·······································

Увэй (Лянчжоу)

 shus 2014

<<К оглавлению «Китай по околице-2» 
Следующий город (Иньчуань)>>

—————————

Wuwei 武威   

Google Map

—————————

Расстояние от Чжанъе до Увэя составляет всего около 250 км, но мы добирались до Увэя около 4-х часов, так как наш «локал бас» подбирал и высаживал пассажиров где-то только можно и неможно, при чем в прямом смысле этого слова: после Шаньданя, когда мы уже выехали на скоростную автомагистраль G30, автобус притормаживал на технической полосе справа и народ попросту перелезал через ограждение автострады. 

Дорога получилась долгая, но мы об этом ничуть не пожалели, так как все было в удовольствие: небольшой, но комфортный автобус; постоянно выходящий и входящий по своему колоритный местный народ, а главное – интересные виды за окном.

После выезда за пределы Чжанъе дорога G312 идет на расстоянии 5-7 км вдоль расположенной на севере Хэсийского (Ганьсуйского) коридора горной гряды Луншушань (Longshou Shan), и уже километрах в сорока от города на предгорной равнине то там, то сям возникают оплывшие руины глинобитных стен и остатки башен.  Это начинается протяженная археологическая зона: т.н. «Шаньданьский участок Великой стены» (Shandan Great Walls), который носит название небольшого городка Шаньдань (кит. Shandan山丹县), расположенного примерно в 60 км от Чжанъе. Начиная с этого места на протяжении почти двухсот километров прямо вдоль дороги тянутся остатки крепостных стен, башен, почтовых станций и пр. ханьского (3 в. н.э.) и минского периодов (14-17 в.в. н.э.).

Ханьские землебитные стены (они местами идут параллельно минским, позади них) сохранились плохо и выглядят просто как гряды земли и камней, а вот глиняные минские выглядят очень масштабно и впечатляюще.

См. карту ниже: от Чжанъе до Шаньданя – около 60 км, а от правого обреза карты до Увэя – примерно 125 км.

gansu-shandan-great-wall

На фото ниже: слева – руины Великой стены на равнине около гор Луншушань, справа – минская стена с башней где-то за Шаньданем.

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

В Шаньдане автобус по развязке поднимается на автостраду G30 и дальше до самого Увэя едет уже только по ней, с одной остановкой на автовокзале в небольшом городишке (по-моему это был Юнчан (Yongchang)). 

Во время стоянки произошла интересная сценка. Я подошел к бабульке торгующей вареной кукурузой и жестом спросил: сколько? Показывает на пальцах – 3ю. Кукуруза оказалось вкусной и я отправился еще за одной. Передо мной покупает кукурузу китаянка и подает бабушке 2ю, я следом тоже подаю 2ю и показываю на китаянку: как ей, за 2ю. Бабулька требует три, а на мои жесты, что вот же человек купил за два, как-то пытается мне объяснить, что типа человеку-то и положено за два, а вот лаоваю – только за три. Посмеялись, пошутили (я сделал вид, что стыжу ее, а она хитро поджимала губы и мотала головой), но три юаня все же пришлось отдать.

Приехали в Увэй в 13:50, сразу же взяли такси (5ю) и уже через 10 минут были в отеле.

Отель солидный, номер впечатляет, но довольно прохладно, особенно вечером (начало осени, а Увэй находится в предгорье на высоте около 1500 м), и первое время были проблемы с горячей водой.

Увэй (Wuwei)

shus

Общая информация

По своему административному статусу Увэй (Wuwei), является «городским округом» (дицзиши) и в его состав помимо городского района Лянчжоу (Liangzhou) (расположенного на месте одноименного исторического города), входят так же два сельских уезда и Тяньчжу-Тибетский автономный уезд.

В древности Лянчжоу являлся одним из пяти важнейших городов Хэсийского коридора (Hexi corridor), через которые проходил Великий шелковый путь.

