·······································

Буддистский пещерный комплекс «Утес тысячи Будд» (Thousand Buddha Cliff Grottoes)

shus 2014

Сычуань (Sichuan)

<< Пещерные и скальные храмы и монастыри Китая

Цяньфоя шику, кит. Qianfoya Shiku千佛岩石窟, Guangyuan Qianfoya moya zaoxiang 广元千佛崖摩崖造像

32.473858° 105.842797° (Satellite)

Утес тысячи Будд (Цяньфоя) находится в Гуанъюане (Guangyuan) – небольшом городке, расположенном на севере провинции Сычуань. 

В списке охраняемых объектов культурного наследия провинции Сычуань это комплекс числится под названием «Скальные барельефы Утеса тысячи Будд в Гуанъюане» (кит. Guangyuan Qianfoya moya zaoxiang 广元千佛崖摩崖造像), но общераспространенным названием является «Цяньфоя шику» (или просто «Цяньфоя»), что дословно переводится как «Пещеры Утеса Тысячи Будд» (Thousand Buddha Cliff Grottoes).

Цяньфоя расположен на левом (восточном) берегу реки Цзялинхэ на северной окраине Гуанъюаня, примерно в 4 км к северу от центра города. Доехать до него можно за 2 ю городскими автобусами N7 (идет по набережной, Wangjiang Rd.) или N5 (идет по центральной улице Shumen North Rd. вдоль холма Phoenix).

Пещеры, ниши и барельефы Цяньфоя высечены в обращенном к реке утесе скалистого холма, который возвышается перед устьем небольшой речки, впадающей в Цзялинхэ  (высота холма над уровнем реки составляет около 130 м). 

Комплекс Цяньфоя создавался в течении нескольких столетий: с 6-го по 14-ый века (от династии Тан до династии Юань). Помимо этого небольшое количество скальных скульптур датируется более ранним (Северная Вэй) и более поздним (Мин и Цин) периодами.

В 1935 году во время строительства дороги Сычуань-Шэньси южный выступ утеса вместе с буддистскими скульптурами был взорван – сравняли ту часть скалы, которая выступала в реку и по которой была проложена старинная дорога в виде подвесных мостков. В Музее Цяньфоя есть полный макет утеса и там хорошо видно, какая его часть была уничтожена. 

Центром  и самым крупным объектом пещерного комплекса Цяньфоя является пещерный храм Даюнь (храм Большого Облака, Dayun si), при чем он действительно находится примерно на середине (и по ширине, и по высоте) утеса. Этот храм  входит в группу храмов Даюнь, сооруженных  в разных частях Китая в рамках кампании по обожествлению единственной в истории страны женщины-императора У Цзэтянь (Wu Zetian, 624-705 г.г.), считавшей себя земным воплощением Майтреи. Здешний же храм (хотя он и был конвертирован из храма Амитабхи) во многом особенный, т.к. У Цзэтянь родилась именно в Личжоу (нынешний Гуанъюань) и в этом городе находится ее фамильный храм (см. монастырь Хуанцзе).

Еще один (но уже современный) храм Даюнь расположен сразу за тикет-офисом. В нем, как и предписано императорским указом, центральной является статуя будущего Будды бодхисатвы Майтреи, лицу которого придано портретное сходство с императрицей. 

Будущая женщина-император У Цзэтянь (данное при рождении имя – У Чжау, Wu Zhao) родилась в 624 г. в городе Личжоу (нынешний Гуанъюань). Ее отец был богатым торговцем древесиной и поддерживал близкие отношения с будущим императором Гао-цзу (Gaozu) (отцом Тай-цзуна) и поэтому после его интронизации в 618 г. получил высокий пост губернатора Личжоу.

В возрасте 14 лет У Чжау была взята наложницей в дворцовый гарем императора Тай-цзуна (Taizong), который занял императорский трон в 626 г., отстранив от власти своего отца Гао-цзу в результате дворцового переворота. При этом У Чжао получила новое имя У Мэй, высокий 5-ый ранг (в империи Тан была девятиранговая система) и ей было доверено исполнение обязанностей секретаря и делопроизводителя при императоре.

