·······································

Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы (Bodh Gaya – place of the Buddha’s enlightenment)

Храм Махабодхи и места «семи недель» в наше время

В буддистской комментаторской литературе довольно подробно излагается предание о том, как Будда Гаутама провел семь недель, последовавшие за Просветлением. С каждой из этих недель связано определенное событие и место, где оно произошло. Все эти места, как и само место Маха Бодхи (Великого Просветления),  еще со времен Маурьев (3 век до н.э.)  являются объектами почитания и обязательно посещаются буддистами во время их паломничества в Бодх Гаю.

На снимке внизу: (А) – вход, (Б) – храм Махабодхи, (В)Дерево Бодхи, (1)(7) – «места семи недель».

(1) «Неделя на троне» (Pallanka Sattaha)

Первые семи дней после просветления Будда Гаутама провел на Ваджрасане (Vajrasana, Алмазный Трон) под Деревом Бодхи  в размышлениях, результатом которых стала одна из основополагающих доктрин буддизма: закон «Взаимозависимого возникновения» (Патичча-самуппада , Paticca Samuppada).

В соответствии с законом Взаимозависимого Возникновения все события, вызывающие бесконечный цикл рождений и смертей живого существа, соединены между собой причинно-следственными связями в 12-тизвенную замкнутую цепочку. Поэтому углубление постижения Взаимозависимого Возникновения, а так же развитие в себе должных качеств позволяет последовательно достигать определенных уровней просветления: перерождаться в более высоких мирах и в более высоком статусе, уменьшать количество перерождений  и в конце концов достичь полного освобождения от перерождений – нирваны. 

храм Махабодх (2) «Неделя немигающего взгляда»  (Animisa Sattaha)

В течении второй недели Будда не мигая взирал с благодарностью на Дерево Бодхи с того места, где сейчас находится  небольшое святилище, которое так и называется – «Animisa locana» (пали – немигающий глаз).

(3) «Неделя медитационной прогулки» (Cankama Sattaha)

Третью неделю Будда Гаутама провел в медитации,  прогуливаясь взад и вперед от Алмазного трона с запада на восток и обратно. Это место называется Чанкамана (Cankamana), и расположено оно вдоль северной стены современного храма Махабодхи.

(4)  «Неделя в украшенной драгоценностями обители» (Ratanaghara Sattaha)

Следующую после медитационной прогулки неделю Будда провел в сооруженном для него богами  Ratana Ghara (Украшенной драгоценностями обители), размышляя над Абхидхаммой (Abhidhamma)  – «буддистской философией». Это место отмечено небольшим святилищем к северу от внешнего Алмазного трона.

(5) «Неделя под  пастушеским баньяном» (Ajapala Sattaha)

В течении пятой недели Будда Гаутама размышлял о Дхарме под деревом, именуемом «баньян аджапала» (ajapala nigrodha) , т.к. под ним останавливались на отдых местные пастухи коз (ajapala). Здесь у Будды Гаутамы состоялся известный диалог с заносчивым брахманом. Это место находится сразу за входом на территорию храма Махабодхи слева на уровне верхнего обхода и обозначено небольшой памятной колонной и табличкой.

(6) «Неделя под деревом Мучалинды»  (Mucalinda Sattaha)

Шестую неделю Будда Гаутама провел под «деревом Мучалинды», метрах в 150-ти к югу от места Просветления. Свое название это место получило в связи с преданием о том, что царь нагов Мучалинда, имеющий вид кобры, развернув свой капюшон укрыл Будду от бушевавшей в течении всех семи дней грозы.

(7)  «Неделя под деревом Раджаятана» (Rajayatana Sattaha)

Последнюю, седьмую, неделю после Просветления Будда Гаутама провел в размышлениях под деревом  Раджаятана ( Rajayatana – вид дерева  Buchanania latifolia, местное название –   Charoli (Chirauli) nut tree, ореховое дерево «чароли»).

