·······································

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехере) (Sasseruwa Buddha, Ras Vehera Buddha)

shus 2013

Пещерные и скальные храмы и монастыри Шри Ланки

Буддистский монастырь Сассерува, на территории которого находится гигантское скальное изваяние Будды, расположен примерно в 16 км от от другой знаменитой скальной скульптуры – Авукана Будды. Обе статуи находятся невдалеке от автодороги B501 (ближе к ее концу – поселку Balaluwewa): Авукана Будда – примерно в километре к северу от поселка и ж.д. станции Avukana, а Сассерува Будда – в сельских дебрях, примерно в 12.5 км к юго-западу от перекрестка в поселке Сандунгама (Sandungama Junction) (до него от поселка Avukana примерно 4 км на северо-запад под дороге B501).

Монастырь Сассерува находится внутри слоновьего заповедника и располагается по двум сторонам неширокой ложбины, которая делит идущую с севера на юг скальную гряду Сaссеруканада (Sasserukanda – гора (холм) Сассеру) на две неравные части: бóльшую северную, которая называется Махаканда (Mahakanda, Большая гора), и меньшую южную – с соответствующим названием  Кудаканда (Kudakanda, Малая гора).

Последние примерно четыре километра дороги на Сассеруву проходят через густые заросли заповедника, в котором живут дикие слоны. Территория заповедника отгорожена от окружающих его поселков и сельхозугодий электрооградой, а на дороге установлены закрывающиеся с наступлением сумерек ворота. Сингалы относятся к диким слонам очень серьезно, т.к. случаи нападения слонов на людей и потравы ими посевов не так уж редки. Наш водитель Нира перед тем как заезжать в заповедник остановился в деревне и пошел выяснять, когда последний раз слоны выходили на дорогу. Вернулся он обеспокоенный и сообщил, что слоны выходили на дорогу вчера вечером, поэтому нам обязательно надо закончить осмотр Сассерувы до сумерек (слоны днем прячутся в зарослях, а с наступлением темноты часто выходят на открытые пространства). Мы отнеслись к его тревогам довольно легкомысленно и даже немного с юмором, но довольно быстро тоже настроились на серьезный лад, когда на узкой (в одну машину) проселочной дороге, идущей в коридоре сплошных зарослей, увидели первую кучу свежего слоновьего помета. Позже в гестхаусе около Полоннарувы мы видели англичанку, которую в Миннерии ударил ногой дикий слон (по ее собственной глупости – подошла слишком близко, чтобы сфотографироваться). Она отделалась синяками и ссадинами, а слушавшие ее рассказ местные (в том числе и наш Нира) вынесли вердикт, что ей попросту очень повезло.

«В миру» монастырь известен под двумя именами: Сассерува (Sasseruwa, Sesseruwa, Sesuruwa) и Рас Вехера (Ras Vehera, Res Vehera). Первое название происходит от названия горы (см. выше), а второе связанно с легендой о волшебном свечении, озарившем окрестности во время посадки здесь священного дерева Бодхи (синг. ras – лучи света + vehera (vihara) – монастырь). 

Сассерува имеет очень давнюю историю. Здесь уже во 2-ом веке до н.э. в расположенных на скалистых склонах пещерных обителях жили буддистские монахи. Хотя (судя по количеству пещер) это был довольно значительный монастырь, о нем не осталось никаких упоминаний в ланкийских исторических хрониках и вся информация и о Сассеруве почерпнута из наскальных надписей и археологических исследований. 

Всего в Сасеруве было обнаружено более около шестидесяти древних пещер и несколько десятков наскальных надписей, как правило размещенных над входом в пещеры и содержащих имена дарителей. Одна из таких дарственных надписей уверенно датируется временем правления ланкийского короля-освободителя Дуттагамани (161-137 г.г. до н.э.), т.к. в ней дословно сказано, что пещера подарена монастырю «принцессой Анурадхи, дочерью великого короля Гамани Абхая (одно из имен Дуттагамани – прим. shus)».    

К следующему историческому периоду (вероятно между 9 и 12 веками н.э.) принадлежит высеченная в скальном утесе гигантская статуя Будды. К настоящему времени ничего неизвестно ни о времени, ни об истории ее создания, поэтому все, что пишут об этой статуе, относится либо к предположениям ученых, основанных на косвенных фактах и логических умозаключениях, либо к местному фольклору.

Самыми поздними по времени создания объектами Сассерувы являются пещерные храмы, сооруженные в древних пещерных монашеских обителях в кандийский период во времена правления Кирти Шри Раджа Сингха  (Kirti Sri Rajasinha, 1747-1782 г.г.).

