·······································

Буддистские пещерные храмы и монастыри Аджанты (Пещеры Аджанты, Ajanta Caves)

 

Пещера N 11

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 11 является святилищем с вихарой и считается самым ранним сооружением второго этапа Аджанты.

Она датируется учеными началом 5 в. н.э., т.е. периодом, отстоящим на 50-60 лет от начала массового сооружения пещер в Аджанте правителями, придворными и вассалами династии Вакатака.

Пещера имеет нехарактерную для вихар асимметричную планировку и по ряду признаков относится к одному из самых ранних сооружений буддизма традиции махаяна в этом регионе (иногда пишут, что ее иконография и архитектурные решения содержат признаки обеих традиций и поэтому эта пещера является примером переходного периода от «хинаяны к махаяне»).

К интересными особенностями этой пещеры можно отнести каменную лавку, высеченную вдоль всей правой стены главного зала напротив келий левой стены (такая «мебель» действительно характерна для пещер раннего периода), а так же  оконные проемы с фигурными столбиками.

И уж совсем необычным является наличие в этой пещере «секретной кельи» (на планировке – верхняя ячейка слева от святилища). Я прочитал о ее существовании только после посещении Аджанты, т.к. заглянуть за статую Будды в гарбагрихе попросту не догадался, но у Бёрджесса дословно написано так: «Вверху стены на левой стороне святилища находится едва заметная щель (узкий проем) , ведущая в секретную келью».

К входу на веранду Пещеры N 5 ведет боковая лестница с остатками каменного парапета.

Веранды отгорожена от внешнего пространства так же каменным парапетом с четырьмя восьмиугольными колоннами, которые почему-то имеют квадратные базы разной высоты. По левой и правой сторонам веранды, немного выше уровня ее пола, расположены две монашеское кельи, к которым ведут короткие широкие лесенки.

На нижней части козырька и потолке веранды можно различить фрески 5 в. н.э.в виде орнамента с геометрическими и растительными элементами.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

По центру задней стены веранды расположен дверной проем, ведущий в главный зал, а слева и справа от него – два оконных проема, каждый из которых перегорожен двумя фигурными столбиками.

Дверной проем слева и справа охраняется двумя симпатичными зверюшками с львиными мордами (по-моему это отдельные элементы, а не скульптуры, высеченные из скального монолита вместе с порогом).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Посредине зала находится квадратная колоннада из четырех колонн, формирующая центральное пространство и коридор-обход.

Центральное святилище (гарбагриха) не имеет своего вестибюля и попасть в него можно сразу из коридора-обхода.

В центре гарбагрихи находится  одиночная фигуры Будды, сидящего на львином троне, вокруг которого возможен круговой обход (отсутствие изображений бодхисатв в центральном святилище приводят как один из важных аргументов «переходного периода») .

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

На фото внизу: вид от пещеры N 11 в сторону входа в комплекс.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 12

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 12 считается одним из древнейших сооружений Аджанты и датируется примерно теми же годами, что и пещера N 10 (2 в. до н.э.).

Она представляет собой простую в планировке вихару раннего типа с квадратным залом размером примерно 11 на 11 метров.

Веранда и фасадная часть этой пещеры не сохранились и о ее примерном размере можно судить только по остаткам каменного парапета, расположенным перед пещерой. Три колонны, находящиеся посередине зала, имеют современное происхождение – это подпорки, установленные в процессе реставрационных работ и призванные предотвратить обрушение потолка пещеры.

В зал выходят узкие дверные проемы 12-ти монашеских келий (по четыре на каждой стороне зала), внутри каждой из которых вдоль боковых стен высечены каменные лежанки с «подушками» ( возвышениями у изголовья).

В простенках, между потолком и дверными проемами и нишами,  находится фриз из повторяющихся барельефов в виде центрального арочного окна чайтья-грихи.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 13

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 13 является небольшой вихарой раннего периода и датируется 1-2 в.в. до н.э..

