shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)
Пещера Яти расположена в обрывистом склоне соседнего с пещерой Когун известнякового скального холма. Расстояние между пещерами по дороге составляет около 4-х км.
Название пещеры Яти (бирм. «yathei» происходит от палийского «yati» – монах, аскет) переводится как «аскет-отшельник» (т.е. лесной монах, живущий в одиночку или в составе небольшой группы) и связано с монской легендой об этой пещере. В литературе колониального периода эта пещера упоминается под названием P’agat Cave.
Эта легенда вероятно была составлена в противовес бирманской истории захвата в 1057 г. столицы монов Татона королем Багана Аноратхой (см. «5. Храм Манухи»), закончившегося пленением монского короля Манухи и вывозом в Баган всех королевских драгоценностей и регалий, а так же тридцати комплектов священного канона Трипитака.
Согласно легенде, при приближении бирманской армии к столице монов Татону члены королевской семьи передали священные реликвии отшельнику-яти, который спрятал их в этой пещере (от Татона до пещеры Яти около 30 км). Узнавшие об этом бирманцы бросились в погоню и окружили убежище отшельника. Они уже готовились праздновать победу, но когда бирманские солдаты вошли внутрь пещеры, отшельник взмыл в воздух вместе со священными реликвиями, вылетел из пещеры через отверстие в ее своде и растворился в небе.
Вход в пещеру представляет собой широкую и пологую скальную арку. Сразу за входным проемом внутри пещеры находится округлый в плане зал с потолком в виде высокого (во всю высоту утеса) купола неправильной формы, который освещается через пролом, расположенный в его верхней части. В центре зала на высокой платформе находится ступа. Справа и сзади к платформе примыкают несколько широких скальных ниш округлой формы, расположенных ниже нее на четыре-пять метров.
Перед входным проемом в пещеру расположено несколько каменных площадок, которые террасами спускаются вниз по склону. Они соединены между собой лестницами и на них расположены различные культовые сооружения и скульптурные группы.
Наверх к пещере ведет широкая каменная лестница, слева от начала которой находится стела с кратким описанием истории Яти и два небольших святилища натов (вероятно призванных охранять вход в пещеру), а чуть выше располагается средних размеров ступа традиционной формы.
Где-то на половине пути к лестнице слева спускается процессия монахов во главе с первым из 24-х будд прошлого Дипанкарой (Dipankara Buddha). У его ног распростерся брахман-отшельник Сумедха (Sumedha), которому Будда Дипанкара предсказал, что после множества перерождений он воплотится в облике Будды Гаутамы.
История Будды Дипанкары и отшельника Сумедхи (она описана во вступлении к джатакам и различной комментаторской литературе) гласит, что однажды брахман-отшельник Сумедха увидел, как жители одного города спешно приводят в порядок и украшают дорогу. Из разговоров он узнал, что горожане готовятся к прибытию Будды Дипанкары и его учеников, и попросил их тоже выделить ему для подготовки к встрече участок дороги. Сумедха не успел закончить свою работу, когда появился Будда Дипанкара в сопровождении процессии многочисленных учеников. Чтобы не допустить того, что Будде придется ступить на грязь, Сумедха упал ниц и накрыл своими длинными волосами отшельника лужу (в другом варианте – лег через канаву). Услышав, что Сумедха мысленно молится о том, чтобы стать Буддой для блага всех живых существ, Дипанкара силой своего всеведения заглянул в будущее Сумедхи и предсказал ему, что через множество перерождений нынешний отшельник-брахман появится в этом мире в облике Будды Гаутамы.
Слева от процессии монахов находится довольно крупная (см. фото общего план выше) статуя сидящего Будды с не совсем обычным лицом и правой рукой в редком для Бирмы жесте – витарка-мудра (передачи учения, пояснение и пр.).
Учитывая, что стиль одеяния на статуе тоже не совсем традиционен для Бирмы, можно предположить, что эта скульптура – дар зарубежных собратьев по вере с Дальнего Востока.
Лестница заканчивается на широкой платформе. Здесь справа под скальным козырьком располагается женственная статуя, изображающая Махапаринирвану Будды, а у ее ног – небольшая стеклянная витрина с артефактами, найденными при исследовании пещеры.
Прямо по центру находится несколько небольших статуй Будды, вытянувшихся в ряд на уступе подпорной стенки, вся поверхность которой покрыта мозаикой из зеркальных плиток. Справа от «зеркальной стенки» (около голову лежащего Будды) расположен вход в коридор, идущий вглубь пещеры вдоль основания платформы, а слева – лестница ведущая еще на один уровень террасы.
Слева на поверхности скалы размещена группа небольших традиционных аппликаций (см. на дальнем плане на фото ниже), а под ними на небольшой площадке находятся несколько фигур сидящего и стоящего Будды.
