shus 2013
Пещерные и скальные храмы и монастыри Бирмы (Мьянмы)
Пещера Махапасана (Maha Pasana Guha) расположена на севере столицы Мьянмы (Бирмы) Янгона недалеко от берега озера Инья и по соседству со ступой Каба Эи (Kaba Aye). Она представляет собой рукотворное сооружение в виде вытянутого холма длиной 140 м и шириной 110 м с огромным внутренним помещением, имитирующим пещеру.
Махапасана была сооружена специально для проведения в ней 6-го Буддистского собора, который начался 17 мая 1954 года и закончился 26 мая 1956 в день 2500-летней годовщины смерти и махапаринирваны Будды Гаутамы.
В работе 6-го Буддийского собора (Chattha Sangayana) участвовали 2500 ученых монахов из Бирма, Камбоджа, Шри Ланка, Таиланд, Вьетнама, Индии и Непала, а так же делегации различных буддистских стран и сообществ.
В течении двух лет самыми уважаемыми учеными монахами в присутствии всего собора вслух на языке пали раздел за разделом зачитывался Палийский канон (Типитака) и таким образом производилась его коллективная выверка на предмет выяснения ошибок и неточностей в национальных текстах Канона и выработка его единой редакции (язык священных буддистских текстов пали не имеет собственного алфавита и записывается национальными алфавитами: ланкийским, бирманским, тайским и т.п.).
Палийский канон в редакции 6-го собора (Chattha Sangayana Tipitaka) в печатной версии состоит из 40 томов. Первой в 1959 году была отпечатана Chattha Sangayana Tipitaka, написанная бирманским алфавитом, за которой последовали национальные издания других стран буддизма тхеравады.
К началу девяностых Vipassana Research Institute впервые транслитерировал Трипитаку шрифтом деванагари и в 1990 она была издана в Индии, а в 2005 году таиландским Dhamma Society Fund был завершен проект романизации Chattha Sangayana Tipitaka и из печати вышла Трипитака, записанная латинским алфавитом.
Идея сооружения Махапасаны принадлежала тогдашнему премьер-министру Бирмы У Ну, который был глубоко религиозным человеком (при чем не только буддистом, но последователем бирманского культа духов-натов). Поэтому, если ступа Каба Э была сооружена полностью на пожертвования бирманских буддистов-мирян, то основную часть финансирования строительства Махапасаны приняло на себя правительство.
Решение о проведение 6-го Буддистского собора в рукотворной пещере пришло к У Ну во время его визита в Индию после посещения пещеры Саттапанни (Sattapanni (Saptaparna) Guha) близ Раджгира (Rajgir), где согласно традиции тхеравады в 543 г. до н.э. состоялся 1-ый Буддистский собор, созванный через три месяца после смерти и ухода в махапаринирвану Будды Гаутамы
Махапасана, как и Каба Э, была построена методом «народной стройки» и практически вручную – на стройплощадке день и ночь трудились тысячи добровольцев. На ее сооружение было израсходовано 12 тыс. тонн цемента и 380 тонн металла.
Главный вход Махапасаны ориентирован на юг, а всего у пещеры шесть входов: северный, южный и по два входя с запада и востока, что символизирует шесть буддистских соборов.
На фото ниже: один из восточных входов.
Пещера построена из бетона, а ее наружная поверхность покрыта натуральным камнем.
Справа и слева от дорожки ведущей к главному входу установлено два больших колокола – подарок японской федерации буддистов.
К дверям южного входа в пещеру ведет не очень широкий коридор, образованный каменными стенами.
Входные двери украшены прекрасными резными деревянными панелями с изображением Локаната (Lawkanat, Loka Byuha Nat) – бирманского варианта Авалокитешвары.
Внутри зал огромен. Его длина составляет 67 м, а ширина 43 м, и он, как утверждают, вмещает десять тысяч человек.
***
***
Немного прошлого
Ниже размещены фотографии, сделанные во время 6-го Буддистского собора в 1954 году.
***
***
***
***
***
***
***
***
***