Узкие (я бы сказал: щелевидные) дверные проемы семи келий выходят в небольшой зал размером примерно 5 м х 4 м и низким потолком высотой 2.1 м.

Внутри кельи обустроены каменными лежанками. В четырех кельях лежанки высечены вдоль боковых стен и расположены параллельно, а в трех примыкают торцами друг к другу, т.к. высечены вдоль смежных стен.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 14

Пещера N 14 расположена вторым ярусом над Пещерой N 13 (см. фото общего плана).

Она относится к самым поздним пещерам Аджанты и ее сооружение так и не было закончена.

Это довольно большое (ширина зала около 18.5 м), но приземистая (высота потолка 2.8 м) святилище с вихарой.

К моменту прекращения работ были полностью высечены и обработаны веранда с колоннадой и одной из боковых келий, стена между верандой и главным залом и часть зала (максимальное заглубление в зал составило около 7.5 м).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 15

Пещера N 15 находится на площадке, находящейся выше основного уровня и чтобы попасть к ней надо подняться по лестнице, которая начинается слева от пещеры N 13.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 15 представляет собой небольшое святилище с вихарой с верандой шириной около 9 м,  на которой по боком расположены две жилые кельи.

Козырек веранды этой пещеры, опиравшийся на две колонны и два пилястра, как и сами колонны, не сохранился – с древних времен уцелел только общий цоколь колонн.

Главный зал пещеры не имеет колоннады и соответственно коридора-обхода. Он является квадратным в плане, со стороной равной 10.4 м, а высота его потолка составляет 3.1 м.

По левой и правой сторонам зала расположены по четыре жилые кельи, а на задней стене – главное святилище, выполненное по традиционной планировке: небольшой вестибюль и грабагриха с образом Будды, сидящего на львином троне.

Достопримечательностью этой пещеры является дверной проем в главный зал, который украшен изысканной каменной резьбой.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 15А

Пещера N 15 относится к ранней группе пещер Аджанты и датируется 1-2 в.в. до н.э.

Она расположена не доходя метров десяти до украшенного барельефами слонов входа на лестницу, ведущую к пещере N 16, и довольно неприметна, поэтому на ее узкий, как щель, входной проем можно попросту не обратить внимание, которого она все-таки заслуживает, т.к. является самой маленькой вихарой в Аджанте и состоит из небольшого зала и всего-навсего трех келий, расположенных по его боковым и задней стенам.

Пещера N 16

Пещера N 16 датируется 460-480 г.г н.э. – периодом, когда в Аджанте велись самые интенсивные работы и были сооружены или начаты большинство пещерных храмов и монастырей. В соответствии с найденными в ней надписями установлено, что эта пещера сооружалась под патронажем Варахадевы (Varahadeva) – главного министра великого Харишены.

Она расположена на верхнем уровне и на ее веранду ведет широкая каменная лестница, входной проем которой украшен двумя огромными барельефами слонов.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

На нижней лестничной площадке прямо напротив входа находится небольшое святилище владыки нагов Мучалинды (наги – мифическии змеи, обычно изображаемые в виде гигантских кобр), который укрыл Будду от грозы на седьмой неделе его медитации перед просветлением, развернув над ним свой капюшон (вернее всем семь капюшонов, т.к. Мучалинда – семиглавый).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещера N 16 является одним из самых больших святилищ с вихарой Аджанты и выглядит довольно впечатляющее (наверное в том числе и счет высокого потолка).

Размеры ее почти квадратного центрального зала составляют: ширина – 20.2 м, глубина – 19.8 м и высота – 4.6 м.

Внутри зала находятся 14 монашеских келий, еще две расположены по бокам веранды.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Центральная часть зала отделена от коридора-обхода квадратной в плане колоннадой, состоящей из 20 колонн, 16 из которых – восьмиугольные, а четыре (по две, расположенные по центру передней и задней части колоннады) – квадратные.

Главное святилище этой пещеры имеет нетипичную для Аджанты планировку: внутри него справа и слева находятся короткие колоннады из двух колонн и двух пилястров, отделяющие от основного пространства святилища два небольших «придела».

