·······································

Буддистский пещерный храм Пиндая (Пещера Пиндая, Pindaya cave, Pindaya Shwe U Min Gu)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)

Небольшой городок Пиндая (Pindaya) находится на западе штата Шан Республики Союза Мьянмы (Бирмы) в 38 км к северу от местного транспортного узла – города Аунгбан, расположенного на национальной автодороге NH4 (Мейктила-Тачилек).

Расстояние до Пиндаи от популярного у туристов Кало (Kalaw) составляет 48 км, от местного аэропорта Хехо – 62 км и столицы штата Шан города Таунджи (Taunggyi) – около 100 км.

Немного общей информации

New Administrative map of MyanmarПиндая является «столицей» (административным центром) созданной в 2010 г. «Cамоуправляемой территории народа Дану» (Danu Self-Administered Zone, бирм. – Danu kobain).

Территория Дану находится на самом краю Шанского нагорья и граничит на западе с Мандалайской областью (Mandalay Region). В ее состав входят два муниципальных района – «уезда» (township): Pindaya township и примыкающей к нему с севера Ywangan Township.

Самоуправляемая территория (Self-Administered Zone) в мьянманской административной системе по статусу выше района-дистрикта (district), но ниже области (region) или национального штата (state) – что-то типа советского или российского национального автономного округа в составе края.

Основную часть населения Пиндаи составляют народы Дану (Danu), Па-о (бирманцы называют их Таунгту (Taungthu)) и Таунджё (Taungyoe). Па-о и Таунджё этнически являются близкородственными народами, но Па-о говорят на каренском языке, а Танджё – на диалекте бирманского. По своим обычаям и культуре Па-о и Таунджё близки шанам.

Дану также говорят на бирманском диалекте, но по своей культуре они ближе к мьянма (бирманцам). Согласно устной традиции Дану они являются потомками воинов-лучников основателя бирманской династии Конбаунг великого короля Алаунгпаи (Alaungpaya), которым эти места были пожалованы для поселения после похода на Сиам (считается, что название народа «danu» происходит от слова «donake» – «храбрые лучники»).

Вероятно Дану в период Конбаунгов (18-19-ый века) являлись ахмуданами – особым земледельческим сословием, которое было приписано напрямую к королю и обязанностью членов которого было по первому требованию являться на военную службу со своим оружием (типа наших казаков). Ахмуданы не платили налогов в казну, а вместо жалования получали земельные наделы, с которых кормились. Большое количество ахмуданов было не местными жителями и даже не бирманцами и попало в Бирму в результате военных экспедиций бирманцев в сопредельные государства. В окрестностях Мандалая до сих пор живут потомки разных народов, приведенных из завоевательных походов, в том числе и бывшие ахмуданы. Есть даже деревня, жители которой являются потомками португальцев-канониров. 

По пути к пещере

Чтобы добраться до Пиндайи нужно доехать по NH4 до Аунгбана, а затем в центре города повернуть на север (налево, если ехать их Кало). Расстояние от Кало до Пиндайи составляет примерно 48 км (10 км до Аунгбана и 38 км от него до Пиндайи) и на машине занимает полтора часа времени.

Здешняя местность по своему красива, особенно на второй половине пути, когда дорога идет по холмистой местности. Вдоль дороги небольшие поселки чередуются с обработанными полями и разбросанными между ними небольшими рощицами, а склоны окружающих зеленых холмах украшены яркими красно-бурыми заплатками распаханных участков земли (в этой местности латеритные почвы).

Как и во всей Бирме на Территории Дану идет массированный ремонт дорог. Это конечно доставляет неудобство, но не может не радовать, как и попадающиеся по пути новенькие ЛЭП и подстанции – обновление инфраструктуры это первый признак того, что страна на подъеме.

