·······································

Гигантский Будда и пещерные монастыри Пидурангалы (Pidurangala Rock)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки

Два огромных скальных холма Сигирия и Пидурангала находятся в прямой видимости друг от друга – расстояние между их вершинами по прямой составляет чуть больше километра.

В древности у северо-западного подножья Пидурангалы располагался буддистский монастырь, который был основан в 5-ом веке н.э. в качестве королевского монастыря правителем Сигирии Кассапой I (см. заметку «Львиная скала» Сигирия) вблизи небольшого поселения буддистских монахов, существовавшего здесь с 3-2-го в.в. до н.э..

История монастыря Пидурангала более чем туманна и в основном базируется на совсем небольшом количестве археологических находок, поскольку никаких упоминаний о Пидурангале в исторических хрониках не содержится. Большинство того, что сейчас пишут о Пидурангале, относится либо к умозрительным предположениям ученых, либо к местным преданиям.

Происхождение название скалы и монастыря традиция связывает с передачей Кассапой I этой территории в дар буддистской сангхе: «Pidurangala» переводится с сингальского примерно как «Переданная в дар золотая скала» (pidu (подаренный, пожертвованный) + ran (золотой) + gala (скала)). 

Современный монастырь Пидурангала (Pidurangala Raja Maha Viharaya) был учрежден в 19-ом веке и приобрел свой нынешний вид в 30-х годах прошлого столетия. Он расположен по обеим сторонам дороги в сотне метрах от северо-западного подножья скалы, а метрах в двухстах севернее него (слева от дороги) находятся руины древнего монастыря. 

План-карта Сигирии (Sigiriya plan map)

***

К Пидурангале мы подъехали примерно в 15.30 (как мне сейчас кажется, лучше бы было появиться на минут 30-40 попозже – солнце бы уже ушло ближе к горизонту, густая дымка немного бы рассеялась и все бы было освещено мягким, чуть сумеречным светом). 

Основные культовые объекты монастыря находятся по правой стороне дороги на расположенной напротив дхаммасалы (открытого помещения для отдыха, собраний и проповедей) террасе, беленая подпорная стенка которой находится рядом с обочиной дороге. На верху террасы справа располагаются служебные помещения монастыря, а слева, вплотную к скалам –  бодхигхара (платформа со священным деревом Бодхи).

Заплатив по 200 рупий ($1.6) за каждого, мы в сопровождении местного служителя из мирян отправились к пещерному храму на верхнюю террасу.  

Пидурангала (Pidurangala)

shus

К площадке перед храмом ведет длинная каменная лестница, расположенная справа от бодхигхары.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Наверху рядом с лестницей расположилась группа людей с какими-то невеселыми лицами. Из невнятного объяснения нашего водителя Ниры я понял только то, что сюда приезжают люди, у которых какие-то проблемы со здоровьем, и посещение местного храма им очень помогает. Возможно речь шла об очень известном и популярном у местных  девале (буддистское святилище, посвященное божеству – охранителю буддизма) Упулвана (Вишну), который располагается бок о бок с буддистским пещерным храмом (хотя обычно девале работают два раза в неделю, чаще всего по средам и субботам, а в этот день было воскресенье). 

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

Храм, а правильнее «дом образа» – патимаге (пали patimageha, синг. pilimageya, pilimage), располагается в скальной нише, которая с трех сторон огорожена кирпичными стенами. В 30-х годах прошлого века к храму был пристроена вестибюль, а внутренняя фасадная стена была украшена традиционными скульптурными изображениями (см. ниже).

Левая (дальняя на фото) дверь – это вход в девале Упулвана (Вишну).

Пидурангала (Pidurangala)

shus

В древности под этой скальной нишей находилась пещерная монашеская обитель, о чем свидетельствует надпись древним письмом брахми под дождевым карнизом (катрамой), которая датируется 3-1 в.в. до н.э.

На Шри Ланке в силу геологических особенностей практически отсутствуют естественные пещеры в виде каверн, но зато в множестве встречаются нагромождения огромных каменных глыб, появившиеся в результате разрушения магматических возвышенностей – интрузий (как правило сложенных из гнейсов, но встречаются и гранитные). Примерами именно такого рода образований являются Пидурангала и Сигирия, представляющие собой гигантские гнейсовые останцы, подножье которых по всему периметру загромождено осыпавшимися с них огромными валунами и глыбами.

Поэтому практически все пещерные монашеские кельи и храмы Шри Ланки устраивались в глубоких скальных нишах (чаще всего под округлыми валунами, а иногда – в промежутках между двумя соседними каменными глыбами). Технология подготовки ниш для таких строений была достаточно стандартной: находилась каменная глыба с подходящей нишей; ниша заполнялась дровами, которые поджигались для того, чтобы выжечь и осушить все покрываемое ей пространство; потрескавшийся от огня «потолок» ниши скалывался до приемлемого уклона, а получившейся в результате обработки скальной поверхности каменной щебенкой трамбовался пол пещеры.

