·······································

Бодх Гая – место просветления Будды Гаутамы (Bodh Gaya – place of the Buddha’s enlightenment)

Храм Махабодхи от реконструкции бирманцами (11 век н.э.) до вторжения тюрок (12 век н.э.)

По мнению большинства ученых свой окончательный вид храм Махабодхи принял в 11 веке после двух масштабных реконструкций, предпринятых бирманцами в 1035 и 1079-1086 годах.

Именно в это время у храма появились четыре угловые башенки, арочные проемы и своды во внутренних помещениях. Считается, что нынешний вид и размер храма (за исключением демонтированной британцами западной части) в большой мере соответствует храму Махабодхи 11-го века.

Храм Махабодхи

Oxford Musium

 Источником информации о внешнем виде храма этого периода служат каменные модели храма Махабодхи, найденные  в различных буддистских странах (Индия, Китай, Бирма, Аракан и Непал) общим количеством около двадцати штук, датируемые от начала 13-го до конца 15-го веков.

Эти своеобразные «сувениры», привозимые паломниками из Бодх Гаи, представляют собой небольшие (обычно не более 12-15 см в высоту) и довольно филигранные изделия, высеченные как правило из плотного сланца и представляющие собой уменьшенную в масштабе примерно 1:250 копию храма Махабодхи. Именно на основании такой каменной модели британский инженер Дж. Беглар и создавал чертежи, по которым восстанавливался храм Махабодхи.

Еще более надежным источником о внешнем виде храма Махабодхи является его полноразмерная копия, построенная бирманцами в Багане в начале 13-го века, т.е. раньше последнего визита бирманских строителей в Бодх Гаю.

Нынешний баганский храм Махабодхи, как и многие другие памятники Багана,  сильно пострадал от страшного землятрясения 1975 года, но на на основании чертежей и фотографий был восстановлен со скрупулезной точностью в течении двух лет. В 19-ом же веке он был вероятно самым точным и самым достоверным источником о внешнем виде храма Махабодхи.

Вероятно А. Каннингэм не знал о существовании копии храма Махабодхи в Багане или не мог воспользоваться этой информацией (Верхняя Бирма в 70-х годах 19-го века еще оставалась независимой от британцев и находилась с ними в состоянии «не подписанного мира»), поэтому ни каких упоминаний о баганском храме в его записях нет.

Храм Махабодхи

J. Beglar 1880

До мусульманского нашествия на Индию в 12 веке бирманцы были единственным народом в регионе Южной и Юго-Восточной Азии, который умел строить большие здания с использованием распорных арок и сводов. 

В отличии от них тогдашние кхмеры, индийцы и индонезийцы использовали в своих сооружения простые ложные своды и ложные арки, т.е. выполненные без распора, путем горизонтального ступенчатого напуска плоских камней.

Распорные конструкции, такие как клинчатая арка и свод, были известны бирманцам еще со времен цивилизации пью и впоследствии они массово использовали эти элементы в строительстве своих храмов особенно в Багане: сотни храмов Багана построены именно с применением арок и сводов.

При проведении первых раскопок и обследовании храма Махабодхи в 80-х годах 19-го века тогдашний руководитель Археологической службы Индии А. Каннингэм обратил внимание на необычные для индийской архитектуры арочные конструкции. Они были задокументированы и даже сфотографированы, а в своей книге, изданной в 1892 году по результатам раскопок и реставрации храма Махабодхи А. Каннингэм даже посвятил этому явлению отдельный раздел (APPENDIX A. ARCHES AND VAULTS). 

Такое внимание к вроде бы заурядному строительному элементу было вызвано тем, что во-первых клинчатая распорная арка и свод представляют собой довольно сложные с точки зрения расчета и изготовления конструкции и в определенной мере являются показателем уровня развития архитектурных и строительных знаний, и во-вторых – до этого на территории Индии не встречалось каменных или кирпичных храмов, сооруженных до 13 века с использованием арки и свода (за исключением может быть нескольких сооружений, в т.ч.  храма Бхитаргаон, датируемого периодом Гуптов, и не сохранившегося храма Махапаринирваны в Кушинагаре).

На уровне знаний своего времени А. Каннингэму было сложно объяснить это явление, т.к. в те времена бирманская культура была практически не изучена и считалась априори периферийной к индийской, т.е. возникшей в результате окультуривания слаборазвитых народов индийской цивилизацией.  Самым разумным объяснением для того времени было то, что «бирманцы работали под руководством индийских мастеров».

