·······································

6.3 Татон: Будда и Суваннабхуми

<<К оглавлению книги «Священные места Бирмы» Следующий раздел>>

Характерные скульптурные изображения из Татона могли бы соперничать с паганскими по качеству исполнения, но, к сожалению, они почти не сохранились. Обнаруженный в насыпи около татонского «Зала посвящения Кальяни» (Kalyani Ordination Hall) барельеф с изображением стоящего Будды вероятно был создан в 11-ом столетии (хотя возможно, что и намного позже). Shwesayan Pagoda godown.

Сегодня Татон является столицей национального штата Мон, и название этого небольшого городка вызывает самые глубокие чувства и у монов, и у бирманцев, хотя по совершенно разным причинам. Для монов Татон является тем местом, где сам Будда проповедовал буддизм для Нижней Бирмы, в то время как для бирманцев Татон – это город, в котором ими в 11-ом веке был захвачен и перевезен в Паган палийский канон, что явилось отправной точкой в принятии буддизма Верхней Бирмой. Поэтому провинциальность и небольшие размеры Татона никак не соответствуют масштабу его значимости в национальной мифологии.

В 15-ом столетии Татон носил название Садхуим (Sadhuim), что является монским вариантом палийского слова «Судхаммавати» (Sudhammavati), которое по все вероятности ведет свое происхождение от названия родного города Будды Собхиты (Sobhita) Судхамммы (Sudhamma) – одного из 27 Будд прошлого в бирманском буддизме. Следует заметить, что в Нижней Бирме за столетия до того, как Пегу в 14-ом веке стал ее столицей, уже существовала процветающая буддистская культура. Подтверждением высокого религиозного авторитета Нижней Бирмы того времени является то, что монахи из «Араманы» (Aramana), т.е. Раманны (Ramanna), в середине 12-го столетия были приглашены на Шри Ланку для проведения «перепосвящения» местных монахов в рамках королевской компании по «чистке» ланкийской сангхи (*)(Wickremasinghe: 253). По всей вероятности это были монахи из Татона или Моттамы (Mottama), или же из обоих мест сразу.

————————————————————————————————-

(*) Это произошло при Виджаябаху I (Vijayabahu I, правл. 1055–1110 г.г.) – прим. shus

————————————————————————————————-

Самая ранняя мифология, в которой упоминается Татон, содержится в эпиграфических надписях времен правления монского короля Дхаммачети (пали Dhammaceti, бирм. Dhammazedi, правл. 1470-1492 г.г.), чьей столицей был Пегу. Эпиграфика описывает Татон как место, куда из Индии прибыл Будда, чтобы обратить в буддизм его первого короля. У этого мифического правителя, называемого в тексте Сиримасока (Sirimasoka), был близкий родственник по имени Гавампати (Gavampati), живший в Индии и являвшийся учеником Будды, который и убедил Будду посетить Татон для того, чтобы обратить в буддизм брата Гавампати и его подданных. В Татоне Будда даровал шесть священных волосков со своей головы шести отшельникам. Позже, после кремации Будды, Гавампати привез в Татон священный Зуб Будды, который чудодейственным образом самовоспроизвелся 33 раза. Король поместил эти священные реплики Зуба Будды в 33 каменные ступы, который впоследствии пришли в запустении и были всеми забыты (Shorto 1970).

Два монаха-миссионера из Индии, Сона (Sona) и Уттара (Uttara), посланные в Татон во времена Ашоки, (Asoka), обнаружили эти заброшенные ступы и распределили часть находившихся в них реликвий по действующим ступам Нижней Бирмы, самой значимой из которых являлась Швемодо (Shwemawdaw) в Пегу (см. раздел «Пегу»). В течении последующих столетий эти легенды 15-го века были значительно переработаны, оставаясь при этом основой мифических преданий бесчисленных священных мест Нижней Бирмы, включая «Золотой камень» (Stadtner 2008b), хотя уже после 15-го столетия в них наблюдается смещение акцента с сюжетов с участием реликвий Зуба Будды на повествования, связанные с дарованием отшельникам священных волосков с головы Будды.