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Фигура Будды в главном святилище выглядит огромной (высота более 4-х метров) и имеет одну интересную особенность: на левой стопе статуи высечено прямоугольное углубление, вероятнее всего являющееся реликварием (местом, куда замуровывают священные реликвии).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Потолок передней части коридора-обхода выполнен с имитацией несущих балок и деревянного перекрытия.

Мифические фигуры, с усилием поддерживающие потолочные балки, высечены в очень реалистичной манере и поэтому выглядят довольно забавно.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещеры N 17 – N 20

Пещерами NN 17 – 20 заканчивается участок Аджанты, расположенный до сухого водопада – почти вертикального скального желоба, по которому в сезон дождей поток воды устремляется из находящейся выше ложбины в реку Вагхору.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 17

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 17 является таким же святилищем с вихарой , как и соседняя Пещера N 16, подобна ей  по планировке и имеет практически такие же размеры зала (19.5 м х 19 м), хотя выглядит несколько приземистой из-за более низкого (около 4 м) потолка. Это подобие можно объяснить тем, что, хотя Пещеры N 17 и сооружалась под патронажем другого высокородного дарителя (одного из вассалов Харишены), обе пещеры  высекались примерно в одно и то же время и вероятно одними и теми же мастерами.

Колоннада главного зала, как и в Пещере N 16, состоит из 20 колонн – 16 восьмиугольных и четыре квадратные.

Главным отличием этих двух сооружений является планировка помещений, высеченных в задней стене (в т.ч. главного святилища – см. планы), а также отсутствие у Пещеры N боковых удлиннений передней и задней части коридора обхода.

В правом углу веранды находится отверстие в хорошо сохранившуюся водяную цистерну. Сама цистерна расположена между Пещерами N 16 и N 17.

Пещера N 17 знаменита своими фресками (особенно потолочными) и входит в четверку пещер Аджанты особо достопримечательных своими настенными росписями (кроме нее – N 1, N2 и N 16).

Пещера N 18

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

То, что называют Пещерой N 18 на самом деле является небольшой проходной нишей размером 6 м х 2.7 м с колоннадой из двух колонн и открытого коридора,  ведущего к Пещере N 19 (вернее сказать: внутрь одной из полуразрушенных келий, находящихся справа от Пещеры N 19).

Ее назначение и происхождение не вполне ясно, в основном считается, что это часть помещений Пещеры N 19, через которые в более позднее время по каким-то причинам был прорублен проход.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 19

Пещера N 19 является первым в Индии махаянистским храмом, высеченным в форме древней стхавиравадинской чайтья-грихи.

Это небольшое, но очень гармоничное по пропорциям и изящное по оформлению сооружение, возможно самое красивое в Аджанте.

Перед главным залом Пещеры N 19 находится прямоугольный дворик, по правой и левой стороне которого по плану были симметрично расположены по три помещения: вестибюль, отгороженный от пространства дворика двумя колоннами, и две кельи, входные проемы которых выходят в вестибюль.

Вероятно еще в древние времена произошло обрушение скалы, которое разрушило часть площадки и нижние (по плану) кельи, а так же тропу, ведущую к главным воротам этого храма. По этой причине возможно и был пробит проход через Пещеру N 18 и заднюю стену правого вестибюля, но как все обстояло в действительности мне доподлинно неизвестно. 

Приведенная планировка возможно не точна, т.к. если судить по фотографии (см. ниже) стена с входными воротами должна находиться немного ниже вестибюлей.  