Причина, по которой бирманцы предприняли такую грандиозную экспедицию в далекую Индию, имеет вполне объяснимый религиозный и политический подтекст, т.к. в этот период Баган был самым крупным буддистским государством региона и находился на пике своего могущества, а территория Баганской империи примерно соответствовала территории нынешней Мьянмы. В то же время последний оплот буддизма в Индии династия Палов практически сошла с политической арены и ее территория сжалась до размеров пригангской части Бихара (где и находился храм Махабодхи) и западной части Бенгалии.

В конце 12 века южный Бихар и западная часть Бенгалии были впервые опустошены одним из военноначальников делийского султана Бахтияром Хилджи, который «прославился» в истории разрушением Наланды, массовыми казнями буддистских и индуистских священнослужителей и сожжением огромного количества религиозных книг. За первым вторжением тюрок последовали и другие рейды, а в некоторых местах со временем стали обосновываться тюркские гарнизоны.

Это еще не было фактическим переходом Бихара под административное управление Делийского султаната и установлением здесь мусульманских порядков, а всего лишь отдельными грабительскими набегами. Но неспособность местных правителей защитить свою территорию и жестокость тюркских захватчиков вызвало массовую миграцию, в том числе и буддистских монахов, поэтому уже к середине 13 века Бодх Гая практически полностью обезлюдела.

Последним подтвержденным эпиграфикой значимым фактом в истории храма Махабодхи этого периода было посещение Бодх Гаи бирманцами с целью ремонта храма между 1295 и 1298 годами (примерно через пятьдесят лет после сооружения копии храма Махабодхи в Багане).

После этого в течении почти трех веков о храме Махабодхи практически ничего не было известно, кроме нескольких фактов посещения его отдельными паломниками.

Падение  последнего оплота буддизма в Бихаре и Бенгалии под ударом делийского султаната можно назвать и последней страницей истории буддизма в Индии, т.к. на остальной территории исторической Индии (нынешние Индия, Пакистан и Бангладеш) он уступил свои позиции индуизму гораздо раньше и без насилия.

Остававшаяся еще некоторое время (около ста лет) независимой от мусульманских владык восточная часть Бенгалии находилась под управлением индуистской династии Сена, при которых немногочисленные остатки буддистской общины или окончательно растворились в индуистском большинстве, или эмигрировали в Читтагонг, Аракан, Непал и высокогорные государства.

Новая история храм Махабодхи с 16-го века до 80-х годов 19-го века 

Храм Махабодхи до начала его реставрации Археологической службой Индии  

В соответствии с индуистскими источниками в 1590 году близ заброшенного храма Махабодхи обосновался странствующий саньясин (sannyasin, отшельник) Госсаин Гхаманди Гири (Gossain Ghamandi  Giri) из монашеского ордена Гири – одного из десяти монашеских орденов, учрежденных основоположником индуистской традиции адвайта-веданта Шанкарой. Постепенно вокруг него стала формироваться небольшая община его последователей из таких же как он саньясинов, и таким образом со временем в Бодх Гае появился матх (math – индуистский монастырь), а Гхаманди Гири стал считаться первым махантом (mahant – глава монастыря) в линии махантов Гири Бодх Гаи.

После смерти Гхаманди Гири, в 1615 году вторым в линии махантов Бодх Гаи стал его ученик Чайтанья Гири (Chaitanya Giri), который прославился своей ученостью и религиозным благочестием и прах которого после его смерти в 1652 году был погребен в небольшом храме перед входом в храм Махабодхи (он там находится и поныне, а этот храм называется Панчапандава Мандир).

Храм Махабодхи

Unknown 1810

Лала Гири (четвертый в лини махантов Гири) стал махантом в 1682 году и за свое благочестие получил от правивших в Дели Великих Моголов императорский фирман на управление (джагир) шестью деревнями (храм Махабодхи располагалась на территории одной из них, но о самом храме упоминаний в указах этого и последующих периодов никогда не было).

В дальнейшем мусульманские правители Дели и местные феодалы еще не раз передавали деревни с участками земли очередным махантам Гири на правах лакхираджа  (lakhiraj), т.е. по сути дарили в собственность монастырю.

