shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)
Пещера Когун (Kaw Goon) расположена в юго-восточной оконечности небольшого известнякового скального холма, возвышающегося над рисовыми полями в полукилометре от правого берега реки Салуин (анг. – Salween, бирм. – Thanlwin) и в 13 км к юго-западу от находящегося на противоположном берегу реки города Па-Ан (Hpa-An) – столицы штата Кайин (Карен) Республики Союза Мьянмы (Бирмы).
Чтобы добраться до пещеры Когун нужно ехать от Па-Ана по шоссе NH85 по направлению к столице штата Мон городу Татону, пересечь реку Салуин по мосту и почти сразу за ним повернуть налево. От моста до пещеры расстояние составляет около 4-х километров и проложена вполне приличная сельская дорога, идущая через небольшие поселки и рисовые поля.
Про «приличную дорогу» пишу авансом, т.к. когда мы посещали Когун на большей части дороги шел основательный ремонт, пробираться надо было в одну полосу по щебню, а объезды до сих пор вспоминаются с содроганием: пыль, как дымовая завеса на поле боя, и колдобины, по которым с опаской передвигались даже грузовики.
Пещера Когун относится к официальным достопримечательностям региона, удобна для посещения и включена почти во все пакетные туры на юго-восток Бирмы. Поэтому она очень прилично обустроена и встречает гостей вот таким солидным порталом со скульптурной группой наверху.
Вероятно сюжетом этой симпатичной композиции является встреча Будды с местными правителями и прочими сопричастными лицами во время его визита в Суваннабхуми (согласно монской традиции Будда посетил Татон на восьмой год после Просветления), хотя разобрать снизу кто есть кто в этой группе практически невозможно.
Помимо легенд и преданий фактическая история пещеры до посещения ее первыми европейцами в первой половине 19-го века достаточно туманна. При ее исследовании не было обнаружено каких-либо свидетельств, относящихся к раннему периоду, помимо двух надписей: одна из них – наскальная, а другая – высеченная на остатках барельефа.
При изучении надписи на остатках барельефа (она не имеет даты), основываясь на стиле скульптуры и алфавита, было высказано предположение, что пещера была обустроена указанной в тексте монской королевой Моттамы (Mottama, колониальное название – Martaban) в баганский период (11-13-ый век).
Надпись на скальной поверхности, расположенная слева от входа в основной зал пещеры, выполнена на неизвестном языке и до сих пор не расшифрована. На основании анализа характера письма этой надписи была выдвинута гипотеза о ее принадлежности к какому-то из южноиндийских языков и датировке периодом ранних кхмерских государств.
Уже от входного портала хорошо виден высокий скальный утес с аппликациями, под которым и разместилась сама пещера, а так же ряд ступ, выстроившихся вдоль него.
Вход на священную территорию охраняют два довольно уродливых льва-чинтэ. Перед ними уже надо разуваться и дальше следовать босиком.
Через десяток метров по левой стороне от входа расположился небольшой офис, в котором два солидных монаха собирают деньги с иностранцев, желающих посетить пещеру.
В отличии от других мест здесь на духовность и сознательность зарубежных гостей не полагаются, а собирают пожертвования принудительно. Над офисом вывешен твердый прейскурант, который гласит «Пожертвование (или) входная плата для иностранцев – 3000 чат (около $3.5 – shus) с персоны» (мудреность формулировки вероятно связана с тем, что официально пещера Когун не входит в перечень объектов с входной платой). Отдельно по 500 чат берут за каждую камеру, но нас благодушно пропустили без оплаты за технику, взяв только входное пожертвование.
Дальше широкая мощеная дорожка ведет к началу входной галереи, справа от входа в которую находится небольшое святилище и стела с краткой информацией об истории пещеры Когун.
Входная галерея идет вдоль украшенной традиционными аппликациями наклонной скальной стены, по низу которой непрерывными рядами (в начале – в три яруса) расположены однотипные фигуры сидящего Будды.
Справа проход ограничен боковой поверхностью высокой платформы, которая начинается от самого начала галереи и идет практически до входа в пещеру (вернее до каменных глыб, расположенных перед входом в пещеру).
Наклонная поверхность высоченной скалы, покрытая миниатюрными терракотовыми плитками с изображением Будды, смотрится впечатляющее.
Издалека плитки сливаются и кажутся одинаковыми, но вблизи хорошо видны несколько сюжетных разновидностей.
Некоторые расположенные внизу плитки довольно крупные и выполнены со множеством мелких деталей.
На ближнем ко входу краю платформы установлена небольшая ступа традиционного «шведагонского» вида.
Ближе к середине платформа высится еще одна ступа, а рядом с ней – небольшая каменная глыба (остаток сталагмита) с обработанными верхней и обращенной ко входу поверхностями. Сверху на ней расположено довольно интересное сооружение, похожее на маяк или крепостную башню. Пишут, что эта башня высечена из массива цельного сталагмита и как минимум в позапрошлом веке (по крайней мере на фотографиях конца 19-го века она уже присутствует). Действительно, терракотовые плитки на ней выглядят довольно старыми, а стоящие наверху в проемах Будды выполнены в своеобразном (скорее всего «шанском») стиле.