Здесь его увидели проезжавшие мимо с караваном повозок бирманские купцы – братья Тапусса и Бхалика из Уккалы (в бирманской традиции считается, что Ukkala находилась на месте нынешнего северо-восточного пригорода Янгона Оккалапа).

Они преподнесли Будде Гаутаме рисовые лепешки с медом (это была его первая еда после Просветления)  и после беседы с ним приняли его Учение, а качестве священной реликвии Будда дал им восемь волос со своей головы, три из которых по возвращению Тапуссы и Бхалики в Бирму были помещены в возведенную для этого ступу Шведагон (Shwedagon).

Место встречи Будды с купцами находится метрах в двадцати к югу от центрального входа в храм Махабодхи и не имеет особенных мемориальных сооружений (оно просто отмечено табличкой).

История Тапуссы и Бхалики интересна не только тем, что в соответствии с преданием они являются первыми мирянами, принявшими буддизма, но и тем что они единственные из буддистов приняли не три, а два «прибежища» («символом веры» в буддизме является «триратна» – «три драгоценности»: Будда, Дхарма и Сангха, и верующий, принимая буддизм, принимает «прибежище в трех драгоценностях», произнося при этом: «Принимаю прибежище в Будде, принимаю прибежище в Дхарме, принимаю прибежище в Сангхе»). Это связано с тем, что «третья драгоценность» – Сангха (сообщество) – в то время еще не существовала и появилась только в Сарнатхе после Первой проповеди, куда Будда Гаутама отправился вскоре после встречи с  Тапуссой и Бхаликой. 

Храм Махабодхи и вокруг него

Ограда-ведика вокруг храм Махабодхи имеет входы-выхода только с двух сторон: с востока и с севера, а места семи недель с точки зрения последовательного обхода расположены довольно неупорядоченно, поэтому как осматривать храмовый комплекс каждый решает сам, но двигаться желательно по часовой стрелке (и из уважения к ритуальному правилу и просто потому, что так естественнее по потоку).

У входа на территорию храмового комплекса, сразу за наружной оградой находится довольно просторная площадка, на которой слева разместился небольшой тикет-офис. Отсюда открывается первый вид на храм Махабодхи.

Храм Махабодхи

shus

Спустившись по лестнице немного ниже, попадаешь на уровень верхнего обхода и к памятной колонне, установленной на месте Пятой недели  (Ajapala Sattaha).

Храм Махабодхи

shus

Отсюда можно либо повернуть налево и обойти территорию храмового комплекса по верхнему обходу, либо спуститься вниз к нижнему обходу и широкой мощенной мрамором дорожке, ведущей непосредственно к храму (общий перепад высоты от уровня тикет-офиса до уровня храма составляет около 6 м).

Спустившись с уровня верхнего обхода до уровня храма можно опять же либо повернуть налево и обойти территорию, но уже по нижнему обходу, либо подняться вправо к месту Второй недели, либо направиться прямо к храму Махабодхи (см. выше карту).

На дорожке ведущей к храму (немного ближе к нижнему обходу) установлены ворота-торана. Перед ними справа и слева находятся вотивные ступы, а сразу за ними слева по ходу  расположены два индуистских храма: храм Буддхапада и храм Панчапандава – главное и похоже уже единственное к настоящему моменту «яблоко раздора» между буддистами и индуистами.

Храм Махабодхи

shus

Первая из расположенных справа ходу ступ очень симпатична и довольно интересна, т.к. представляет собой «коллаж» из разнообразных вотивных плиток и барельефов, вмурованных в ее тело. Вероятнее всего эти изображения были собраны на территории храма в период раскопок, а затем смонтированы на этой ступе (количество таких находок исчисляется тысячами).

По центру ступы расположен барельеф с Буддой Гаутамой, сложившим руки в дхармачакра-мудре, вокруг которого разместились различные по стилю и содержанию изображения: от традиционных бирманских пластинок с множеством будд до барельефов бодхисатв.

Почти прямо над ступой на уровне верхнего обхода находится небольшое святилище, сооруженное на месте Второй недели (см. фото ниже и план-схему).

