·······································

О ранних стадиях и формах народных верований

<< К оглавлению: «Народные верования населения Индокитая»
Следующая глава>>

Первая часть нашей работы посвящена ранним стадиям развития верований и формам религиозных представлений, которые часто с ними связываются по объекту культа. Период сосуществования или параллельного бытования разных групп верований настолько длителен и формы их взаимодействия и синкретизации настолько разнообразны, что далеко не всегда можно убедительно показать первичность одной группы верований и более поздний характер другой.

Ранние верования народов мира можно разделить на три основные стадии: тотемизм, фетишизм и анимизм. Такая последовательность, на мой взгляд, правильно отражает историю развития изучаемого предмета. Но даже по этому, казалось бы чисто классификационному, вопросу нет единства мнений у специалистов-религиеведов и у историков культуры. Значительная группа исследователей (среди советских религиеведов наиболее ярко представленная Г. П. Францовым) утверждает приоритет фетишизма как наиболее ранней стадии развития религиозной идеологии и культовой практики. Несколько обобщая аргументацию представителей этого научного направления, можно утверждать, что нет фетишизма вне религии (если отвлечься от возможности использования этого термина как метафоры в образной речи). Ощущая свое бессилие перед могуществом непознанной природы, первобытный человек фетишизирует ее наделяя сверхъестественными чертами и возможностями. И если случайное на первый взгляд обращение к фетишу оказывается результативным, то вера в могущество фетиша укрепляется.

Значительно меньше среди религиеведов последователей Э. Тэйлора, считавшего, что первичные верования связаны с «одушевлением» всех явлений и компонентов природы. Однако утверждать первичность анимистических представлений можно, только доказав, что в любом фетише действенным и всесильным, с точки зрения верующего, является обитающая в фетише душа (онгон) — дух, божество, а сам фетиш — не более чем лекан (оформленный как предмет: ладанка, крест, амулет, скульптура и т. п.). И доказать обратное верующему не удается. В отличие от фетишизма анимизм допускает возможность «безрелигиозного» представления об одушевленности элементов природы. К такому представлению близки, на мой взгляд, действительно наиболее ранние, наивно-материалистические представления о природе вещей. Но смешивать их с религиозной идеологией и тем более с развитыми анимистическими верованиями не следует. Большинство исследователей — религиеведов, историков культуры, этнографов, археологов — признают первичной стадией развития религиозной идеологии именно тотемизм. Среди них такие различные по подходу к предмету исследования ученые, как Д. Е. Хайтун, С. П. Толстов, М. А. Коростовцев, Б. И. Шаревская, Ю. И. Семенов и др. Суммируя выводы этой группы исследователей, можно сказать, что признание тотемистических верований как наиболее ранних религиозных представлений основывается именно на том, что «тотемный коллектив» и представление о неразрывном родстве человеческого коллектива с другими коллективами в природе возникли в безрелигиозный (дорелигиозный) период развития человечества. Коллективное сознание, определявшееся коллективным бытием, лишь с вынужденным накоплением превратного опыта (вынужденным в связи с тем, что само познание мира не было дифференцировано) формирует «превратный мир» религиозных представлений, образы которого находят выражение в религиозной обрядности, потеснившей безрелигиозный тренинг.

Изучая различные формы обрядов, исследователи нередка выделяют четвертую (по мнению некоторых из них, первую) стадию в развитии религиозной идеологии — магию, относимую мной к практике. Религиозная практика многообразна. Магия занимает в ней и до наших дней едва ли не основное место. При этом любое магическое действо, любое магическое применение религиозно-культовых предметов идеологически совершенно точно может быть объяснено из основных стадий и форм верований. Но для верующего истолкование и осмысление магического действа, элемента обрядности как такового чаще всего не имеет ни малейшего значения. Важно одно: наиболее точное и полное выполнение обряда, произнесение полного набора формул, ибо без полного набора обряд не будет действенным.

Располагая в работе материалы по верованиям в указанном порядке: тотемизм, фетишизм, анимизм, — я предпочел в этих разделах (не отграничивая от основных) рассматривать вместе с основными и более поздние, но в сознании верующих сосуществующие псевдототемистические (например, фетишистские) по объекту верования и культы. Такой способ изложения позволяет избавиться от необходимости возвращаться к повторному рассмотрению формально близких культов. А главное, читатель получает возможность проследить линию развития верований на примере близких данной стадии или форме верований объектов, увидеть их трансформацию. С другой стороны, такое расположение материала позволило включить в первую главу и два круга верований, весьма существенных, но стадиально трудно определимых: фаллическо-ктеические культы и космологические представления, без анализа которых наше исследование останется неполным.

<< К оглавлению: «Народные верования населения Индокитая»
Следующая глава>>
Web Analytics