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Высеченный в неглубокой нище фасад Пещеры N 19 украшен хорошо сохранившейся изысканной каменной резьбой и выглядит просто сказочно.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Перед входным проемом в главный зал находится небольшой портик, массивная крыша которого опирается на две колонны и два пилястра.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Слева от входа на стене примыкающей к фасаду в неглубокой нише находится знаменитый барельеф с изображением Нагараджи (Nagaraja, владыка змей-нагов) с супругой (справа на фото) и служанкой.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Над входным портиком расположено традиционное для чайтья-грихи арочное окно, над которым выступает имитация деревянного карниза (и на нем и в проеме окна хорошо видны высеченные в камне элементы деревянных конструкций: балки и обрешетка).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Слева и справа от оконного проемы высечены очень реалистичные изображения двух плотных коренастых якшей  (yaksha).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Главный зал Пещеры N 19 небольшой по размерам (глубина – 14 м, ширина и высота – по 7.3 м) и довольно хорошо освещен наружным светом через фасадное окно.

Арочный свод, заканчивающийся полукуполом в апсидальной части зала, выполнен с традиционной имитацией деревянных арочных балок, между которыми сохранились остатки потолочной росписи, относящиеся к времени сооружения храма.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Центральное пространство зала отделено от идущего вдоль стен коридора-обхода замкнутой U-образной колоннадой, состоящей из 17-ти колонн.

Капители колонн и «опирающийся» на них архитрав богато украшены филигранными барельефами, с чередующимися изображениями Будды, орнаментами и фигурами традиционных мифических персонажей.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

В конце зала соосно полукуполу расположена ступа (наверное правильнее сказать: стилизованное под ступу сооружение), состоящая из сложного по композиции высокого постамента и традиционных для ступы элементов: анды  (сферическая часть ступы), хармики (венчающий анду эдемент, состояший из кубического основания и ступенчатой обратной пирамиды), а так же трехуровневого зонта (чхатра, chhatra), увенчаного миниатюрной копией ступы, практически упирающейся в потолок своей хармикой.

На передней плоскости ступы в нише, обрамленной двумя колоннами и аркой находится главный образ храма: барельеф, изображающий  стоящего Будду с рукой, поднятой в абхая-мудре (жест защиты и бесстрашия).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

На стенах коридора обхода местами сохранились фрески с мотивами из джатак из жизнеописания Будды.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Фасадные части консольных капителей колонн трехчастные: по центру – изображение Будды, слева и справа – пара зеркальных изображений мифические персонажей (на фото внизу: по центру – наездник на сардуле (sardula, мифическое животное), летящая пара справа – вероятно гандхарвы).

Боковые закругленные части капителей украшены растительными орнаментами.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 20

Пещера N 20 является небольшим святилищем с вихарой, состоящим из шести келий и гарбагрихи. Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)Веранда шириной около 9 м отгорожена от внешнего пространства двумя колоннами и двумя пилястрами, у которых обращает на себя внимание боковые консольные элементы капителей, выполненные в виде женских фигур. Потолок веранды имитирует деревянную конструкцию, состоящую из поперечных несущих балок и продольных балок перекрытия.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Центральный зал этой пещеры небольшой по размеру (8,6 м в ширину, 7,7 м в глубину и 3.8 м в высоту) и имеет одну интересную особенность, выделяющую его из ряда подобных сооружений Аджанты: в этой пещере вестибюль с колоннадой перед центральным святилищем выдвинут на 2 м наружу в пространство зала.

Так же заслуживает внимания хорошо сохранившийся резной портал этого вестибюля, верхняя часть которого украшена барельефом, изображающим ряд «Семи Будд прошлого» (Sapta-tathagata), а боковые панели – изображениями Нагараджи (Nagaraja).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

В гарбагрихе находится массивная фигура Будды без традиционных бодхисатв и на не очень понятном троне.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

 

Пещеры N 21 – N 29

Пещеры N 21 – N 29 располагаются отдельной группой в самом конце Аджанты и, чтобы попасть к ним, надо спуститься по лестнице от пещеры N 20 к мостику через русло сухого водопада, а затем вновь подняться по лестнице, ведущей к площадке перед этими пещерами.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