Храм Махабодхи

shus

На фото ниже: вид от храма Буддхапада на входные ворота храмового комплекса. На переднем плане ворота-торана.

Храм Махабодхи

shus

Индуистский храм Буддхапада (храм  «Следа Будды», Buddhapada Mandir), как и соседний Панчапандава, находится под управлением местного шиваитского маханта Гири. До реставрации он находился прямо перед входом в храм Махабодхи и представлял собой небольшое святилище в виде открытого павильона на четырех колоннах, сооруженного над камнем с изображением стоп Будды.

Храм Махабодхи

shus

При реставрации старое святилище было демонтировано бирманцами для расчистки места перед главным входом в храм. Впоследствии рядом с храмом Панчапандава построили небольшой храм традиционной формы, водрузив в гарбагриху образ Будды в качестве аватары Вишну, а вот с самим камнем обошлись почему-то довольно непочтительно: втиснули его между основаниями двух колонн мандапы (входного портика) храма.

Возможно это связано с тем, что Буддхапада не почитается шиваитами, а в современных буддистских источниках о нем либо вообще не упоминается, либо вскользь и без особого энтузиазма.

Тем не менее на верхней левой фотографии можно наблюдать вполне умиротворяющую картину: на поверхности Буддхапады рядом лежат индуистская мала (гирлянда) из оранжевых бархотцев и буддистский лотос.   

В язвительной риторике буддистской общественности в адрес индуистов по поводу  присвоения ими буддистских святынь любимым примером (наряду с «делийскими» колоннами Ашоки, выдававшимися за посохи Пандава Бхимы) является находящийся справа от Буддхапады храм Панчапандава (Panchapandava Annapurna Mandir), посвященный как следует из названия богине Аннапурне и одним из главных герооев Махабхараты пяти братьям Пандавам. Причиной этих критических высказываний является то, в этом храме в качестве священных образов и братьев, и богини использовались скульптурные изображения Будды, при чем еще до совсем недавнего времени брахманами этот факт яростно отрицался.

К слова сказать и буддисты, как мне кажется, никогда не упоминают о том, что кроме образов братьев Пандавов и их общей жены Драупади в другом помещении храма под шивалингамом находится прах особо почитаемого второго маханата линии Гири из Бодх Гаи Чайтанья Гири (Chaitanya Giri), захороненого здесь в 1652 году. Соответственно умалчивается и то, что этот храм изначально был построен именно как святилище над прахом основателя нынешнего матха (монастыря), поклонявшегося богине Аннапурне и получившего от нее чудодейственную чашу, которая до сих пор хранится в матхе и является объектом особого почитания.   

Храм Панчапандава состоит из трех помещений: в левом находится «мемориал» братьев Пандавов (как мне показалось, теперь уже бывший); в центральном установлен шивалингам, а в правом – какое-то буддистское святилище (пишут, что тибетское).

На фото ниже: группа бирманских паломников, несущая облачение для образа образа Будды Гаутамы в храме Махабодхи, проходит мимо храма Панчапандава (на заднем плане – святилище Буддхапада).

Храм Махабодхи

shus

***

Храм Махабодхи

shus

 Вход в святилище Панчапандава смотрится довольно непритязательно, если не сказать – неряшливо.

Храм Махабодхи

shus

Когда индуисты отступились от этого святилища мне неизвестно, но сейчас внутри все выглядит вполне по-буддистки, правда с тибетским уклоном.  Статуи и барельефы за ними покрыты свежей золотой краской, а глаза, губы и брови образов ярко подкрашены в соответствии с тибетской традицией. Мы были во время Катхины, поэтому все статуи «щеголяли» в свежем и очень ярком облачении и на всех них можно было заметить тибетские паломнические шарфы.

Храм Махабодхи

shus

Всего в помещении находятся семь статуй Будды, изображавших богиню Аннапурну, братьев Пандавов и вероятно кого-то еще, а так же одна статуя Тары (крайняя справа), выступавшая в роли  Драупади – общей жены братьев Пандавов.