Платформа заканчивается еще одной ступой и вот такой очаровательной миниатюрной репликой «Золотого камня».
Ближе к концу дорожка идущая вдоль скалы расширяется и переходит в неширокую площадку перед входом в пещеру, с которой можно подняться наверх к небольшому святилищу и огромному порталу со стоящим Буддой или же спуститься вниз непосредственно в пещерный храм.
В этом месте справа к стене платформы пристроен высокий парапет, на котором расположен ряд сидящих Будд, а слева находится статуя Махапаринирваны Будды, ниша с древней наскальной надписью и огороженное решеткой пространство с древними стелами.
История этих трех стел, изготовленных из красноватого песчаника, туманна (они были найдены непосредственно на территории пещеры, но сюда их скорее всего привезли из Татона). Точно можно утверждать только то, что эти барельефы имеют кхмерское происхождение и являются наследием тех времен, когда над монскими государствами доминировала Ангкорская империя.
На центральном барельефе изображен индуистский бог Вишну, отдыхающий на семиголовом змее Шеше. Левый барельеф предположительно является махаянистским изображением стоящего Будды, а правый представляет собой остатки фигуры какого-то бодхисатвы (тоже относящегося к буддизму махаяны).
Чуть выше лестницы, ведущей на верхнюю площадку, находится множество разнообразных скульптур Будды, а сверху над ними нависает впечатляющая скальная ниша, заполненная аппликациями.
Среди скульптур присутствует все то же странное изображение лежащего Будды, что встречается и в пещерах Саддан и Ко Ка Таун, правда здесь его верхняя часть тела не так вытянута (зато правая стопа как-то необычно вывернута и больше похожа на ласту).
Под нижним рядом Будд притулились два изображения Богини Земли Васундхары (пали – Vasundhara, бирм. – Wathundayа или Wathondara).
Именно эту богиню призывает в свидетели своей духовной победы над демоном Марой и его воинством достигший просветления Будда, касаясь кончиками пальцев земли (жест бхумиспарша мудра). Явившаяся по зову Будды Васундхара, выжимает свои волосы (они всегда изображаются в виде длинного изгибающегося пучка, идущего от макушки) и смывает потоком воды Мару и его присных.
При том, что подавляющее большинство образов Будды в Бирме выполнены именно с бхумиспарша мудрой (см. здесь же), сам образ Васундхары, очень популярный в Таиланде и Лаосе, в Бирме встречается крайне редко.
Эта группа скульптур и ниша с аппликациями над ними наверное самое фотогеничное место в пещере Когун, поэтому я не смог удержаться и не сделать здесь несколько фотографий.
На фото ниже: вид на это же место с верхней площадки. На заднем плане виден дальний спуск с верхней площадки в пещеру, а у правого обреза фотографии – боковой торец расположенного на ней портала со стоящим Буддой.
На верхней площадке «спиной» к пещере расположен огромный портал со стоящим Буддой, а напротив него небольшое строение, разделенное на три части.
В дальнем конце площадки находится выкрашенный в зеленый и голубой цвет остаток сталагмита по уступам которого размещены небольшие фигурки. Повернув около него налево можно другим путем спуститься в главный зал пещеры.
Главный зал пещеры хорошо освещается через широкий и высокий входной проем. Внутри него вдоль задней и боковых стен расположено три (по одной вдоль каждой стены) статуи лежащего Будды, представляющие Махапаринирвану Будды.
Правая статуя находится ближе к началу зала. У нее такая же странным образом подвернутая правая стопа, как и у статуи, расположенной около входа (см. выше).
Справа от нее размещены в ряд три фигуры сидящего Будды, за которыми видна «нежилая» часть пещеры.
Перед статуей расположились небольшие фигурки последователей Будды, а слева находится скульптурная группа, представляющая Первую Проповедь (Будда и пять аскетов).
Потолок над лежащим Буддой украшен аппликациями из мелких плиток и небольшими фигурками. Здесь же видны небольшие сталактиты травянистого цвета.
***
***
Будда у задней стенки возлежит на зеркальном ложе. Справа от него виден проем в «нежилое» продолжение пещеры (на вид это довольно короткий аппендикс, в конце которого свод смыкается с полом). Слева рядом с локтем Будды размещена довольно уморительная фигура веселого слона.
Лежащий у левой стены Будда расположен ближе дальнему углу зала (у него кстати нормальные стопы).
Слева от него ближе к выходу вдоль левой стены находится ряд из трех одинаковых сидящих Будд.
На обратной дороге полюбовались на таскающих куски матери макак, большая колония которых обитает недалеко от входа на скале и крышах подсобок, а затем отправились к находящейся поблизости пещере Яти.