♦ Пещерные и скальные храмы и монастыри

Скальные скульптуры Гал Вихара и пещера Гопала Паббата в Полоннаруве (Gal Vihara and Gopala Pabbatha)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки

Гал Вихара (Gal Vihara)

Гал Вихарой (Gal Vihara) называется расположенная на севере археологической зоны Полоннарувы пологая скала, в юго-восточном склоне которой высечены четырех каменных изваяния Будды разного размера. 

В сингальских хрониках это место называется Уттарарама (Uttararama), что в переводе с пали дословно означает «Северный монастырь». Нынешнее название, появившееся вероятно в последние столетия, тоже не несет никакого сакрального смысла и переводится с сингальского просто как «Скальный храм» ( gal – скала и vihara (viharaya) – (в данном случае) храм).

План Полоннаруы (Polonnaruwa plan)

*** 

От расположенной около дороги парковки к Гал Вихаре идет широкая грунтовая дорожка. Территория вокруг скального комплекса выглядит как хорошая парковая зона и прогулка от парковки до скалы само по себе удовольствие.  

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75) Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

Над скалой сооружены защитные навесы из ажурных металлоконструкций, которые основательно портят впечатление от этого прекрасного места.

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Общая длина скалы составляет примерно 27 м, а высота в самой верхней точке – около 10 м.

В древности каждая из четырех каменных скульптур находилась в пристроенном к ней отдельном храме (вернее «доме образа»), кирпичные руины которых позволяют представить размер этих зданий. 

Gal Vihara floor plan

Прямо напротив статуи лежащего Будды (Махапаринирвана Будды) располагается плоская скала с широкой каменной площадкой – прекрасное место для обзора и фотографирования всей скальной композиции (да и просто для того, чтобы посидеть в покое на теплой каменной поверхности, полюбоваться фигурами Будды и порассматривать разнообразных посетителей Гал Вихары).

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75) Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

***

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Изваяние Махапаринрваны Будды (Будда, ушедший в «окончательную» (безвозвратную) нирвану) имеет длину чуть более 14 метров. У статуи отсутствует обычный для таких изображений пьедестал – она располагается просто на обработанном каменном карнизе. Стопы и ладонь правой руки Будды украшены изображением цветка лотоса.

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Немножко необычным, если не сказать странным, выглядит почти круглая голова Будды.

Помимо высокого качества работы определенное своеобразие скульптурам Гал Вихары придает текстура камня, из которой высечены статуи. Во всех источниках по Гал Вихаре упорно пишут: «гранитная скала» или «гранитные статуи», хотя даже непрофессиональным взглядом видно, что эта горная порода никак не гранит, а скорее всего одна из разновидностей гнейса. 

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Торец валика, на котором покоится голова Будды, обратил на себя внимание прекрасной каменной резьбой еще первых европейских исследователей Полоннарувы. 

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Слева от статуи Махапаринирваны Будды расположена статуя стоящего Будды высотой около семи метров. В этом изваянии многое необычно для традиционного образа Будды (в первую очередь уникальное положение рук и легкий изгиб тела в стиле индийской трибханки), поэтому ее идентификация вызвала среди ученых самые длительные споры. До сих пор все еще популярно мнение, что это образ Ананды – сводного брата и одного из самых близких учеников Будды. 

Сейчас вроде бы преобладает точка зрения, что это все-таки хотя и необычное, но изображение Будды. При этом главным аргументом является то, что эта статуя находилась в отдельном строении («доме образа») и соответственно ей могли поклоняться только как образу Будды. Согласно еще одной теории статуя изображает Будду во время второй недели после Просветления, которую он провел глядя с благодарностью немигающим взором на Дерево Бодхи, под которым он достиг Просветления (Animisa Sattaha – «Неделя немигающего взгляда», см. Храм Махабодхи…). По-моему это оригинальное предположение не пользуется большой популярностью и особо не обсуждается, т.к. на него на самом деле трудно что-либо возразить (тем более что Будда в соответствии с традицией во время animisa sattaha вроде бы как сидел). 

Мне идея с образом Ананды как-то ближе в том числе и потому, что он обычно так и изображался: у изголовья ушедшего в махапаринирвану Будды. А в том, что статуя в какое-то время оказалась в отдельном помещении и возможно даже сменила «ориентацию», я не вижу ничего удивительного – достаточно почитать об общем состояние и внутренней борьбе в ланкийском буддизме в этот период.  

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75) Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

***

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Слева от Стоящего Будды (или Ананды) находится объемная наскальная надпись, высеченная по приказу последнего великого ланкийского царя-объединителя Паракрамабаху I (Parakramabahu I). 