После смерти Тай-цзуна в 649 г. У Мэй (тогда ей было 25 лет) вместе со всем гаремом была пострижена в монахини и отправлена в монастырь – таковы были обычаи той эпохи. Но пробыла она там недолго: уже в 650 г. новый император Гао-цзун (сын Тай-цзуна) забрал ее из монастыря и ввел в свой гарем старшей наложницей с высшим рангом (выше нее по статусу были только три младшие жены и сама императрица). Причиной этого, нарушающего все дворцовые нормы поступка (а в соответствии с конфуцианской моралью – аналогом инцеста) было то, что Гао-цзун поддерживал отношения с У Мэй еще в период ее нахождения в отцовском гареме (попросту говоря, он был ее любовником).

После возвращения во дворец да еще в таком высоком статусе, У Цзэтянь начала свою борьбу за абсолютную власть.

Ее личным именем с этого времени стало У Хоу, а имя У Цзэтянь (Wu Zetian, это также ее неофициальное «храмовое имя») она себе присвоила уже ближе к концу жизни, но далее по тексту она будет упоминаться именно под именем У Цзятянь, поскольку под ним она вошла в историю и оно является самым распространенным в популярной литературе.

В течение 652-653 г.г. У Цзэтянь родила императору двух сыновей, а в 654 г. – дочь, которая умерла при невыясненных обстоятельствах. У Цзэтянь обвинила в смерти своего ребенка бездетную императрицу (хотя многие историки считают, что У Цзэтянь сама задушила свою дочь) и добилась ее отстранения, а в следующим 655 г., обвинив бывшую императрицу и ее мать в колдовстве, довела дело до их заточения в тюрьму, где обе женщины были жестко казнены.

В этом же 655 году У Цзэтянь получила официальный титул «супруга императора» – «хуанхоу».

Далее последовала череда кровавых и просто жестоких и аморальных поступков, направленных на укрепление абсолютной власти У Цзэтянь, среди которых можно отметить расправу над кланом дяди императора, поддерживавшим бывшую императрицу и препятствовавшим восхождению на престол У Цзэтянь, а также уничтожение «12-ти ветвей» императорского клана Ли (прямых потомков императора Тайцзуна).

Начиная с 664 г У Цзэтянь ввела для себя с мужем новый титул: «Два Совершенномудрых» (Эршэн, Ersheng), и с этого времени на заседаниях Высшего государственного совета были установлены два трона, причем трон У Цзэтянь располагался по правую руку от трона ее мужа и уже в это время практически все основные государственные решения принимала императрица.

В 675 году и без того слабое здоровье императора окончательного ухудшилось и он окончательно отстранился от государственных дел. С этого года У Цзэтянь становится официальным регентом при еще живом муже-императоре.

Примерно в это же время У Цзэтянь начинает формировать свой «культ личности»: она принимает еще один титул «Тянь-хоу» (Tian Hou)  – «Небесная императрица» (всего же за время своего правления она принимала различные титулы 19 раз) и начинает активно участвовать в делах буддистокой сангхи, оставаясь при этом благосклонной к алхимикам-даосам.

В 683 году умер император Гао-цзун и до 690 года императорский трон под плотной опекой матери занимали по очереди два ее сына (при этом старшего она почти сразу отправила в ссылку).

В 690 году, в возрасте 65 лет, вдовствующая императрица, уничтожившая к этому времени всех соперников и установившая полный контроль над чиновничьим аппаратом и государством, провозгласила окончание эпохи династии Тан и начало правления новой династии – Чжоу.

Она отстранила от власти действующего императора династии Тан – своего младшего сына Жуй-цзуна и вступила в управление государством в качестве женщины-императора, приняв новое имя У Цзэтянь (Wu Zetian, что-то типа «следующая воле небес») и титул «хуанди» (huangdi – слово, обозначающие именно императора-мужчину).

В китайской традиции государственного управления, ведущей свое начало от династии Чжоу (1045-256 г.г. до н.э.), правитель государства являлся «Сыном Неба» (Тяньцзы, Tianzi), который на основании Небесного мандата (Тяньмин, Tianming) управляет Срединным государством (Чжун Гуо, Zhong Guo) и власть которого распространяется на всю Поднебесную (Тянься, Tian Xia).