Права махантов Гири на землевладение были подтверждены британцами в начале 19-го века и к этому времени они уже стали  одними из крупнейших заминдаров (наследственных землевладельцев) в Бихаре (достаточно сказать, что к моменту отмены системы заминдари в независимой Индии в 1960-х годах махант Гири владел около 13 000 акров (примерно 5 300 га) сельскохозяйственных земель).

Вплоть до последней четверти 19-го века храм Махабодхи и окружающая его территория представляли собой заросшие и заваленные землей руины, над которыми возвышалась осыпавшаяся башня. Сам храм не использовался индуистами в качестве святилища, но места их поклонений находились рядом с ним: шиваитские – в  храме Панчапандава, а вишнуитские – в расположенном напротив восточного входа святилище Буддхапада («След Будды»), под «северным пипалом» и перед статуей Будды с западной стороны храма.

На рисунке неизвестного автора (см. слева) храм Панчапандава  виднеется внизу у левого обреза, а сразу справа от него, напротив входа в храм Махабодхи, расположено небольшое святилище Буддхапада («следа Будды») (сейчас на этом месте его нет – оно находится в одну линию с храмом Панчапандава, сразу слева от него).

Изображенная на рисунке справа лестница, ведущая на верхнюю террасу храма, была демонтирована во время реконструкции храма Махабодхи, а вместо нее были восстановлены две внутренние лестницы, входы которых расположены справа и слева во входном вестибюле храма (на рисунке входной вестибюль отсутствует, т.к. в течении времени он полностью разрушился и был отстроен британцами заново).   

На известных рисунках Д’Ойли (см. ниже) слева изображен находящийся метрах в 20-ти от северной стены храма «северный пипал», у подножья которого установлены стелы с изображением индуистских богов. Вполне вероятно что они сохранились до нашего времени, т.к. барельефы на рисунке выглядят точно так же как и те, что можно видеть у основания этого пипала в настоящее время. На правом рисунке по центру изображено святилище Буддхапада, а справа от него – храм Панчапандава (см. так же рисунок выше).  

Храм Махабодхи (Buddhapada and Nothern Pipal)

Charles D’Oyly, 1824

Первые визиты европейцев и частичные раскопки (вернее: поиски статуй и барельефов) близ храма Махабодхи относятся к концу 18-го века – периоду завершения установления владычества над Индией Британской Ост-Индской компании, но регулярные археологические исследования храма и территории начали осуществляться только с введением прямого управления Индией британской короной (British Raj) и создания в 1861 году Археологической службы Индии (ASI, Archaeological Survey of India) во главе с сэром Александром Каннингемом.

Что касается бирманцев, то они никогда не теряли интереса к храму Махабодхи (копия которого благополучно существует в Багане с первой половины 13 века), поэтому сразу же с появлением возможности посещения Бодх Гаи бирманскими королями сюда были направлены несколько делегаций в период c конца 18-го века до 30-х годов 19-го века.

Храм Махабодхи

Charles D’Oyly, December 1824

В 1874 предпоследний король независимой Бирмы великий Миндон Мин обратился к британцам с просьбой разрешить посещение Бодх Гаи бирманской делегацией с целью поклонения и поднесения даров Дереву Бодхи, а так же определения объемов работ по восстановлению храма Махабодхи.

Немногим позже бирманцы получили согласованное с местным махантом разрешение британских властей на ремонт храма, а так же строительство в Бодх Гае дома для размещения на постоянной основе 20-ти монахов и приема паломников, и уже в января 1877 года представительная делегация бирманского королевского двора, состоящая из чиновников, монахов, строителей и ремесленников, прибыла в Бодх Гаю и сразу же приступила к работам.

После смерти в 1878 году Миндон Мина и последовавшего за этим резкого ухудшения англо-бирманских отношений (закончившимся захватом англичанами в 1886 году последней независимой части Бирмы) работы по восстановлению храма бирманцами были остановлены, а сами они были высланы из Индии.

К слову сказать, религиозный пыл и рвение в деле восстановления великой святыни у бирманцев сочеталось с полным отсутствием трепетного отношения к исторической и археологической значимости объекта и сугубо собственным взглядом на то, как должен выглядеть и реконструироваться храм Махабодхи. Когда информация об их «творчестве» дошла до британских властей, то по просьбе губернатора Бенгалии Бодх Гаю посетил с инспекцией известный индийский ученый Раджендралал Митра (Rajendralal Mitra), который пришел в ужас от увиденного и рекомендовал властям немедленно прекратить работы (которые в конце концов и так прекратились по политическим причинам). Кстати, сам А. Каннингэм был не так категоричен в отношении оценки работы бирманцев.