Сложенное из латерита основание ступы в Зотоке (Zothoke), расположенном к северо-западу от Татона (прибл. 500 н. э.). Такая монументальная архитектура подтверждает существование в Нижней Бирме в первом тысячелетии процветающего государства монской цивилизации.

Родителями первого короля Татона были волшебник и богиня-змея, принявшая облик прекрасной девы, и этот сюжет встречается во множестве различных как монских, так и бирманских версий этого мифа, которые сложились уже после 15-го столетия. Согласно этим преданиям, будущий король вылупился из змеиного яйца и был воспитан отшельником, жившим на священной горе Зинчаик (Zin Kyaik, Zingyaik), расположенной приблизительно в 26-ти километрах к югу от Татона. Его брат, появившийся на свет в результате этого же не вполне обычного союза, был воспитан другим отшельником, обитавшим на горе Звегабин (Zwegabin), расположенной по соседству с Па-Аном (Hpa-An) (примерно в 9 км к юго-востоку от центра города – прим. shus) в соседнем штате Кайин (Kayin, Карен), и после смерти переродился в Индии в качестве ученика Будды Гавампати.

Терракотовая вотивная табличка, характерная для региона Татона. Найдена при раскопках в Винке (Winka) и датируется прибл. 500 г. н.э. Private Collection, Yangon.

Другое легендарное предание утверждает, что Будда даровал в Татоне не шесть священных волосков со своей головы, а восемь (Bigandet: 391). Хотя к 15-му столетию Татон потерял свою административную значимость и на первый план выдвинулись Мартабан (Martaban, совр. Mottama) и Пегу (Pegu, совр. Bago), для монов он всегда оставалось первоисточником их идентичности, и это подчеркивается во всех более поздних хрониках.

Эпиграфика Кальяни (Kalyani) свидетельствует о том, что столица монов во времена посещения Нижней Бирмы Сонной и Уттарой называлась Голаматтика-нагара (Golamattikanagara) и возможно являлась тем укрепленным городом, чьи руины были обнаружены близ деревни Эттема (Ayetthema), расположенной у подножья горной гряды, на которой находится священная вершина Келаса (Mt. Kelasa) (Myint Aung).

В бирманской истории Татон увековечен как город, захваченный у монов паганским правителем Аноратхой (Anawrahta, правл. 1044-77 г.г.), который вывез из него в Верхнюю Бирму палийский Канон. Причем следует отметить, что эта версия событий была изложена сначала в монских источниках 15-го столетия, а уже затем принята самими бирманцами. Аноратха и последующие паганские правители действительно в течение некоторого времени прилагали усилия для установления контроля над Нижней Бирмой, но в настоящее время мы не располагаем какими-либо подтверждениями традиционного предания о захвате Канона (Stadtner 2008a). Связь палийского Канона с Татоном также прослеживается в бирманской агиографии Буддхагоши (Buddhaghosa), знаменитого комментатора палийских текстов 5-го столетия, родиной которого бирманские источники часто называют Татон. Согласно им, он оправился на Шри Ланку и спустя некоторое время возвратился в Нижнюю Бирму со священными текстами, которые через несколько столетий и были доставлены в Паган, расположенный в Верхней Бирме (Vamsadipani: 116). Образ Буддхагоши стал частью общенациональной мифологии, а его агиография была включена в главные хроники страны (Glass Palace Chronicle: 46).

Вишну, отдыхаюший на своем змее Шеше. Над ним изображены сидящими на лотосах Брахма (слева), Вишну (в центре) и Шива (справа).Этот барельеф, выставленный вместе двумя другими в университетской библиотеке в Рангуне, был уничтожен в результате боевых действий во время Второй мировой войны. After Temple 1893a: pl. XIV.