Современный Увэей – это небольшой городок (городская застройка занимает почти квадратную территорию размером примерно 3 х 3 км), в котором нет значимых достопримечательностей всекитайского масштаба и в основном он знаменит найденной здесь удивительной статуэткой мчащейся галопом лошади, ставшей визитной карточкой города и символом провинции Гансьу.

C туристической точки зрения центром города можно назвать участок главного городского проспекта длиной около 1.2 км от Южных ворот (1) до храма Кумарадживы (4) (на этом протяжении он состоит из Южного проспекта (Нань дацзэ, Nan Dajie), переходящего около Площади культуры в Северный проспект (Бэй дацзэ, Bei Dajie)), и небольшую часть прилегающей к нему территории.

Wuwei (Увэй) city map

Административным центр города является Площадь культуры (3) с фигурой «летящей лошадью» (от Южных ворот до площади Культуры около 600 м). Вправо (к востоку) от площади находится обладминистрация, а влево (на запад) идет небольшая пешеходная улочка Бусин цзе (Walking Street, Buxing jie 步行街). Немного севернее Площади культуры располагается храм Кумарадживы (4) (до него от площади метров 300-350).

Еще дальше на север (примерно в 1 км от храма Кумарадживы) расположена главная достопримечательность города – большой парк с храмом Лэйтайсы (5) и раскопом раннеханьского захоронения, в котором и нашли знаменитую фигурку лошади (проспект проходит вдоль западной стороны парка, поэтому чтобы подойти ко входу в комплекс надо на перекрестке перейти улицу и повернуть направо

Автовокзал Увэя (кит. 武威汽车站) (6) находится на юго-восточном углу перекрестка улиц Nanguan Xilu и Shengli jie (как обычно за домами) . Ж.д. вокзал Увэя расположен километрах в трех к юго-западу от центра города. От него до Площади культуры вроде бы ходят автобусы N1 и N2.

Достопримечательности в пределах города (нумерация по карте)

(1) Южные ворота (South Gate, кит. Nan Guan 南门)

Комплекс Южных ворот является новостроем и представляет собой площадь размером примерно 170 х 70 м, на южной оконечности которой установлены четыре стилизованные резные колонны, а северная упирается в копию древних традиционных городских ворот с тремя арочными проходами в крепостной стене и возвышающейся над ними деревянной башней с трехъярусной крышей. Сразу за Южными воротами начинается Нань дацзэ – Южный проспект, идущий вверх (на север) к Площади культуры.

К правому (восточному) торцу Южных ворот примыкает небольшая площадь с заведениями торговли и общепита, а от нее на восток идет «едально-торговая» улочка Синьциннянь (Xinqingnian Alley), заканчивающаяся на перекрестке перед небольшим парком, наискосок (к северо-востоку) от которого располагается конфуцианский храм Вэньмяо (2)

(2) Конфуцианский храм Вэньмяо (Confucius Temple, кит. Wenmiao 文庙)

Открыт с 8.00 до 18.00, входной билет – 30ю (единый в храм и музей). Храм Вэньмяо датируется эпохой Мин. Он располагается на уютной, поросшей зеленью территории. Знаменит своими резным деревянным входным порталом и двуязычной стелой с текстом на китайском и тангутском языке (Western Xia stele),  находящейся в расположенном слева от храма небольшом музейчике.

(3) Площадь культуры (Culture Square, кит. Wenhua Guangchang 文化广场)

Симпатичная современная площадь, с установленным в центре монументом «летящей лошади» (устремленной на запад, вероятно на родину). Вдоль южной оконечности площади с востока на запад идет пешеходная улица Бусин цзе (Buxing jie).

(4) Пагода Кумарадживы (Kumarajiva Pagoda, кит. Luoshi Si Ta 罗什寺塔)

Лошисыта (или просто «Лошита») представляет собой восьмиугольную 12-тиярусную кирпичную пагоду-башню высотой 34 метра. Окружающие башню строения и сооружения монастыря приобрели свой нынешний вид после масштабной реконструкции и нового строительства, проводившихся в начале 21-го века.