Остатков такого рода строений, которые датируются начиная со 3-2 в.в. до н.э, на Шри Ланке великое множество и все они устроены по одному и тому же принципу: рукотворный скальный козырек с дождевым карнизом и сложенные из кирпича или дикого камня боковые и передняя стены. Нередко встречаются и полностью глинобитные стены, а в некоторых случаях конфигурация скалы позволяла сооружать только переднюю (или переднюю и одну боковую) стену.

По своему уникальным в технологии сооружения таких строений было высечение по криволинейной поверхности скалы дождевых карнизов – «катарамов» (katarama). Этот вид защиты от тропических ливней является оригинальным ланкийским ноу-хау, в котором местные мастера достигли высочайшего совершенства. Некоторые скальные ниши достигают полутора-двух десятков метров в высоту (как например в Риди Вихаре) и десятков метров в длину (как например в Дамбулле).

Контур катарамы высекался с такой точностью, что в течении сотен (и тысяч) лет наклонная поверхность скалы (а соответственно и внутреннее пространство пещер) всегда оставалась сухими, поэтому «потолки» всех подобных ниш имеют ровный желтоватый цвет и на них отсутствуют лишайники и т.п. растительность, что резко контрастирует с цветом и состоянием поверхности самой скалы (см. фото ниже).

В период с 5-го по 12-ый века в этой нише скорее всего так же располагалась пещерная обитель, а предшествующий нынешнему «дом образа» был сооружен уже в кандийский период (17-19 века). 

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Вход в пещерный «дом образа» оформлен традиционно для таких сооружений кандийского периода: мáкара-торана, пара сингальских львов и пара охранителей, расположенные справа и слева от входного проема.

Над входным проемом располагается очень распространенная в Шри Ланке и традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мaкара-торaна (mákara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).

Главными элементами ланкийской макара-тораны являются:

(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;

(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;

(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Внутри пещеры находятся пять скульптурных изображений Будды: два – стоящего, еще два – сидящего и одно – лежащего (Будда Махапаринирвана). За головой Будды видна небольшая ниша с занавеской, в которой расположена фигура кого-то из богов-охранителей (возможно Катарагамы). 

Все статуи, а так же стены и потолок не так давно отремонтированы и расписаны, поэтому выглядят очень празднично.

Пишут, что статуя лежащего Будды высечена из камня, а обе статуи стоящего Будды также каменные (и вроде бы как старинные). Как я понял, в течении многих лет единственным источником этой информации является сам настоятель монастыря и других подтверждений ей пока что нет.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

***

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

После осмотра храма служитель запер его на ключ и показал на тропу, идущую вправо от храма.

Через десяток метров тропа упирается в начало длинной каменной лестницы, с которой и начинается подъем к вершине Пидурангалы.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

После недолгого подъема лестница приводит к окруженной густым лесом грунтовой площадке.

Здесь в скальных нишах, высеченных у оснований огромных валунов, в древности располагались кути (кельи) лесной монашеской обители.  

Пидурангала (Pidurangala)

shus

***

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

От площадки с остатками пещер обустроенная тропа идет только вверх и минут через десять упирается в высокую скальную стену.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

Это и есть то место, где каменная осыпь примыкает к монолиту скалы Пидурангала.(см. карту).

План-карта Пидурангалы (Pidurangala plan)

Здесь тропа поворачивает на восток и дальше все время идет вдоль подножья скалы (сначала – на восток; потом, плавно огибая скалу – на юг и юго-запад) до места подъема на вершину, которое расположено на южной оконечности Пидурангалы.

На повороте мы встретили приветливого мужика из монастырских мирян. Наш лицензированный Минтуризмом водитель Нира, несмотря на многолетний стаж работы, впервые был в Пидурангале (как впрочем и в большинстве остальных мест, которые он посетил с нами), поэтому он несколько минут о чем-то расспрашивал этого улыбчивого дядьку и внимательно слушал его объяснения. 

Пидурангала (Pidurangala)

shus

***

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

Тропа на большей части своей протяженности неровно замощена диким камнем и от места поворота на восток все время идет с постепенным набором высоты. 

Пидурангала (Pidurangala)

shus

По дороге попадаются полуразрушенные скальные ниши – остатки древних лесных обителей буддистских монахов.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Перед самым выходом на расположенную с востока ровную площадку, справа от тропа располагаются руины одного из жилых строений лесного монастыря, находившегося рядом со статуей лежащего Будды.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

Дальше тропа идет по ровной грунтовой площадке вдоль изогнутого дугой скального обрыва, под которым располагаются  три переходящие одна в другую высокие скальные ниши.

