·······································

Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы (Bodh Gaya – place of the Buddha’s enlightenment)

shus 2012

СОДЕРЖАНИЕ 

<Страница 1>

• Немного о Гайе и Бодх Гайе 

Общее описание и краткая история храма Махабодхи

• Храм Махабодхи в период Маурьев и Шунгов (3-1 века до н.э.) 

• Храм Махабодхи в период Кушанов (1-2 века н.э.)

• Храм Махабодхи в период от Гуптов (3 века н.э.) до Палов (11 век н.э.)

<Страница 2>

• Храм Махабодхи от реконструкции бирманцами (11 век н.э.) до вторжения тюрок (12 век н.э.)

• Новая история храм Махабодхи с 16-го века до 80-х годов 19-го века 

<Страница 3>

• Храма Махабодхи с 1880-х годов до 1956 года и борьба за возвращение храма под контроль буддистов

• Храм Махабодхи в период с 1956 года до наших дней 

<Страница 4>

• Храм Махабодхи и места «семи недель» в наше время (небольшая экскурсия)

Немного о Гайе и Бодх Гайе 

Небольшой городок Бодх Гая (Bodh Gaya, другие написания: Бодхгая (Bodhgaya) и иногда Buddhagaya) находится в округе Гайя штата Бихар, в 16 км к югу от центра округа города Гая и примерно в 115 км к югу от столицы штата города Патна.

Он знаменит на весь мир тем, что здесь находится Дерево Бодхи, под которым Будда Гаутама достиг просветления, и храм Махабодхи, сооруженный на месте Просветления. Кроме этого вокруг храма и дерева, а так же в окрестностях Бодх Гаи расположены многочисленные памятные места, связанные с событиями предшествовавшими Просветлению или произошедшими после него.

С незапамятных времен и до наших дней для всех буддистов мира, вне зависимости от страны и традиции, Дерево Бодхи  и храм Махабодхи является самыми почитаемыми буддийскими святынями, а Бодх Гая  – главным местом паломничества.

Часто пишут, что Бодх Гая находится на берегу реки Фалгу (Falgu), но это не так:  Бодх Гая расположена на левом берегу притока Фалгу – реки Лиладжан (Lilajan), которая упоминается в Палийском каноне под названим Неранджара (Neranjara, Niranjana).

Река Фалгу является как бы местным географическим парадоксом, т.к. название «Фалгу» носит средняя часть реки Моханы (Mohana), являющейся южным притоком Ганга: официально на картах Мохана до места впадения в нее реки Лиладжан-Неранджары (километрах в семи южнее города Гайи) называется «Мохана», далее – «Фалгу», а после пересечения рекой восточной оконечности холмов Барабар и до впадения в Ганг – снова «Мохана». Таким образом общая длина «реки Фалгу» составляет около 40 км.

Изменение названия части реки связанно с религиозными мотивами и объясняется тем, что Гайя упоминается в индийском эпосе Рамаяна как место, где жена царевича Рамы Сита пересекла «реку Фалгу».

Сама Гайя и ее окрестности, к которым относится и Бодх Гая, является значимым местом не только для буддистов, но  и для индуистов. В индуистской традиции она известна с незапамятных времен и ее название упоминается в различных священных текстах в т.ч. в Махабхарате и Рамаяне.

Ставшее названием города и местности слово «Гайя» происходит от имени побежденного богом Вишну демона (асура) Гайяасур (Gayasur), тело которого, раздавленное стопой Вишну, превратилось в окружающие Гайю скалистые холмы, а сам след бога, отпечатавшийся в граните, ныне является объектом поклонения последователей Вишну.

