shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)
Пещерные храмы Ко Ка Таунг (Kaw Ka Thaung) и Падамья (Padamya) расположены в восточных отрогах горной гряды Звегабин (Zwegabin, Zwegapin), берущей свое начало на окраине города Па-Ан (Hpa-An) – столицы штата Кайин (Карен), который является национальной административной единицей в составе Республики Союза Мьянмы (Бирмы). Пещеры находятся на северном склоне небольшого скального холма, между которым и основной горной грядой пролегает идущее от Па-Ана на юго-восток асфальтированное шоссе NH85.
Расстояние от Па-Ана до пещер составляет примерно 11 км, из них около 10 км – по хорошей асфальтированной дороге, а оставшиеся полкилометра – по пыльному грунтовому проселку.
Пещера Ко Ка Таунг (Kaw Ka Thaung Cave)
Пещерный храм Ко Ка Таунг вместе с находящимся рядом с ним монастырем имеют большую ухоженную и огороженную невысокой стеной территорию.
От входной арки влево выстроился бесконечный ряд одинаковых фигур монахов с патрами (горшками для сбора даяния), которых возглавляет сам Будда. Эта композиция, изображающая пиндапат (традиционный ежедневный сбор даяния), тянется по обочине дороги вплоть до соседней пещеры Падамья.
Справа от ворот находится парковка, где наш замечательный водитель и разместил свой тук-тук.
Перед пещерой обустроена довольно большая и хорошо ухоженная грунтовая площадка.
Слева расположена группа скульптур (в том числе и странного вида фигура лежащего Будды – такая же, как и в пещере Саддан) и вход в монастырь.
Прямо напротив входной арки у основания скалы находится вход в пещеру.
Пещера частично отгорожена от внешнего пространства невысокой балюстрадой, перед которой симметрично располагаются две фигуры натов, выполняющие роль стражников.
В кадр случайно попала белая девушка в неглиже, выходящая из храма. Явление это нередкое и с ним повсеместно борются в массовых туристических местах (во многих из них даже установлены плакаты с описанием дресс-кода и правил поведения). Там, где белые туристы не такое частое явление, к таким полуодетым персонажам часто относятся снисходительно, но с вежливым пренебрежением.
Над правым натом в небольшой скальной нише установлена небольшая и очень симпатичная скульптурная группа, изображающая пиндапат (сбор подаяния монахами, здесь также во главе с самим Буддой).
На правой стене сразу у входа в пещеру располагается традиционная аппликация из множества терракотовых плиток с изображением Будды, а по центру (сразу за балюстрадой) можно увидеть очень интересную фигуру женщины-ната.
Это довольно известный нат – Мать-буйволица, Нан Кэ Райн или иначе Баго Мэдо (Nankaraine, Bago Medaw), которая очень популярна в окрестностях Баго. Предание о Нан Кэ Райн описывает легендарные события, происходившие в в 9 веке н.э в Баго – столице государстве монов Хантавади (Хамсавади), а по какой причине ее статуя установлена здесь мне неизвестно (как и то, почему она держит в каждой руке по рыбине).
В монской легенде буйволица Нан Кэ Райн выкормила и вырастила юношу-принца, оставленного у нее его матерью – бывшей королевой, поскольку тому грозила смерть от рук его дяди-короля, узурпировавшего трон. В дальнейшем принц вырос, спас дядю-короля (победив вторгнувшееся в страну монов войско индийцев) и вернулся во дворец. Но до того он проиграл пари богине реки и должен был доставить ей голову своей буйволицы-матери с вызолоченными рогами в день своей свадьбы. Чтобы освободить приемного сына от обязательства перед грозной богиней, буйволица-мать с помощью волшебной силы сама отрубила себе голову мечом принца, после чего и превратилась в ната (обычно все великие наты – это существа трагически погибшие героической смертью в результате какой-либо несправедливости).
Пол зала пещеры замощен кафельной плиткой.
В центре находится большая статуя сидящего Будды с рукой в бхумиспарша мудре (правая рука касается кончиками пальцев земли, призывая ее в свидетели победы Будды над демоном Марой). Справа и слева от главного образа находятся подобные статуи, но меньшего размера.
Слева от головы Будды можно видеть широкую воронку с пластиковой трубой. Это дренажная система, предназначенная для сбора и отвода капающей с потолка воды – в карстовых пещерах сочащаяся через щели влага нередко является большой проблемой и способна со временем вызвать обрушение части свода.
За спиной сидящего Будды находится свисающая с потолка огромная каменная перемычка, недостающая до пола пещеры примерно сантиметров семьдесят.
Наш водитель продемонстрировал мне довольно оригинальное место, куда местные жители закладывают дарственные образы Будды: глубоко засунул руку в небольшую каверну и достал оттуда новенькую позолоченную терракотовую плитку с изображением Будды (потом бережно положил ее обратно).
Рядом с проходом, находящимся справа от центрального образа Будды из пола выступает похожий на крокодила удлиненный и округлый кусок скалы, покрытый позолотой.
Когда я рассматривал его в потемках на месте, то он мне показался похожим на крокодила, а при внимательном взгляде на фотографию сзади обнаружилась вроде бы еще и черепаха. Вероятно это тоже персонажи какой-нибудь местной легенды.
По периметру вдоль боковых и задней стен зала расставлены многочисленные небольшие (в основном белые) фигурки Будды и несколько более крупных скульптур.
На левой части задней стены находится довольно новая аппликация, состоящая из очень мелких позолоченных терракотовых пластинок с изображением Будды.
С правой стороны задней стены зала расположен неширокий проход в узкий и низкий коридор, который ведет в самое загадочное (и наверное самое священное) место пещеры.
Коридор выходит в небольшое темное помещение, имеющее довольно таки бытовой вид (видимо здесь постоянно дежурит кто-либо из монахов или мирян, но при нашем посещении в нем никого не было).
В конце помещения проглядывается узкая щель между округлыми камнями, через которую пробивается свет.
Здесь находится вход в узкий и очень низкий лаз, ведущий в небольшую тупиковую каменную камеру, при чем камни в его начале покрыты позолотой.
В этом помещении (размером наверное не более чем 1.5 х 2 метра) в задней стене находится небольшая ниша, защищенная железной решеткой. В ней установлена миниатюрная ступа, а в передней части разложены небольшие изделия с изображением Будды (на первый взгляд – золотые). Для удобства молящихся пол застелен небольшим ковром (кстати с изображением национальной птицы Мьянмы – бирманского павлиньего фазана).