·······································

Эпоха строителей храмов: Баган ч. II – Исторические памятники

Содержание

I. Одиннадцать гигантских сооружений Багана

1.1 Великие храмы

1.2 Великие ступы

II. Другие известные сооружения Багана

III. Самое важное о Багане (по личным впечатлениям)

  

I. ОДИННАДЦАТЬ ГИГАНТСКИХ СООРУЖЕНИЙ БАГАНА

1. Великие храмы

1.1 Храм Ананда  (Ananda-gu-hpaya-gyi)

Храм Ананды, расположенный у восточных ворот Старого Багана и построен 1091 г. королем Чанзиттой (Kyanzittha) (1084-1112).

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Согласно ряду источников он назван именем любимого ученика, постоянного спутника и двоюродного брата Будды Гаутамы Ананды.

На самом деле название имеет другое происхождение: в Хрониках по этому поводу сказано следующее: «И потом король Чанзита построил великий gu (храм) подобный пещере (гроту) Нандамула (Nandamula) (священная пещера в Северных Гималаях, упоминаемая в джатаках в связи с Буддой Гаутамой) и назвал его Нанда (Nanda)».

«Потом» – это после визита к королю восьми странствующих святых монахов, которые на вопрос короля ответили, что они с горы Гандхамадана (Mt. Gandhamadana), у подножья которой находится пещера Нандамула, и описали и начертили ее Чанзите.

В Хрониках храм Ананда называется «Нанда», есть упоминания, что название «Ананда» впервые стало употребляться в 19 веке.

Храм Ананды – не самый большой из великих храмов Багана, но наравне со ступой Швезигон он является «визитной карточкой» Багана – самый почитаемый верующими, самый известный и самый, если хотите, «раскрученный» (хотя лично у меня наиболее сильные впечатления связаны не с ним).

Существует легенда, которая гласит, что Чанзита казнил (есть вариант – похоронил живьем на территории храма) архитектора храма (в Википедии – всех восьмерых монахов-архитекторов).

При этом  утверждается, что сделал он это для того, чтобы никто не смог построить ничего подобного или для того, чтобы дух (nat) архитектора охранял храм (такая практика в Бирме была не редкостью, но не в Багане в эти времена).

Никаких достоверных подтверждений этой легенды не существует, а у ученых она вызывает скепсис еще и потому, что совершенно не соответствует обычаям и традициям этого исторического периода. Скорее всего это выдумка более позднего времени.

О храме Ананды часто пишут: «хорошо сохранившийся», но вернее будет сказать, что он самый ухоженный, т.к. многие века находился под постоянной опекой попечительского совета. Даже в самые трудные времена храм Ананды  содержался в надлежащем состоянии усилиями сангхи, как одно из самых великих священных мест в Бирме. Храм постоянно ремонтировался и реконструировался, в то время как многие сооружения Багана ветшала, разрушалась и превращалась в груды кирпича (см. статью Боба Хадсона «Как восстанавливали Баган»).

Общая высота храма по шпилю составляет 51 метр, длина каждой из сторон – около 53 м.

В плане храм Анады имеет форму симметричного (греческого) креста, что является уникальной планировкой для культовых сооружений Азии.

Из известных больших храмов Азии подобную планировку имеет только еще один храм Багана – Дхаммаянджи (Dhammayangyi), а так же храм монастыря Сомапура (Somapura Mahavihara) в Пахапуре (Paharpur), Бангладеш.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

В объеме основная часть храма имеет достаточно традиционную форму: на центральном кубе высотой около 11 метров расположена платформа, на которой возвышается башня-шикхара, увенченная ступой с зонтиком.

Башня была полностью позолочена в 1990 году в честь 900-летней  годовщины храма и теперь являет постоянно сияющим ориентиром, видимым почти с любой чуть возвышенной точки Баганской архитектурной зоны.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Плоская крыша здания имеет двухярусные скаты с  традиционными малыми ступами по углам ярусов. На верху крыши по углам установлены уменьшенные копии башни-шикхары и возвышается трехступенчатая платформа, стены которой декорированы глазурованными плитками со сценами из джатак и надписями на пали и монском языке.