Гая вслед за Нашиком (Nashik) считается одним из самых священных мест в Индии для паломничества с целью выполнения шраддхи (shraddha) – ритуала приношения рисовых шариков (пинда) душам умерших предков (питри), т.к.  в окрестностях города (в основном на холме Брахмайони) расположены несколько очень известных храмов, являющихся очень значимыми местами именно для проведения шраддхи. Наилучшим временем выполнение этого ритуала считается ежегодный праздник памятования предков Питрипакша (Pitripaksha mela), который проводится в сентябре-октябре (в это время в Гаю съезжается огромное количество индуистов не только со всей Индии, но и из-за ее пределов)

На южной окраине Гайи находится наверное самое знаменитое из здешних индуистских сооружений и главный центр паломничества вишнуитов – храм Вишнупада (Vishnupada Mandir), в котором центральным объектом почитания является тот самый отпечатавшийся в гранитной плите след бога Вишну.

Так же как и сама Гая, Бодх Гая с давних времен была священным местом индуистов и вероятно уже в 19-ом веке была включена в паломнические маршруты вишнуитов, которые посещали ее главным образом для поклонения «следу Будды» – расположенной тогда метрах в десяти от входа в храм Махабодхи круглой каменной плите в форме чаши, на которой высечены отпечатки двух стоп, а так же образу Будды с западной стороны храма (в вишнуизме  Будда является девятой аватарой Вишну).

Общее описание и краткая история храма Махабодхи

Немного общей информации и терминологии 

Место, где Будда Гаутама достиг Просветления, расположено на территории деревни, которая ранее называлась Таради (Taradih) и получила название Бодх Гая сравнительно недавно (по-моему в середине 20-го века).

В ранних буддистских источниках эта место (поселение и лес) именовалась Урувела (Uruwela), а  само место Просветления – Самбодхи (Sambodhi – Высшее Просветление),  Махабодхи (Maha Bodhi – Великое Просветление) и Ваджрасана (Vajrasana – Алмазный трон).

Иногда также встречается название Ваджрасана-гандхакути, которое впервые упоминается в период Кушанов (2 век н.э) и по этимологии относится к храму как зданию с образом Будды Гаутамы. Название Махабодхи Вихара вероятно появилась немного позднее, когда «вихарами» (vihara) стали называть уже не монастыри, а храмы, в то время как за монастырями закрепилась более общее название «сангкхарама» (sangharama). 

Согласно Канону после долгих исканий, проведя в медитации 49 дней, Будда Гаутама в возрасте 35 лет постиг истину о сути человеческого бытия и о природе и причинах человеческих страданий (Четыре Благородные Истины), вслед за чем ему открылось знание о пути избавления человека от страданий (Восьмеричный Путь). С этого момента аскет Гаутама стал Буддой (Buddha) – «просветленным« или «пробужденным», но не ушел в нирвану, а остался в мире людей, чтобы передать им Учение (Дхарму).

Это событие в буддистской традиции называется Бодхи (Bodhi), что на английском звучит как «Enlightenment», а на русский язык традиционно переводится как «Просветление» (хотя это и не совсем верно как по форме, так и по смыслу, т.к. bodhi – это все-таки «пробуждение», и соответственно buddha – «пробужденный»).

Будда Гаутама достиг просветления, медитируя под деревом пипал (peepal), обращенный лицом на восток. В буддистской традиции место, на котором Будда находился во время достижением просветления, сейчас обычно называется Ваджрасана (VajrasanaАлмазный трон), а дерево под которым он в это время сидел – Дерево Бодхи (пали – Bodhi-druma, англ. – Bodhi tree), т.е.  Дерево Просветления.

Словосочетание «алмазный трон» в европейском уме вызывает в первую очередь ассоциацию с высшей властью и ослепительным богатством, но в данном случае это в принципе неверно, т.к здесь слово «алмазный» употребляется в смысле «нерушимый», «вечный» и т.п., а слово «трон» является эпитетом места, обладающего высшей священностью (и кстати в ранний период не имеющего никаких физических признаков, кроме памятного знака, установленного верующими).

Дерево пипал (Ficus religiosa), называемое на санскрите «ашваттха», является одним из самых почитаемых священных деревьев Индии и многократно упоминается в различной религиозной литературе, начиная с Вед (культ деревьев – это отдельная тема в истории религий Индии). 