Дом для паломников к западу от храма бирманцы все же построили, но впоследствии из-за юридической неразберихи и здание, и немалые сокровища, предназначавшиеся для храма, были присвоены очередным махантом Гири.

Коротко о восстановлении храма Махабодхи и определении места Просветления

После эпопеи с бирманцами британские власти приняли решение взять работы по исследованию и восстановлению храма Махабодхи в свои руки, передав все дела Археологической службе Индии (ASI). Ответственным за  Бодх Гаю был определен сам генеральный директор ASI сэр А. Каннингэм, а непосредственное руководство работами было поручено его ближайшему помощнику инженеру Дж. Беглару (J. D. Beglar) (Дж. Беглар и раскапывавший Кушинагар А. Карлейл были первыми двумя ассистентами А. Каннингэма после восстановления ASI в 1871 г.).

Храм Махабодхи

Charles D’Oyly, December 1824

Необходимо отметить, что детальные археологические исследования на территории храма Махабодхи британцами не проводились и скорее всего по причине ограниченности ресурсов: сама Археологическая служба была очень малочисленна, специалисты работали одновременно с несколькими объектами, а стоимость даже таких неполных работ была весьма внушительной (например на весь «проект Махабодхи» было истрачено около 200 000 индийских рупий). 

Главной целью, поставленной перед Дж. Бегларом было восстановление храма Махабодхи в том виде, какой он имел (как тогда считалось) в 7-ом веке по описанию Сюаньцзаня. Поэтому все раскопки велись до определенного культурного слоя, а найденные артефакты регистрировались и изучались в основном с точки зрения хронологии и истории храма как сооружения.

Этим объясняется такое существенное отличие  внешнего вида реставрированного храма от его изображений на архивных рисунках первой половины 19-го века и фотографиях, сделанных самим Дж. Бегларом в процессе выполнения работ (особенно это касается западной стороны храма).

До начала реставрации предстояло выполнить земляные работы по расчистке территории и здания храма, объем которых был очень внушителен, т.к. вся территория и часть самого здания храма были  погребена на несколько метров под слоем перемешанного со строительным мусором грунта, состоящего в том числе и из речных наносов, образовавшихся за несколько столетий при разливах реки Лиладжан.

Вот как описывает состояние храма Махабодхи корреспондент газеты «Calcutta Englishman», побывавший в Бодх Гае  незадолго до начала реставрации:

Храм Махабодхи

J. D. Beglar 1880

«Я обнаружил храм в следующем состоянии: весь цоколь и нижние ярусы скульптур погребены под скоплением мусора; пол святилища и главный вестибюля перед ним находится на 1.2 м ниже уровня грубого каменного пола, уложенного бирманцами, которые частично расчистили груды мусора перед ними; у главного вестибюль отсутствует крыша; у полу-павильона или портика на втором этаже так же нет крыши; вся поверхность фасада храма выше уровня третьего святилища обрушилась, обнажив большую треугольную нишу около 6 м высотой и 3.6 м шириной по основанию; лестницы, ведущие на террасу на которой возвышается башня также без крыши; весь южный фасад здания храма в руинах, хотя кое-где сохранились остатки прежней отделки; весь западный фасад нижней части храма погребен под скоплением мусора, подпираемого неоштукатуренной подпорной стеной высотой 9.8 м из простого кирпича на известковом растворе, похожей на обветшавшую тюремную стену. 

Священное дерево находится на вершине круглой ступенчатой платформы, которая стоит на мусоре и поддерживается вышеупомянутой подпорной стенкой, а вся северная стена вверх от уровня земли завалена грязью с битым кирпичом. Массивная новая хорошо оштукатуренная лестница пристроена с восточной стороны у северо-восточного угла главного фасада и по ней можно подняться на террасу к верхнему святилищу и к священному дереву …  Весь западный фасад башни очищен (бирманцами – прим shus), включая половину венчающей части… Вся северная сторона башни, за исключением верхней части, так же очищена; ее восточная сторона выше большой треугольной ниши, которая уже упоминалась, находится в хорошем состоянии; ее южная сторона также в неплохом состоянии, а терраса имеет обширные повреждения во всех направлениях; нависающие внутренние арки третьего святилища находятся в опасном состоянии, а само оно в настоящее время недоступно.»