***

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещера N 21

Группа пещер NN 21-23 создавались как единый архитектурный ансамбль, в центре которого на более высоком уровне находится небольшая святилище с несколькими кельями (возможно главное святилище этой группы пещер), а по краям – два довольно больших и практически одинаковые по планировке святилищ с вихарами, перед верандами которых справа и слева расположены комнаты для отдыха паломников.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещера N 21 имеет традиционную для подобных сооружений в Аджанте планировку: веранда с боковыми кельями  и главный зал с квадратной колоннадой по центру и главным святилищем, которое высечено в  задней стене зала и состоит из небольшого вестибюля и помещения с образом (гарбагрихи).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Веранда Пещеры N 15 имеет ширину 15 м и ее колоннада состоит из четырех колонн и двух пилястров. Пилястры уцелели с древних времен, колонны же были полностью разрушены в течении времени и изготовлены заново уже в наше время в процессе реставрации.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Главный зал Пещеры N21 практически квадратный (15.6 м х 15.7 м) и разделен квадратной в плане колоннадой из 12 колонн на центральное пространство и коридор-обход, пол которого немного приподнят.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Помещения по центру левой и правой стены, а так же по бокам главного святилища (см. план) состоят из вестибюля с колоннадой и находящейся за ним жилой кельи.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Центральное святилище так же состоит из вестибюля, отделенного от коридора-обхода колоннадой и гарбагрихи  с образом сидящего на троне в дхьяна-асане Будды, слева и справа от которого находятся фигуры двух прислужников с опахалами (нижняя часть трона и фигуры правого прислужника не закончены).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 22 

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 22 является небольшим незаконченным святилищем с вихарой и находится уровнем выше между пещерами N 21 и N 23.

К ней можно подняться по каменной лестнице, начинающейся справа от пещеры N 23 и заканчивающейся на узком «крыльце» перед ее верандой.

Узкая веранда Пещеры N 22 сделана просто и без изысков (украшен только дверной проем в зал) и отделена от «крыльца» двумя квадратными колоннами (которые являются современными «подпорками»  потолка, сооруженными на месте разрушенных временем древних колонн).

Главный зал этой вихары является одним из самых маленьких в Аджанте (меньше только Пещера N 15А), имеет квадратную форму размером 5 м х 5 м и высоту потолка около 2.7 м.

На левой и правой стенах зала обозначены дверные проемы в так и не вырубленные кельи, а на задней стене находится входной проем с двумя колоннами в главное святилище с фигурой сидящего на троне Будды.

Пещера N 23

Эта пещера является «близнецом» Пещеры N 21, но ее внутренняя часть осталась неоконченной, поэтому как она должна была выглядеть по замыслу ее создателей наверное можно судить только по планировке и внутреннему виду пещеры N 21.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Единственной полностью законченной частью этой вихары является веранда, колонны которой (в отличии от Пещеры N  21) дошли до наших времен в целости и сохранности.

Слева от веранды (на фото внизу – дверь рядом с пилястром) находится довольно большое (примерно 6 м х 4.5 м) помещение для отдыха паломников.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Колоннада главного зала украшена неглубокой резьбой, особенно колонны расположенные ближе к задней части.  Остается непонятным, что явилось причиной этого: эрозия или спешка строителей.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Стены главного зала обработаны в разных местах с разной степенью чистоты, у келий отсутствуют резные порталы,  а в главном святилище не до конца высечен вестибюль и гарбагриха (место где должна была находиться статуя Будды) прорублена до уровня чуть глубже входного проема.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 24

Эта незаконченное святилище с вихарой считается одним из позднейших сооружений Аджанты и видимо в этом и состоит причина прекращения работ в ней работ (смерь Харишены была скоропостижной, а последовавший за ней распад его империи – по историческим меркам почти мгновенным).

Эта пещера задумывалась как одна из самых больших в Аджанте: размер ее главного зала по оценкам ученых должен был составить приблизительно 22 м х23 м с центральной колоннадой из 20 колонн (больше главный зал только в Пещере N 4: размер – 27 м х 29 м, количество колонн – 28).

Колоннада веранды Пещеры N 24 до наших времен не сохранилась (только частично пилястры и капители колонн), и то, что можно видеть на фото внизу, является результатом работы реставраторов.