Скорее всего место, где расположено Дерево Бодхи, считалось священным с незапамятных времен и Будда Гаутама достиг просветления под уже известным священным деревом (а не дерево стало священным в связи с просветлением под ним Будды Гаутамы). В пользу этого утверждения говорит в том числе и то, что согласно преданию вторую неделю после просветления Будда Гаутама провел глядя с благодарностью на Дерево Бодхи немигающим взглядом (см. ниже). 

В наше время, когда идет речь о месте Просветления, чаще всего употребляется словосочетание «храм Махабодхи», а Дерево Бодхи и Алмазный трон (на самом деле Алмазных тронов теперь два – внешний и внутренний, см. ниже) как бы отодвинуты на второй план и в многочисленных описаниях они выступают в качестве священных объектов внутри храма и близ него.

Краткое описание храма и его территории 

Появление именно храма, как здания со священным образом внутри, на месте Маха Бодхи (Великого Просветления) произошло довольно давно: предположительно во 2 веке н.э. и было связано с началом доминирования в Индии в 1-2 веках н.э. эры махаяны – нового направления в буддизме, в культовой практике которого впервые появилось храмовое поклонение образу Будды.

храм Махабодхи

Свой современный облик храм Махабодхи получил в конце 19-го века после его раскопок и основательной реконструкции, выполненных британскими археологами под руководством «отца индийской археологии» генерального директора только что созданной Археологической службы Индии сэра Александра Каннингэма, а самое раннее из известных сооружений на месте Просветления (в виде каменной плиты под деревом и ограды вокруг него) относится к 3 веку до н.э..

Комплекс строений и сооружений храма Махабодхи находится на шесть метров ниже уровня окружающей его территории на площади размером приблизительно 115 на 120 метров, по периметру которой проходит мощеная камнем дорожка – «внешний»  или  «нижний» обход.

От покрытой мрамором площадки, находящейся сразу за главным (восточным) входом, вниз к храму спускается мраморная лестница, а вправо и влево от ее начала идет огибающий территорию комплекса по верхнему периметру и мощеный таким же светлым мрамором «верхний» обход, с которого еще по трем лестницам (помимо главной) можно спуститься к  «нижнему» обход.

Сама территория комплекса храма Махабодхи укрупнено состоит из двух частей: (1) центральная часть, включающая в себя: сам храм с внутренним Алмазным троном и расположенной на нем статуей Будды; Дерево Бодхи; внешний Алмазным троном; внутренний обход с местом медитационной прогулки Будды Гаутамы; огораживающую все это ограду-ведику, и (2) окружающие храм многочисленные строения и сооружения, включающие в себя небольшие святилища, вотивные ступы, скульптуры, стелы и пр. (в том числе и индуистское святилище под «северным пипалом»).

Информация о сооружениях, существовавших на месте Просветления в течении более чем 2-х тысячелетий,  довольно скудна и отрывочна по времени, но на основании археологических данных, немногочисленных эпиграфических источников и записок китайских паломников  учеными все же были восстановлены основные этапы эволюции храма Махабодхи от времен императора Ашоки и до наших дней.

Храм Махабодхи в период Маурьев и Шунгов (3-1 века до н.э.)  

Первым достоверным упоминанием о Дереве Бодхи, как месте почитания Будды Гаутамы, является один из эдиктов великого правителя империи Маурьев Ашоки (8-ой скальный эдикт из Гиннара в Раджахстане), в котором Ашока в том числе сообщает: «…Но через десять лет, после того, как  Деванампия (Devаnampiya – титул Ашоки означающий «Тот, кого любят боги»)  был коронован (прибл. 258 г. до н.э.), он отправился в путешествие к Самбодхи и таким образом была положена традиция паломничества во имя Дхармы….».

Ken Kawasaki

В период правления Ашоки  (3 в. до н.э.)  под Деревом Бодхи на место просветления Будды Гаутамы была водружена прямоугольная каменная плита-пьедестал, символизирующая  Ваджрасану (Алмазный трон), установлена памятная колонна-стамбха и сооружен небольшой, вероятно открытый храм из дерева, который впоследствии (2-1 в.в. до н.э.) дополнялся и перестраивался.