Здание богато украшено многочисленными элементами внешнего декора (знаменитые языки пламени на порталах и коньках крыш, ряды фигур мифических животных, образы натов и пр.). Вся лепнина подверглась полной реконструкции в конце 18-го века и сделана в стиле эпохи правления Конбаунгов. Как она в точности выглядела в Баганский период – достоверно неизвестно.

К основному объему здания с четырех сторон примыкают  длинные вестибюли, которые ориентированы по сторонам света и через которые можно пройти внутрь храма. Все вестибюли украшены скульптурами, иллюстрирующими сцены из жизни Будды Гаутамы.

Внутри основного объема находятся два концентрических коридора-обхода вокруг центрального монолита, который имеет четыре ниши для будд высотой около 10 метров.

Коридоры и ниши освещаются довольно большими окнами, которые располагаются по фасаду одно над другим и создают впечатление, что храм – двухэтажное здания.

Между внутренним и внешним коридорами-обходами устроены проходы, соосные окнам, поэтому даже внутренний коридор достаточно хорошо освещен.

По бокам от каждого входа из вестибюля в основное здание установлены в качестве дварапал – стражников-охранителей – большие фигуры бодхисатв, которые вообще-то относятся к пантеону другого направления буддизма – махаяны, которая беспощадно искоренялась при установлении в Багане тхеравадинского буддизма. Вероятно здесь установлены фигуры тех бодхисатв, которые получили статус натов и таким образом из буддийского пантеона перешли в официальный местный культ 37 Великих Натов.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

По внутреннему обходу против каждого входа в центральном монолите находятся ниши, в которых установлены гигантские статуи будд прошлого периода: Какусанды (Kakusanda) – напротив северного входа, Конагаманы (Konagamana) – восточного, Кассапы (Kassapa) – южного и будды настоящего Гаутамы – напротив западного входа, который обращен в сторону крепостной стены Старого Багана и является главным входом в храм (все торговцы и приставалы обосновались именно там).

Статуи имеют высоту около 9.5 м и изготовлены из дерева (тика) и позолочены. В некоторых источниках утверждается, что статуя Гаутама изготовлена из бронзы.

По обеим сторонам всех Будд расположены фигуры в почтительных позах. Рядом с Гаутамой находятся король Чанзита и глава буддистской сангхи – знаменитый монах Шин Арахан, который согласно хроникам смог убедить первого короля Багана Анорату сделать тхеравадинский буддизм государственной религией и был его духовным наставником и соратником, а затем продолжал выполнять ту же роль при короле Чанзите (см. статью о ступе Швезигон).

Рядом с остальными Буддами находятся их ученики и почитатели в соответствии с религиозной традицией.

Считается, что наиболее точно древнебаганскому стилю соответствуют фигуры Какусанды и Кассапы. Другие две фигуры подверглись значительному изменению в 18 веке, возможно при реконструкции после повреждения в результате землетрясения.

Статуи Будд подсвечиваются сверху лучами света, падающими вниз через вертикальные шахты, над которыми на крыше установлены небольшие сооружения с окнами в виде модели храма.

В храме Ананды находится самое большое в Багане количество священных изображений из джатак (преданий и притч о прошлых жизнях Будды Гаутамы).

Около полутора тысяч зеленых терракотовых глазурованных табличек расположено на внешней части Ананды – 554 по цоколю храма и 912 на парапетах террас платформы

Во внутренних залах и коридорах находятся 1535 ниш с глубокими барельефами, вырезанными в песчанике, которые так же иллюстрируют события из жизни Будды Гаутамы.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

Wiki

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

Cooler

Самыми же известными являются 80 деревянных барельефов, находящихся в нишах внешнего коридора. Не будучи ученым, трудно разделить с ними восторг по поводу этих изображений, хотя вся композиция выглядит очень и очень впечатляюще. Но именно эти 80-ти барельефов чаще всего упоминаются в разнообразных источниках с повторением эпитета «уникальный».

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Среди прочего следует упомянуть два отпечатка следа Будды (Buddhapada), вырезанные в каменной плите, расположеной в западном вестибюле, а так же «раздвоенных чинтэ» – Manote Thiha или manukthiha (не знаю, как это правильно произносится по-русски, наверное «манотетиха»), которые установлены на каждом внешнем углу храма.