Порядок и примерное время восстановления отдельных частей колоннады пока еще можно определить по снижению интенсивности розового цвета справа налево. Через несколько лет под воздействием атмосферы и осадков эта разница цвета вероятно сойдет на нет.  

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Внутренний объем Пещеры N 24 является прекрасным примером технологии сооружения пещерных храмов.

По технологии процесс заглубления происходит сверху вниз (хорошо виден полностью обработанный потолок и выступающие на половину высоты заготовки колонн), а сама проходка осуществляется прорубанием по разметке узких канав (вероятно из расчета на одного-двух человек), стены которых впоследствии в нужных местах срубаются или выламываются клиньями.

Главным инструментом при таких работах выступала киркомотыга. Инструменты типа долота и мелких кирочек использовались уже на стадии точной обработки поверхностей и высечения барельефов.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 25

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

На правой стороне площадки перед пещерой N 24 начинаются две лестницы: широкая, ведущая вниз к последним пещерам Аджанты (NN 26-28) и неширокая узкая лесенка, по которой можно подняться к Пещере N 25.

Пещера N 25 представляет собой небольшую, вероятно незаконченную, вихару, состоящую из веранды, зала и двух келий с вестибюлем, расположенных в левом конце веранды.

Почти квадратный главный зал размером 8 м х 7.8 м представляет собой совершенно пустое недоделанное помещение, без святилища и келий (и без намека на хотя бы начало работ по их высечению).

Причиной немного странного вида веранды (колонны разной толщины и неаккуратно обработанные пилястры) наверняка является именно незавершенность работ.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 26

То, что называется «Пещера N 26» представляет собой довольно крупный монастырь, в состав которого входило кроме знаменитого храма в виде чайтья-грихи также несколько второстепенных святилищ, а так же помещения для проживания монахов, хотя обычно, когда говорят и пишут: «Пещера N 26», традиционно имеют в виду все-таки только главный храм.

По мнению ученых к этому монастырю скорее всего также относились и те сооружения, которые во время исследований Аджанты в 19-ом веке были обозначены как Пещера N 27: святилище с вихарой на первом этаже и находящаяся над ней незаконченная пещера с обвалившимся фасадом.

Все эти объекты находятся вплотную друг к другу на одной площадке (см. фото), к которой вниз от Пещеры N 24 ведет современная каменная лестница (на фото – справа).

Сразу справа от лестницы находится одно из второстепенных святилищ, которое имело обращенную к площадке перед главным храмом веранду из двух колонн (хорошо сохранилось небольшое крыльцо перед верандой, его видно на фото, а от колонн остались только «пеньки»), боковые стены которой были украшены барельефами (один из них – левый – так же довольно хорошо сохранился.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Перед Пещерой N 26 находилась веранда, козырек которой опирался на четыре колонны. К настоящему времени из всего этого сооружения сохранился только невысокий парапет и возвышающиеся над ним остатки цоколей колонн.

По левому и правому краям веранды расположены два вестибюля, входные проемы которых перегорожены парой резных колонн. В правый вестибюль выходят дверные проемы двух жилых келий, а в левый одной.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

На фото внизу: вид с лестницы на Пещеры N 26 и  N 27.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

На задней стене веранды расположены три входных проема: посередине – ведущий в центральную часть зала, слева и справа – соответственно в начало и конец коридора-обхода. Над входными проемами находится традиционное для чайтья-грихи огромное фронтальное арочное окно, украшенное слева и справа рядами барельефов. Отличительной особенностью окна этой пещеры является его довольно большая глубина, а так же наличие перед ним «балкона», на который можно было пройти по козырьку веранды от Пещеры N 25.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Главный зал Пещеры N 26 представляет собой вытянутое помещение с апсидой (закруглением) вместо задней стены и сводчатым потолком, с высеченной на нем имитацией деревянных арочных балок.

Зал разделен U-образной колоннадой из 26-ти колонн на центральное пространство и коридор-обход.