Единственным источником, дающим представление о внешнем виде и компоновке храма во 2-м веке до н.э., является его изображение на одном из барельефов, высеченных на ограде древнейшей индийской ступы в Бархуте (Bharhut), датируемой 125-100 г.г. до н.э (рис. справа).

По центру барельефа расположен главный объект поклонения – Ваджрасана (Алмазный трон), который почитатели Будды посыпают цветами, а на заднем плане видно возвышающееся выше храма Дерево Бодхи, вокруг которого парят небесные божества гандхарвы. 

Две колонны, находящиеся за Алмазным троном имеют капители в форме эмблемы триратны – «трех драгоценностей» (буддисткого «символа веры»: Будда – Дхарама – Сангха), а на крыше храма хорошо различима надпись: «Дерево Бодхи божественного Шакьямуни», выполненная письмом брахми.  

В правой нижней части барельефа изображена расположенная перед восточным входам (снаружи ограды-ведики) традиционная ашокинская колонна (в данном случае со слоновьей капителью, что вероятно связано с легендой о зачатии Будды Гаутамы).

Изображенная на барельефе колонна до наших времен не сохранилась и судьба ее неизвестна. Находящаяся южнее храма рядом с прудом Мучалинды ашокинская колонна никакого отношения к храму Махабодхи не имеет: она была привезена из Гаи и установлена в 1956 году к празднованию 2500-ой годовщины буддизма.

По изображению на барельефе довольно сложно понять, каким был на самом деле внешний вид храма, т.к. скорее всего изображение выполнено с искажением перспективы и определенной условностью.

Исходя из традиций сооружения подобных святилищ той эпохи (которая достаточно хорошо изучена по результатам раскопок, изображениям на барельефах, а главное по прекрасно сохранившимся пещерным храмам) можно предположить, что храм того времени представлял собой скорее всего круглую (или возможно U-образную) двух- или однорядную колоннаду, которая была перекрыта сводчатой крышей с арочными окнами.

Колоннада отделяла внутренний обход (pradakshina-patha) вокруг главного объекта почитания (Алмазного трона) от внешнего обхода, расположенного между ней и  оградой-ведикой,  огораживающей храм от наружного пространства. Судя по рисунку, размеры храма были довольно скромными: вероятно порядка 5 м в ширину, столько же в высоту и не более 10 м в глубину.

Согласно эпиграфики в 1-ом веке до н. э. на пожертвования членов семьи тогдашнего правителя была построена крытая каменная колоннада над местом медитационной прогулки Будды Гаутамы, а деревянная ограда-ведика была заменена каменной, выполненной в стиле ведики знаменитой ступы Санчи.

Храм Махабодхи в период Кушанов (1-2 века н.э.)

В первых веках н.э. храм Махабодхи вероятно был кардинально перестроен (вернее сказать: отстроен заново) и приобрел совершенно отличный от прежних времен вид, что было связано с значительными изменениями  как в культурной, так и религиозной сферах жизни северной и северо-западной Индии, произошедших вследствие вхождения этой территории в империю Кушанов (1-3 в.в. н.э.).

Империя Кушанов объединяла территорию Бактрии (в том числе бывшие греко-бактрийские государства) и северную часть Индии, где в период расцвета находились столицы и главные города империи. Пришедшие на индо-гангскую равнину из Бактрии кушаны открыли путь для свободного проникновения в Индию греческой, персидской и бактрийской культуры, в результате чего в 1-2 в.в. н.э. начали формироваться два принципиальных новых стиля изобразительного искусства Индии, названных по имени городов бывших в разное время столицами Кушанов – Гандхара и Матхура.  

В эти же времена под покровительством самого известного кушанского правителя Канишки (78-123 г.г. н.э.) в Кашмире прошел буддистский собор, установивший основы догматики Махаяны и ознаменовавший собой начало окончательного раскола буддизма на обновленческую Махаяну (Великую колесницу) и ортодоксальную Тхераваду (Учение старцев).