В отличи от чинтэ, которые аналогичны распространенным львам-охранителям в других странах, раздвоенные львы встречаются реже. По описанию это – человеко-лев (в более поздние периоды манотетиха изображался с человеческой головой) с раздвоенным телом.

Ближайшее рассмотрение этих мифических животных выявило, что манотетиха как бы надвинут на грань угла до уровня чуть ниже лопаток и его тело расходится на две части вправо и влево, но при этом его довольно крупное и реалистично изображенное мужское достоинство сохраняется в целости и сохранности и на левой и на правой половине. То есть лев – один, лапы – четыре, а органа – два.

На территории храма Ананды находится еще одно почитаемое буддистами сооружение: монастырь Ананда Ок-чаун (Ananda Oak-kyaung).

Он знаменит своими стенными росписями 18-го века и тем, что в нем жил высокочтимый буддистами Бирмы монах Шин Туддхамма Линкара (Shin Thuddhamma Linkara).

1.2 Храм Татбинью (That-byin-nyu)

Храм Татбинью построен около 1150 г. в период правления король Алаунситу – Ситу I (Alaungsithu) (1112-1162).

Этот храм содержится попечительским советом, поэтому, получив значительные повреждения во время разрушительного землятрясения 1975 года, он в течении 1975-1977 годов был полностью восстановлен.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)Татбинью находится недалеко от храма Ананды, но внутри городских стен Старого Баган (в юго-восточном углу) и поэтому не имеет собственного ограждения.

Татбинью – самый большой из храмов Багана, его высота составляет 61 м, длина каждой стороны – по 58 метров..

В то же время это – самый сложный и самый противоречивый с точки зрения архитектурного решения баганский храм.

В объеме храм Татбинью представляет собой большой приземистый параллелепипед с квадратным основанием, на котором на трех террасах установлен такой же, но меньшего размера и более вытянутый вверх.

На верхнем массиве на черехступенчатой террасе находится непропорционально маленькая башня-шикхара, увенчанная ступой. По углам всех террас установлены малые ступы.

С восточной стороны к храму пристроен вестибюль, который является главным входом в храм.

Внутренний объем каждого из массивов имеет по два этажа, т.е. храм – четырехэтажный.

Каждый этаж имеет круговые коридоры-обходы: первый, третий и четвертый – по одному коридору, второй – два концентрических коридора.

Главное святилище храма со статуей Будды находится на третьем этаже и это считается самым главным новшеством по сравнению с храмами более раннего периода (хотя такое расположение главных святилищ является обыденным для других стран: к примеру в кхмерском храме-горе священное место для линги  всегда располагается в центральной башне храма).

Рядом с храмом, к северо-востоку, находится Гуйоджйо-пайя (Guyogyo-hpaya). По историческому преданию, для подсчета кирпичей, ушедших на строительство Татбинью, каждый 10 000-ый кирпич откладывался в сторону. Из них-то и было построено это небольшое святилище

По общепринятой классификации Татбинью относится к переходному периоду баганской архитектуры – от монского стиля храмов-пещер «гу» к собственному бирманскому стилю буддистских храмов.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)Судя по, мягко выражаясь, негармоничному виду храма, переходный период складывался не просто. Слава богу нет никаких легенд о закопанных архитекторах, как в случае с Анандой.

Но мне кажется, всему этому все-таки должно быть объяснение.

Храм Татбинью называемый просто «храмом» сейчас, во времена Багана был монастырским комплексом, расположенным в одном здании с храмом: на первом этаже находились помещения для монахов, на втором – библиотека, т.е. нижний массив был монастырем.

Верхний же массив и являлся собственно храмом – там находилось святилище и над ним – ступа.

Вероятно, когда принимали решение о строительстве Татбинью, возобладала идея, для которой не было архитектурного решения. Поэтому задачу решили просто, а все детали отложили на потом.

Складывается полное впечатление, что был взят проект достаточно стандартного среднего храма (хотя пропорция террас и основного здания мне кажется тоже не однозначной, особенно если представить высокую шикхару) и просто водружен на огромный массив монастырского здания.

Причем судя по всему храм Татбинью просто не успели достроить: или возникли проблемы обеспечения стройки или причиной всему стала внезапная смерть короля Алаунситу (см. ниже о Дхаммаяджи). И храм доделывали кое как в последующие времена.