Эта надпись, которая называется «Maha-Parakramabahu Katikavata», содержит набор административных и дисциплинарных правил, которые были разработаны для наведения порядка в буддийской сангхе по просьбе царя Махатхерой Кашьяпой из Димбулагалы (Dimbulagala Mahathera Kasyapa) и которые царь обязал исполнять монахов всех буддистских школ и сект. 

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

 

Далее влево и чуть вглубь от наскальной надписи располагается прямоугольная в плане пещера с образом сидящего Будды. Пещера имеет размеры 1.4 м в глубину, 7.9 м в ширину и 3.9 м в высоту и считается самым старым сооружением Гал Вихары (датируется предположительно 10-ым веком н.э.). 

По уровню колонн вход в пещеру забран сплошной мелкой сеткой и такая же сетка установлена с двух сторон от статуи Будды, поэтому, чтобы что-то сфотографировать, необходимо немного исхитриться. 

Пещеры сделана в лучших традициях индийских пещерных храмов: перед ней, судя по остаткам фундамента, располагался вестибюль-мандапа, а внутреннее сакральное пространство отделено от приподнятой веранды рядом из двух колонн и двух пилястров.

Расположенный у задней стены Будда изображен сидящим под зонтом, который высечен в потолке пещеры (chattra – белый зонт, символ власти или святости), на лотосовом троне (padmasana) и с руками в дхьяна-мудре (dhyana-mudra – жест медитации). Зонт своей «рукояткой» опирается на находящуюся за спиной Будды макара-торану – портал с аркой, основным элементом которой являются мифические чудовища макары.

Мáкара – мифические чудовища составленное из частей тела различных животных. Праобразом макары вероятнее всего является крокодил. Изображения макары очень часто встречаются в культовых сооружениях Южной и Юго-Восточной Азии. В зависимости от конкретной страны и исторического периода макары несколько различаются своим видом и включенными в состав чудовища частями тела. В частности ланкийская средневековая макара имеет пасть крокодила, хобот слона, лапы льва, тело рыбы и хвост павлина.

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Справа и слева от стоек макара-тораны (прямо под головами макар) находятся два сингальских льва (sinha), а над верхней перекладиной с двух сторон разместились два божества-охранителя: справа – Вишну с раковиной и чакрой, а слева – плохо сохранившийся и трудно распознаваемый образ. 

Когда-то давным-давно один из самых авторитетный на Ланке ученых-историков написал, что это божество является Брахмой, но прочитать почему он так решил мне пока нигде не удалось (а других трактовок этого изображения вроде бы тоже нет). Над макарами-торанами современных храмов и храмов кандийской эпохи (17-19 века) обычно размещается пара богов-охранителей в составе Вишну и Катрагамы (Сканда-Муруган). Возможно и этот барельеф является изображением Катарагамы, но сказать что-то определенное невозможно.

Справа и слева от макара-тораны на уровне пола располагаются две фигуры служителей с чамарами (chamara) – опахалами из ячьих хвостов, которые как и белый зонт являются атрибутами власти и благородного происхождения.

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Самая крайняя с северной стороны скалы статуя сидящего в дхьяна-асане Будды выполнена в том же стиле (и вероятно теми же мастерами), что и изваяния стоящего и лежащего Будды.

Сам по себе этот образ Будды ничем особенным не выделяется и наибольший интерес здесь представляет барельеф за его спиной, а также пьедестал, на котором он восседает. 

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Самым интригующей деталью этого изваяния для ученых является расположенный в нижней части пьедестала фриз с чередующиеся изображениями льва и ваджры (vajra).

Ваджра (санскр.  vajra: 1) удар молнии, 2) алмаз) – мифологическое оружие и соответствующий ему ритуальный предмет, присутствующий во всех дхармических религиях (буддизме, джайнизме и индуизме).  

Исходной считается ваджра ведического бога-громовержца Индры, представляющая собой стилизованное изображение пучка стрел. В связи с разнообразными контекстами своего употребления слово «ваджра» имеет различные переводы, но наиболее распространенными являются «громовой скипетр (палица)» и «алмазный скипетр». Традиционная ваджра имеет два конца, но встречаются и другие ее варианты (чаще – четырехконечная). Особое ритуальное значение ваджра имеет в шиваизме и тантрическом буддизме. 

При всей очевидности того, что обрамление этой статуи несет в себе символику распространенного в то время на Шри Ланке буддизма махаяны, до сих пор нет никаких фактических данных, по которым можно точно определить что же на самом деле символизируют эти барельефы

Как я понял ученые относятся к трактовке этих изображений осторожно и чаще связывают их с Индрой (он присутствует в буддизме под именем Шакра (санскр. Shakra, пали Sakka) и является главой 33 богов на небесах таватимса), хотя помимо этого существуют исследования (и даже по-моему книга) на тему тантрического влияния на образы Гал Вихары.  