Кроме огибающих апсиду восьми простых восьмиугольных колонн с гладкими консольными капителями, все колонны зала украшены изысканными капителями и имеют 16-тигранную нижнюю и цилиндрическую (или 32-хгранную) верхнюю часть, опоясанную фризами с орнаментами.

В конце зала, соосно с полукуполом, расположена стилизованная ступа с высоким цилиндрическим основанием,  на фронтальной части которого находится выполненная в виде портика ниша с барельефом, изображающим Будду сидящего в парьянка-асане («европейской» или «царской» позе).

Все основные элементы ступы (основание, сферическая анда – тело ступы и хармика – элемент навершия) находятся в хорошем состоянии, кроме венчающего зонта-чхатры, который до наших времен не сохранился (скорее всего он выглядел так же, как зонт в Пещере N 19).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves) Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

Пещера N 26 является безусловно самым насыщенным каменной резьбой сооружение Аджанты.

Находящийся над колоннадой архитрав украшен несколькими рядами фризов, центральный из которых посвящен чередующимся сюжетам с изображениям Будды,  а остальные представляют собой разного рода орнаменты.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Но наверное самое впечатляющее зрелище представляет собой находящийся за колоннадой колоннадой коридор-обход, стены которого на всем протяжении украшены многочисленными барельефами буддистской тематики.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

У самого входа в коридор-обход (левая дверь, см. фото фасада) находится одна из достопримечательностей Аджанты: композиция с традиционным буддистским сюжетом «Mahaparinirvana Buddha» («Ушедший в нирвану Будда»).

Начало и конец этого группового барельефа обозначено двумя деревьями сал (санскр.- shal, shala; лат. – Shorea robusta), находящихся у изголовья и в ногах Будды (под таким же деревом будущий Будда принц Сиддхартха Гаутама появился на свет).

Центральную часть композиции по всей длине занимает семиметровая фигура лежащего на правом боку Будды, над которым изображены приветствующие Будду небесные существа (гандхары, апсары, девы). Ниже ложа расположена вереница фигур скорбящих учеников и последователей Будды.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

***

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Не меньшей известностью пользуется еще одна композиция, расположенная чуть дальше «Mahaparinirvana Buddha» и так же относящаяся к самым популярным буддистским сюжетам: «Искушение Будды демоном Марой» (слева – сам барельеф, справа – прорисовка из Бёрджесса).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Согласно преданию, Будда Гаутама, разочаровавшись в строгой аскезе и отказавшись от нее, внезапно понял, как он может достичь просветления и принести свое учение людям, освободив их от страданий.

Но как только он погрузился в медитацию, то тут же был атакован властелином мира страстей демоном Марой, который стал искушать Будду отказаться от своей цели и не открывать истины людям. При этом он пытался соблазнить Гаутаму своими дочерьми и запугать его армиями чудовищ, но Будда остался непреклонен и побежденный Мара исчез.

На самом деле Мара и его армия (в которую входят: Страсть, Недовольство, Голод и Жажда, Стремление (Алчность), Лень и Праздность, Трусость, Сомнения, Лицемерие и Глупость, Нажива, Известность, Почести и Слава, Восхваление себя и Пренебрежение к другим) является аллегорией страстей и пороков мешающих духовному совершенствованию человека, которые Будда смог в себе победить и передать свои опыт и знания через Учение людям. 

В свидетели своей победы Будда призвал Землю, коснувшись ее пальцами правой руки. Эта жест (мудра) в буддисткой иконографии называется бхумиспарша-мудра (санскр. – bhumisparsha, дословно «касание земли») и является  самой распространенной мудрой в буддизме тхеравады («южном буддизме»).

Одной из интересных особенностей этой композиции является то, что с точки зрения буддисткой иконографии жест Будды на этой композиции не является  бхумиспарша-мудрой (при которой ладонь развернута внутрь и рука, касающаяся пальцами земли, находится вблизи колена) – это скорее варада-мудра, при чем немного развернутая (в Аджанте эта мудра характерна для статуй стоящего Будды).