Происхождение этих статуй неизвестно (кроме шестого, считая слева на право, изображения Будды: на его пьедестале высечена дарственная надпись одного из правителей династии Пала ) и они  довольно разнообразны по стилям, но по внешним признакам все они относятся к периоду Палов и датируются  9-12-ым столетиями.

Чуть дальше святилища Панчапандава, в нескольких метрах от помещения с шивалингамом расположена ограда-ведика и проход на внутреннюю территорию храма Махабодхи, но сам храм Панчапандава здесь не заканчивается – примерно на треть своей длины он заходит за ограду-ведику, заужая начало обхода вокруг храма Махабодхи до минимума (см. на фото ниже).

Храм Махабодхи

shus

Сразу за входом на территорию храма с внутренней стороны ограды-ведики справа и слева расположены ряды вотивных ступ.

Храм Махабодхи

shus

Здание храма Махабодхи представляет собой почти квадратное в плане монолитное сооружение высотой около 9 м, увенчанное пирамидальной башней-шикхарой. Внутри него расположено небольшое святилище с внутренним Алмазным троном и образом Будды Гаутамы, а снаружи пристроен открытый входной вестибюль, отделенный от внешнего пространства двумя колоннами и двумя пилястрами. Сразу за вестибюлем слева и справа находятся арочные проходы на лестницы, ведущие на верхнюю террасу храма.  Размер всего здания в плане составляет 23 м х 27 м, а общая высота – около 52 м, причем примерно 4/5 высоты храма приходится на башню-шикхару.

Храм Махабодхи

shus

По центру фронтона входного вестибюля находится небольшая фигура Будды Гаутамы с правой рукой в бхумиспарша-мудре, а его верхняя часть украшена рядом разнообразных вотивных ступ.

Храм Махабодхи

shus

Во внутреннее святилище храма ведет довольно узкий и высокий коридор с арочным сводом, перегороженный невысокой распахивающейся на две стороны резной калиткой.

Храм Махабодхи

shus

Статуя Будды Гаутамы расположена в застекленной нише у западной стены святилища. Будда изображен восседающим в позе медитации (дхьяна-асана) на Алмазном троне с опущенной вниз ладонью правой руки, кончики пальцев которой касаются земли (жест бхумиспарша-мудра: «Будда призывающий богиню Земли в свидетели своей победы над демоном Марой»).

На передней части трона размещены пять разделенных пилястрами небольших барельефов: по центру –  преподносящая Гаутаме рис с молоком девушка Суджата, справа и слева от нее – изображения двух слонов, а по краям трона – две крупные фигуры львов.

Установленная в храме Махабодхи во 2-ом веке н.э. статуя Будды до нашего времени не сохранилась и известна только по описанию, сделанному китайским монахом-пилигримом Сюаньцзаном в 7 веке н.э.. 

Находящееся в нынешнем храме скульптурное изображение Будды Гаутамы выполнено в стиле Палов и датируется 10-11 веком н.э. Его происхождение и точная датировка неизвестны, т.к.  эта статуя была найдена в кладовой местного матха (шиваитского монастыря) и изъята британцами со скандалом и употреблением власти.  На Алмазный трон статуя была водружена руководителем Археологической службы Индии А. Каннингэмом в 1884 году, сразу после окончания работ по реставрации храма Махабодхи.

Сам Алмазный трон (Ваджрасана), на котором расположен позолоченный образ Будды Гаутамы, представляет собой базальтовую плиту, датируемую периодом Палов (9-11 в.в. н.э.). Он называется «внутренним», т.к. под ним замуровано только основание древнего Алмазного трона 3 в. до н.э., сооруженного в период Маурьев при императоре Ашоке. Верхняя же плита этого «ашокинского» Алмазного трона находится снаружи храма Махабодхи у его западной стены под Деревом Бодхи и называется «внешним Алмазным Троном».  

