·······································

1. Бирма и Аракан от допаганского периода до разграбления Авы шанами в 1527 г.

<<К оглавлению «История Юго-Восточной Азии» Следующий раздел>>

а) Допаганский период

Наиболее древние сообщения, касающиеся бирманских земель, связаны со старой сухопутной трассой, соединявшей Китай со странами Запада и пересекавшей северные области Бирмы. Первое упоминание об использовании этого пути относится к 128 году до н. э., когда Чжан Цянь обнаружил в Бактрии китайские изделия из провинции Сычуань.

Были предприняты меры, чтобы усовершенствовать этот путь, но только в 69 году н. э. китайцы создали провинцию Юнчан на Меконге с центром, расположенным к востоку от реки Салуин, примерно в 100 километрах от современной китайско-бирманской границы. Покоренные народы были названы «айлао». Сообщалось, что ими управляют семьдесят семь «властителей округов», что они прокалывают носы и носят украшения в ушах. Вскоре после создания новой провинции покоренные жители восстали. После подавления восстания последовал столетний период мира, в течение которого племена, жившие за страной Айлао (китайцы называли их дуньяньи и лулэй), направляли в Китай свои посольства. Полагают, что эти племена осели в северной части Бирмы.

В 97 году н. э. северным сухопутным путем в Юнчан прибыли послы из страны Тань или Шань в Римской империи. Возможно, что они прибыли из Таниса — области, расположенной к востоку от дельты Нила. Другие путешественники попадали из Римской империи в Китай морским путем, совершая по суше лишь короткий переход через Тенассерим. Так, послы из страныТань, прибывшие в 131—132 году в Тонкий (находившийся тогда под властью Китая), судя по сообщениям, прошли именно этим путем; точно таким же был маршрут торговой миссии, прибывшей из Римской империи в Китай в 166 году, и купца Чинь Луня в 226 году.

В бирманских буддийских легендах отмечается, что индийское влияние проникло в Нижнюю Бирму морским путем. В джатаках Нижняя Бирма носит название Суварнабхуми, или Золотой земли. В популярном бирманском предании о жизни двух братьев— Тапусы и Паликата — говорится, что Гаутама дал им восемь волосков со своей головы, которые они перевезли морем в Золотую землю и погребли под пагодой Шве Дагон, украшающей современный Рангун. В монских хрониках содержится легенда о двух монахах — Соне и Уттаре, которые были посланы в Золотую землю третьим буддийским синодом в Паталипутре (около 241 г. до н. э.). Однако что касается исторических источников, то нет более древних следов проникновения индийского влияния, чем отрывки палийского канона, обнаруженные в Хмозе (Шрикшетра, или древний Проме) и датируемые примерно 500 годом нашей эры.

В «Географии» Птолемея береговая линия Аргиры и Хризы грубо приближается к современным очертаниям побережья Аракана и Бирмы до залива «Сабара» (Мартабан?). Аргира у Птолемея соответствует современному Аракану, а соседнюю с ней страну он называет Хризой. Он говорит о людоедах, которые живут в районе устья реки, причем исследователи отождествляют этот район с областью Моулмейн. Быть может, имеет какое-то значение то обстоятельство, что название племени людоедов соответствует названию Весунги — ни, упоминаемой в джатаках.

В связи с завоеваниями ФаньШи-маня, великого короля Фунани, выше упоминалось о буддийском королевстве Линьян, которое, как предполагают, находилось в центральной Бирме. Если это предположение справедливо, то откуда занесен в Линьян буддизм? Быть может, из Индии по северной сухопутной трассе? В китайских источниках, относящихся к IV и более поздним векам, сообщается о диких и беспокойных племенах к юго-западу от Юнчана, и особенно о племенах пу — татуированных людях, вооруженных луками и стрелами, причем некоторые из этих племен были каннибалами и ходили нагими, За областью их расселения, в трех тысячах ли к юго-западу от Юнчана, жил цивилизованный народ пяо. Пяо (или пью) — древнейшие обитатели Бирмы, воспоминания о которых сохранились в местных легендах. Столица народа пью — Шрикшетра — упоминается в записках китайских пилигримов VII века Сюань Цзана и И Цзина. Легенды об этом народе распронены в области между Халином (округ Швебо) и Проме. Надписи, обнаруженные в этих местах, относятся к VII веку или к более раннему времени. Надписи на урнах, расшифрованные покойным Отто Благденом, свидетельствуют, что в Проме по крайней мере с 673 по 718 год правила династия Викраиа. Упоминаются три правителя этой династии:

Сурьявикрама, умер в 688 году, в возрасте 64 лет,

Харивикрама, умер в 695 году, в возрасте 41 года,

Сихавикрама, умер в 718 году, в возрасте 44 лет.

