·······································

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

Пещера N 28

Почти сразу за Пещерой N 27 начинается лестница, ведущая вниз к тропинке, по которой, минуя водопад можно пройти к Пещере N 28 (на фото ее видно) и далее подняться к Пещере N 29.

«Можно» – это теоретически, а практически даже в сухой сезон проход оказался загороженным корявой конструкцией из частей строительных лесов и сетки, а для надежности завален колючим кустарником.

Сама по себе Пещера N 28, которая судя по описанием является небольшим полуразрушенным храмом, особого интереса не вызывала, но невозможность пройти к Пещере N 29 короткой и живописной дорогой явилась неприятным сюрпризом.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Пещера N 29 (Dhumar Lena)

Как попасть к Пещере N 29 в обход водопада можно посмотреть на спутниковом снимке: кроме тропинки под водопадом к ней ведет асфальтированная дорога прямо от парковки.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Пещера N 29 (Думар Лена) является одной из главных достопримечательностей Эллоры и написано о ней достаточно много.

Единственно не лишним будет упомянуть, что она входит в группу из трех близких по стилю и времени сооружения огромных подземных шиваитских храмов: Джогешвари Элефанта и Думар Лена (перечислены в порядке времени сооружения), которые стоят несколько особняком среди других пещерных храмов Индии.

Первые два храма мы в свое время посмотрели подробно и хорошо, поэтому решили не делать лишний крюк (время поджимало) и отложить посещение Пещеры N 29 до лучших времен.

Burgess

Группа пещер Ганеша-лена (Ganesha-lena) и Йогешвари (Jogeshvari)

Выше водопада вдоль живописного скалистого русла Элаганги (см. план) расположены две группы небольших индуистских пещер: ближе к водопаду  – Ганеша-лена, а выше по течению – три пещеры группы Йогешвари.

Джайнские пещеры

Шесть джайнских пещер расположены в полукилометре к северу от Пещеры N 29, особняком от остальных храмов Эллоры.

Это самые поздние по дате создания пещерные сооружения Эллоры – они высекались в течении 9-12 в.в. н.э.

Перед пещерами находится большая асфальтированная парковка, справа от которой расположены Пещеры N 31 и  N 31A и узкая каменная лестница, ведущая к находящимся на удалении Пещерам N 30 (Chhota Kailasa) и N 30A, а прямо выстроились в ряд (справа налево)  Пещеры N32, N33 и N34.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Пещеры N 30 (Chhota Kailasa) и N 30A

То, что назвается Пещерой N 30 является не совсем законченным сооружением, которое задумывалась как уменьшенная копия (1:4) храма Кайлаша («Chhota Kailasa» означает «Малый Кайлаша»).

Этот храм, как и его «старший брат», находится в углублении, высеченном в скале и расположен примерно в ста пятидесяти-двухстах метрах к юго-востоку от Пещеры N 31, поэтому он, как и находящаяся рядом с ним Пещера N 30А, от парковки перед основной группой храмов не видны.

Пещеры N 31 и N 31A

Пещеры N 31 и N 31A, судя по описаниям, представляют собой два небольших, ничем особенным не примечательных, джайнских храма, поэтому осматривать их я просто поленился.

На фото так же хорошо видна лестница, ведущая к Пещерой N 30 N 30А (в кадре слева).

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Пещера N 32 (Indra Sabha)

Джайнизм является одной из древнейших религий Индии и непрерывно существует на территории Индийского субконтинента в течении более чем 2500 лет.

Как и буддизмом, джайнизм происходит из шраманского движения и является традицией, отрицающей авторитет Вед и варны (кастовую систему), а так же провозглашающей собственный путь к освобождению от перерождений.

Джайны, как и все представители дхармических религий (индуизма, буддизма, джайнизма и сикхизма), верят в сансару (бесконечный цикл рождений и смертей), карму (совокупность деяний и мыслей человека, определяющих его очередное перерождение) и возможность нирваны (выхода из сансары).

Джайны, как и буддисты, так же верят, что Дхарма (закон (учение, знание) праведного бытия, соблюдение которого вызывает перерождение в более высоком статусе) циклически ослабевает и исчезает и каждый раз в мир ее приносят просветленные существа – тиртханкары (с санскрита практически дословно переводится как «тот, кто создает брод, переправу»).

Являющиеся в этот мир тиртханкары создают непрерывность и преемственность джайнской традиции и всего их до нашего времени согласно канону джайнизма существовало 24.

Первым тиртханкаром согласно джайнскому канону был Ришабханатха (Rishabhanatha), именуемый также Адинатха (санскр. – Adinatha: Adi – изначальный, Natha – господь, владыка (в сакральном смысле, типа англ. Lord), а последним, 24-ым – Джина Махавира (Jina Mahavira).