 Старый Татон

Уже во время самых ранних исследований Татона была обнаружена довольно обширная территория (приблизительно 2 х 1.5 км – прим. shus), окруженная остатками крепостной стены и рва. На основании анализа кирпичей с маркировкой в виде линий, сделанных пальцами изготовивших их мастеров (finger-marked brick, «пальчатка»), которые были найдены ниже основания стен и вблизи них, ученые датируют это поселение первым тысячелетием н.э. (Moore & San Win 2007: 215). При этом комплекс строений главной городской пагоды, который ныне доминирует над центром города, занимает лишь незначительную часть этой древней городской территории.

Впервые буддизм появился в Татоне и на близлежащих территориях приблизительно в середине первого тысячелетия, о чем свидетельствуют остатки кирпичных монастырских строений в Чайкатхе (Kyaikkatha) и Винке (Winka), а также платформа ступы в Зотоке (Zothoke). Незадолго до 1900 года в Татоне были обнаружены три индуистские каменные скульптуры, но место их находки не было зафиксировано, а следов каких-либо индуистских храмов в Татоне до сих пор не обнаружено. Все три скульптуры, выставленные для демонстрации в библиотеке в Рангунского университета, были уничтожены в результате боевых действий во время Второй мировой войны. Временем их создания, вероятно, является период между 8-ым и 10-ым столетиями, при этом две из них были очень близки по своему стилю знаменитой стеле с изображением бога Вишну из пещеры Когун (Kawgun), расположенной недалеко от Па-Ана. Иконография утраченных барельефов, на одном из которых был изображен отдыхающий Вишну и три бога, появляющиеся из его пупка, уникальна для Бирмы, поэтому два подобных изображения Вишну, обнаруженные в Пагане, являются еще одним доказательством связи монов Нижней Бирмы и Пагана (Stadtner 2005: 144).

 Пагода Швесаян

Пагода Швесаян (Shwesayan, Shwe Saryan) (на фото – слева), в которой, как считается, находится реликвия Зуба Будды, что по всей вероятности связано с давним легендарным преданием 15-ого века, согласно которому король Татона получил священный Зуб Будды от своего брата Гавампати, являвшегося учеником Будды. Зал для проповедей (на фото – справа), сооруженный в начале 20-го века, является настоящей жемчужиной этого комплекса.

Огороженный стеной комплекс строений, главным из которых является величественная ступа, расположен на перекрестке двух центральных улиц Татона. Реальная история этой ступы неизвестна, но ее современная хроника (бирм. thamaing, тамаинг) по всей вероятности основывается на легендах, сложившихся к 19-ому столетию или немного ранее.

Повествование начинается с посещения Буддой Татона и обращения им в буддизм первого правителя по имени Тури-санда (бирм. Thuri-sanda, пали Surya-chandra). Король преподнес Будде свою корону и тогда Будда даровал ему четыре своих зуба, на месте которых у него во рту чудодейственным образом возникли новые. После этого Будда указал на холм, на котором священные зубы следовало поместить в святилище.

На указанном Буддой месте король обнаружил старую разрушенную ступу, в которой находились реликвии, принадлежавшие трем Буддам, предшествовавшим Будде Готаме: священные волоски с головы Какусанды (Kakusandha), посох Конагаманы (Konagamana) и изумрудная чаша для сбора даяний Кассапы (Kassapa). Найденная ступа была восстановлена, а четыре зуба, полученные от Будды, помещены к найденным реликвиями.

Другая местная хроника утверждает, что паганский правитель Аноратха (Anawrahta) извлек из реликвария ступы четыре священных зуба, которые, согласно «Швесаян пэйяджи тамаин» (Shwesayan Hpayagyi Thamaing), были помещены туда первым королем Татона (Glass Palace Chronicle: xxi). Местные наты (nat) были настолько разгневаны этим кощунством, что заставили короля сойти с ума и ходить в юбке его супруги (этот сюжет по всей вероятности был заимствован из ланкийской хроники) (Mahavamsa: XXIV. 6).