(5) Парк и даосский храм Лэйтайсы (Leitaisi temple, кит. Lei Tai Si 雷台寺)

Открыт с 8.00 до 18.00, входной билет – 45ю. См. далее.

(*) Храм Хайдзансы (Haizang Temple, кит. Haizang Si 海藏寺)

Открыт с 8.00 до 18.00, входной билет – 10ю. Хайдзансы расположен за городской окраиной примерно в 2 км к северо-западу от Лэйтайсы. Напротив входа в храм (к югу) довольно большое озеро. 

Достопримечательности за городом

(1) Храм Белой пагоды (Байтасы, кит. Baita si 白塔寺)

Храм Белой пагоды (Байтасы) находится в 23 км к юго-востоку от Увэя по пути к Гигантскому Будде Тяньтишаня, рядом с от автодорогой G312 (примерно 2.5 км к северо-востоку).

Байтасы представляет собой комплекс из 108 тибетских ступ, расположенных в виде мандалы: большая центральная ступа и размещенные в определенном порядке вокруг нее малые (см. спутниковый снимок ниже).

Байтасы знаменит в китайской и тибетской истории тем, что здесь в 1247 произошла встреча между монгольским принцем  Годаном и Сакья Пандита Кюнга Гьялценом, представлявшим тибетский клан Кхон и буддистскую школу Сакья. В результате этой встречи было достигнуто соглашение об интеграции Тибета в Монгольскую империю, а Сакья Пандита получил от монголов ярлык на управление «тринадцатью туменами центрального Тибета». 

В состав делегации Сакья Пандита входил и его десятилетний племянник Пагба Лодой – будущий Пагба-лама, которого хан Хубилай в 1260 г. назначил «наставником государя» (гоши) и передал школе сакья (клану Кхон) в его лице управление Тибетом. 

При Пагба-ламе произошла окончательная интеграция Тибета в империю Юань, при чем Тибет отличался по своему административному статусу и системе управлению от других частей монголо-китайской империи, что до сих пор является предметом дискуссии между сторонниками теории «Тибет – часть Китая со времен Сакья пандиты и Пагба-ламы» и теми, кто утверждает, что это был временный вынужденный союз без полной потери суверенитета (причем в т.ч. и «духовный», при этом верховные ламы Тибета в соответствии с принципом «наставник — покровитель» будто бы занимали более высокое (с т.з. опять же «духовности») положение, чем император Китая ).

(2) Буддистский пещерный комплекс Тяньтишань (Tiantishan Grottoes, кит. Tianti shan shiku 天梯山石窟)

Тяньтишань находится примерно в 60 км от Увэя на крутом западном берегу водохранилища Хуанян (Huangyang reservoir), расположенного на одноименной реке. 

«Тяньти» переводится как «небесная лестница» (или «лестница на небеса»), а «шань» – как  «гора». Другим названием этого пещерного комплекса является традиционное Дафосы (кит. Da Fo Si 大佛寺) – «Храм большого Будды», что связанно с тем, что здесь находится гигантская статуя сидящего Будды.

День первый

Расположились в номере, перекусили, отдохнули и отправились пешком в парк Лэйтай, который расположен менее чем в километре к северу от нашего отеля (дошли мы до него не торопясь за 10-15 минут).

Название парка Лэтай происходит от расположенного в нем даосского храма Лэтайсы, посвященного богу грома.

Впервые в этом месте на лессовой возвышенности храм был построен в  4-ом в. н.э., но от него до нашего времени ничего не сохранилось, кроме расположенных рядом с ним захоронений. Нынешний храм был основан в 15-ом веке в период правления династии Мин в качестве храма предков местного аристократического рода и после этого несколько раз разрушался и перестраивался. В нынешнем виде он был отстроен в 1933 году.  В 1969 при сооружении бомбоубежища с восточной стороны платформы храма было обнаружено древнее ханьское захоронение, в котором помимо прочего был найден комплект бронзовых статуэток, изображающих выезд знатного чиновника, и среди них –  знаменитая статуэтка «летящей лошади». 

