shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки
Исурумуния (Isurumuniya) расположена в археологической зоне Анурадхапуры: примерно в полутора километрах к юго-западу от священного Дерева Бодхи (Jaya Sri Maha Bodhi) и в ста пятидесяти метрах к востоку от берега водохранилища Тисса Вева (Tissa Wewa).
То, что сейчас называется «монастырь Исурумуния» (Isurumuiya Vihara, Isurumuni Rajamaha Viharaiya), представляет собой комплекс буддистских сооружений (два храма, дерево Бодхи, Шри пада (след Будды), ступа и небольшой археологический музей), расположенных около и сверху узкой и высокой скальной гряды длинной около ста метров.
Вокруг и на самой территории Исурумунии сохранились древние искусственные водоемы: пруды и окружавшие монастырь рвы с водой, которые были продолжением удивительного гидротехнического комплекса Ранмасу Уяна – Королевских водных садов (Ranmasu Uyana, Royal Water Gardens), расположенных вдоль берега Тисса Вевы к северу от Исурумунии.
В целом история нынешней Исурумунии довольно туманна, т.к. свое название она унаследовала от древнего монастыря, основанного в 3 веке до н.э., как считается, самим Деванампия Тиссой и имевшего довольно значительную территорию (включая в том числе местность вокруг расположенной южнее скальной гряды Вессагири).
Дальнейшие упоминания в исторических хрониках названия «Исурумуния» не содержат прямого указания именно на этот скальный храм, а наскальные надписи, по которым прямо или косвенно идентифицируют такие объекты, на территории Исурумунии не обнаружены.
***
Перед входом в Исурумунию справа и слева располагаются два подковообразных пруда, заросших розовыми лилиями.
У обочины дороги установлен щит, на котором представлены основные достопримечательности Исурумунии: (1) Старый храм; (2) Новый храм; (3) Музей; (4) Ступа; (5) Священное дерево Бодхи.
Справа перед скалой находится довольно большой квадратный в плане искусственный водоем.
На фото ниже: слева – черепичная крыша Нового храма (2); над Новым храмом – белая ступа (4); по центру на платформе с лестницей – Старый храм (1); над Старым храмом – смотровая площадка; справа за обрезом фотографии (немного видны ветви) – священное дерево Бодхи (5). Музей (3) находится метрах в пятнадцати слева от Нового храма.
Старый храм устроен в неглубокой скальной нише, расположенной метров на пять выше уровня земли.
К каменной платформе, находящейся перед входом в Старый храм, ведет длинная и пологая каменная лестница, внизу которой располагаются обязательные для входа в каждое ланкийское сакральное сооружение «лунный камень» и «охранные камни», а так же балюстрады в виде макар, изрыгающих потоки воды.
Справа от платформы Старого храма на поверхности скалы можно видеть барельефы с очень реалистичным изображением слонов.
Похожие барельефы с «веселыми слонами» есть и в Королевских водных садах (Ranmasu Uyana), до которых от Исурамунии пять минут ходу.
***
Перед входным вестибюлем храма располагается еще одна лестница, выполненная в традиционном стиле.
Обогнув храмовый вестибюль справа можно пройти по краю платформы прямо до скалы.
Здесь находится один из самых знаменитых на Шри Ланке барельефов с изображением сидящего в позе отдыха мужчины и головы лошади. Кем и когда была создан этот образ, а так же кто изображен на барельефе в настоящее время достоверно не известно.
На задней (примыкающей к скале) стене храмового вестибюля располагается входной проем в святилище Старого храма – небольшое помещение, у задней стены которого находится изваяние Будды, сидящего в дхьяна-асане (позе медитации). Вход в помещение перекрыт невысокой деревянной решеткой, а сама скульптура огорожена стеклянным витражом.
Вход в Новый храм расположен слева от лестницы, ведущей на платформу Старого храма.
Новый храм – это длинное прямоугольное строение, примыкающее западным торцом к скальной нише, где в древности собственно и находилось святилище (см. фото).
На фото ниже: слева – Исурумуния в 19-ом веке, справа – в начале 20-го века (начало строительства Нового храма).