История священных реликвий Зуба Будды, включенная в хронику ступы Швесаян (Shwesayan), вероятно отражает давние монские предания 15-ого столетия, повествующие о том, как Гавампати (Gavampati) привез в Татон Зуб Будды, который впоследствии чудотворным образом самовоспроизвелся 33 раза. А эпизоды с указанием Буддой места размещения своих священных реликвий и нахождением предметов, принадлежащих предыдущим Буддам, полностью соответствуют аналогичным темам легенды ступы Шведагон (Shwedagon).

Король Татона (справа) наблюдает за закладкой священных реликвий Зуба Будды в ступу Швесаян. Брахма и Таджьямин (слева) предают новые реликвии для помещения их в ступу. В легенде 15-го столетия отсутствует упоминание о реликвиях, принадлежащих предыдущим Буддам. Mural. By Than Maung. Shwesayan Pagoda museum.

В настоящее время сложно определить какова была исходная форма ступы Швесаян, но возможно это было сооружение с террасированной платформой, подобное ступе Таджья (Thagya Pagoda) или другой ступе, расположенной здесь же на территории комплекса к северу от Швесаян, которую обычно называют Питака-таик (Pitaka-taik pagoda). При строительстве всех этих сооружений в больших количествах использовался латерит, разработка которого вероятно происходила на том месте (в северо-восточном углу комплекса), где сегодня находится огромный квадратный пруд, чьи берега также облицованы латеритом. (Oertel: 22).

Детали ажурной лепнины начала 20-ого столетия, закрепленной на арматуре из тонкой проволоки. Здесь Будда (внизу) отрезает волосы после своего отъезда из дворца, а бог Сакка (наверху) ожидает, когда он это сделает, чтобы собрать их. East entrance hall, Shwesayan Pagoda.

Три из четырех залов для выполнения ритуалов были основательно обновлены, но главный зал, расположенный к востоку от ступы, сохранился почти в первозданном виде, каким он был в начале 20-ого столетия. Большинство из находящихся здесь скульптур изготовлены из стукко с использованием тонкой проволочной арматуры, а затем позолочены или раскрашены. Сейчас очень редко можно встретить подобные старые работы из стукко, которые бы сохранились в таком прекрасном состоянии.

Богиня земли Ватундая (пали Vasundhara, бирм. Wathundaya или Withoudaya) помогает Будде избавиться от демона Мары и его армии, смыв их потоками воды, которые она выжала из своих волос. Резьба по дереву, покрытая лаком, конец 19-го – начало 20-го веков. Shwesayan Pagoda Museum.

Экспонаты музея пагоды представляют собой эклектичный набор из пожертвований, сделанных за последнюю сотню лет, и терракотовых вотивных табличек, найденных в Татоне и его окрестностях. Стены музея расписаны сюжетами на темы легендарной истории Швесаян и ее реликвий, а в расположенном позади него хранилище собраны древние каменные скульптуры и эпиграфические надписи, в одной из которых («надпись пандита», pandit epigraphs) перечисляются все двадцать восемь Будд, что вероятно является самым ранним списком такого рода в Бирме (Luce 1974: 133).