Этому, на первый взгляд авантюрному акту, предшествовала серьезная подготовительная работа со стороны буддистской сангхи по «обожествлению» У Цзэтянь и созданию надежного обоснования ее права на престол.

Решением, которое позволяло У Цзэтянь обойти безусловный запрет на интронизацию женщины, стало применение ею новации, сломавшей конфуцианскую традицию престолонаследия: она стала во главе Срединной империи как воплощение бодхисатвы Майтреи в облике женщины-чакравартина (буддистского вселенского правителя), а не как традиционный китайский «Сын Неба».

Для обоснования права У Цзэтянь на трон правителя Срединной империей, в 690 г. императорскому двору был представлен буддийский трактат под названием «Комментарий относительно смысла пророчества о божественном правителе в Сутре большого облака» (Dayunjing shenghuang shoujiyishu), являющийся комментарием к известной буддийской «Сутре большого облака» (Даюнь цзин, кит. Dayun Jing, санскр. Mahamegha sutra), переведенной знаменитым Дхармакшемой в первой половине 5-го века.

Административное руководство созданием «Комментария» осуществлял настоятель храма Белой Лошади Сюэ Хуаи (Xue Huaiyi) (в соответствии с хрониками – фаворит и любовник У Цзэтянь), а написан он был группой из десяти самых видных ученых монахов империи.

В «Комментарии» рассматривается содержащаяся в тексте «Сутры большого облака» беседа между Буддой и его учеником – бодхисатвой Чистого Света (Цзин Гуан, Jing Guang), в которой Будда предсказывает Цзин Гуан, что в будущем он будет воплощен в женское тело:

«С женским телом ты будешь правителем страны – одной из четырех, где может появиться чакравартин. Люди здесь будут жить в изобилии  и будут избавлены от любых недостатков и слабостей, болезней и боли, печали и гнева, страха и насилия, бед и неприятностей….»

После чего путем рассуждений и логических умозаключений авторами «Комментария» делается однозначный вывод о том, что именно У Цзэтянь является предсказанным вселенским правителем чакравартином.

Утверждение, что У Цзэтянь является воплощением бодхисатвы Майтреи, было обосновано более туманно и в основном основано на ссылке на процветание и военные успехи страны в период ее правления, но вывод был сделан также однозначный. В тексте «Комментария» это звучит примерно так: «Мы ответственно признаем, что Божественный Правитель [У Цзэтянь] является Майтреей».

Конечно, с доктринальной точки зрения совмещение в одном лице чакравартина и будущего будды бодхисатвы Майтреи выглядело не совсем догматично, но вероятно к этому времени такие нюансы уже не имели значения.

После официального представления «Комментария» императорскому двору в 690 г., министры двора подали У Цзэтянь прошение о том, чтобы она официально вступила в права правителя Срединного государства, аргументируя это тем, что «как на небесах не может быть двух солнц, так и не может быть двух императоров на земле» (в это время официально императором был ее сын Жуй-цзун). Дождавшись знамения небес (через два месяца после оглашения «Комментария» над дворцовым Храмом предков пролетела сказочная птица-феникс фенхуан) в седьмой месяц 690-го года У Цзэтянь объявила о начале новой эпохи – прекращении династии Тан и начале правления новой династии Чжоу.

Вслед за этим был издан декрет, чтобы в каждой провинции был сооружен монастырь с храмом Большого облака (Даюнь сы, Dayun si), в котором главным образом для почитания должна была быть фигура Будды Майтреии. Такие же храмы сооружались и в действующих монастырях: одна из самых впечатляющих пещер Дуньхуана с 35-тиметровм образом Будды Майтреи (пещера N96) является именно храмом Даюнь.

После опубликования «Комментария» в 690 г., через два года (в 693 г.) к нему последовало дополнение: ссылка на «Сутру драгоценного дождя» (в переводе Бодхиручи II), в которой также содержалось упоминание о женщине-чакравартине.

Только после этого У Цзэтянь провела в дворцовом Храме Неба ритуальное общее собрание представителей всех сословий (wuzhe dahui) и объявила себя «Великомудрым божественным Правителем Золотого Колеса» (высший статус чакравартина).