По дороге попались спешившие к месту дорожных работ веселые и колоритные тётеньки-дану.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Практически везде дороги не просто ремонтируют, но еще и расширяют. Работает много местных и, хотя в основном все делается вручную, кое-какая дорожная техника все же присутствует.

Остановились посмотреть, как это выглядит вблизи (еще меня заинтересовал огромный, как в Пиндае, фикус местной породы), а заодно и сфотографироваться. Фото получилось в  буржуйско-колонизаторском стиле.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Ближе к Пиндае у правой обочины расположен небольшой блок-пост. Назначение его сугубо мирное: здесь собирают по два доллара с иностранцев, въезжающих на Территорию Дану.

 

Городок Пиндая расположена вокруг большого (примерно 700 м х 500 м) озера у подножья протянувшегося с севера на юг невысокого лесистого горного хребта (который вроде бы тоже называется Пиндайя), а его главная достопримечательность – знаменитая пещера с окружающими ее многочисленными религиозными сооружениями – находится на крутом горном склоне в полутора километрах к югу от города.

Сама Пиндая находится на высоте 1183 м над уровнем моря, а пещера – на высоте 1515 м, таким образом разница по высоте между населенным пунктом и пещерой составляет около 330 м.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave) - area map

 

Одной из достопримечательностей Пиндаи является роща (вернее сказать аллея) огромных фикусов, протянувшаяся от берега озера до начала подъема к пещере.

Длинная и широкая площадка, вдоль которой выстроились деревья, используется для проведения «храмового» праздника и региональной ярмарки, которые проходят здесь ежегодно в марте месяце.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave) Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

Состоящие из нескольких стволов раскидистые деревья выглядят просто огромными. Высота некоторых из них составляет более двадцати метров, а возраст – более ста лет.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

В Пиндае и ее окрестностях распространены два подвида фикуса, которые произрастают только в местном среднегорье и в других местах Бирмы не встречаются.

Местное название дерева, которым засажена аллея перед пещерой – Nyaung Painn Nell (другой вид называется Nyaung Chyin). К какому семейству фикусов оно относятся мне точно неизвестно, но по-моему это родственники Ficus racemosa или Ficus elastica.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave) Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

 ***

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

 

Алея фикусов заканчивается площадкой размером примерно 100 х 100 метров, заполненной многочисленными белоснежными и позолоченными ступами. Справа от нее через дорогу находится еще одна подобная площадка со ступами, но гораздо меньшего размера.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Главный вход расположен с западной стороны площадки (со стороны горы), слева от раскидистого дерева.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Прямо напротив входа на высоком постаменте установлено скульптурное изображение монаха с веером, стоящего на «лотосовом троне» (вероятно это один из местных сэядо, заслуживший уважение своей святостью).

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Справа и слева вдоль памятника выстроились фигуры натов и (вероятно) благочестивых мирян.

Очень забавные изображения размещены на верхних торцах столбиков ограды – нечто очень похожее на головы матрешек. Что они означают – мне неизвестно, но вероятнее всего это какие-нибудь местные наты, охраняющие священную территорию.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

В сотне метров от площадки со ступами начинается ведущая наверх к пещере длинная и крутая лестница-галерея, перед входом на которую высится семиярусная башня-тэзаун легкомысленного цвета.

Наверх так же можно попасть и на автомобиле: по дороге-серпантину, которая начинается слева от входа на лестницу и заканчивается на парковке, расположенной на верхнем уровне в полуторастах метрах от входа в пещеру.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

От парковки до входа в пещеру

От парковки в подъем идет широкая и пологая дорожка, а справа, параллельно ей – крытая галерея.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Дорожка заканчивается крыльцом с башней-тэзауном,  за которыми находится небольшой вестибюль с билетной стойкой. От нее можно пройти к лифту (направо) или подняться к пещере пешком по крытой лестнице-галерее (прямо).