Таким образом Махаяна, почитающая Будду Гаутаму как надмирное существо и практикующая храмовое поклонение его образу, приобрела статус одной из государственных религий кушанской империи, что привело к кардинальным изменениям в буддистском искусстве. 

На смену традициям раннего буддизма, в котором отсутствовало изображение Будды Гаутамы, т.к. объектом почитания был не он, а символы его Учения: пустой трон, Дерево Бодхи, след Будды, колесо Дхармы и т.п., в 1-2 веке н.э. пришло новое направление буддистского искусства, при котором многочисленными образами Будды (в виде высеченных из камня статуй и барельефов) украшались не только вновь сооруженные храмы, но и в уже существующие древние чайтья-грихи и вихары периода тхеравады.

Распространение персидского и греческого художественных стилей в период правления Кушанов привело к принципиальным изменениям и в архитектуре культовых сооружений, проявившимся в том числе и в постепенной замене традиционных индийских круглых и апсидальных храмов с цилиндрическими и купольными сводами, украшенными арочными окнами, на массивные кубические здания с гарбагрихой (небольшим внутренним помещением с образом божества) и высокой башней-шикхарой над центром святилища.

храм Маха БодхиЕдинственное достоверное свидетельство о внешнем виде перестроенного храма Махабодхи в эпоху Кушанов было получено в результате находки при археологических раскопках холма Кумрахар (Kumrahar) близ Патны терракотовой плитки с изображением храма Махабодхи, уверенно датируемой  150-200 г.г. н.э. по буддистской надписи на плитке, выполненной являвшимся официальным в империи Кушанов письмом кхароштхи (kharosthi).

На плитке изображен храм кубической формы с башней в виде четырехгранной усеченной пирамиды, увенчанной ступой. На поверхности башни в четыре яруса располагаются ряды барельефов, разделенные по горизонтали фризами с мотивом ведики, которые состоят из унаследованных  от древних чайтья-грих повторяющимися изображениями: арочные окна разделенные колоннами.

Вход в храм выполнен в форме широкой арки, справа и слева от которой просматриваются два барельефа (возможно с изображением бодхисатв), а внутри святилища расположен образ  Будды, сидящего на Алмазном троне.

Кроме самого храма на барельефе хорошо различимы: ограда-ведика, опоясывающая храм; ашокинская колонна со слоновьей капителью, установленная справа от прохода в ведике; ворота-торана наружней ограды, изображенные в нижней части барельефа; и строения (вероятно монастыри) справа от храма.

На барельефе отсутствует изображение колоннады над местом медитационной прогулки Будды Гаутамы, которая располагалась вдоль северной (правой на рисунке) стены храма и которая существовала еще в 1-ом в. до н.э. К настоящему времени от нее сохранились основания колонн, которые были обнаружены во время археологических раскопок в 19-ом веке (их можно увидеть и сейчас при посещении храма). Причина, по которой не было восстановлено это одно из самых значимых мест рядом с храмом, неизвестна.

Дерево Бодхи на изображении не просматривается, а небесные божества (гандхарвы и апсары), которые на барельефе ступы Бархута обращены к именно к нему, здесь парят вокруг венчающей башню храма ступы, что вероятно указывает на смещение центра поклонения с Дерева Бодхи на размещенный в гарбагрихе храма образ Будды.

Полагают, что именно во время строительства этого храма статуя Будды Гаутама была водружена на новый Алмазный трон, а резная каменная плита Ваджрасаны (Алмазного трона) времен Ашоки была вынесена за пределы храма и размещена под Деревом Бодхи у его задней (западной) стены.

Таким образом появились существующие и до нашего времени два Алмазных трона: «внешний» и «внутренний», и произошло разделение места поклонения Просветлению на два объекта: (1) храм Махабодхи и (2) Дерево Бодхи с Ваджрасаной (Алмазным троном).