Окончательно процедура обожествления закончилась в 695 г. принятием У Цзэтянь еще одного титула: «Милосердная» (Цыши, Cishi), являвшегося одним из синонимов бодхисатвы Майтреи.

В 698 году престарелая женщина-император (ей уже было 74 года) вернула из ссылки своего старшего сына Чжун-цзуна и указала на него как на будущего императора.

В последние годы жизни У Цзэтянь приблизила к себе двух братьев Чжан, которые стали ее фаворитами и, как считается, любовниками. При этом старая и больная императрица окончательно потеряла контроль над страной и дворцом, позволяя своим фаворитам творить неслыханные беззакония и злодеяния.

В феврале 705 года группа заговорщиков из числа придворной знати совершила государственный переворот и провозгласила императором старшего сына У Цзэтянь Чжун-цзуна.

Братья Чжан были казнены, а У Цзэтянь отправили доживать свой век в загородное поместье, где она и скончалась в декабре 705 г. в возрасте 81 года.

А в марте следующего, 706-го года, ее сын – император Чжун-цзуна – восстановил династию Тан. 

***

Вход на территорию Цяньфоя находится практически прямо напротив автобусной остановки, которую лучше не пропускать, т.к. возвращаться пешком будет как минимум неудобно:  дальше вдоль дороги располагается что-то типа промзоны, а примерно через полкилометра – въезд в длинный тоннель.

Южный вход оформлен традиционно, но в сдержанных тонах, поэтому выглядит солидно. Попасть на территорию можно только отсюда – северный вход закрыт и необитаем. Протяженность территории от южного до северного входа составляет примерно 1.2 км.

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Между Южным входом и тикет-офисом расположен  узкий и длинный ландшафтный парк, прекрасно оформленный и очень уютный. На его правой (восточной) стороне находится красивый пруд и несколько очень симпатичных зданий с чайными заведениями, сувенирными лавками и административными помещениями. Между зданиями и дорожкой течет ручей с уступами и небольшими водоемами с лилиями, рыбками и берегами из дикого камня.  

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

***

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

***

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Метрах в трехстах от входа располагается тикет-офис (левое фото ниже). Входные билеты как всегда недешевые  – по 50 ю. 

Сразу за тикет-офисом начинается дорожка, ведущая к площадке перед «новым» храмом Даюнь (правое фото).

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

На фото ниже: слева – площадка перед храмом Даюнь, справа – ограда с «ленточками желаний».

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

Внутри храма по центру возвышается статуя Майтреи, черты лица которого вероятно должны напоминать императрицу (здесь лицо У Цзэтянь выглядит заметно старше, чем в Фэнсяньсы в Лунмэне). 

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Слева и справа от Майтреи у задней стены находятся фигуры главных учеников и последователей Будды Шакьямуни Ананды и Кашьяпы, а по бокам установлены еще две скульптуры – справа бодхисатва сострадания и милосердия Авалокитешвара, а левую фигуру я рассмотреть и сфотографировать не успел  (меня погнали, показывая жестами, что фотографировать нельзя) – возможно это Будда Шакьямуни.

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Немного дальше по ходу от храма Даюнь располагается навес, под которым аккуратно сложены плохо сохранившиеся обломки каких-то скульптур. На установленной рядом табличке написано, что это остатки Храма Архатов, взорванного вместе с частью утеса при строительстве дороги в 1935 году, которые были извлечены из-под земли во время раскопок в 2010 году. 

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Еще немного дальше находятся остатки древнего каменного моста, упоминаемого в хрониках династии Сун (10-13 в.в.), и место выхода из гор одной и важнейших дорог знаменитой дорожной сети «шудао» (Shudao), соединявшей Сычуань (Шу) с долиной реки Вэйхэ (нынешними Баоцзы, Сианем и Лояном). Шудао пересекала труднопроходимую горную систему по узким речным ущельям, в которых уже в 3-ем в. н.э. были построены десятки километров дорог в виде подвесных деревянных мостков, закрепленных на скальных стенках ущелий. В таком виде шудао просуществовала до 20-30-х годов прошлого века. 