Храм Махабодхи

shus

На фото ниже: процедура облачения Будды Гаутамы в новую чивару (ее преподнесла бирманская делегация, прошествовавшая мимо нас около храма Панчапандава).

Махабодхи

shus

Южная сторона храма Махабодхи не имеет никаких особенных достопримечательностей, кроме такого же как и на других сторонах храма ряда ниш с фигурами Будды и бодхисатв. Всего ниш пятнадцать и большая их часть занята однотипными изображениями Будды с руками сложенными в дхармачакра-мудре (жест проповеди Учения). Кроме этого присутствуют по паре образов Будды Гаутамы с руками в бхумиспарша-мудре и стоящего Будды с рукой в варада-мудре (жест благодарения), а так же один образ Авалокитешвары.

Храм махабодхи

shus

Медитирующих паломников здесь тоже не видно, возможно потому, что это самая жаркая сторона храма.

Храм Махабодхи

shus

Сразу за углом, с западной стороны храма, где расположены внешний Алмазный трон и Дерево Бодхи, картина уже совсем иная.

Храм Махабодхи

shus

Все свободное место занято медитирующими паломниками и читающими сутры группами, расположившимися на полу с северной и южной сторон Алмазного трона, а так же на каменных лавках, установленных здесь вдоль ограды-ведики.

Храм Махабодхи

shus

Когда мы подошли к внешнему Алмазному трону, здесь уже находилась вот такая яркая и симпатичная группа паломниц.

Это бирманские  «тилашьин» (пишут так же «тилащин»), которые по своему статусу являются мирянками, принявшими обет исполнять восемь заповедей (вместо обычных для буддистов-мирян пяти) и вести образ жизни подобный монашескому (для этого некоторые из них добровольно накладывают на себя дополнительные обеты в соответствии с Винаей –  буддистским монашеским «уставом»).

В наших и европейских источниках их обычно называют монахинями (nun), а их обители – женскими монастырями (nun temple), хотя это в принципе неверно. В традиционном буддизме считается, что женская монашеская линия прервалась еще в 11-ом веке и в настоящее время некому посвящать новых монахинь (санскр. – бхикшуни, пали – бхиккуни). Некоторые более поздние и совсем новые буддистские направления и отдельные школы проводят посвящение в бхикшуни, но традиционными буддистскими сообществами все эти попытки серьезно не воспринимаются. 

Храм Махабодхи

shus

Взглянуть поближе, а тем более сфотографировать самый древний объект при храме Махабодхи в период празднования конечно очень затруднительно, к тому же Комитет по управлению храмом еще раньше приложил все усилия, чтобы максимально усложнить эту задачу: сооруженные им внутренний металлический частокол и внешняя массивная каменная ограда, увешанные табличками и религиозной символикой, надежно закрывают  Алмазный трон от любопытных взоров посетителей.

Храм Махабодхи

shus

С левой стороны Алмазного трона расположилась все та же группа бирманских паломников, встретившаяся нам первый раз рядом с храмом Панчапандава, а затем внутри храма Махабодхи во время облачения образа Будды Гаутамы.

Храм Махабодхи

shus

Сразу за углом от внешнего Алмазного трона установлена табличка, гласящая, что здесь Будда Гаутама провел свою третью неделю после Просветления, прогуливаясь в состоянии медитации с запада на восток и обратно.

Храм Махабодхи

shus

На месте медитативной прогулки Будды Гаутамы еще до н.э. было сооружено очень своеобразное святилище: длинная кирпичная платформа высотой более метра, длиной около 16 м и шириной так же около метра. На ее поверхности на расстоянии примерно 75 см (ширина шага) размещены 19 каменных медальонов в виде цветков лотоса, обозначающие те места, куда ступала нога Будды (т.е. всего 18 шагов, что соответствует примерно 13.5 метрам).

