·······································

4.7 Дом дхармы

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>

 

С этой целью не только в монастырях, но и за пределами их сооружались залы проповеди – дхаммасала (151).

В них устанавливали два сиденья — одно в центре западной стороны, лицом к востоку, другое в южной части, лицом к северу. Первое называлось «дхаммасана» – «сиденье дхаммы», на него усаживался монах, читавший проповедь; второе – «тхерасана», «сиденье тхеры», на нем восседал тхера, председательствовавший на собрании (152).

Дхаммасалы нередко размещались в домах упосатхи. Так, нижний этаж Лохапасады часто использовался для чтения проповедей (153). Иногда же с этой целью сооружались специальные помещения. Хроники и комментарии обычно называют их «дхамма-мандапа» (154).

Термин «дхаммасала» появляется в источниках только во времена Па-раккамабаху I в XII в. н. э. (155).

В некоторых монастырях для медитаций – падхана, – которым монахи предавались с целью достижения высшего освобождения, сооружалось специальное помещение – падхана-гхара «дом для медитации». Его также иногда использовали для чтения проповедей (156).

Данные комментариев, сингальских джатак и археологических раскопок говорят о том, что помещения эти были невелики (157). Это объясняется, вероятно, тем, что массовые культовые собрания не характерны для раннего буддизма.

————————————————————————————————-

(151) АА, стр. 805; Clv., LXXVIII.43, 73, 82, 86, 90, 92; LXXIX.73. 79; XCVIII.78. См. также: И. П. Минаев, Очерки…, стр. 111. Минаев переводит dhammasala «здание веры». О значении, которое цейлонский буддизм придавал проповеди, см. Е. С. Семека, Некоторые вопросы буддийской этики в Махавамсе.

(152) Mhv., 111.21-22; Clv., XLIV.115; LXXXV.46. Этот факт представляет особый интерес в свете гипотезы Хокарта о дуальной организации древнецейлонского общества (А. М. Носаrt, Caste, стр. 40; его же, Duplication of Office…, стр. 205). Отмечаемое Хокартом положение жреца на севере в сингальских храмах (А. М. Носаrt, Temple of the Tooth…, стр. 39), которое он сравнивает с североамериканским противопоставлением фратрий лета и зимы (его же, Caste, стр. 32, прим. 2), соответствует указанному в текстах хроник месту для тхеры. Противопоставление по сторонам света ритуальных групп в Храме зуба, восходящее к древ-нецейлонской традиции, можно сравнить с дуализмом терминов sasanasamin, «господин учения» и dipasamin «господин острова» (W. Gеigеr, Culture of Ceylon…, стр. 185) и с противопоставлением юва-раджи и военных справа от царя и царских чиновников слева от царя (там же, стр. 139; L. Dumont, Homo hierarchicus, стр. III, прим. 35d).

(153) Vsm., стр. 68; Smp., vol. Ill, стр. 425; MA, стр. 928, 1024.

(154) Vsm., стр. 72; Rsv., II, стр. 3.

(155) Clv., LXXVIII.42.

(156) Clv., XXXVII.232; XXXIX.58; XLII.45—46; XLIV.119; XLVI.ll; MA, стр. 65. В дальнейшем падхана-гхара стала, по всей вероятности, резиденцией главного настоятеля монастыря. Буддхагхоша сообщает, что его встреча с главой Махавихары тхерой Сангхапалой произошла в махападхана-гхаре. В Самантапасадике говорится, что в праздники люди отправляются в паривены и падханагхапы и приглашают знатоков Трипитаки и проповедников (Smp., vol. Ill, стр. 334).

(157) АА, стр. 385-386: МА, стр. 65.

————————————————————————————————-

 

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>
Web Analytics