Последний перед выходом на равнину участок этой подвесной дороги проходил по южному выступу утеса Цяньфоя. Он то и был взорван в 1935 году, для того, чтобы проложить дорогу вдоль берега реки. На макете в музее (см. ниже) восстановлен первоначальный вид Цяньфоя и там хорошо видно, какая его часть была разрушена.

На фото ниже: слева – на этом месте находился каменный мост, справа – здесь располагалась взорванная часть утеса (на заднем плане – начало сохранившегося утеса).

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

Мостки проложены вдоль старой дороги, из-за которой и пострадал Цяньфоя. Нынешняя  G108 (G означает «guodao» – национальная (государственная) дорога) расположена выше (восточнее) Цяньфоя  и проходит через скалистый холм по полукилометровому тоннелю.

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

С этого места хорошо видны современные «шудао», проходящие вдоль тех же скалистых берегов, что и их древние собратья.

Кстати сказано это не для красного словца: на фото ниже действительно участок автострады G5 (Куньмин-Пекин), который от Гунъюаня до Сианя идет практически по месту древней шудао (единственно проходя скальные выступы в речных ущельях через тоннели). 

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Протянувшийся с юга на север утес с расположенными на нем во много ярусов (до 13-ти) пещерами и скальными скульптурами выглядит очень впечатляюще. По археологическому учету в Цяньфоя числится  848 ниш и пещер и около 7000 образов в виде статуй и барельефов разного размера. Общая длина Цяньфоя составляет около 400 м, длина основной скальной стенки – около 200 м, а высота достигает 45 м.

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

В начале осмотра находится вполне понятная план-схема, на которой обозначены самые примечательные объекты (кликабельно).

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Мы попали в Цяньфоя в период масштабной реконструкции и можно сказать, что нам повезло. Здесь уже почти закончился демонтаж всех современных культовых сооружений (размещавшихся как у подножья, так по уступам утеса и однозначно портивших вид своими оранжевыми крышами и массивными конструкциями), а так же тяжеловесных каменных дорожек для прогулки и осмотра верхних ярусов и разнообразных железных решеток и заборов, смонтированных прямо на по скале, поэтому комплекс уже начал приобретать более или менее старинный вид.

Строительные леса оставались только в начале утеса и наверху, у храма северного Большого Будды (Beidafo), и поэтому особо картину они не портили.

На фото ниже: так все это выглядело до демонтажа (на фото слева в правом верхнем углу – храм Даюнь. Помимо запечатленного на этих фотографиях по скале были разбросаны еще пять-шесть сооружений подобного типа). 

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

Немного настораживало то, ради чего все эти работы были затеяны: китайцы реализовывали проект по накрытию всего утеса огромным прозрачным строением. Для того, чтобы можно было оценить как будет выглядеть Цяньфоя  после реализации этой затеи, у парапета были размещены несколько стендов с трехмерными изображениями и некоторыми деталями будущего проекта. Вероятно внутри этого сооружения туристам будет удобно и уютно, но внешне на фоне реки и скал футуристическая стеклянная конструкция  выглядит совершенно инородно.   

Самые южные пещеры закрыты строительными лесами, поэтому первое что можно рассмотреть на нижнем ярусе – это пещера Большого Будды (Dafoku) (левое фото ниже). Она плохо сохранилась и выглядит довольно неказисто, но знаменита тем, что является самым ранним пещерным храмом Цяньфоя (период Северной Вэй).

Выше нее расположена пещера с хорошо сохранившейся росписью потолка и центральным расположением скульптурной группы (пишут, что это – «фирменный стиль» Цяньфоя) – вероятно Амитабхи со свитой.  

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

Далее по нижнему ярусу располагается Лотосовая пещера (Ляньхуадун, кит. Lianhua dong), с многочисленными скульптурными образами.

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Главными фигурами здесь является не совсем традиционная буддийская триада: Шакьямуни, Майтрея и Амитабха, при чем Майтрея располагается в центре (левое фото ниже), а Шакьямуни (правое фото ниже) и Амитабха – соответственно слева и справа.

