shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)
Скальный известняковый холм Кайон находится на юго-востоке Мьянмы (Бирмы) в штате Мон. Он расположен посреди плоской равнины в паре километров к юго-востоку от одноименной деревни и примерно в 9 км к северо-востоку от моста через реку Аттаран (Attaran) по дороге из Моламьяйна. Холм вытянут с северо-запада на юго-восток и имеет длину около 1.6 км, ширину – около полукилометра и максимальную высоту над уровнем окружающей равнины – около 120 м (встречается так же цифра 180 м).
Обе пещеры расположены на северо-восточной стороне холма: Ка Йон – примерно посередине скальной гряды, а Саддан – ближе к ее юго-восточной оконечности. Расстояние между пещерами по прямой – около полукилометра.
Другим распространенным названием помимо Kha Yon (или Phayon) является «Farm Caves» – так пещеры назывались в колониальные времена и под таким названием они фигурируют в литературе этого периода.
Пещера Ка Йон (Kha Yon)
Пещера Ка Йон располагается у подножья самой высокой части холма.
Она имеет три входа: центральный и расположенные справа и слева от него северный и южный (на фото ниже у правого обреза видна бетонная дорожка, ведущая к северному входу).
Северный вход расположен практически на уровне земли, а к центральному и южному ведут высокие лестницы.
Перед лестницей центрального входа устроен большой навес, а ее начало охраняют два традиционных бирманских чинтэ. Здесь же установлена стела с кратким описанием пещеры (с одной стороны на бирманском, а с другой на английском языках), висит гонг и обитает служивый народ из мирян во главе со веселым и очень активным пожилым мужичком.
Этот дядечка мне хорошо запомнился тем, что помог совладать с нашим невменяемым водителем в вопросе с пещерой Саддан, а так же тем, что изрядно повеселил всех присутствующих: непонятно с какой радости (может быть в честь первого пожертвования от белых за весь день) он, когда мы стояли к нему спиной, так ударил в свой гонг, что мы подпрыгнули на месте, а потом еще несколько секунд приходили в себя.
Справа от лестницы расположилась небольшая реплика «Золотого камня», а слева – ступа и фигурка птицы (наверное хинты).
Сразу за входом в пещеру, имеющим форму портала, располагается статуя Будды, сидящего на лотосовом троне с левой рукой в жесте «бхумиспарша мудра».
Бхумиспарша мудра – это жест (мудра) правой руки, которым Будда, касаясь кончиками пальцев земли (бхуми), призывает богиню земли Васундхару (пали – Vasundhara, бирм. – Wathundayа или Wathondara) в свидетели его победы над демоном Марой и его воинством. Подавляющее большинство образов Будды в Бирме выполнены с этой мудрой, при этом сам образ Васундхары, очень популярный в Таиланде и Лаосе, в Бирме встречается крайне редко.
За спиной сидящего Будды находится статуя лежащего Будды, влево идет длинный зал к открытой площадке южного входа, а вправо загибается почти незаметный коридор, идущий от северного входа.
На фото ниже: статуя лежащего (вероятно отдыхающего) Будды, расположенная за «Буддой на лотосовом троне», установленным напротив центрального входа.
Традиционно статуя лежащего на правом боку Будды изображает сцену его физической смерти и ухода в «окончательную» нирвану – махапаринирвану, поэтому такие скульптуры носят название «Махапаринирвана Будды».
В отношении статуи на фотографии ниже есть некоторые сомнения: здесь Будда очень высоко подпирает голову правой рукой и в его позе и лице нет традиционного смирения и отчужденности. Но главным является то, что все остальные скульптуры Махапаринирваны Будды в этой пещере (а их больше десятка) выполнены в другом, более традиционном стиле и не вызывают сомнений в замысле скульпторов.
На фото ниже: справа – центральный вход, слева – статуя «Отдыхающего Будды», по центру в глубине – статуя Махапаринирваны Будды, расположенная уже в коридоре северного входа.
Сразу следом за статуей «Отдыхающего Будды» в стене пещеры располагается глубокая темная ниша (скорее небольшая пещера). Вход в нее охраняют изображение Будды, защищаемого царем нагов Мучалиндой (справа) и довольно комичная композиция: Будда на огромной «лягушке» (слева). Внутри этой пещеры очень темно и никаких образов нет, только горит небольшой светильник и разложены подношения. В ранних описаниях этой небольшой пещеры фигурирует лаз наверху, якобы ведущий в некую другую пещеру.
Рядом (немного влево от «лягушки») установлена очень симпатичная скульптура ната верхом на хинте (бирманском варианте хамсы – индийского священного гуся/лебедя). Этот не очень распространенный нат – женщина, зовут ее Тайэтади (Thayethadi) и она является бирманским аналогом индийской богини Сарасвати – покровительницы музыки, искусства и науки.
Вдоль противоположной (наружной стены) также расположены в ряд несколько скульптур, при чем первая от входа скульптурная группа очень своеобразная, т.к. в ней Будда изображен лежащим на спине (мне такое встретилось в первый раз).