Вероятнее всего это несоответствие  связано с тем, что данный барельеф относится к самому раннему периоду изображения Будды в антропоморфном (человеческом) виде и единый канон буддистской иконографии в те времена попросту не существовал, поэтому скульпторы следовали сложившимся к тому моменту региональным традициям.

Пещера N 27

Наш осмотр Аджанты закончился на Пещере N 26, т.к. дальше нас не пустили два веселых бездельника из местных  служащих, объяснив на хорошем хинди, что доступ к этой части пещер для туристов закрыт.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Из описаний следует, что Пещера N 27 состоит из двух этажей: верхний представляет собой незаконченную и частично обрушившуюся пещеру с верандой и колоннадой, а нижний – небольшое святилище с вихарой, состоящее из небольшого главного залом с гарбагрихой, вырубленной в задней стене, четырьмя кельями на правой стороне зала и обвалившейся левой стороной.

Пещера N 28

Пещера N 28 находится слева от второго этажа Пещеры N 27 и недоступна для посещения.

Она представляет собой незаконченное святилище с вихарой, у которого  высечена только колоннада веранды.

Вероятно перед пещерой была площадка, а над верандой – каменный козырек и к ней вела вырубленная в скале в тропа, но до настоящего время из этого ничего не уцелело.

На фотографии хорошо видны  прорубленные выше пещеры желобы для отвода разрушавшей пещеру воды, а так же белесые потеки на скале, оставленные водяными потоками.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Пещера N 29

Пещера N 29 также закрыта для посещения, хотя она и не так труднодоступна, как Пещера N 28.

Она расположена сразу за сухим водопадом немного выше и вправо от Пещеры N 21 (см. фото: вверху по центру – Пещера N 29, слева – Пещера N 21, внизу – мостик над сухим руслом).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Пещера N 29 является по своему уникальным объектом: это начатая методом «сверху – вниз»  чайтья-гриха (вернее сказать махаянистский храм в форме чайтья-грихи), у которого вырублена только верхняя часть фасада и верхняя часть свода (с традиционной имитацией деревянной конструкции).

Если исходить из данных ASI, по которым ее ширина составляет 12.8 м, а глубина – 22.8 м и предположения, что по проекту были заложены стандартные пропорции 2:1:1, высота Пещеры N 29 должна была составлять 11-12 метров, а следовательно площадка перед ней должна была находиться примерно на уровне потолка Пещеры N 21.

Смотровая площадка

Сама смотровая площадка (viewpoint) находится на правом берегу (примерно напротив Пещер NN 17-19), а начало ведущей к ней лестница – где-то напротив Пещер NN 8-10, рядом с мостом, спуститься к которому можно от Пещеры N 8 (впрочем добраться сюда можно по идущей вдоль правого берега тропе, перейдя Вагхору по любому из трех мостов).

На фото вверху слева видна беседка, находящаяся на смотровой площадке, от которой до самого водопада вдоль скального обрыва идет тропинка.

Чуть ниже беседки на фото видна лестница, начало которой осталось слева за обрезом кадра.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

От беседки на смотровой площадки идет тропа, по которой можно пройти к водопаду и недавно открытым руинам монастыря 3-4 в.в. н.э.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Местность между холмами и речным ущельем абсолютно ровная и практически в любом месте можно подойти к самому краю скального обрыва (с осторожностью).

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

С обрыва хорошо виден расположенный в узкой расщелине водопад Саткунд (Satkund, sat – семь, kund – водоем круглой формы, колодец и т.п.), стекающий вниз по семи уступам, на каждом из которых есть небольшой водоем.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

 

Обратная дорога

Через несколько сот метров от начала лестницы на смотровую площадку находится нижний мост, к которому ведет мощеная тропа в тени деревьев и перейдя который попадаешь практически прямо к тикет-офису.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

***

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

Рядом на площадке,  посреди которой растет тенистое дерево, окруженное круглым каменным парапетом, пассажиров ждут автобусы.

Буддистский пещерный комплекс Аджанта (Ajanta Caves)

shus

***

Pages: 1 2

Web Analytics