Единственным сооружением, вопрос датировки которого по понятным причинам не обсуждается, является бодхигхара (храм дерева Бодхи), в котором находится один из 32-х первых потомков дерева Бодхи (Dethis Pala Ruha или Dethis Bo Ankura). Согласно устной традиции местное дерево Бодхи было высажено здесь самим основателем и первым правителем ланкийского буддистского государства –  королем Деванампией Тиссой (Devanampiya Tissa  (307 – 267 г.г. до н.э.), а в качестве саженца выступал отросток Дерева Бодхи из Анурадхапуры (которое в свою очередь было выращено из отростка Дерева Бодхи из Бодх Гаи (Индия), под которым Будда достиг Просветления).   

На спутниковом снимке ниже север находится слева, юг – справа, восток – вверху.

Сассерува (Рас Вехера) (Sasseruwa Buddha, Ras Vehera Buddha)

(1) Статуя Деванампия Тиссы 

(2) Площадка

(3) Монастырь

(4) Начало лестницы

(5) Крестообразное строение

(6) Ступа

(7) Скала с пещерными храмами

(8) Древнее дерево Бодхи

(9) Сассерува Будда

(10) Еще одно дерево Бодхи

***

 Последний участок дороги к монастырю Сассерува идет вдоль берега небольшого озера, после чего дорога поворачивает на север и сразу становятся видны монастырские строения, расположившиеся у подножья Махаканды. 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехере) (Sasseruwa Buddha, Ras Vehera Buddha)

shus

Недалеко от въезда на территорию монастыря метрах в пяти от правой обочины дороги установлено современное скульптурное изваяние короля Деванампия Тиссы (1), который держит в руках горшок с саженцем священного дерева Бодхи из Анурадхапуры (см. об этом выше).

По какой-то причине скульптур нарядил великого правителя 3-го века до н.э. в одежду кандийской эпохи, а на его груди разместил не очень понятную эмблему, очень похожую на сингальского двуглавого орла (средневековый герб одной из ланкийских провинций, входивших в королевство Канди). 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Въехав на территорию Сассерувы, остановились на широкой грунтовой площадке (2) напротив лестницы, ведущей в современный монастырь (3). Пока разглядывали окрестности и решали, что делать дальше, из глубины монастыря показался местный настоятель – крупный дядька импозантного вида. Выглядел он немного устало (может быть приболел), но встретил нас с улыбкой и все время держался очень дружелюбно и приветливо.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Вправо (к северу) от площадки идет широкая тропа, заканчивающаяся у каменной арки (4), от которой начинается ведущая напрямую вверх к Сассерува Будде лестница. 

Справа (к востоку) от начала лестницы на небольшом удалении друг от друга располагаются крестообразное в плане здание (5) под черепичной крышей и небольшая белоснежная ступа (6).

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

К гигантской скальной скульптуре (9) можно попасть двумя путями: прямо от площадки по лестнице (у которой, как пишут, 300 ступеней) и слева – через пещерные храмы (7) и древнее дерево Бодхи (8).(см. карту выше)

Вслед за настоятелем мы отправились вторым путем.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Метров через двадцать от парковки вправо поворачивает широкая тропа.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

По дороге можно видеть руины монашеских пещерных келий, а в конце (перед площадкой, на которой расположены храмы и дерево Бодхи) тропа переходит длинную каменную лестницу.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

***

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

У верхнего конца лестницы справа высится огромное дерево с похожими на пушечные ядра круглыми и твердыми плодами, которое по английски так и  называется:  «Cannonball tree» (русское же название совсем неинтересное: курупита гвианская). 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Лестница ведет на широкую грунтовую площадку, по правую сторону от которой находится легендарное дерево Бодхи (7), а по левую возвышается огромная  скала (8), у основания которой с двух противоположных сторон располагаются два пещерных храма.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехере) (Sasseruwa Buddha, Ras Vehera Buddha)  
Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Обе храма представляют собой традиционные ланкийские «дома образа» – патимаге (пали patimageha, синг. pilimageya, pilimage) и являются типичными сооружениями кандийской эпохи (и по внешнему виду и по внутреннему содержанию). 

В соответствии с традицией буддизма тхеравады в патимаге нет священных реликвий и тем более божественных образов Будды (в южном буддизме их по определению нет). Статуи Будды здесь предназначены для того, чтобы верующие могли почтить память и отдать дань уважения великому Учителю и его Учению (Дхамме).  

На фото ниже: расположенная слева лестница ведет к верхнему храму, пристроенному к обратной стороне скалы. 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Нижний храм располагается в скальной нише, отгороженной от внешнего пространства передней и боковыми стенами, а перед его входом к скале пристроена довольно новая по виду веранда с черепичной крышей.