Даты эти условны, поскольку эра не установлена. Если, как предполагают, идет о «бирманской эре», которая начинается в 638 году н. э., то можно допустить, что эта хронологическая веха означает также и начало династии. Были также обнаружены надписи с именами королей династии Варманов, но не установлено, где правила эта династия. Однако имя указывает на возможное влияние Паллавов из Конджеверама.

Шрикшетра (ныне Хмоза) — единственное основательно изученное поселение пью — дала археологам весьма ценные материалы. Здесь обнаружены остатки массивной городской стены, которая охватывала территорию, превышавшую площадь Пагана или Мандалая; эта стена с внутренней и внешней сторон была опоясана глубокими рвами. Шрикшетра имела большое значение; в монских надписях эпохи правления Чанзиты (1084—1122) этот город все еще упоминается как столица. Близ города расположены три большие буддийские ступы, причем высота одной из них достигает около 46 метров. В городе имеется также ряд небольших сводчатых сооружений — прототипы более поздних паганских храмов. Здесь же обнаружены большие каменные скульптуры в барельефах в стиле Гупта, круглые серебряные монеты, на которых изображены небольшие (видимо, символические) фигуры, а также любопытно нарисованы луна, солнце и звезды; кроме того, найдены терракотовые вотивные таблички с санскритскими легендами, выполненными письмом нагари (индийское слоговое письмо с верхней орнаментальной чертой над буквами). Археологические памятники культового характера синкретичны и свидетельствуют о смеси различных религиозных культов. Имеются многочисленные каменные скульптуры Вишну, бронзовые статуэтки Авалокитешвары и прочих махаянистских бодисатв, и наряду с этим попадаются статуи и надписи на языке пали; это говорит о том, что буддизм хинаяны процветал там уже в весьма отдаленные времена. Покойники сжигались, и пепел хранился в урнах, стоявших возле пагод или на огромных кладбищах на кирпичных платформах, покрытых землей. Выше упоминалось о династии Чандра из Вайшали — первых араканских правителях, на которых указывают эпиграфические памятники.

Тот же источник сообщает о второй династии, основанной в VI Шри Дхармавиджайей, внук которого, как указывается, взял в жены дочь короля Шрикшетры, принадлежавшего к народу пью.

В VIII и IX веках тайское государство Наньчжао покорило всю Верхнюю и большую часть Нижней Бирмы. Правитель Наньчжао Колофенг (Го Лу-фэпь) (748-779) построил крепость с целью установления контроля над областью Верхнего течения Иравади и пополнял свои войска за счет местных племен. Он поддерживал сношения с пью, которых он, возможно, покорил, так как воины пью служили в отрядах Наньчжао, захвативших в 863 году Ханой. Военные походы Колофенга снова открыли древний путь в Индию, пересекавший Верхнюю Бирму. Одна из трасс проходила через столицу народа пью (возможно, это был Халин), а оттуда, следуя вверх по Чиндвину, доходила до границ Манипура. Имеются признаки, указывающие на значительное развитие северной Бирмы в VIII—IX веках. Авторы той эпохи в списке товаров этой страны упоминают о золоте, амбре, соли, лошадях, крупном рогатом скоте, рабочих слонах и о многом другом.

И Му-сунь, внук Колофенга, послал в 800 году китайскому императору в дар музыкантов из народности пью. В 801—802 годах король пью направил в Китай через Наньчжао официальное посольство, которое сопрововождали 35 музыкантов. В Китае пробудился интерес к стране пью, и в «Истории Танской династии» содержится яркое описание столицы пью. Китайцы также пишут, что в 832 году «мятежники мань» (Наньчжао?) разграбили столицу и увели три тысячи пленников в Юньнаньфу.

Означало ли это событие конец государства пью? В связи с сообщением «мятежниках мань» о пью упоминается последний раз. Были ли пью авангардом бирманцев? Их язык относится к тибетско-бирманской группе. В надписях обнаруженной в Мьязеди и относящейся к 1113 году, одна сторона занята текстом на языке пью, а это свидетельствует о том, что в ту пору еще жили люди говорившие на этом языке. Как народность пью исчезли совершенно. По-видимому, они смешались с бирманцами, когда последние стали преобладаю народностью на территории Бирмы.

Пью притязали на сюзеренитет над 18 зависимыми государствами, преимущественно в Нижней Бирме. Одно из них, Мичэн, правитель которого в 805 году добился признания со стороны Китая, в 835 году было уничтожено силами Наньчжао. К числу зависимых от пью областей относились государства Кунлунь, близ гавани Модипо, откуда можно было достичь Палембанга и Явы. Это были монские государства. Государство Дваравати в долине Менама было центром монской державы, и в VII веке оно контролировало часть Тенассерима. Самые древние монские надписи, обнаруженные в Лопбури, относя к VIII веку. Монские государства в Сиаме и Бирме поддерживали связь между собой и под влиянием индийской культуры достигли высокого уровня развития.