На фотографии слева от платформы можно видеть ряд из 11-ти оснований каменных колонн. Это остатки крытой колоннады 1-го века до н.э., которая представляла собой два ряда колонн, перекрытых на всю длину «прогулочного пути» крышей в виде полуцилиндрического свода. Точно такой же ряд оснований находится и справа от платформы. Он был раскопан в 19-ом веке во время реставрации, но сейчас «накрыт» зданием храма.

Храм Махабодхи

shus

Примерно напротив середины «прогулочного пути» расположены северные ворота храма Махабодхи, пройдя через которые можно подняться на платформу «северного пипала» – еще одного индуистского святилища, расположенного на территории храмового комплекса.

Храм Махабодхи

shus

Здесь у основания священного дерева установлены барельефы с изображением индуистских богов – те же самые (или очень похожие), что и на рисунке Д’Ойли начала 19-го века (см. выше «Новая история храм Махабодхи с 16-го века до 80-х годов 19-го века»).

Нетрудно заметить, что святилище посещается верующими, причем шиваитские боги  Шива-Парвати (второй барельеф слева)  и  Ганеша (крайний справа) здесь похоже не пользуются популярностью – на них совсем нет следов масла от пудж.

На густо политом маслом крайнем левом барельефе изображен бог богатства Кубера, а вот самый большой барельеф, вероятно представляющий здесь образ бога Вишну, при ближайшем рассмотрении оказывается изображением бодхисатвы Авалокитешвары (скорее всего эта скульптура изначально была установлена в одной из ниш, расположенных по периметру храма Махабодхи).

Храм Махабодхи

shus

Вернувшись назад к  «прогулочного пути» мы увидели уже знакомых бирманских тилашьин, сосредоточенно готовившихся к очередному ритуалу.

Храм Махабодхи

shus

***

Храм Махабодхи

shus

Рядом с  «прогулочным путем» находится северо-восточный угол храма, особенно популярный у последователей махаяны.

На крайнем в ряду барельефе (и на таком же по сюжету, но меньшего размера, установленном выше фриза) изображен шестирукий бодхисатва Авалокитешвара с четками, лотосом, бутылочкой и всевидящим оком на правой руке, а справа от него расположены еще два барельефа с изображением бодхисатв.

Храм Махабодхи

shus

За углом (на восточной стене храма, справа от вестибля) так же расположены барельефы с изображением бодхисатв (в том числе и Авалокитешвары), но самым известным и особо почитаемым здесь является образ Тары, находящейся на северной стене самого вестибюля.

Всего по периметру храма расположено 53 ниши с одинаковыми по размеру образами Будды и бодхисатв (плюс две большие ниши на фасаде входного вестибюля), из них  13 находятся на западной стороне храма, по 15 – на северной и южной сторонах, 8 – на восточной стороне и две – на боковых стенах портика. Из 55-ти скульптур, размещенных в этих нишах, 40 являются изображением Будды Гаутамы, а остальные представляют образы бодхисатв (в основном Авалокитешвары и Тары).  

Храм Махабодхи

shus

Вернувшись обратно от входа в храм Махабодхи к низу лестницы, можно продолжить обход территории по нижнему обходу, по необходимости поднимаясь на верхний обход по одной из четырех лестниц или сворачивая на многочисленные дорожки внутрь территории.

На фото ниже: вид на храм Махабодхи с юго-восточного угла, на переднем плане – розовое здание храма Панчапандва.

Храм Махабодхи

shus

На фото ниже: вид на храм и место «седьмой недели» с юга. В нижней части фотографии видна лестница, ведущая к центральному входу в храм (вниз) и к ашокинской колонне и пруду Мучалинды (вверх).

Храм Махабодхи

shus

Ашокинская колонна установлена на площадке перед входным сооружением пруда Мучалинды. Как и пруд, она расположена за территорией храмового комплекса и чтобы попасть к ней необходимо выйти наружу через южные ворота, расположенные на верхнем обходе (см. карту в начале раздела).

Эта колонна не имеет ни какого отношения к храму Махабодхи, т.к. была установлена здесь в 1956 году к празднованию 2500-ой годовщины буддизма.