Перед входом на веранду находится небольшая лестница с традиционными элементами, обязательными для входа в ланкийские сакральные сооружения: «лунным камнем» и расположенными по обе стороны от него «охранными камнями».

Здешний «лунный камнень» является одним из самых древних артефактов обнаруженных на территории Сассерувы, т.к. датируется периодом Анурадхапуры (считается, что он 7-го века н.э.). 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Над входным проемом храма располагается очень распространенная в Шри Ланке и традиционная для многих стран Южной и Юго-Восточной Азии арка особого вида, которая называется мáкара-торáна (makara – мифическое чудовище + torana – арка, ворота).

Главными элементами ланкийской макара-тораны являются (помимо окружающих ее вспомогательных персонажей): 

(1) киртимукха (kirtimukha) – расположенный по центру арки лик с разинутой пастью и выпученными глазами;

(2) две симметрично расположенные ниже него макары (makara) – мифические чудовища с пастью крокодила, хоботом слона, лапами льва, телом рыбы и хвостом павлина, пасти которых соединены с пастью киртимукхи гирляндой;

(3) пара богов-охранителей, восседающих на спинах макар. 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Внутри храма находится девять статуй, изображающих стоящего и сидящего Будду.

Первая в ряду статуя у левой стены значительно отличается от остальных изваяний в пещеры, которые выполнены в традиционном ланкийском стиле. Помимо прочего (одеяние, другой жест руки и т.д.) она изображает Будду в ваджрасане – позе, когда обе ступни ног уложены поверх колен, что не совсем характерно для южного буддизма (у остальных статуй – падмасана). Возможно, что это подарок какой-нибудь буддистской делегации, посетившей  Сассеруву с дружественным визитом.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Центральной образ Будды, расположенный по середине задней (скальной) стены сзади обрамлен порталом с макара-тораной (см. выше).

Перед Буддой справа на столике для подношений находится стеклянный ящик с небольшой фигуркой богини Паттини (Pattini Devi), которая очень популярна у ланкийских женщин (фертильность, благополучные роды, здоровье детей и т.п.).

Потолок пещеры украшен росписями кандийского периода, выполненными в характерной красно-черной палитре.

Головы всех скульптурных и рисованных изображений Будды увенчана стилизованным изображением языков пламени. Этот традиционный элемент присутствует пожалуй у всех изображений Будды на Шри Ланке и называется он здесь «сираспата» (siraspatha). В других странах и в научной литературе обычно употребляется другое название – «кетумала» (пали, санскр. ketumala – гирлянда (или корона из языков пламени)).

В правом углу зала (немного дальше ног Будды) находится узкая деревянная дверь, за которой в небольшом помещении располагается храм (девале, devale) богини Паттини.  

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

По расположенной слева от здания храма каменной лестнице можно подняться на плоскую скальную «спину» и по ней перейти к обратной стороне скалы к верхнему храму. 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Справа от лестницы на поверхности скалы высечен какой-то текст (скорее всего современный), о котором в доступных источниках ничего не написано.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Перед храмом с обратной стороны скалы пристроена крытая черепицей веранда, балки перекрытия которой опираются на каменные стойки.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

По центру веранды находится вход в главный храм, а в ее левом (дальнем) конце за деревянной дверью располагается девале (devale) – небольшой храм со статуями богов Упулвана (Вишну), Катрагамы, Дадимунды и местного божества Гамбары.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Внутри пещера неожиданно большая – ее глубина составляет наверное не меньше 15 метров.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Вдоль правой стены размещены в ряд пять скульптурных изображений Будды: одно – сидящего и четыре – стоящего. В конце ряда Будд находится фигура какого-то божества-охранителя (по-моему Катарагамы). 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Задняя стена храма идет уступом: в правом углу находится два образа сидящего Будды, а после них стена уходит вглубь, образую выемку во всю длину вплоть до левого угла.  

В правом углу (за крайним сидящим Буддой) находится местная скорее фольклорная, чем культовая достопримечательность: расположенная на уровне пола неширокая, но глубокая выемка (типа большой норы), в которой по преданию обитает охраняющий эту пещеру змей-нага имеющий вид огромной кобры  (на левом фото ниже супруга с водителем как раз осматривают это место).

Такие «змеиные обители» встречаются и в других пещерных храмах и вероятно они придуманы для того, чтобы отпугивать воров и прочих нечистых в помыслах людей. Поскольку образ Будды является просто памятником, а не сошедшим в статую божеством, то с точки зрения суеверных людей никакой «кары господней» за его осквернение вроде бы не полагается. Поэтому случаи разрушения скульптур с целью извлечения реликвариев (которые обычно закладываются в голову и область сердца главной статуи храма) в прежние времена были довольно-таки нередки (да и сейчас храмы имею крепкие двери и запираются на замок). К слову сказать, невзирая на легенду о змее-охранителя, этой участи не избежала и статуя лежащего Будды, находящаяся в этом храме.