В пользу этой версии говорит и то, что в отличие от других храмов и ступ террасы Татбинью не облицованы уже ставшими стандартными глазурованными плитками со сценами из джатак, хотя для них на парапетах террас и были заготовлено около 500 ниш.

1.3 Храм Дхаммаянджи (Dhammayangyi)

Храм Дхаммаянджи построен около 1165 года в период короткого правления короля Нарату (Narathu) (1167-1170).

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Нарата является вероятно самой зловещей фигурой из всех правителей Багана.

Чтобы захватить трон, он убил своего отца Алаунситу (построившего храм Татбинью), а затем задушил родного брата.

Согласно преданию он наказал за исполнение индуистских ритуалов одну из своих жен (бывшую жену своего отца) – сингальскую принцессу и это послужило причиной вторжения в Баган войска ее разгневанного отца – короля Шри Ланки, приведшей к временной оккупации Багана и смерти короля Нарату (вторжение ланкийцев является историческим фактом, а о смерти короля известно только из преданий).

В бирманских преданиях Нарата остался под именем Kalagya Min – «король которого убили индийцы».

Есть так же легенда, которая гласит, что он был убит прямо в храме Дхаммаянджи восемью посланцами ланкийского короля, прибывшими в Баган под видом священников-брахманов.

Вероятно, строительство храма было начато в качестве искупления за грех убийства родственников, но из-за смерти короля храм Дхаммаянджи так и не был достроен до конца и соответственно король не получил вожделенную заслугу и надежду переродиться в кого-либо достойного в будущей жизни.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

В настоящее время Дхаммаянджи  остается одним из самых оригинальных и интригующих сооружений Багана.

Возвышающаяся над зеленой саванной гигантская пирамида производит устойчивое впечатление сооружения из иной культуры: то ли индейцы-майя построили, то ли вавилоняне…

Никакие объяснения о южноиндийском типе сооружения, искажении восприятия из-за отсутствия башни-шикхары, малых форм и лепнины не помогают – впечатление сильнее.

В плане храм Дхаммаянджи, как и Ананда, имеет форму равностороннего (греческого) креста. Других храмов с такой планировкой в Багане нет.

Если Татбинью является самым высоким храмом Багана, то Дхаммаянджи носит титул «самого широкого». Длина стороны основания храма составляет 68 (?) метров, а высота – 55 метров.

В объеме храм представляет пирамиду из шести монументальных террас и внешне не похож ни на одно сооружение Багана. Некоторые ученые на основании подобия внешнего вида считают, что он сооружен в стиле южноиндийских храмов, но это мнение поддерживается далеко не всеми (в основном в нем все-таки видят переходную форму от монского храма-пещеры «гу»).

Дхаммаянджи имеет четыре вестибюля и два концентрических коридора-обхода внутри – наружний и внутренний.

Главной загадкой храма, не разрешенной учеными до сих пор, является то, что все 25 проходов (кроме одного – восточного, ведущего к нише со статуей Будды) из наружнего коридора во внутренний коридор-обход замурованы кирпичной кладкой.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Так же были замурованы три из четырех ниш, предназначавшихся для статуй Будд.

При этом нет никаких признаков обрушения или деформации кладки в внутреннем коридоре и, как установлено, эта работы была выполнена примерно во то же время, когда строился храм.

Легенды об этом загадочном явлении, как чаще всего это и бывает, не имеют под собой никакой реальной основы. В них фигурирует замуровавший себя монах-алхимик и  озлобленные на отцеубийцу строители.

Вобщем-то у строителей были все основания не любить короля. В то время как в качестве эталона при проверке шва кладки в преданиях обычно используется лезвие ножа, хроники сообщают, что при проверке кладки Нарату пользовался иголкой (наказание нарушителям техусловий видимо было соответствующим его нехорошему характеру).

Есть предположение, что внутренний коридор замуровали захватившие Баган ланкийцы в ритуальных целях (король, опять же по преданию, был убит в храме), но это всего лишь умозрительная гипотеза, не подтвержденная ни одним фактом.

1.4 Храм Суламани (Sula-mani-gu-hpaya)

Храм Суламани был построен королем Нарапатиситу – Ситу II (Narapatisithu) (1174-1211) в 1183 году.