Поскольку храм имел небольшие размеры (т.к. был «вписан» в старую ограду-ведику 1-го века до н.э.), то можно предположить, что Дерево Бодхи того времени еще не сдвигалось на запад и находилось приблизительно в том же месте, что и его предок во времена правления Ашоки.

Храм Махабодхи в период от Гуптов (3 века н.э.) до Палов (11 век н.э.)

История не сохранила ни одного изображения храма Махабодхи между третьим и десятым столетиями н.э., поэтому об эволюции его внешнего вида можно судить только по сохранившимся запискам паломников и археологическим данным.

То, что храм существовал и являлся центром монастырского комплекса упоминает в своих «Записках о буддистских странах» (Record of Buddhistic Kingdoms) китайский буддистский монах  Фасянь (Faxian), посетивший Бодх Гаю приблизительно  в 409 г н.э. в время своего путешествия по Индии, Непалу и Шри Ланке.

Упоминания о Бодх Гае встречается и в других источниках этого периода, но подробное описание храма Махабодхи, а так же окружающих его священных мест и сооружений присутствует только в «Записках о западных странах» (Great Tang Records on the Western Regions) китайского буддистского монаха Сюаньцзаня (Xuanzang), который посетил Бодх Гаю в 637 г.

«Следуя на юго-запад от горы Прагбодхи (Pragbodhi) приблизительно 14 или 15 ли (1 ли эпохи Тан равен 323 м –  прим. shus), мы приходим к Дереву Бодхи. Оно окружено кирпичной стеной значительной высоты, крутой и мощной.

Она длиннее с востока на запад, и короче с севера на юг. Ее длина (периметр? – прим. shus) составляет приблизительно 500 шагов (около 380 м – прим. shus). Необыкновенные деревья с прекрасными цветами, соединив свои кроны создают прохладную тень; нежная трава sha и различные кусты устилают поверхность.

Главные ворота открываются на восток, со стороны противоположной реке Ниранджане. Южные ворота выходят на изобилующий цветами берег реки. Западная сторона закрыта и труднодоступна. Северные ворота открываются в большую сангхараму (sangharama, буддистский монастырь – прим. shus).

На территории, окруженной стеной, во всех направлениях одно рядом с другим стоят священные сооружения. Здесь можно увидеть и ступы, и вихары. Эти памятные монументы установили короли, принцы и знатные особы со всей Джамбудвипы (Jambudvipa, место обитания людей – прим. shus) и все те, кто принял завещанное им учение.

В середине ограды, окружающей Дерево Бодхи, находится Алмазный трон (Vajrasana). ……… Его периметр составляет около 100 шагов (это примерно 76 м и речь наверняка идет о цокольной части храма – прим. shus). ………

К востоку от Дерева Бодхи расположена вихара около 50 м высотой. Размер передней стены ее основания составляет 20 или более шагов (около 15 м – – прим. shus). Здание сложена из голубоватого кирпича, покрытого известковой штукатуркой (chunam); во всех нишах на различных ярусах здания находятся позолоченные фигуры.

Все четыре стороны здания покрыты удивительным орнаментом; в одних местах это изображение гирлянд, в других – фигуры небесных риши.

Здание увенчано медным позолоченными изображением амалаки (amalaka). К восточному фасаду примыкает павильон, состоящий из нескольких ярусов …..; его выступающие карнизы, его колонны, балки, двери и окна украшены золотыми и серебряными орнаментами, инкрустированными жемчугом и драгоценными камнями. …….

Справо и слева от входа расположены ниши …, в левой находится фигура бодхисатвы Авалокитешвары, в правой – бодхисатвы Майтреи. Они сделаны из белого серебра, и каждая около трех метров высотой.»

Перевод shus из: Samuel Beal «Si-Yu-Ki. Buddhist records of the western world. Translated from chinese of Huien Tsiang (A.D. 629)» 1906.

Из описания  Сюаньцзаня очевидно, что  храм Махабодхи седьмого века был подобен своему предшественнику второго-третьего веков по компоновке и архитектурному стилю, но имел гораздо большие размеры и некоторые дополнительные элементы в виде входного вестибюля и верхних ярусов. На основании археологических данных известно, что окружающая храм ограда так же была раздвинута и перестроена с использованием элементов прежней ведики.