Под первой в древности находились пещерные кути (кельи) буддистских монахов. Здесь сохранились остатки штукатурки, которой были покрыты наклонные потолки монашеских обителей, и даже небольшие остатки росписей (правда различить что-либо сейчас уже невозможно).

Остатки стен, сложенных из дикого камня и глины, скорее всего воссозданы при проведении обустройства и реставрации этого места, хотя сами частично обработанные камни кладки наверняка собраны из рассыпавшихся стен древних строений.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Сразу после окончания череды монашеских обителей прямо на горизонтальной поверхности выступающей из земли скалы установлено невысокое металлическое ограждение, внутри которого находится древняя наскальная надпись. 

Надпись выполнена письмом брахми и содержит короткое сообщение о дарении буддистской сангхе золота и сельхозугодий неким знатным лицом. Как обычно, никаких дат в ней не указано, поэтому палеографически (по типу письма) она датируется приблизительно 7-ым веком н.э. 

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

Чуть дальше оградки с надписью в глубокой скальной нише располагается главная и самая интригующая достопримечательность Пидурангалы: гигантское изваяние лежащего Будды (Махапаринирвана Будды).

Эта скульптура датируется 10-ым веком н.э., а ее длина составляет 14.8 м. Она была изготовлена из кирпича на глине и покрыта многослойной штукатуркой. Что находилось в этой нише в более ранние исторические периоды – неизвестно. 

В 30-40-х годах 20-го века статуя была значительно повреждена искателями сокровищ и восстановлена в нынешнем виде только в 2003 году.

Еще до недавнего времени в странах Азии разрушение кирпичных и глинобитных (саманных) статуй Будды искателями сокровищ было довольно распространенным явлением. Добычей мародеров в таких статуях обычно становились реликварии, которые при создании изваяния закладывались в грудь и голову Будды. 

На фото ниже: подобная пидурангальской статуя Bambaragasthalawa Buddha в нацпарке Кумана (Kumana National Park, Восточная Эла).

Bambaragasthalawa_Buddha

exploresrilanka.lk

В соответствии с устным преданием статуя была видна королю Кассапе I с платформы его дворца (или от «Львиных ворот») и правитель дважды в день совершал ритуал почитания Будды, обратившись в сторону холма Пидурангалы. Помимо этого одним из ученых было выдвинуто предположение, что «небесные девы» Сигирии (см. стр. 2 заметки о Сигирии) изображены делающими подношение цветами именно этому изваянию Будды, так как они ориентированы точно на статую  и она находится как бы в прямой видимости у процессии апсар.

Около статуи Будды нам повстречался пожилой худощавый мужик с приятными манерами, одетый в розовый саронг и чистую белую рубашку. После разговора с ним Нира сообщил, что это местный проводник и неплохо бы было воспользоваться его услугами. Куда нам идти было и так ясно, но я охотно согласился с Нирой, т.к. с уважением отношусь к таким помощникам из местных селян (в отличии от всяческих «гидов» и помогал, которые подчас попросту не дают прохода в туристических местах). 

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Для проверки сомнительного на первый взгляд предания захотелось повнимательней рассмотреть расположение и ориентацию статуи Будды (что оказалось во общем-то несложно). Полученный результат оказался для меня несколько неожиданным: получалось так, что то, о чем повествует предание, с технической точки зрения вполне возможно, а статуя Будды размещена именно в этом месте совсем не случайно. 

C помощью компаса было определено, что статуя расположена головой на юг с небольшим отклонением в сторону запада, т.е. довольно точно ориентирована по условной лини соединяющей ее и вершину Сигирии. А визуальный осмотр показал, что если не сам Будда (находящейся в глубокой нише), то площадка в нескольких метрах от него (где наверняка располагалось какое-то культовое сооружение) точно была видна и с платформы дворца, и от «Львиных ворот». 

Видимость статуи Будды со стороны Сигирии и ее ориентация точно по линии Пидурангала-Сигирия является следствием довольно точного выбора места ее размещения: контур восточного склона Пидурангалы представляет собой пологую дугу и создатели разместили образ Будды на самом выступе этой дуги, так что ни спереди, ни сзади скальный обрыв и осыпь из валунов не закрывает обзор со стороны Сигирии на площадку перед статуей. 

В настоящее время от площадки перед статуей увидеть Сигирию невозможно – мешают разросшиеся вдоль скального обрыва деревья. Но если отойти метров на десять в сторону склона, то Сигирия видна очень хорошо.

Хотя проблемы с «видимостью» статуи как оказалось не существует, в предании все же присутствуют другие неувязки: в частности датировка статуи и отсутствие достоверных данных о том, что было размещено в этой скальной нише во времена Кассапы I (в 5-ом веке н.э.).  