Alan Ingran

В соответствии с Хрониками король был мудр, благочестив, любим народом, увлекался чтением священных трактатов, воспитал пятерых прекрасных сыновей, построил массу священных и иных сооружений по всей Бирме и умер своей смертью в окружении домочадцев, предварительно назначив с помощью ритуального зонта будущим королем своего младшего сына, известного в дальнейшем как король Тиломинло (Htilominlo) («король, избранный с помощью зонта»).

Решение о строительстве храма Ситу II принял после видения рубинового свечения, исходящего из ложбины, где ныне стоит храм Суламани.

В баганские  времена Суламани был центром большого монастырского комплекса, в традиционный состав которого входили: библиотека, залы собраний и посвящения, жилища монахов и пр. Остатки некоторых сооружений сохранились и до ныне.

Считается, что храм Суламани открыл собой период позднебаганской архитектуры (полный уход от влияния монского стиля и переход к собственному новому бирманскому стилю) и являлся образцом  и эталоном при массовом строительстве храмов в тринадцатом веке (в этом столетии было построено около 85% из более чем двух с половиной тысяч известных ныне сооружений Багана).

Суламани относится к двухэтажным храмам – на приземистом основании с трехступенчатой террасой возвышается собственно храм – квадратный в плане массив с четырехступенчатой террасой на верху, которая увенчана башней-шикхарой с конической ступой в качестве навершия. По углам верхней и нижней террас установлены малые ступы.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Внутри нижнего сооружения находится один коридор-обход, в который снаружи ведут четыре входа, ориентированные по сторонам света.

Главный вход в храм – восточный. Здесь находится входной вестибюль, который ведет прямо к большому образу Будды.

Вестибюль составляет одно целое с нижним массивом и внутренний коридор в этом месте делает два поворота, выходя в объем вестибюля, так что восточная статуя Будды находится в нише внешней стены основного строения, как бы снаружи основного здания.

К трем другим входам пристроены небольшие портики, против которых в коридоре установлены меньшие статуи Будды.

Верхнее сооружение так же имеет небольшой восточный вестибюль, три портика и внутренний коридор обход. В восточной стене коридора – ниша с образом Будды.

Территория храма полностью огорожена кирпичной стеной с четырьмя проходами, соосными входам в храм, и очень уютна: частично замощена кирпичом, а  частично занята  зелеными насаждениями. Торговцы и помогалы здесь спокойны и миролюбивы, возможно есть какое-то влияние места.

Элементы внешнего декора Суламани более разнообразны, чем у предшественников: по фасадной части и пандусу идут ряды частично сохранившихся глазурованных круглых и квадратных плиток с геометрическими и растительными орнаментами.

В отличии от Татбинью храм Суламани выглядит очень пропорциональным и я бы даже сказал – красивым, но не только это сделало его одним из «must see» Багана.

При всем уважении к архитектурным достоинствам Суламани все-таки основной его достопримечательность являются фрески.

Дело в том, что значительная часть внутреннего пространство храма (в том числе вестибюль и портики) покрыта фресками, различной степени сохранности. Большинство из них относится к эпохе Конбаунгов (конец 18-го – начало 19-го века), но есть и остатки древних баганских.

В Багане немало храмов с фресками и по классификации Суламани не относится к сооружениям, являющимся уникальными в связи с их  стенными росписями.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

Но здесь они воспринимаются как-то по другому и очень впечатляют – наверное влияние объема и света. Необычные лица Будд, змеи, слоны, вереницы людей, орнаменты на сводах –  впечатляющее зрелище!

1.5 Храм Тиломинло (Hti-lo-min-lo)

Храм Тиломинло построен в 1211 году королем Тиломинло («король, избранный с помощью зонта»).

По поводу происхождения имени короля в Хрониках сказано следующее: «Их отец король Нарапатиситху (построивший Суламани) установил белый зонт над своими сыновьями, дал священную клятву и сказал: «Пусть зонт наклонится к тому, кто более достоин быть королем. И, о чудо! Белый зонт склонился к самому младшему сыну  Зеятейнхка (Zeyatheinhka). Поэтому Зеятейнхка (Zeyatheinhka) был известен под именем Тиломинло (Htilominlo)».