На входе в парк высится обычный для таких мест  портал, но какой-то уж очень тяжеловесный и совсем невыразительный. 

Увэй (Wuwei)

shus

Сразу за входом располагается небольшая площадь, в центре которой на двойной колонне установлена увеличенная скульптурная копия главной увэйской достопримечательности и неофициального символа Ганьсу – «летящей лошади».

Бронзовая фигурка несущейся галопом лошади высотой 34.5 см и длиной 41 см, изготовленная так, что лошадь опирается только на одну ногу, была названа «Мата фэйянь» – «[Мчащася галопом] Лошадь, наступившая на летящую ласточку» ([Galloping] Horse stepping  on a flying swallow, кит. Ma ta fei yan 馬踏飛燕). Часто встречается и другое, более короткое название этой скульптуры:  «Фэйма», что по-китайски  означает «Летящая лощадь»  (Flying horse, кит. Fei ma 飞马). 

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

Площадь продолжает широкий проход с колоннадой, за которым немного ниже уровня земли находится грунтовая площадка длиной метров 25. На ней установлены увеличенные копии бронзовых статуэток, найденных в ханьском захоронении под храмом Лэйтайсы.

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

Всего при раскопках ученые обнаружили около 230 предметов ханьской эпохи и огромное количество монет (около 20 тысяч штук). Без сомнения, самой интересной находкой был набор бронзовых статуэток (всего 99 шт.), изображающий выезд знатного чиновника и включающий фигуры 17-ти воинов, 38-ми лошадей, 14-ти  духколесных повозок, 1-го вола и 29-ти слуг. Сотой статуэткой, найденной чуть в стороне от других, была фигурка «летящей лошади». Все находки из увэйского клада в настоящее время выставлены в музее провинции Ганьсу, расположенном в ее столице Ланьчжоу. 

Увэй (Wuwei)

shus

Название «Лошадь, наступившая на летящую ласточку» является не более чем поэтическим образом, т.к. до сих пор не вполне ясно, кто изображен под копытом лошади (меньше всего это существо похоже на ласточку) и к тому же подобного рода образы до настоящего времени в Китае ни разу не встречались. Одним из наиболее обоснованных предположений (учитывая место находки) является то, что статуэтка изображает лошадь, которая, наступив на «птицу-дракона» (представляющую собой образ бога ветра), ведет всю кавалькаду вместе с ее хозяином в небесные сферы.

Увэй (Wuwei)

shus

***

Увэй (Wuwei)

shus

Позади «фэйма» (летящей лощади) в три шеренги располагаются вооруженные алебардами конные воины.

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

На фото ниже слева: китайская девушка прогуливается между конниками (капитальная таблички с запретом установлена слева от «летящей лошади»). 

Что русские и китайцы в некоторых вопросах «братья навек», я понял еще когда лет пять назад на участке Великой стены в Мутяньюе увидел, что  табличка на ограждении «No Climb-Over»,  составленная на стандартных для Китая трех туристических языках (китайском, английском и корейском), дополнена ниже еще и русским: «Не перелезать». Да и впоследствии еще не раз убеждался в этом (хотя и сам грешен, особенно в части запретов на фотографирование).

Увэй (Wuwei)

shus

Позади группы воинов выстроены в ряды двухколесные повозки, во главе с повозкой, на которой вертикально установлен большой топор (вероятно какой-то символ власти) (на фото ниже – крайняя справа повозка).

За повозкой с топором следуют четыре широкие (как и первая) повозки для для знатных лиц, а за ними – ряд обычных повозок. На всех повозках (кроме первой) находятся фигуры возничих, а по земле их сопровождают чиновники и девушки-служанки. 