История ее происхождения довольно туманна. Вроде бы ее нашли в первой полоаине 19-го века близ Бакрура (Bakrur – раскоп ашокинской ступы рядом c Sujata Kuti (Деревней Суджаты) на другом берегу реки Лиладжан) и перевезли в Патну, где она долго хранилась где-то на задворках магистрата. К празднованию 2500-ой Будда Джаянти о ней как бы вспомнили, перевезли в Бодх Гаю и установили, но за пределами территории храма Махабодхи. По-моему большим почетом она здесь не пользуется, потому что посетители из числа индийцев забавляются тем, что забрасывают монетки на ее плоскую вершину (если монетка остается наверху – желание исполнится). 

Храм Махабодхи

shus

Входной портал на территорию пруда Мучалинды (места «шестой недели») представляет собой солидное сооружение в стиле Маурьев (как-то так могла выглядеть галерея над самым ранним храмом Махабодхи времен императора Ашоки – см. барельеф из Бархута в начале). Сразу за входом находится широкая каменная лестница, ведущая к площадке перед прудом (здесь нас ожидала встреча со все той же бирманской группой паломников, обогнавших нас у храма Панчапандава).

Храм Махабодхи

shus

Пруд Мучалинды огромен и фигура Будды Гаутамы под распростертым капюшоном царя нагов выглядит несколько сиротливо.

Как и в любом буддистском водоеме, в пруду прямо у парапета на радость публике плещутся здоровенные сомы.

Храм Махабодхи

shus

На фото ниже: вид на храм Махабодхис южной стороны с уровня верхнего обхода.

Храм Махабодхи

shus

С верхнего обхода на уровень нижнего обхода можно спуститься либо напротив ворот к пруду Мучалинды, либо уже по лестнице, расположенной с западной стороны храмового комплекса напротив Дерева Бодхи.

На фото ниже: вид на храм Махабодхи с юго-запада с уровня нижнего обхода.

Храм Махабодхи

shus

Сразу за оградой-ведикой  с западной стороны храма под сенью раскидистых ветвей Дерева Бодхи расположена большая открытая площадка, предназначенная специально для массовых религиозных церемоний.

Храм Махабодхи

shus

Только отсюда можно хорошо рассмотреть размер и размах Дерева Бодхи.

Храм Махабодхи

shus

Эта часть территории находится непосредственно напротив Алмазного трона и Дерева Бодхи, поэтому здесь наибольшее число медитирующих паломников.

Храм Махабодхи

shus

Тут же нам встретилась группа ребятишек в буддистском облачении,  разместившаяся на ограде нижнего обхода .

Это были совсем молодые мальчишки-саманеры (samanera) – живущие в монастыре новообращенные буддисты (типа послушников), которые по достижению двадцати лет возможно  станут монахами (бхикшу), а возможно через несколько месяцев (или лет) вернутся обратно в свои семьи. На всех пацанах были надеты новенькие чивары, т.к. во время праздника Катхины главным действом является именно подношение мирянами монахам новой одежды (недавно я с удивлением узнал, что очень распространены чивары из синтетики – поэтому они так и топорщатся).

При нашем появлении откровенно скучающие юные буддисты радостно оживились и с удовольствием включились в процесс фотографирования.

Храм Махабодхи

shus

***

Храм Махабодхи

shus

Напротив северо-западного угла храма Махабодхи (практически на одной линии с Деревом Бодхи) в нескольких метрах от нижнего обхода расположено место «четвертой недели».

Храм Махабодхи

shus

Несмотря на громкое название, которое переводится примерно как «Украшенная драгоценностями обитель», сооруженное на этом месте святилище выглядит как-то очень неказисто (если не сказать больше).

Храм Махабодхи

shus

От места «четвертой недели» начинается дорожка, идущая с запада на восток вдоль длинного (около 40 м) ряда разнообразных вотивных ступ, и заканчивающаяся пересечением с широким тротуарам, соединяющим северную лестницу с площадкой перед входом в храм Махабодхи.