Такая необычная композиция объясняется тем, что пещера была сооружена в конце 7-го века в период правления женщины-императора У Цзэтянь, объявившей себя земным воплощением Майтреи и издавшей указ о сооружении храмов, центральным образом в которых должен быть будущий Будда бодхисатва Майтрея.

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

Свое название Ляньхуандун получила от очень впечатляющего и прекрасно сохранившегося  лотосового медальона, расположенного на потолке пещеры. 

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

На фото ниже: вид на скальную стенку со стороны Пещеры Лотоса. 

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

На фото ниже: вид на скальную стенку с набережной: левое фото – на юг (лестница на заднем плане ведет к храму Даюнь), правое – прямо на Тибетскую пещеру (Zangfodong).

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

Слева от Лотосовой пещеры расположены еще две входящие в список достопримечательностей Цяньфоя пещеры: Цзанфодун (Zangfodong, Tibetian buddhust cave) и пещера Сутина (Suting cave).

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Выше них скала сплошь покрыта нишами разного размера, среди которых там и сям разбросаны довольно крупные пещеры.

На правом фото ниже: расположенная несколькими (5 или 6) ярусами выше хорошо сохранившаяся пещера N366, которая датируется 710-712 г.г., с «фирменной» центральной скульптурной группой .

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

***

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

В пещере  Цзанфодун (Zangfodong, Tibetian buddhust cave) находится скульптурное изображение тулку Чжанцзя III (Zhangjia III). Пещера была высечена по заказу его преемника –  тулку Чжанцзя IV и  точно датируется 1842 годом. 

Пишут, что это единственная скульптура такого рода в Китае. Все, что мне удалось узнать об этом тулку, так это то, что он происходил из расположенного в Восточном Тибете монастыря Цечу (Друкпа Кагью, линия Адеу Ринпоче) и занимал при императорском дворе должность что-то типа квартирмейстера по приему и размещению высокопоставленных тибетских иерархов всех школ, прибывающих с визитом к императору. 

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Слева от тибетской пещеры располагается пещера Сутина (Suting). Как написано на табличке рядом с пещерой, она была сооружена в 720 г. по повелению тогдашнего губернатора Сычуани Сутина.

Центральной фигурой здесь является образ Майтреи, остальные персонажи традиционны (единственно наверное обращают на себя внимания расположенные совсем близко к зрителю две прекрасно сохранившиеся фигуры охранителей входа – ваджрапанибалинов (vajrapanibalin, кит. jingang lishi)).

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Над пещерой Сутина находится также хорошо сохранившаяся пещера N213, в центре которой на лотосовом троне восседает вероятно Будда Амитабха. 

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Сразу слева от пещеры Сутина возвышается платформа демонтированного храма (см. старые фото в начале, его крыша выглядывает у левого обреза левого фото). 

На фото ниже: слева у нижнего обреза фотографии – платформа бывшего храма.

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

С платформы открывается вид на две ниши, ранее располагавшиеся внутри храма. В обеих находятся образы Гуаньинь: слева сидящая на слоне с лотосом в руке, а справа – на рыбе с пипой.

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

Метрах в двадцати от платформы скальная стенка заканчивается.

Здесь на самом верхнем ярусе (практически над нишами с Гуаньинь) находится пещера северного Большого Будды (Бэйдафо, Beidafo, см. план), а слева и ниже нее – ряды стел, высеченных на наклонной поверхности скалы. Между верхней частью арок ниш с Гуаньинь и пещерой Бэйдафо располагаются две обозначенные на плане пещеры с хорошо сохранившимися росписями и скульптурами, но их трудно рассмотреть снизу (см. левое и правое фото ниже).

На левом фото ниже: зеленая ткань у верхнего обреза – защитная завеса реконструируемой пещеры Бэйдафо (к ней можно пройти по верхним ярусам от пещеры Даюнь), у левого обреза – стелы.

Утес тысячи будд  (Qianfoya) Утес тысячи будд  (Qianfoya)

На фото ниже: вид на скальную стенку Цяньфоя с севера на юг (слева внизу – платформа демонтированного храма).

Утес тысячи будд  (Qianfoya)

shus

Pages: 1 2

Web Analytics