Государства Кунлунь отразили вторжение Наньчжао, которое уничтожило государство Мичэн. Арабские географы называют Нижнюю Бирму Раманнадесой («страной монов»). «Раманна» — измененное древнемонское слово рмен, от которого произошло современное мон. Позже бирманцы называли монов талаингами, отождествляя их, таким образом, с обитателями индийской области Телингана, с которыми моны поддерживали культурные связи. В монских хрониках  основание  монской  столицы Хамсавати (ныне Пегу) относит» к 825 году. Паган, столица бирманцев, появилась на арене истории в 849 год Именно в этом году Пьинбья соорудил стены, окружавшие столицу. Полагаю что Паган возник путем слияния 19 селений. Если эта дата верна, то разорение столицы пью на севере страны, возможно, явилось причиной бегства ее жителей на юг, что в свою очередь и привело к основанию нового центра -Пагана. Бирманские хроники относят основание Пагана ко II веку н. э., но согласиться с этой гипотезой чрезвычайно трудно.

О периоде с 849 по 1044 год, когда Аноратха основал королевство Паган, почти совершенно отсутствуют сколько-нибудь надежные исторические данные. А это тем более досадно, что именно в это время основная масса бирманцев пришла в Бирму и осела здесь. Г. Льюс попытался проследить историю бирманцев до того, как они в середине IX века спустились с гор, где теперь расположены Северные шанские государства, и проникли в округ Чаусхе, южнее современного Мандалая. Древнейшая известная нам родина народов, говорящих на языках тибетско-бирманской группы, находилась где-то между пустыней Гоби и северо-восточным Тибетом, возможно, в Ганьсу. В древнейших китайских письменных памятниках упоминаются цяны — пастушеские племена к западу от китайской территории. Предков бирманцев следует, по мнению Льюса, искать среди цянов. Китайцы постоянно нападали на цянов с целью добыть жертву для человеческих жертвоприношений. Спасаясь от этих набегов, цяны нашли убежище в северо-восточном Тибете. В первом тысячелетии до н. э. китайские правители циньской династии продолжали преследовать цянов и многие из них бежали на юг.

Бирманцы были на восточном фланге этого фронта миграции и, когда в Юньнани возникло тайское государство Наньчжао, оказались под его властью. От своих владык бирманцы научились вести войны, владеть луком, ездить верхом, устраивать террасированные поля на горных склонах, разводить рис на орошаемых равнинных землях и многому другому. Стремление к независимости, которое красной нитью проходит через всю историю бирманцев, побудило их к бегству из Наньчжао и к переселению на жаркие и сухие равнины Верхней Бирмы.

Они пришли в Бирму через область, расположенную между реками Инмай и Салуином, и вскоре после уничтожения государства пью в 832 году силами Наньчжао они обосновались в «Одиннадцати селениях» Мьиты в округе Чаусхе. Здесь они нашли уже достаточно развитую ирригационную систему, которая, по мнению Льюса, должно быть, была создана монами. При своем стремительном переселении с гор на равнины бирманцы вклинились в область расселения монов, в результате чего на севере осталась группа монов, которая оказалась совершенно оторванной от основной массы монских племен, обитавших на юге.

Дойдя до Иравади, бирманцы разделились. Часть из них перешла Иравади и осела на склонах хребта Пондаунг, в горах Чин и в области Акьяб в Аракане. Другие обрели вторую родину в округе Минбу, к западу от Иравади, где в районе Салин-Сагу они нашли еще одну ирригационную систему, более древнюю, чем система в округе Чаусхе, и, по-видимому, созданную племенами сго-каренов и палаунгов. Продвигаясь вниз по Иравади, бирманцы дошли до рисовых полей Таунгдвинджи и до Проме; некоторые из них поднялись по Чиндвину, заняв там ряд местностей, названия которых не установлены, а часть бирманцев поднялась вверх по долине Му и направилась на север — к Швебо, Табайину и Мьеду, где они смешались с более древними местными племенами.

В период расселения бирманцы, или, как они себя называли, мранма, должно быть, находились под управлением множества местных вождей. Бирманские хроники, которые относят основание Пагана к 108 году и. э., сообщают имена 40 королей, которые правили в Пагане до восшествия на престол Аноратхи, но все эти короли истории не известны. В надписях же упоминается только один бирманский монарх, правивший до Аноратхи,— Сорахан, который построил буддийскую гробницу на горе Туран в 13 километрах от Пагана. Самым древним историческим документом, в котором упоминается сам город Паган, является тямская надпись, относящаяся приблизительно к 1050 году. Самое раннее упоминание о бирманцах содержится в одной монской надписи 1102 года, в которой они названы народом «мирма». Название «мянь», под которым бирманцы и их страна известны китайцам, появилось в китайских источниках только в 1273 году, незадолго до завоевания Пагана монголами.

Pages: 1 2 3

Web Analytics