Когда-то гордостью скромной ступы Таджья были 64 большие терракотовые плитки с изображением эпизодов из Маханипаты (пали Mahanipata) – последних, особо почитаемых, десяти историй (джатак) из «Джатакаттхакатхи» Буддхагоши (Jatakatthakatha). Если терраса ступы была действительно облицована 64-мя плитками, то тогда каждому из этих десяти рассказов соответствовало бы приблизительно шесть плиток. В конце 19-ого столетия ступа находилось «в полуразрушенном состоянии … и многие из плиток осыпались на землю, в то время как другие были сильно повреждены или, по всей вероятности, вообще исчезли» (Temple 1893a: 240). Двенадцать плиток были описаны в 1880-ых годах, а в 1930-ых годах на месте находилось всего пятнадцать сохранившихся плиток. Ступа была восстановлена приблизительно в 1896-ом году, но при этом она была оштукатурена и побелена в несколько слоев, окончательно скрывших остатки плиток с сюжетами из джатак. Сегодня наверх к ступе ведут три лестницы, хотя первоначально их было четыре. Купол ступы был полностью восстановлен, хотя, как кажется, в древности его размер был несколько большим. На старых фотографиях можно видеть горизонтальные слои латеритовой платформы ступы с нанесенными на них геометрическими мотивами. (O’Connor: 337). Ступа Таджья является очевидным доказательством существования впечатляющей монументальной архитектуры в стране Монов еще в 11-ом столетии (хотя вполне вероятно, что и ранее). Возможно, что она имеет тот же возраст, что и восьмиугольная ступа Маун Ди (Maung Di), расположенная на противоположном от Янгона берегу реки около Тванте (Twante).

Экспонаты музея пагоды представляют собой эклектичный набор из пожертвований, сделанных за последнюю сотню лет, и терракотовых вотивных табличек, найденных в Татоне и его окрестностях. Стены музея расписаны сюжетами на темы легендарной истории Швесаян и ее реликвий, а в расположенном позади него хранилище собраны древние каменные скульптуры и эпиграфические надписи, в одной из которых («надпись пандита», pandit epigraphs) перечисляются все двадцать восемь Будд, что вероятно является самым ранним списком такого рода в Бирме (Luce 1974: 133).

Более 60-ти терракотовых плиток с изображением эпизодов из последних десяти джатак, располагались в нишах на второй террасе ступы Таджья. Платформа и террасы ступы были оштукатурены и побелены в начале 20-ого столетия, в результате чего сейчас можно видеть только около десяти плиток.

Последовательность расположения плиток соответствует принятому у монов порядку изложения последних десяти джатак, несколько отличающемуся от канонической последовательности этих повествований, которая принята на Шри Ланке (Krairiksh). Эта же очередность джатак, которая также приводится в эпиграфическом тексте «pandit inscription», хранящейся в музее Швесаян, впоследствии была принята и в Пагане. Гордон Льюс (Gordon Luce) и другие ученые уже давно признали, что использование такого порядка джатак в Пагане скорее всего является результатом влияния монов Нижней Бирмы.

Махосадха скрывающийся в доме гончара (внизу) и возвращающийся на повозке во дворец (вверху).

Только одна из плиток была очищена от штукатурки и помещена в хранилище музея. Как было установлено учеными, на ее нижней части изображен Махосадха (Mahosadha, персонаж Umanga Jataka, No. 546), скрывающийся в доме гончара, а на верхней – он же, сидящий в повозке по пути во дворец. Особенностью этих терракотовых плиток является то, что она разделены на два горизонтальных сегмента и таким образом иллюстрируют сразу два эпизода. Ни одна из плиток с сюжетами из джатак в Пагане не имеет такого горизонтального разделения изображений, поэтому, по всей вероятности, это является сугубо местным творческим приемом.

В восточном углу территории комплекса Швесаян располагаются более 500 больших каменных плит с выгравированным на них текстом палийского Канона. Два комплекта таких стел были изготовлены в 1912 году по инициативе знаменитого «Отшельника из Мандалая» У Кханти (U Khanti), из них один предназначался для пагоды Сандамуни (Sandamuni) в Мандалае, а другой – для Швесаян в Татоне. По неизвестным причинам более двухсот плит так никогда и не были отправлены в Татон и до сих пор  хранятся на территории храма Чаукто-джи (Kyauktaw-gyi) в Мандале (Myanmar Times, 8 September 2008).