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Пальцы стоп Будды вряд ли стали жертвами вандализма. Скорее всего, как наиболее выступающая наружу часть изваяния, они просто разрушились под воздействием тропического климата.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Похоже, что одной и главных причиной значительного разрушения статуи, помимо прямого ущерба причиненного мародерами,  стала потеря защитного слоя из специальной штукатурки и, как следствие, размокание кирпичной кладки. 

На фото справа хорошо видна толщина, примерное количество слоев и качество финишного слоя штукатурки, которой была покрыта статуя (сама же эта выбоина, расположенная в районе левой коленки Будды, меня несколько смутила, так как уж очень она была похожа на след от пули).

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

***

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Метрах в пятнадцати дальше около тропы находится вырубленный в скале водоем, снабжавший водой монахов лесного монастыря. Наш проводник сказал, что его глубина составляет около 1.5 м и в нем всегда, не зависимо от сезона, есть вода (мы, кстати, были в сухой сезон). Еще одной интересной особенностью этой каменной емкости является то, что в ней плавает куча мелких рыбешек.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Еще метров через двадцать начинается поросшее лесом нагромождение каменных глыб, и тут наш проводник оказался как нельзя кстати.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Сначала тропа идет по довольно пологим плитам, но потом начинается какой-то каменный хаос, состоящий из узких проходов между вздыбленными каменными глыбами, внутри которых в художественном беспорядке навалены меньшие по размеру валуны. 

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Как это обычно и бывает, в самом неудобном месте мы попали в противоход с семейной группой сингальских паломников, включающей в себя человек двадцать народа всех полов и возрастов. С самыми молодыми и шустрыми мы как-то разминулись, а вот с основной группой, состоящей из дородных тетенек, мам с детьми и пары совсем уж пожилых женщин, мы столкнулись в узком каменном проходе с перепадом по высоте и глубокой щелью посередине. 

Наш провожатый, вероятно уже имевший опыт в таких делах, взял руководство движением в свои руки и, показывая куда наступать и как двигаться (а некоторых просто проводя за руку), за пять-семь минут протащил всех неповоротливых сингальских тетушек через это «бутылочное горлышко» (в это время я сидел скрючившись в небольшой скальной нише в щели у основания скалы, Нира балансировал на краю валуна метрах в двух выше меня, а супруга расположилась на вполне комфортной каменной полочке).  

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

Недолгий переход через каменную осыпь заканчивается выходом на пологую скальную «спину». С это места уже хорошо видна Сигирия.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

***

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Вершина Пидурангалы представляет собой плоское скальное плато скругленной треугольной формы со сторонами примерно по 170-180 метров, поверхность которого имеет сильный уклон с понижением с северо-востока на юго-запад (перепад по высоте между крайними точками составляет около тридцати метров).

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

В окутавшей окрестности серой дымке Сигирию почти не видно, поэтому фото получается на фоне «силуэта Сигирии».

Пидурангала (Pidurangala)

shus

***

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Плоская поверхность скалы кажется нереально огромной и ощущения при прогулке по ней просто космические.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

У северо-восточной оконечности скалы (той, что расположена над монастырем) на каменной поверхности можно увидеть следы, оставшиеся от какого-то религиозного сооружения (скорее всего ступы).

Пидурангала (Pidurangala)

shus

***

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Высеченные в скале канавки вероятно служили для фиксации кирпича основания платформы (фото справа), а находящаяся сейчас под водой выемка являлась пазом для установки центрального столба (фото слева).

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

На снимке ниже: вид на озеро, расположенное через дорогу от монастыря Пидурангала.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Погуляв по огромному каменному «аэродрому» двинулись в обратный путь.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

У места подъема и спуска с вершины скалы находится колоритный каменный валун огромного размера, про который наверняка есть какая-нибудь туристическая байка.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Прощальный взгляд на Сигирию (ее стало видно уже значительно лучше) и спускаемся вниз.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

С учетом приобретенного опыта и в отсутствии встречного людского потока каменные завалы были пройдены достаточно быстро.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Дальше путь лежит мимо гигантского Будды к началу спуска по каменистой тропе вдоль скалы.

Пидурангала (Pidurangala)

shus

Спускаться по камням труднее, чем подниматься и наш провожатый (увидев замотанную ногу супруги) старался всячески ей помогать в особо трудных местах.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

У поворота тропы  тепло попрощались с проводником и двинулись вниз по склону в сторону монастыря.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

Часов в пять вечера прошли через монастырь и, отдохнув на противоположной стороне дороги около дхаммасалы, отправились на ужин.

Пидурангала (Pidurangala) Пидурангала (Pidurangala)

***

Где-то в пол-седьмого поужинав вернулись в гестхауз. Сегодня отдыхаем и занимаемся «домашними делами», а завтра с утра – поездка в Дамбуллу

Web Analytics