Посередине зала расставлены столы для подношений, а чуть дальше них находится статуя сидящего Будды, укрытого от грозы капюшоном царя змеев-нагов Мучалинды (левое фото ниже). 

Вдоль всей левой стены зала располагается гигантское скульптурное изображение Будды, ушедшего в окончательную нирвану (Махапаринирвана Будды) (правое фото ниже).

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Статуя изготовлена из кирпича, покрытого штукатуркой и стукко, и имеет длину около 12 м.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Интересной особенностью этой статуи является наличие вокруг нее кругового обхода – узкого коридора между скальной стенкой и спиной Будды.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

После осмотра верхнего храма спустились тем же путем на площадку перед нижнем храмом и деревом Бодхи.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

На территории монастыря находятся два дерева Бодхи: одно – древнее (по преданию посаженное самим королем Деванампия Тиссой), а второе – более современное (оно растет справа от лестницы, ведущей напрямую к Сассерува Буде.  

Древнее дерево Бодхи интересно своей бодхигхарой («домом дерева Бодхи»), которое представляет собой четырхступенчатую каменную платформу, сложенную из разноразмерного обработанного и необработанного камня (возможно именно так в древности и выглядели бодхигхары в лесных монастырях).

По преданию в тот день когда было посажено это дерево вся округа озарилась разноцветными лучами яркого света, что и дало одно из названий местному монастырю (синг. ras – лучи света).

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Миновав дерево Бодхи мы вышли к началу узкой каменной лестницы, где тепло распрощались с нашим сопровождающим и двинулись вверх.

Буквально после нескольких шагов по ступенькам лестницы за ветвями деревьев становится видна голова гигантской статуи. По мере приближения кажется, что изваяние надвигается на тебя и увеличивается в размерах.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Сассерува Будда представляет собой расположенную в прямоугольной нише статую стоящего Будды Гаутамы, высеченную почти в полную глубину фигуры (горельеф).

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

На площадке перед скалой ведется какая-то реставрация, но на данном этапе не совсем понятно в чем ее цель.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

В настоящее время ученым ничего неизвестно о времени и истории создания Сассерува Будды. Наиболее реалистичной выглядит такая датировка: не ранее начала 9-го века н.э. (по дате создания Авукана Будды) и не позднее конца 12 века н.э. (окончательный упадок Полоннарувы).

Внешний вид изваяния говорит о том, что статуя по каким-то причинам была не закончена (возможно из-за прекращения финансирования работ кем-то из правителей или их приближенных).

Над верхней кромкой и по бокам ниши, в которой находится изваяние, хорошо видны квадратные и прямоугольные пазы для крепления балок деревянного навеса, защищавшего верующих от дождя во время выполнения ими ритуалов около статуи. 

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Правая рука Сассерува Будды поднята в жесте, который гораздо больше похож на каноническую абхая-мудру  («жест бесстрашия»), чем у занменитого Авукана Будды. 

У статуи отсутствует традиционная для подобных изображений сираспата (см. выше). Была ли она в древности или разрушилась с течением времени – неизвестно.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Одним из самых заметных (и довольно спорных) результатов продолжающихся реставрационных работ является восстановление современными материалами «лотосового трона» под ногами Будды (на совсем недавних фотографиях трон отсутствует, а стопы  Будды «стоят» на тонком каменном выступе).

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Вниз мы спустились по центральной лестнице (ниже на фотона дальнем плане: площадка перед вторым деревом Бодхи (10), а за ним – крыша монастырского строения (5)).

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

shus

Примерно по середине лестницы располагается широкая грунтовая площадка, в дальнем углу которой которой находится платформа с деревом Бодхи (на левом фото она сразу за левым обрезом фотографии). Отсюда можно напрямую пройти к пещерным храмам (см. желтый указатель на правом фото).

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Лестница заканчивается каменной аркой (4), увенчанной восьмиспицевой дхармачакрой – символом учения Будды, от которой до площадки, где мы оставили машину, около тридцати метров.

Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera) Пещерные храмы и гигантская скальная статуя Будды в Сассеруве (Рас Вехаре) (Sasseruwa/Sesseruwa, Ras Vehara/Res Vehera)

Подгоняемые нашим водителем, которому очень не хотелось встречаться с дикими слонами, мы погрузились в машину и тронулись в Анурадхапуру (выехали из Сассерувы около четырех пополудни и приехали в Анурадхапуру уже ближе к пол-шестого).

Web Analytics