На фото ниже: вид с предпоследнего уровня террасы на входную площадку (на дальнем плане по центру видны стопы лежащего Будды и витрина с археологическими экспонатами, а справа расположен вход с главной лестницы).
Пол этого уровня покрыт коричневой кафельной плиткой. В конце лестничного марша справа и слева расположены две фигуры сидящих натов, которые охраняют вход на платформу. Прямо напротив лестницы на каменном уступе установлена скульптура монаха с веером и патрой (чашей для сбора даяний). Слева от лестницы на краю платформы расположено скульптурное изображение того самого отшельника-яти, в честь которого названа эта пещера.
Такие же яти в кожаных колпаках и поныне обитают рядом с Чайтиё («Золотым камнем»), только они носят одежду коричневого цвета (отличного от цвета чивар бирманских монахов). Правда у того яти, что видели мы, вместо колпака была вязанная шапочка, внешне похожая на колпак, но размером поменьше.
В левой стороне платформы (ближе к ее переднему краю) из пола торчит обломок скалы или остаток сталагмита, выкрашенный в черный цвет. Что означает этот странный объект и в чем его священность мне неизвестно.
Немного поодаль от него под скальным козырьком находится скульптурная композиция «Будда под Деревом Бодхи и пять аскетов», («Первая проповедь» или «Поворот Колеса Учения»).
Справа от «Первой проповеди» в два уровня расположены разнокалиберные изображения Будды, все с правой рукой в бхумиспарша мудре (жесте касания земли). Изображение самой богини земли Васундхары (пали – Vasundhara), к которой Будда обращается этим жестом, скромно притулилось на уровне пола у начала лестницы, ведущей к главной ступе (на фото – справа внизу).
У крайней левой на фотографии статуи Будды полностью отсутствует голова. Возможно она развалилась в силу естественных причин, но как правило такие разрушения являются результатом вандализма мародеров-кладоискателей – в кирпичных и глиняных статуях буддистские реликварии, которые обычно содержат золотые предметы и драгоценные камни, размещают в голове и в области сердца.
Если вернуться назад на входную площадку, то мимо лежащего Будды по коридору можно пройти вглубь пещеры, не поднимаясь на платформу с главной ступой.
В нескольких метрах от входа в коридор начинается каменная лестница, ведущая налево на верх платформы.
У ее верхнего конца расположена статуя Будды, сидящего на большом розовом цветке лотоса.
Далее коридор идет вдоль кирпичной стены платформы, напротив которой под скальным козырьком расположились в ряд семь однотипных образов Будды.
Направо, перед началом ряда Будд, находится вход в большую каверну, примыкающую к основной пещере, в которую можно спуститься по кирпичной лестнице из нескольких ступеней. Внутри нее очень темно и ничего особенно интересного нет: несколько сталагмитов и плохо различимая статуя.
Коридор с рядом статуй выходит в заднюю часть пещеры, где прямо и справа расположены две большие и практически пустые скальные ниши с хорошо выровненным полом.
В этой части пещеры довольно темно – горит только несколько небольших лампочек. Где-то здесь расположен источник со священной целебной водой (такое присутствует почти в каждой пещере), но впотьмах я обнаружил только большой керамический горшок, в который со сталактита капала вода.
В правой нише находится одинокое изображение Будды, выкрашенное в темно красный цвет (по-моему это просто грунтовка), за которым прячется еще одна небольшая статуя.
В нише, находящейся ниже центральной платформы, расположены два постамента с образами Будды и небольшая, частично осыпавшаяся аппликация.
***
Отсюда, от основания платформы, хорошо видно отверстие над ступой, через которое согласно легенде улетел отшельник-яти.
На верху платформы, кроме главной ступы, расположенной по центру, сбоку находятся еще две ступы меньшего размера.
С задней стороны на верх платформы можно подняться по еще одной лестнице, расположенной с ее правой стороны (если смотреть сзади).
Стены скального купола, окружающего платформу, имеют интересный зеленоватый цвет и на них на приличной высоте располагаются традиционные аппликации.
Аппликации здесь выполнены из штукатурки или стукко и поэтому плохо сохранились и частично осыпались.
Пишут, что здесь изображена монская королева Моттамы (Mottama, Martaban), которая вместе с пещерой Саддан основала и пещеру Яти (однако это утверждение никакими фактами на подтверждено и скорее всего является просто легендой).
На верхней платформе наряду со ступами возвышаются остатки то ли рухнувших глыб, то ли сталагмитов, на которых расположены небольшие сооружения с фигурками Будды.
Сверху открывается прекрасный вид на искусственный пруд перед пещерой и окрестные поля и поселки.
С верхней платформы можно спуститься к парковке перед пещерой и другим путем: по лестницам, соединяющим уровни террасы.