Джина (Победитель) и Махавира (Великий герой) являются титулами ставшего аскетом княжеского сына Вардхаманы – 24-го тиртханкара и основателя джайнизма, который жил в 6 в. до н.э. и был современником и оппонентом Будды Гаутамы и основателя известной школы адживиков Макхали Госалы (см. «Пещеры Барабар»).

В джайнских храмах основными объектами поклонения являются изображения тиртханкаров, обычно представляющие собой аскета сидящего в позе медитации (как правило такие образы расположены внутри святилищ) или ростовую обнаженную фигуру (изображение гениталий считается обязательным).

Кроме них в джайнских храмах можно увидеть многочисленные изображения различных божеств, населяющих в соответствии с джайнской космологией три мира – верхний, средний и нижний. Как и в буддизме, в джайнизме такие божества в отличии от тиртханкаров (и будд) так же, как и люди, вовлечены в сансару (бесконечный цикл перерождений), хотя длительность их жизни намного больше, чем у людей.

Из всего многообразия божеств для верующих самыми важными являются «спутники» тиртханкаров – 24 пары якшей (Yaksha) и якшинь (Yakshini), которые являются одним из видов божеств среднего мира (где живут в т.ч. и люди).

Эти якши и якшини наделены сверхъестественными способностями самими тиртханкарами для того, чтобы они могли защищать верующих и помогать им на пути совершенствования.

Каждая такая пара «сопровождает» определенного тиртханкара и как правило изображается при входе в посвященное ему святилище или храм.

***

Пещера N 32 является одной из главных достопримечательностей Эллоры и представляет собой находящийся в скальной нише джайнский храм, состоящий из закрытого дворика и около десятка святилищ, расположенных на двух уровнях по трем его сторонам.

Храм выполнен в традиционном для Центрального Декана тех времен стиле, который сочетает особенности северного  (Нагара, Nagara) и южного (Дравидский, Dravida) и называется Весара (Vesara) или Чалукья (Chalukya) – по имени династии Чалукьев из Бадами.

Закрепившееся за пещерой местное название Indra Sabha (Пещера Индры) является своего рода историческим казусом, связанным с тем, что довольно долго знаменитые фигуры джайнских якши и якшини  на втором этаже центрального храма идентифицировались как бог Индра и его супруга Индрани (в заблуждение вероятно ввел слон – вахана (ездовое животное) Индры).

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Пещера N 32 в целом является храмом посвященным Джине Махавире, образы которого находятся как в гарбагрихах двух главных святилищ на первом (7) и втором (14) этажах, так и во второстепенных святилищах.

Одной из интересных особенностей Пещеры N 32 является возможность перейти с ее второго этажа на второй этаж находящейся по соседству Пещеры N 33 по по узкому переходу, вход в который (на плане – 15) расположен в левом углу юго-западного святилища (на плане – 11).

(1) Гопура
(2) Колонна
(3) Фигура слона
(4) Центральный павильон с чаумукхой (chaumukha)
(5) Левый (западный) храм первого этажа
(6) Лестница на второй этаж
(7) Гарбагриха с образом Махавиры
(8) Якша Маданга
(9) Якшини Сиддхайика
(10) Выход с лестницы
(11) Западный храм второго этажа
(12) Восточный храм второго этажа
(13) Постамент разрушенной чаумукхи
(14) Гарбагриха с образом Махавиры
(15) Переход на второй этаж Пещеры N 33

***

Вход во двор храма выполнен в виде гопуры (1) – ворот с надвратной башней (см. на фото выше).

Посередине двора находится небольшое святилище в виде павильона (4), слева от которого расположена колонна (2) высотой 8.5 м (восстановлена во время реставрации из отдельных частей, найденных во дворе ), а справа – прекрасная фигура слона (3), держащего хоботом манговую ветвь.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Высеченное из единого монолита павильон-святилище  (4) расположено по центру двора и находится на высоком (около 2 м) ступенчатом цоколе. Оно имеет четыре входных проема с небольшими портиками, но только к двум из них (северному и южному) ведут каменные лестницы.

Внутри святилища находится чаумукха (chaumukha) – квадратная в плане стела, на каждой из четырех сторон которой высечены изображения сидящих в позе медитации тиртханкаров, обращенных лицами к четырем главным сторонам света: 1-го – Ришабханатхи (Rishabhanatha), 22-го –  Неминатхи (Neminatha), 23-го – Паршванатхи (Parhsvanatha) и последнего, 24-го – Махавиры (Mahavira).

Распознать их можно по соответствующим каждому из тиртханкаров священному животному, изображения которых высечены ниже образов: лев – Махавира, кобра – Паршванатха и т.д.