Alan Ingran

По преданию храм Тиломинло был построен именно на том месте, где происходила процедура определения наследника престола.

Храм Тиломинло имеет высоту 46 м и считается увеличенной версией храма Суламани, но мне кажется, что с увеличением размера и некоторым изменением пропорций пропало изящество, присущее Суламани.

Храм считается трехэтажным, но коридор второго этажа (находяшийся в нижнем массиве) по неизвестным причинам был замурован.

В остальном: по расположению вестибюля, портиков коридоров, внешнему декору и пр. на верхнем и нижнем массивах, Тиломинло действительно идентичен Суламани.

Достопримечательностью храма считается статуя Будды напротив восточного (главного) входа, которая датируется периодом позднего Баган.

Она выполнена из оштукатуренного кирпича с резьбой по штукатурке, лепниной и росписью, и является единственной из скульптур такого рода, уцелевших до наших дней (хотя конечно же штукатурка и лепнина многократно восстанавливались).

Другие статуи, изготовленные подобным образом, не сохранились –  в периоды войн и безвластия они активно разрушались мародерами в поисках небольших реликвариев, которые замуровывались в трон-основание и в сами статуи Будды при их сооружении.

1.6 Храм Годопалин (Gawdaw-palin)

Король Нарапатиситху- Ситху II (Narapatisithu) (1174–1211) сразу после окончания строительства храма Суламани приступил к возведению храма Годопалин, но закончить его строительство не успел.

unknown

Это сделал его сын и наследник престола – король Тиломинло (1211-1231).

Годопалин находится в Старом Багане, рядом с Археологическим музеем.

Храм считается вторым по высоте в Багане после Татбинью – около 55 м.

Его план и структура почти точно повторяет храм Суламани, особенно это заметно по устройству нижнего коридора, выходящего в два поворота в восточный вестибюль и нише для статуи Будды, расположенной там же во внешней части стены нижнего массива.

Из всего, что мы видели в Багане, от Годопалина у нас остались самые невзрачные воспоминания.

Храм какой-то очень «обжитой»: лавочки ядовито-зеленого цвета, яркие тазики-ведра, масса местного народа туда-сюда шныряет, дерюжки какие-то  развешаны, грубые решетки ярко желтого цвета вокруг статуй Будды  – полный диссонанс с древним святилищем.

Ко всему этому при храме отирается орава самых навязчивых и беспринципных попрошаек, помогал и просто бездельников из всех, что мы встречали в Бирме.

Дополняют базарную картину шустрые торговцы и стоянка конных экипажей, находящаяся рядом с храмом.

Бирма - Баган (Burma - Bagan)

shus

В общем Годопалин мы покидали в окружении оравы мелких пацанов, которые только что в карманы не лезли, и в сопровождении группы юных велосипедистов и конного экипажа.

По ходу движения в течении примерно километра эта шобла уменьшилась (в т.ч. моими усилиями) до двух персонажей: пацана на велике и конного экипажа, которые таскались за нами до самого вечера (причем водитель кобылы – в надежде заработать, а пацан на велике – просто так от скуки, по ходу немножко попрошайничая).

В дальнейшем их усилия были все же вознаграждены: пацан на велике разучил с супругой десяток русских фраз, а экипаж по сумеркам отвез нас обратно в отель (мы жили в Старом Багане прямо на берегу Ирравади). Это был первый и последний раз когда мы брали конную повозку – очень сомнительное удовольствие!

В последующем мы убедились, что чем дальше от Старого Багана, тем спокойнее и вежливее народ (это вообще в характере бирманцев), хотя самые приятные воспоминания все же остались от почти полного безлюдия на противоположной стороне Центральной равнины.

В связи со всем этим почему-то вспомнилось, что жители Старого Багана веками занимались промывкой золота из песка вокруг храмов и ступ, кладоискательством и черной археологией (причем довольно варварски).

Отучить их от этого не мог даже военный режим. В конце концов генералам надоело заниматься уговорами и в 1990 году они за неделю переселили весь Старый Баган на три километра южнее – в специально построенный Новый Баган (Bagan Myothit), кстати сказать – довольно унылое место.

Посещение Годопалина наводит на мысль, что переселили вероятно не всех.

Pages: 1 2 3 4

Web Analytics