Увэй (Wuwei)

shus

 Последний ряд – это «обоз» с грузовыми повозками, в одну из которых запряжен вол.

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

Чуть дальше бронзовых фигур за небольшой площадкой находится входной портал храма Лэйтайсы. Здесь нам не предложили билетов и не взяли входную плату, но и не пустили к восточной части платформы, где находится вход в ханское погребение (в принципе, судя по фото, ничего особенного он и не представляет: небольшой и очень низкий земляной коридор с несколькими камерами).

Увэй (Wuwei)

shus

Храм расположен на обработанной лессовой платформе высотой 8.5 м и размерами 106м в длину и 60 м в ширину.

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

Наверх к храму ведет лестница, которая заканчивается площадкой перед входом на огороженную храмовую территорию.

Увэй (Wuwei)

shus

В принципе это обычный китайский монастырь с группой разнообразных строений и сооружений, среди которых несколько павильонов-храмов. 

На фото слева: первый по ходу павильон – это по-моему и есть храм бога грома Лэй (Lei). Справа от него высится башня-курительница для сжигания благовоний, а за ней – просто засохшее дерево.

На фото справа: очень почтенное по возрасту дерево с «ленточками желаний».

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

Ближе к концу платформы находится павильон с образом общей для буддистов и даосов богини Доу Му (у буддистов она назвается Маричи (Marici), кит. Molizhitian) с тремя лицами (левое – «кабанье») и солнцем и луной в поднятых руках.

Увэй (Wuwei) Увэй (Wuwei)

На фото ниже: даосский монах.

Увэй (Wuwei)

shus

Не торопясь вернулись в отель, попутно разведав, расположение продуктовых магазинов и заведений общепита.

Поднялись в номер, попили чаю, передохнули и я пошел вниз решать вопрос с машиной на завтра до Тяньтишаня. Это заняло некоторое время, но закончилось в целом успешно.

Еще при заселении я обратил внимание на офис турагенства, расположенный за стеклянной перегородкой напротив ресепшена.  Туда-то я и направил свои стопы в надежде, что мои проблемы будут решены быстро, комфортно и недорого и что мне не придется завтра вести на обочине нудные разговоры с таксистами.

В офисе находился единственный сотрудник этого уважаемого заведения – худенькая девушка-китаянка в очках с профессионально приветливым лицом и непонимающим взглядом. Достал бумажку с иероглифами названия, нарисовал схему со стрелками, километражом, часиками (ожидание) и пр. и  выложил перед ней. Название она прочитала и вроде бы даже поняла о чем речь, но общее выражение ее лица не изменилось (добавилась только лучезарная улыбка) и она, не раздумывая, написала мне на бумажке цену поездки – 400ю (это раза в два к нормальной цене).

Поняв, что сервиса не будет, я даже не стал спорить, а просто попрощался и оправился пытать девчонок на ресепшене. Кукушки быстро поняли, что мне надо, и немного бестолково, но весело и с душой взялись за дело: стали куда-то звонить (знакомым естественно), уточнять предложенное у меня, перезванивать и т.п. В результате нашелся некто, согласный ехать за 300ю. Это уже было лучше, но все равно дороговато (по моему разумению для 120 км туда-обратно с ожиданием хорошей ценой было 200ю). 

И тут появился мой спаситель: молодой парень с  приличными манерами и хорошим английским, с которым мы общались еще при заселении (он был типа дежурного менеджера). Я описал ему в ситуацию в цифрах и красках и пожаловался на горькую судьбу лаовая. Дальше все было очень просто: мы с ним отправились на улицу, он остановил такси и договорился, что завтра машина в 9:00 будет у отеля и нас за 200ю отвезут до Тяньтишаня и обратно (обменявшись при этом с водителем номерами телефонов и дав ему свою визитку). На мои благодарности он смущенно поулыбался и сказал, чтобы мы обращались к нему, если у нас возникнут еще какие-нибудь проблемы. 

Pages: 1 2

Web Analytics