Храм Махабодхи

Первой и самой серьезной проблемой, с которой столкнулся Дж. Беглар перед началом работ, было отсутствие понимания как собственно должен выглядеть храм Махабодхи, т.к. здание значительно пострадало в течении времени (местами кирпичная кладка, уложенная на обычную глину осыпалась на глубину до полутора метров). Положение усугублялось тем, что Дж. Беглар не располагал никакими изображениями храма Махабодхи, а единственное более или менее внятное описание храма содержалась только в записках Сюаньцзаня, относящихся к 7-ому веку.

Поэтому большой удачей для него стала находка при раскопках руин Махабодхи небольшой (высотой 5,5 см) каменной модели храма, которая оказалась особенно полезной для составления чертежей полностью разрушенных входного вестибюля и башенок на верхней террасе храма (впоследствии А. Каннингэм нашел еще одну модель храма Махабодхи в запасниках Калькуттского музея).

Из из известных к настоящему времени двух десятков моделей храма Махабодхи, находка Дж. Беглара является вероятно  одной из самых худших по качеству и самой маленькой по размеру, но для того времени она стала настоящим открытием (см. о каменных моделях в предыдущем разделе) . 

Эта модель, как и все остальные, включала пристроенное к задней стороны храма святилище, центром которого являлся внешний Алмазный трон с установленной над ним фигурой Будды Гаутамы (кстати, подобное святилище имеется и у бирманского двойника храма Махабодхи в Багане), а так же Дерево Бодхи, расположенное на верхней террасе храма  у западной стороны башни (ниже на рисунке хорошо видно расположение Дерева Бодхи, а так же уровень погружения храма в грунт,  см. так же выше рисунок Д’Ойли).

храм Махабодхи

Unknown

Когда и почему Дерево Бодхи было перенесено с земли на верхнюю террасу храма (около 9 м от уровня земли) и высажено на специально сооруженной для него круглой ступенчатой платформе – точно не известно. Полагают, что это было сделано с целью защиты Дерева Бодхи от посягательств противников буддизма после очередного его уничтожения.

Со временем корни дерева (достигавшие толщины в руку человека) начали разрушать платформу и западную стену храма, которые пришлось укреплять сооружаемыми слева и справа от внешнего Алмазного трона  контрфорсами  – скошенными подпорными стенками,  перпендикулярными к стене храма.

Таким образом появилось «западное святилище» с украшенными барельефами массивными стенами, которое достраивалось и разрасталось в объеме в течении нескольких этапов укрепления задней стены храма (приблизительно с 9-го по 12-ый века). Общие размеры этой ступенчатой в плане конструкции были довольно внушительными: 9.8 м в ширину, 4.3 м в глубину и 9.2 м в высоту  (см. фото ниже).

Центром этого вынужденного сооружения являлась ниша с внешним Алмазным троном, за которым находился высокий трехъярусный пьедестал со статуей сидящего в дхьяна-асане Будды Гаутамы (датируемой 4-5 в.в. н.э), а боковые стены образовывались тремя парами примыкающих друг к другу контрфорсов, сооруженных в разные периоды времени.

Контрфорсы, упираясь в заднюю стену храма, закрывали большую часть более ранних по времени ниш с фигурами Будды, расположенных в ряд на западной стене храма, при этом фигура Будды Гаутамы над Алмазным Троном располагалась перед 7-ой из 13-ти ниш.  Храм Махабодхи

Вся эта конструкция к моменту начала реставрации находилось в довольно неприглядном состоянии, к тому же установленные непосредственно на песчаный грунт контрфорсы просели под собственным весом и отошли от основного здания (см. фото ниже), поэтому Дж. Бегларом было принято решение демонтировать все подпорные стенки и полностью очистить от них пространство между оградой и западной стеной храма.

Храм Махабодхи

Вместе с контрфорсами была удален и источник, приведший к их появлению: расположенная над внешним Алмазным троном на верхней террасе храма платформа с остатками засохшего Дерева Бодхи.

После расчистки пространства у западной стены храма археологи получили полный доступ к внешнему Алмазному трону и обнаружили, что все четыре торца установленной на кирпичной платформе каменной плиты украшены одинаковым орнаментом (священный гусь-хамса и пальмы), который был хорошо известен ученым по другим сооружениям периода Маурьев. Сопоставление полученных фактов с изображением на барельефе Бархута позволяло практически с полной уверенностью утверждать, что нынешний внешний Алмазный трон является верхней плитой Алмазного трона 3-2 в.в. до н.э., установленного в самом раннем храме Махабодхи.