***
Вдоль правой стены храма располагается гигантская статуя лежащего Будды (Махапаринирована Будды), у изголовья которой находятся еще два изваяния Будды: сидящего (в позе медитации – дхьяна асана) и стоящего (реплика Авукана Будды), в так же две фигуры архатов (просветленных учеников Будды).
На левой стене перед скальной нишей сделан дверной проем, через который можно выйти наружу в сторону музея.
Сюжеты в самой нише и слева от нее не очень понятны, но скорее всего они относятся к распространению буддизма на Шри Ланке.
Справа от ног статуи Махапаринирваны Будды находятся еще один образ стоящего Будды и статуя одного из двух его главных учеников – Могалланы (Moggallana), который в ланкийской традиции изображается с кожей темно-голубого цвета.
Сразу справа от выхода из Нового храма (там где он примыкает к скале) находится еще одна местная достопримечательность: пещера с летучими мышами (Isurumuniya bat cave). Она представляет собой узкую щель между каменными глыбами, перекрытую сверху платформой ступы, в которой обитают наверное тысячи (если судить по доносящемуся оттуда писку и хлопанью крыльев) летучих мышей.
Чтобы попасть наверх к ступе и смотровой площадке надо обойти скальную гряду слева через вот такой проход (см. фото ниже). Проход частично рукотворный (см. правое фото): нижняя часть верхнего валуна и боковая часть правого выступа скалы сколоты.
Дальше широкая дорожка идет вдоль вертикальной скальной стенки до лестницы, по которой можно подняться наверх.
Со стороны пруда, расположенного между Исурумунией и водохранилищем Тисса Вева, к скале ведет каменная лестница, рядом с которой можно видеть незаконченную работу древних камнетесов: пробитые в камне ряды круглых отверстий (такие «каменные строчки» не редкость в местах нахождения скальных и пещерных монастырей на Шри Ланке) .
Вероятно здесь планировалось расширить проход или сделать какой-то уступ, для чего было необходимо отколоть кусок скалы. Технология таких работ проста и незатейлива и была известна во всех цивилизациях от Египта до Индии. Укрупнено это выглядело так: на первом этапе ударно-вращательным инструментом пробивались ряды расположенных близко друг к другу круглых отверстий; затем в эти отверстия забивались деревянные клинья и весь ряд обильно поливался водой; через некоторое время все клинья одновременно разбухали и камень трескался по линии перфорации.
На скале нанесены указатели, обозначающие направление движения.
На самый верхний уровень ведет несколько лестничных маршей.
У северного конца скальной гряды, куда поднимается лестница, находится небольшое святилище со образом Будды, уходящего в Махапаринирвану («окончательную нирвану») и Шри Падой (священным отпечатком стоп Будды).
Скалы, образующие гряду, имеют разную высоту и соединены между собой платформами и узкими лесенками.
По пути от северного конца к южному (на котором возвышается ступа) находятся две обзорные площадки (см. фото ниже). Первая расположена над Старым храмом (левое фото), а вторая, более высокая – над Новым (правое фото).
На фото ниже: виды со второй (высокой) обзорной площадки: слева – на первую обзорную площадку и пруд; справа – на вход в Исурумунию и крышу Нового храма).
На фото ниже: слева – вид на музей (в левом нижнем углу фотографии – черепичная крыша Нового храма, а в правом – нижняя часть ступы); справа – на водохранилище Кала Вева (Kala Wewa).
Обратно вернулись тем же путем и отправились в музей: любоваться на самый известный барельеф Шри Ланки.
Музей небольшой и я бы сказал даже уютный.
Главными экспонатами музея является барельеф, условно называемый «Возлюбленные» (Lovers). Количество фотографий и описаний этого замечательного творения средневековых индийских скульпторов в интернете предостаточно, поэтому я пересказывать их здесь не буду. Достаточно подробно барельеф описан и в книге Тюляева С.И. «Искусство Шри Ланки».
В соседней Индии подобная скульптура вряд ли бы вызвала бы такое ажиотажное внимание. Но на Шри Ланке, где количество скальных статуй и крупных барельефов измеряется единицами, находка подобного высокохудожественного произведения была конечно же очень значимым событием.
Еще одной достопримечательностью музея является барельеф «Королевское семейство».
После музея вернулись обратно ко входному павильону, оттерли ноги, обулись и отправились смотреть скалы Вессагири.
*