Зал заканчивается группой скульптур (ближняя композиция изображает Первую проповедь Будды пяти аскетам) и выходит на площадку южного входа. Прямо расположен небольшой павильон со скульптурами, слева находится лестница, ведущая вниз (две ступы, которые видны на заднем плане установлены справа и слева от лестницы), а направо уходит вглубь скалы длинная и темная пещера.
Слева и справа вдоль стен этой пещеры расположены непрерывные ряды однотипных по исполнению и отличающихся только размерами статуй Будды двух видов: сидящего с рукой касающейся земли (их больше) и лежащего (Махапаринирвана Будды).
***
***
***
Длинный коридор выходит в высокий темный зал, в центре которого находится подсвеченная статуя сидящего Будды, а слева и чуть дальше – статуя Махапаринирваны Будды.
Справа у стены высится довольно крупный сталагмит, у основания которого расположились несколько скульптур.
Статуя в центре зала представляет собой Будду, сидящего на бирманском королевском троне.
Через несколько метров позади образа сидящего Будды зал сужается и переходит в короткий и узкий тупиковый коридор, вдоль правой стены которого размещена скульптура Махапаринирваны Будды.
Коридор заканчивается тупиком, в конце которого находится небольшая ниша, заглубленная ниже уровня пола пещеры.
Здесь довольно темно и все выглядит как-то таинственно, а чуть подсвеченное углубление в стене смотрится немного мистически, хотя на самом деле в нише ничего особенного нет: пара небольших статуэток Будды, цветы, небольшое подношение и горящий масляный светильник.
Мы не сразу сообразили где расположен выход из северного входа в зал пещеры (внутри пещеры гораздо темнее, чем выглядит на фотографиях) и поэтому вернулись к центральному входу. Спустились вниз, повернули налево и по бетонной дорожке вдоль скалы пришли в искомое место (до северного входа от навеса наверное метров тридцать).
Северный вход начинается высоким и широким скальным порталом, внутрь которого ведет длинное пологое крыльцо.
Далее проход сужается и пологим уклоном поднимается вверх.
Слева перед входом в узкую часть прохода расположена небольшая ступенчатая платформа, на которой разместились несколько десятков небольших фигурок изображающих коней (все оседланные, некоторые со всадником, но в основном без).
Фигурки выполнены в традиции бирманского театра марионеток (там есть такой персонаж), но в честь чего их жертвуют и что они здесь означают мне неизвестно (возможно это как-то связано с историей ухода принца Гаутамы (будущего Будды) из отчего дома, т.к. в том сюжете фигурирует его верный конь Кантака).
Почти по центру прохода установлена железобетонная емкость для сбора воды, стекающей со сталактита (обычно в подобных местах ее считают целебной и пользуют от разных болезней), вдоль наружной стены расположены несколько образов Будды, а в проходе разложены коврики для молящихся прихожан. Вероятно здесь молятся о здоровье и запасаются целебной водой.
Дальше коридор выходит в основную часть пещеры и у самого его конца вдоль правой стены расположена статуя Махапаринирваны Будды. Ее нижняя ее часть находится в коридоре, а верхняя – уже в зале (ноги в левой части фотографии принадлежат «Отдыхающему Будде», расположенному напротив центрального входа).
Повернув налево мы вышли в тоже место, откуда начали свой осмотр пещеры Ка Йон.
Во второй раз спустились с лестницы центрального входа и после недолгих препирательств с водителем отправились к соседней пещере – Саддан.
Немного прошлого
Пещера Ка Йон в связи с ее близким расположением к городу Моламьяйну была одним из самых посещаемых монских пещерных храмов еще в первой половине 19-го века.
Но эта близость к городу стала для нее роковой. Практически все находившиеся в пещере старые скульптуры и настенные аппликации были разрушены и разграблены уже к концу 19-го века.
То, что мы видим сейчас в основном было создано во второй половине 20-го века. Некоторые артефакты, по которым начало освоения пещеры датируют 17-ым веком были обнаружены при ее расчистке и реставрации, но их совсем небольшое количество.
Ниже фотография пещеры, сделанная британцами в 1870-ом году. Примечательным здесь является то, что крупные статуи выполнены в ланкийском стиле, в частности макушку Будды венчает характерная ланкийская сираспата (siraspatha) – стилизованные языки пламени. Вероятно эти скульптуры были пожертвованы ланкийскими буддистами, имевшими дела в Молумейне.
Другие скульптуры на фотографии также отличаются стилевым разнообразием, которого уже не увидишь в современной пещере.
А на этой фотографии запечатлен тот же вход в пещеру, но уже в 1895 году.
Вот, что по этому поводу пишет британский исследователь, посетивший пещеру Ка Йон в 1892 году:
«Очевидно, что все вышеописанные пещеры были когда-то заполнены изображениями всех видов, размеров и возрастов, так же как и до сих пор пещеры Kogun, Binji и Dammaba.
К настоящему времени все они почти полностью разрушены «иконоборцами», вероятно в основном уроженцами Индии из Молумейна. Близость этого города, принадлежащего британцам в течение почти семидесяти лет, вкупе с нахождением там много лет большого гарнизона, а также равнодушие бирманцев к такому виду осквернения, и послужило основной причиной того, что остатки бесценной старины были так легко уничтожены.»