В описании храма Сюаньцзаном есть некоторые интригующие подробности: во-первых он неоднократно упоминает о неком брахмане, который перестроил существующий храм из ранее существовавшего меньшего храма; во-вторых он сообщает, что этот брахман «… вначале не был последователем закона Будды, а поклонялся Махешваре (Шиве – прим. shus)»; и в-третьих Сюаньцзань однозначно указывает, что башня храма была увенчана амалакой (венчающий архитектурный элемент индуистских храмов), а не ступой, как предыдущий храм (см. рис. выше).

На основании этого можно предположить, что прежний храм был временно заброшен или разрушен в смутные времена 6 века и восстановлен вначале как шиваитское святилище, а затем в короткий период доминирования в Северной Индии империи Харшавардхана снова возвращен в лоно буддизма.

Харшавардхан (Harshavardhan) сумел ненадолго (606-647 г.г н.э.) объединить под своей властью практически всю Северную Индию. Он остался в истории как милостивый правитель, запретивший жертвоприношения животных, снабжавший нищих и обездоленных едой и лекарствами и построивший множество буддистских ступ и монастырей. Будучи в первые двадцать пять лет своего правления шиваитом он, вероятно подражая императору Ашоке, поддерживал и одаривал всех священнослужителей: брахманов, буддистов, джайнов и прочих. В дальнейшем под влиянием своей сестры, являвшейся последовательницей учения Будды, он склонился к буддизму и оставался буддистом до конца своих дней.

Сюаньцзан провел около восьми лет (635-643 г.г.) в Северной Индии и именно в период правления Харшавардхана. Своей ученостью он заслужил уважение правителя и между ним и  Харшавардханом даже установились довольно теплые отношения. Будучи почетным гостем правителя государства Сюаньцзан имел доступ к любой интересующей его информации, поэтому изложенные в его записках факты у историков считаются поистине бесценными (достаточно сказать, что практически все открытия забытых на столетия буддистских памятников в Индии британскими археологами были сделаны по описаниям  Сюаньцзана).       

Увеличение размера храма и изменение размеров ведики безусловно повлекло за собой смещение к западу от задней стены храма «внешнего» Алмазного трона, а так же перемещение к западу (а затем и на верхнюю террасу храма) и самого Дерева Бодхи, которое за предыдущие столетия неоднократно уничтожалось и высаживалось вновь.

Информация о храме Махабодхи в период с 7-го по 11-ый века (времена правления Палов) скудна и отрывочна и основывается в основном на данных археологических раскопок и немногочисленной эпиграфики.

Государственной религией во времена Палов был буддизм, поэтому это время можно вполне справедливо назвать «золотым веком» храма Махабодхи. В это время храм находился под патронажем правителей и массово посещался паломниками со всех частей света, которые делали щедрые пожертвования храму и окружавшим его монастырям. К этому же периоду относится основная часть различных сооружений, окружающих храм (в основном вотивные ступы и небольшие святилища), а так же великое множество разнообразных скульптур и барельефов, найденных на территории храма и в его окрестностях.

Точно известно, что за последующие четыре столетия храм увеличился в размерах, сохранив прежнюю высоту. Если по описанию  Сюанцзаня ширина храма по фасадной части составляла около 15 м , а его высота была 52 м, то к 11 веку при той же высоте размеры храма в плане составляли примерно 23 м х 27 м  (эти же размеры имеет и современный храм Махабодхи).

В это же время с западной стороны к храму справа и слева от внешнего Алмазного трона были пристроены массивные контрфорсы (скошенные подпорные стенки) с нишами для скульптур и барельефами, а над самим Алмазным троном в стенной нише храма водружена фигура Будды Гаутамы, т.е по сути было обустроено отдельное внешнее святилище вокруг Алмазного трона (все это сооружение было демонтировано британцами во время реконструкции – см. ниже).

Pages: 1 2 3 4

Web Analytics