Зал посвящения Кальяни (Kalyani) расположен вне территории комплекса на прилегающей к нему улице. Существующее ныне здание претерпело множество ремонтов и реконструкций, но оно с большой долей вероятности находится на том же самом месте, где в 15-ом столетии располагался зал посвящения, сооруженный по приказу Дхаммачети (пали Dhammaceti, бирм. Dhammazedi) в рамках его грандиозной кампании по «перепосвящению» всех монахов Нижней Бирмы, начало которой положили первые церемонии, проведенные в Зале посвящения Кальяни в Пегу. Эпиграфика Кальяни в Пегу содержит длинный перечень новых залов посвящения, построенных в Нижней Бирме, который включает в себя в том числе и «зал посвящения Гавампати в Татоне» (монск. Sim gawampati sadhuim) (Blagden 1928: 276).

Это здание начала 20-го века вероятно построено на месте нахождения зала посвящения 11-ого столетия. На его платформе расставлены камни-нимитта со сценами из последних десяти джатак.

Вероятно, здание 15-го столетия было сооружено на том же самом месте, где располагался более ранний зал посвящения 11-ого столетия, о чем свидетельствуют резные камни-нимитта, или «пограничные камни» (пали nimitta, англ. sima-stone), в форме коротких колонн, расставленные произвольным образом по платформе здания и около камня с памятной надписью (Luce 1985: 172; Luce: 1953). На одной стороне этих камней высечены иллюстрации к последним десяти джатакам (см. выше), что также встречается на камнях-нимитта в северо-восточном Таиланде (Krairiksh 59-63; Murphy Chapters 4 & 5).

Фрагмент одного из камней-нимитта 11-ого столетия, посвященных последним десяти джатакам. Большинство из них имеют высоту около 1.35 м. Здесь изображен эпизод из Видхура-джатаки с четырьмя королями вокруг квадратного водоема. After U Mya, Exploration in Burma.

Сюжеты двух джатак смогли уместиться только на два камня и, вероятно, поэтому для симметрии под остальные джатаки также было выделено по два камня, которых таким образом в общей сложности стало двадцать. Скорее всего, эти камни-нимитта были размещены парами (один за другим) в десяти точках, равноудаленных от центра ныне не существующего зала посвящения.

На высокой горной гряде, протянувшейся с севера на юг вдоль восточной окраины Татона, расположена знаменитая пагода Мьятабейк (Myathabeik, примерно в 2-х км к северо-востоку от Швесаян, перепад высот – около 250 м – прим. shus). В ней по преданию находится изумрудная чаша для сбора даяний (бирм. myathabeik) и священные волоски с головы Будды, появление которых легенда связывает с сыном императора Ашоки (Asoka) и Шри Ланкой. Вершину, на которой сейчас находится ступа, также посещал один из предыдущих Будд по имени Аномадасси (Anomadassi). Две белые мыши преподнесли эту вершину ему в дар, после чего Будда  предсказал, что в будущей жизни они будут королевской четой Татона. Все эти предания, вероятно, созданы не ранее 19-го столетия, но достоверно датировать их в настоящее время не представляется возможным. Эта вершина также упоминается в эпиграфике Чанзиттыу (Kyanzittha, правл. 1084-1113) в связи с восстановлением расположенного рядом с ней святилища (Luce 1969 I: 56).

Позже бирманцы вплели в историю Татона сюжеты с участием натов (nat), согласно которым город был защищен частями тела индийца, захороненными «с разнообразным заклинаниями и ритуалами» по периметру городских стен (Glass Palace Chronicle: 78). Брат индийца бежал ко двору Аноратхи и помог нейтрализовать черную магию, защищающую Татон, что позволило правителю Пагана захватить город и вывезти из него Канон. Впоследствии он сошелся с демоницей-билу на горе Попа (Mt. Popa), а два их сына получили известность как наты Таунбйона (Taungbyon nats). Таким образом история захвата Татона и овладения Каноном переплелась с одним из ключевых преданий о натах Верхней Бирмы.

 

<<К оглавлению книги «Священные места Бирмы» Следующий раздел>>
Web Analytics