На скальной поверхности позади фигуры Будды высечена не совсем обычная макара-торана с зубчатой аркой и тремя перекладинами, заканчивающимися головами макар

Слева и справа от арки изображены в два уровня четыре (по два с каждой стороны) небольших павильона, внутри которых находятся небольшие фигурки Будды, также сидящих в дхьяна-асане (существуют предположения, что это изображения четырех махаянских дхьяна-будд). 

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75) Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

Вокруг головы статуи в скале неглубоким рельефом высечен овальный ореол, символизирующий свечение, исходившее от тела Будды.

Гал Вихара и пещера N 75 в Полоннаруве (Gal Vihara and Rock Shelter 75)

shus

Статуя сидящего Будды – последняя (или первая – если считать от входа) в ряду скульптур Гал Вихары и на ней осмотр скальной композиции мы закончили. Несмотря на большое количество народа, Гал Вихара в вечернем свете производит очень приятное впечатление и даже не хочется отсюда уходить. На поскольку уже начинало смеркаться, мы двинулись обратно в сторону парковки, чтобы продолжить прогулку по Полоннаруве дальше.

Пещерная обитель Гопала Паббата (Gopala Pabbatha)

Северный вход в руины монастыря Алахана пиривена (Alahana pirivena) расположен сразу через дорогу от парковки. Огороженная стеной территория Алахана Пиривена тянется с севера на юг примерно на километр (см. карту выше) и имеет два находящихся в ее начале и конце приметных ориентира: на севере – ступу Кири Вихара (Kiri Vihara) и руины грандиозного храма Ланкатилака (Lankathilaka), а на юге – самую большую в Полоннаруве и четвертую по размеру в стране ступа Ранкот Вихара (Rankoth Vihara). Мы договорились с водителем, что сами идем пешком через Алахана Пиривену, а он нас будет дожидаться на парковке около Ранкот Вихары.

***

Прогулка в ранних сумерках по обустроенной и очень ухоженной археологической зоне древнего монастыря даже после длинного и непростого дня – просто удовольствие!  Прохладно, практически безлюдно, а густая зелень, кажущаяся выцветшей и блеклой на дневном солнце, вечером просто сияет всеми оттенками зеленого (особенно здорово смотрится ярко-изумрудный мох, которым сплошь покрыты темно-коричневые кирпичные руины). 

Не доходя метров сто пятьдесят до ступы Ранкот Вихара, метрах в пятидесяти слева (к востоку) от дорожки возвышается невысокая, густо поросшая деревьями скальная возвышенность длинной около 60-70 м.    

Пещерная обитель Гопала Паббата (Gopala Pabbatha)

shus

Это и есть Гопала Паббата (Gopala Pabbatha) – датируемый 1-2 в.в. н.э. небольшой буддистский монастырь с пещерными обителями.

ППещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

С западной стороны Гопала Пабатта представляет собой пологую вросшую в землю округлую скалу, поверх которой нагромождены огромные каменные глыбы. 

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter) Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

Ближе к левому краю каменной «кучи» находится естественный (но немного подработанный древними камнетёсами) «входной проем». 

Пещера N 75 в Полоннаруве (Rock Shelter 75)

shus

Прямо на скале установлена табличка Департамента археологии с инвентарным номером объекта, а рядом с ней на поверхности скалы высечена дарственная надпись на древнесингальском языке, которая гласит: «Пожертвование Чулагала Вихарайе [сделанное] Чула Ахараейей, сыном Аятия Дута» («чула гала» (cula gala) по-сингальски означает «малая скала», а «вихарайя» (viharaya) – «монастрыь», т.е. в древности этот место называлось просто: «Монастырь на малой скале»).

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter) Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

Чуть выше по склону видна незаконченная работа древних строителей: строчка отверстий в каменной скале, с помощью которых раскалывали каменные глыбы (как для придания формы скальным сооружениям, так и для заготовки каменных блоков из которых потом высекали плиты, колонны и т.п.). Здесь вероятно откалывали часть скалы, чтобы сделать проход (или еще что-то подобное). На правом фото ниже хорошо видна на переднем плане уже сколотая часть скалы, а на заднем – еще только отперфорированная.  

Технология таких работ проста и незатейлива и была известна во всех цивилизациях от майя до Египта и Индии. Укрупнено это выглядело так: на первом этапе пробивались ряды расположенных близко друг к другу достаточно глубоких отверстий; затем в эти отверстия забивались деревянные клинья и весь ряд обильно поливался водой; через некоторое время все клинья одновременно разбухали и камень трескался по линии перфорации.

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter) Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

Дорожка из прямоугольных отверстий идет вдоль всего края скалы до ее южного конца.

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

Дальше наши пути разделились: я отправился на ту сторону скалы через «входной проем», а супруга (которой такие места не нравятся из-за подозрения, что там могут обитать макаки, вараны, змеи и пр. зверье, которых она побаивается) спустилась вниз на луговину и обошла скалу с севера.