Храм Махабодхи

shus

Практически все свободное место между этой дорожкой и оградой-ведикой храма Махабодхи занято деревянными топчанами последователей Ваджраяны (тибетского буддизма), выполняющих ритуальные простирания.

Многократные простирания являются особой формой религиозного ритуала, практикуемого последователями Ваджраяны (тибетского буддизма). 

Простирания выполняются близ священного объекта (ступы, храма, горы) как на одном месте, так и на ходу – в процессе ритуального обхода священного места (кора). При выполнении простирания практикующийся читает мантру, последовательно касается сложенными ладонями макушки головы, лба, подбородка и груди и нагнувшись касается ладонями земли. Затем он встает на колени и ложится лицом вниз, прижимается лбом к земле и вытягивает руки вперед, после чего лежа поднимает руки над головой и встает, выполняя движения в обратном порядке. Если простирание совершается в движении при обходе священного места, то очередное простирание практикующий начинает встав на то место, которого он коснулся лбом при предыдущем простирании. 

Количество простираний, совершаемых на месте при выполнении одного вида практики, обычно составляет 100 000. Простирания совершаемые при обходах священных сооружений зависит от длины обхода, который может составлять даже десятки километров. Например, «большая кора» вокруг священной горы Кайлаш имеет протяженность 52 километра и занимает с выполнением простираний у хорошо подготовленных паломников до 20-ти дней, а длина одной из самых почитаемых тибетцами «Баркхор коры» вокруг вокруг монастыря Джокханг в Лхасе составляет «всего» около полукилометра.

Храм Махабодхи

shus

После атмосферы сосредоточенности и покоя южной и западной частей территории храма, хозяйственно-бытовой вид тибетского анклава может запросто вызвать легкую оторопь (на первых двух тибетцев в майках и бородатого молодца в трениках я примерно так и отреагировал).

Храм Махабодхи

shus

В отличии от остальной территории храма Махабодхи народ здесь ходит обутым (что-то читал раньше на эту тему, но смог вспомнить) и только здесь мне несколько раз попадались монахи, разговаривающие по сотовому телефону.

Храм Махабодхи

shus

Многие паломники разместили свои топчаны между фундаментах древних ступ, на которых установлены уже новые дарственные образы Будды и маленькие вотивные ступы. Поскольку места маловато, то термосы, пакеты, бутылки с водой и одежда разложены тут же на этих фундаментах, а пропотевшее облачение кое-где сушатся на оградах и палках, уложенных между каменными сооружениями.

На фото ниже: на заднем плане слева – «северный пипал», а за ним – храм Махабодхи.

Храм Махабодхи

shus

Наверное любой буддист скажет, что мои впечатления есть результат омрачения ума из-за неправильных эмоций, а практикующиеся из всех сил стремятся достичь просветления еще в этой жизни на благо всех живых существ и ради спасения их из цепи перерождений (в том числе вероятно и меня). Тем не менее, даже по прошествию времени мои впечатления от увиденного не поменялось и этот «лагерь физкультурников» в священном месте мне и сейчас не нравится.

На фото ниже: тротуар от северной лестницы к площадке перед входом в храм Махабодхи.

Храм Махабодхи

shus

На фото выше: в правом верхнем углу фотографии виднеется храм Панчапандава, а в левом – холм и основание святилища «Немигающего взора» – места «второй недели». Чтобы добраться до него можно либо подняться на верхний обход, либо дойти до входа храм Махабодхи и вернуться к основанию лестницы, ведущей к тикет-офису.

Само святилище «Немигающего взора» представляет  собой небольшой недавно отстроенный храм, выполненный в едином стиле с храмом Махабодхи.

Храм Махабодхи

shus

Перед входом на площадку места «второй недели» установлена традиционная каменная табличка с информацией.

Храм Махабодхи

shus

Влево от нее, метрах в двадцати к югу находится главный вход/выхода на территорию храмового комплекса и тикет-офис.

Pages: 1 2 3 4

Web Analytics