Храм Махабодхи

J. D. Beglar 1880

По завершению реставрационных работ А. Каннингэм лично посадил рядом с внешним Ваджрасаной (Алмазным троном) небольшой саженец, выросший из семени прежнего Дерева Бодхи (предварительно определив место, где росли прежние Деревья Бодхи).

Сегодня именно это дерево, которому сейчас уже около 130-ти лет, раскинуло свои ветви над внешним Алмазным троном у западной стены храма Махабодхи.

Согласно отчета о посещении Бодх Гаи в начале 19-го века, на тот момент (1811 год) Дерево Бодхи было в прекрасном состоянии и его возраст оценивался не менее, чем в столетие. Однако через пятьдесят лет, в середине 19-го века, картина была уже совсем иная, и во время своего первого посещения храма Махабодхи в 1862 году А. Каннингэм увидел уже почти мертвое дерево: «…с западной стороны одна большая ветвь с тремя зелеными ветками была еще зеленой, в то время как остальные ветви были уже гнилыми и без коры».

Далее уместно привести рассказ А. Каннингэма дословно: 

«В следующий раз я видел Дерево в 1871, и снова в 1875, когда оно уже стало полностью безжизненным, а вскоре, в 1876 году, Старого Пипала не стало: останки Дерева была сброшена с западной стены бурей. Однако до этого было собрано множество его семян, и молодые отростки родительского дерева уже подросли и были готовы заменить его. Впоследствии в 1880, когда я увидел у западной стены храма откопанный [внешний] Алмазный трон, у меня возникла мысль о том, что остатки старых Деревьев Бодхи можно найти там, где должно было быть посажено новое Дерево Бодхи. Исходя из этого я начал раскапывать участок чуть западнее Алмазного Трона. В песчаном грунте сразу перед гранитной облицовкой Алмазного трона, на глубине около метра от основания трона и на примерно 9 м ниже уровня террасы современного храма, где находилось нынешнее Дерево Бодхи, я обнаружил два больших куска Старого Пипала: один длиной 16 см, а другой – около 10 см.»

Ответ на вероятно самый важный  для буддистов вопрос: где же все-таки точно находится место просветления Будды Гаутамы, был получен в какой-то степени случайным образом.

Как уже говорилось ранее, перед Дж. Бегларом ставилась в первую очередь задача восстановления территории, окружающих памятников и здания храма Махабодхи. По этой причине археологические исследования проводились только в пределах плановых работ по расчистке территории и реставрации здания и раскопки в хорошо сохранившемся внутреннем помещении храма изначально не планировались. Но после удаления мусора и детального осмотра помещения святилища стало ясно, что покрывающие пол гранитные плиты неравномерно просели и выровнять их без демонтажа попросту невозможно.

Храм Махабодхи

Уже в процессе выполнения работ по снятию плит пола было принято решение демонтировать вертикальную каменную облицовку передней части Алмазного трона, т.к. она была установлена поверх гранитных плит и без ее разборки завершить работы по ремонту пола было не возможно.

После того, как фасадная часть трона была аккуратно удалена, взору археологов предстала неожиданная картина: за облицовкой под существующим базальтовым Алмазным троном находился еще один Алмазный трон, выполненный из штукатурки и плохо сохранившийся.

Но настоящее открытие специалистов ASI ожидало после удаления слоя штукатурки: сразу за ней находилась плита из полированного песчаника, фасадная часть которой была украшена четырьмя короткими пилястрами, практически идентичными, изображенным на барельефе ступы Бархут (см. выше «Храм Махабодхи в период Маурьев и Шунгов»).

Было очевидно, что эта плита и ее постамент являются нижней частью Алмазного трона периода Маурьев (вероятнее всего периода правления самого Ашоки), верхняя плита которого находится за храмом у его западной стены. Также теперь можно было с уверенностью утверждать, что место Просветления расположено по центру установленного в нынешнем храме внутреннего Алмазного трона, немного ниже статуи Будды Гаутамы.

На основании полученных данных стало возможным воссоздать с достаточной достоверностью историю появления двух Алмазных тронов: «внешнего» и «внутреннего», и разделение места Просветлению на два объекта почитания: (1) храм Махабодхи с внутренним Алмазным троном и образом Будды и (2) Дерево Бодхи с внешним Алмазным троном.