Впервые деревянная башня, по которой паломники могли комфортно подниматься ко входа в пещеру, была построена в  80-х годах 19-го века во времена правления последнего бирманского короля Тибо. Эта башня сгорела в 1917 году. В 1927 году было начато, а  в 1933 году закончено строительство новой башни, но уже из металлоконструкций (на том же самом месте, где сейчас расположена современное сооружение с лифтом).

До начала сооружения новой башни в пещеру вел небольшой проход высотой около 2-х метров. При подготовке к ее строительству в 1925-1926 годах проход внутрь пещеры был расширен до нынешнего состояния с помощью взрывчатки. При взрыве и последующих работах передняя часть скалы и внутреннего зала были обрушены, в результате чего было уничтожено множество старых скульптур, в том числе ранние изображения Будды медицины Бисаккагуру (см. ниже).  

Разрушение взрывом передней части пещеры вместе со старыми статуями (и возможно надписями), а так же невозможность проведения внутри пещеры археологических раскопок скорее всего никогда не позволят поднять завесу тайны над ранним периодом в истории Шве У Мин Гу. Возможно, что эта пещера в начале 19-го века была махаянистским храмом и поскольку располагалась рядом с тхеравадинскими монастырями со временем была занята тхеравадинами. Причины проведения взрывных работ также являются загадочными и туманными, так как до сих пор неизвестно: кто из мирян или монахов отдал приказ взрывать пещеру (при том, что история Пиндаи в 20-ом веке достаточно хорошо описана, никаких сведений об этом в монастырских или колониальных источников до сих пор не обнаружено). Не хочется думать, что во всем этом была какая-то религиозная подоплека.

На фото ниже на дальнем плане: справа – застекленная шахта лифта; по центру вверху – галерея (переход от лифта); слева вверху у обреза фотографии: павильон перед входом в пещеру; по центру внизу: вход на лестницу-галерею (на фото она идет влево вверх по диагонали от входа к верхнему павильону).

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Рядом со входом расположены две скульптуры: огромный паук и стреляющий в него из лука юноша. Композиция представляет сюжет местной легенды, в которой фигурируют семь принцесс, купавшихся в озере; похитивший их гигантский злой паук из пещеры и смелый принц Куммабхая (Kummabhaya), убивший паука и освободивший девушек.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

***

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Немного не доходя до билетной стойки, на парапете лестницы расположилась местная рукодельница-кружевница, которая привлекла внимание супруги тем, что тут же плела всякие скатерки и салфетки с помощью челнока (похожего на челнок для вязки сетей, но намного меньше).

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

После недолгого общения мастерица обогатилась на 4000 чат ($4.7), а мы стали обладателями прекрасной пиндайской салфетки. 

Уже дома от умудренной в таких делах свояченицы я узнал, что это не просто плетеная салфетка, а ирландское кружево, изготовленные техникой фриволите. 

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Перед лифтом уже надо разуваться, о чем напоминает надпись на двух языках слева и справа от двери. Желающих прокатиться на лифте ожидает уже привычная засада – ледяной каменный пол (зимой по ночам здесь бывает холодно – все-таки 1500 м над уровнем моря).

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Помпезный лифт с заляпанной зеркальной дверью обрамлен изысканной деревянной резьбой.

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Наверху от лифта к павильону, расположенному перед входом в пещеру, идет крытая галерея, с которой открываются чудесные виды на окрестности.

На фото ниже: слева – вид на площадку со ступами и крытую лестницу-галерею, ведущую от подножья к билетной стойке; справа – вид на парковку и дорожку ведущую ко входу (бордовая башня-тэзаун по центру фото находится над билетной стойкой).

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave) Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

На фото ниже: дорожка и лестницы-галереи, идущие от расположенных к северу пещер и монастыря (на этом склоне севернее Шве У Мин располагаются еще две небольшие и, как пишут, практически не обустроенные пещеры).

Пещерный буддистский храм Пиндая (Pindaya cave)

shus

Pages: 1 2

Web Analytics