справа – крыша вестибюля пещерного храма).
Налюбовавшись со скалы у подножья Будды живописными окрестностями, мы вернулись обратно к платформе дерева Бодхи и по лесенке (см. в центре левого фото) спустились к площадке перед пещерным храмом.
Высокий и довольно просторный вестибюль, расположенный перед входом в помещения храма, расписан традиционными буддийскими мотивами. Видимо ремонт храма делался совсем недавно, поэтому все выглядит свежо и очень ярко.
Справа от входа в храм за конторкой располагается служитель, который собирает пожертвования и тщательно записывает их в амбарную книгу (там же были отмечены и наши 200 рупий).
Справа и слева от дверного проема находятся традиционные для входа в храм скульптуры: пара сингальских львов и пара нагараджей (в данном случае с мечами и изображением кобры на лбу) (см. фото выше), а над ними – ярко раскрашенная композиция с макара-тораной.
Здесь над входным проемом располагается очень распространенная в Шри Ланке и традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мaкара-торaна (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).
Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:
(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;
(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;
(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.
Остальные персонажи композиции с макара-тораной являются либо вспомогательными, либо дополнительными и варьируют в в зависимости от предпочтений конкретного храма.
На спинах макар восседают божества-охранители: слева – Саман на слоне, а справа – вероятно Катарагама (Сканда-Муруган) на павлине (левое фото ниже).
Первая комната храма имеет почти квадратную форму (правое фото ниже). Вдоль нижней части стен по всему периметру расположены одинаковые фигуры Будды, сидящего в позе медитации, а верхняя расписана чередой также одинаковых изображений архатов.
Из этого зала в другие помещения храма ведут два дверных проема: вправо – в пристроенное помещение с настенными росписями…
… и прямо – под скалу, непосредственно в пещеру.
Внутри пещеры в застекленных нишах располагаются два изваяния лежащего Будды (Махапаринирвана Будды).
В правом помещении сразу рядом со входом находится скульптурная группа: Будда с двумя своими главными учениками Сарипуттой и Могалланой (последний в ланкийской традиции всегда изображается с кожей темно-голубого цвета).
Стены правого помещения расписана рисунками с сюжетами из истории ланкийского буддизма, которые представляют собой упрощенные копии знаменитых настенных росписей храма Келания в Коломбо.
Выйдя из пещерного храма, мы спустились к речке – посидеть на камешках, полюбоваться природой и побродить по теплой воде. Я перешел на другой берег и немного поднялся по тропе в лес. Когда же я через несколько минут вернулся назад, на моих ногах красовался пяток наземных пиявок (в местных влажных лесах их просто немеряно). Одновременно с пиявками явился местный ханурик (до этого грузивший речной песок невдалеке) и начал уныло попрошайничать. Романтическое настроение было испорчено и мы оправились наверх к машине – возвращаемся в Эллу, а после обеда едем к водопаду и пещере Раваны.
–*