Вероятнее всего во 2-ом веке н.э. в период правления Кушанов в соответствии с новой религиозной традицией над местом Просветления был сооружен кубический храма с башней-шикхарой (см выше. «Храм Махабодхи в период Кушанов»). 

Поскольку Ваджрасана (Алмазный трон) сам по себе был более древним объектом поклонения и соответственно на него не могла быть установлена статуя, он был вынесен за пределы храма под Дерево Бодхи, а на оставшийся постамент было водружено скульптурное изображение Будды Гаутамы. При этом, учитывая размеры храма 2-го века, можно предположить, что сначала была снята и перенесена под Дерево Бодхи верхняя плита Алмазного трона, а уже затем над местом просветления был сооружен храм с образом Будды на старом постаменте (т.е. местоположение внутреннего Алмазного трона и Дерева Бодхи остались неизменными). 

Дальнейшее увеличение размеров храма вызвало перемещение внешнего Алмазного трона и Дерева Бодхи все дальше на запад и это хорошо видно на приведенной выше план-схеме. Позицию Дерева Бодхи относительно внутреннего Алмазного трона видимо пытались как-то сохранить: к моменту реставрации его местоположение (по горизонтальной проекции) находилась между внутренним и внешним Алмазными тронами (ближе к последнему), правда на верхней террасе на высоте около 9-ти метров. Тем менее в процессе расширения храма Дерево Бодхи все-таки значительно переместилось на запад (его изначальное местоположение «накрыто» зданием и  башей-шикхарой нынешнего храма) .    

Воодушевленный находкой А. Каннингэм, приняв найденное основание Алмазного трона за геометрический центр ашокинского храма, расчетным методом определил местонахождения его ограды, «накрытой» зданием последнего храма. После чего по предполагаемому периметру были сделаны несколько раскопов (в том числе вглубь стен с наружной стороны храма) и таким образом были обнаружены несколько остатков старой ашокинской ограды. Составленный на основании полученных данных план окончательно подтвердил предположение о местонахождении места Просветления: диагонали прямоугольника ограды пересеклись точно в центре Алмазного трона (см. выше план-схему храма).

Дальнейшая попытка А. Каннингема реконструировать на бумаге планировку храма Ашоки в целом считается неудачной, но наверное  это и не имеет большого значения, т.к. самым важным в его исследовании является то, что определенное им расположение места просветления Будды Гаутамы до настоящего времени никем и никогда не оспаривалось. 

Кроме уже упомянутых сооружений западной стороны храма Махабодхи, среди других крупных дополнений и изменений, произведенных в процессе его восстановления, следует отметить следующие:

Храм Махабодхи

J. D. Beglar 1881

1) Заново построен входной вестибюли и боковые лестницы, ведущие на верхнюю террасу храма.

2) Возведены полностью отсутствовавшие четыре угловые башни на верхней террасе храма.

3) Восстановлено верхнее святилище.

4) Замурована арочная ниша («третье святилище») на башне над верхним святилищем.

5) Восстановлена венчающая часть башни.

6) Полностью удалена частично сохранившаяся старая штукатурка и здание оштукатурено заново.

7) Практически заново изготовлена  ограда-ведика вокруг храма (с использованием сохранившихся частей).

На фотографии справа показан внешний вид храма Махабодхи с юго-запада в процессе реставрации.

Хорошо видна башня-шикхара,  боковые грани которой частично очищены от штукатурки, а частично уже покрыта новой. Лепнина и штукатурка южной стены полностью восстановлены, а с  западной стороны только что убраны контрфорсы и платформа Дерева Бодхи с верхней террасы и еще не удален постамент с фигурой Будды над внешним Алмазным троном. Редкие столбики внизу левой части снимка представляют собой остатки ограды-ведики.

Точной даты окончания реставрации комплекса храма Махабодхи я не нашел, но по моему она закончилась в 1883 или 1884 году.

После завершения реставрации здание храма Махабодхи перешло под надзор расположенных в Патне местных британских властей, а земля и ряд культовых объектов остались в собственности маханта Гири, за которым также сохранилось право взимать плату с паломников, при условии соблюдения индийского законодательства о праве на вероисповедание (т.е. он не имел права чинить препятствий в отправлении культовых церемоний вишнуитам и буддистам).

Pages: 1 2 3 4

Web Analytics