На потолке соосно с центром  чаумукхи расположен медальон в виде распустившегося цветка лотоса.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Главному святилищу первого этажа предшествует веранда с прекрасным резным карнизом, имитирующем деревянную конструкцию. На левой (западной) боковой стене веранды находится вход в небольшое второстепенное святилище, а в правой  (восточной) части – также святилище, но меньшего размера и вход на лестницу, ведущую на второй этаж.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Главное святилище первого этажа выглядит сумрачно и довольно аскетично, т.к. его сооружение по каким-то причинам не было закончено.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Основной объем незаконченных работ приходится на коридоры и ниши боковых стен: здесь пространство зала за колоннами представляет собой череду разнородных по глубине и степени обработки выемок в скальной породе.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

В высеченной в задней стене зала гарбагрихе находится образ Махавиры, сидящего в позе медитации на львином троне.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Лестница, ведущая на второй этаж оканчивается на украшенной разнообразной каменной резьбой красивой и светлой веранде.

На ее боковых стенах расположены две очень известные скульптуры, описание и изображение которых присутствуют практически в любом источнике по Эллоре.

Это якша (божество мужского рода)  Маданга (Madanga) (8) и якшини (или якши, божество женского рода) Сиддхайика (Siddhayika) (9) – «спутники» 24-го тиртханкара Махавиры, которые защищают последователей Дхармы (Учения) и помогают верующим на их пути совершенствования (сами тиртханкары этим не занимаются, их предназначение – передавать людям Дхарму).

Изображения этой пары можно увидеть рядом с изображениями Махавиры еще в нескольких местах этой пещеры и соседней Пещеры N 32, но они не такого размера и конечно не такой великолепной работы.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Высеченная на правой (восточной) стене Сиддхайика (Siddhayika) изображена сидящей на льве в позе лалита-асана (правая опущенная нога опирается на лотос) в окружении свиты под манговым деревом. Ее частично разрушенную корону венчает миниатюрная фигурка Махавиры в позе медитации.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Находящийся напротив Маданга так же сидит в лалита-асане под деревом, но на лежащем на земле слоне, который держит в хоботе что-то похожее на цветок. В его короне так же можно рассмотреть миниатюрное изображение Махавиры.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

 В 1874 во время своего первого путешествия в Индию Эллору посетил выдающийся русский живописец  Василий Васильевич Верещагин, в результате чего его индийская коллекция этюдов пополнилась изображением статуи Маданги. Эту скульптуру до начала 20-го века считали изображением Индры (в основном из-за слона), а у Верещагина она фигурирует под названием «Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре». 

Vereshchagin-India

Главный зал второго этажа в отличии от первого был полностью закончен и украшен множеством каменных скульптур (главным образом тиртханкаров и их окружения), расположенных в нишах вдоль северной, восточной и западной стен. Его планировка является достаточно традиционной и не отличается от подобных буддистских и индуистских сооружений (см. план): веранда, главный зал с квадратной колоннадой по центру, которая отделяет центральное пространство (мандапу) от коридора-обхода вдоль стен, и главное святилище высеченное в задней стене напротив входа.

Небольшая по размеру гарбагриха (14), в которой находится образ Махавиры, сидящего на львином троне в позе медитации, находится в северной стене прямо напротив входа.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Все скульптуры достаточно хорошо сохранились, единственной утратой является находившаяся посередине зала под лотосовым медальоном  чаумукха (chaumukha) (см. выше.), от которой остался только ступенчатый постамент (13).

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

В юго-восточном и юго-западном углах главного зала (за Сиддхайикой и Матангой) расположены входы в второстепенные святилища (11) и (12), входные веранды (вернее сказать «балконы») которых можно видеть снаружи на восточной и западной стенах двора.

Слева от гарбагрихи (в юго-западном углу) святилища (11) находится входной проем прохода на второй этаж соседней Пещеры N 33 (15).

Пещера N 33 (Jagannatha Sabha)

Обращенная фасадом на юг Пещера N 33 является двухэтажным храмом, посвященным (как и Пещера N 32) 24-ому джайнскому тиртханкару  Махавире (Mahavira), изображения которого находятся в центральных святилищах первого и второго этажей.

Наверняка эта пещера, как и находящаяся справа Пещера N 32, имела закрытый двор и возможно какие-нибудь сооружения внутри него, но до настоящего времени практически никаких следов от всего это сохранилось.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Первый этаж интересен тем, что святилища расположены на разных уровнях и есть неприметный переход из одного в другое.

Второй же этаж, как мне показалось, создавался как некое подражание соседней Пещере N 32 (есть даже фигуры Сиддхайики и Матанги на веранде), но получилось все как-то не очень выразительно.

Пещера N 34

Пещера N 34, расположенная слева от Пещеры N 33, считается самым поздним из джайнских храмов Эллоры и является небольшим и ничем особо не примечательным храмом с традиционными изображениями тиртханкаров и их окружения.

Пещерные храмы и монастыри Эллоры (Пещеры Эллоры, Ellora Caves)

shus

Pages: 1 2 3

Web Analytics