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

***

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

Похоже, что на этом месте действительно собирались делать сквозной проем, но работу не закончили (хотя там и сям видны ряды отверстий и следы обработки) и поэтому сейчас здесь пробираться не особо удобно.

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

Практически отвесная восточная часть Гопала Паббаты, покрытая зарослями фикусов со свисающими до земли воздушными корнями и подсвеченная заходящим солнцем, смотрится прямо как декорация к приключенческому фильму, действие которого происходит в диких джунглях (на самом деле это совсем небольшой участок скалы метров пять-шесть высотой и метров пятнадцать длиной).

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

С этой стороны подножье скалы завалено небольшими валунами, скатывавшимися с ее вершины в течении миллионов лет.

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

Ближе к южной оконечности Гопала Паббаты располагается прекрасный образец ланкийской пещерной монашеской обители, вернее то, что от нее уцелело: доработанная руками человека природная скальная ниша с остатками боковых и фронтальной стен.

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

Под дождевым карнизом (катарамой) видны два ряда вырубленных в скале пазов, которые вероятно служили для крепления стропил крыши какого-то легкого сооружения, находившегося в древности перед пещерой.

Пещера Гопала Пабата в Полоннаруве (Gopala Pabbatha cave shelter)

shus

На Шри Ланке в силу геологических особенностей практически отсутствуют естественные пещеры, но зато в множестве встречаются нагромождения огромных каменных глыб, появившиеся в результате разрушения магматических возвышенностей – интрузий (как правило сложенных из гнейсов, но встречаются и гранитные). Самым ярким примером такого рода образований является знаменитая скала Сигирия – гигантский гнейсовый останец, возвышающийся над равниной почти на 200 м, подножье которого по всему периметру загромождено осыпавшимися с него огромными валунами и глыбами.

Поэтому практически все пещерные монашеские кельи и храмы Шри Ланки устраивались в глубоких скальных нишах (чаще всего под округлыми валунами, а иногда – в промежутках между двумя соседними каменными глыбами). Технология подготовки ниш для таких строений была достаточно стандартной: находилась каменная глыба с подходящей нишей; ниша заполнялась дровами, которые поджигались для того, чтобы выжечь и осушить все покрываемое ей пространство; «потолок» ниши скалывался до приемлемого уклона, а получившейся в результате обработки скальной поверхности каменной щебенкой трамбовался пол пещеры.

Остатков такого рода строений, которые датируются начиная со 2-3 в.в. до н.э, на Шри Ланке великое множество и все они устроены по одному и тому же принципу: рукотворный скальный козырек с дождевым карнизом и сложенные из кирпича или дикого камня боковые и передняя стены. Нередко встречаются и полностью глинобитные стены, а в некоторых случаях конфигурация скалы позволяла сооружать только переднюю (или переднюю и одну боковую) стену.

По своему уникальным в технологии сооружения таких строений было высечение по криволинейной поверхности скалы дождевых карнизов – «катарамов» (katarama). Этот вид защиты от тропических ливней является оригинальным ланкийским ноу-хау, в котором местные мастера достигли высочайшего совершенства. Некоторые скальные ниши достигают полутора-двух десятков метров в высоту (как например в Риди Вихаре) и десятков метров в длину (как например в Дамбулле).

Контур катарамы высекался с такой точностью, что в течении сотен (и тысяч) лет наклонная поверхность скалы (а соответственно и внутреннее пространство пещер) всегда оставалась сухими, поэтому «потолки» всех подобных ниш имеют ровный желтоватый цвет и на них отсутствуют лишайники и т.п. растительность, что резко контрастирует с цветом и состоянием поверхности самой скалы (см. фото выше).

***

Закончив обход скалы мы решили не возвращаться обратно на дорожку, а пройти к ступе Ранкот напрямую через луговину. В результате, как и положено, залезли в какую-то болотину с черной и липкой грязью, а потом долго отмывались в чуть более чистой луже около северного входа на территорию ступы. 

Солнце уже почти зашло и наш водитель Нира начал беспокоиться и названивать мне на сотовый, но тут мы и сами появились перед ним: босые, грязные и с заляпанной обувью в руках. Посмеявшись, постелили в машину газеты и отправились отмываться к нириным знакомым в расположенную недалеко от ступы мастерскую. После этого Нира отвез нас в на ужин в местную забегаловку (тогда мы первый раз попробовали ланкийскую котту роти (kottu roti)), а сам был отпущен до завтра разбираться со своими проблемами в траффик-полис.

script type="text/javascript"> var gaJsHost = (("https:" == document.location.protocol) ? "https://ssl." : "http://www."); document.write(unescape("%3Cscript src='" + gaJsHost + "google-analytics.com/ga.js' type='text/javascript'%3E%3C/script%3E"));