·······································

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

Восточная группа пещер

Восточная группа пещер находится на расстоянии около полукилометра от западной и и выглядит несколько более живописно.

К тому же здесь расположена Пещера N 7, считающаяся главной (в основном с точки зрения науки) достопримечательностью всего комплекса аурангабадских пещер.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Сразу недалеко от входа на некотором возвышении расположились две первые пещеры этой группы:  Пещеры N 6 и N 6А («Пещера Ганеши»), к которым от площадки ведет высокая крутая лестница.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Далее на небольшом расстоянии виднеются остальные три пещеры: справа от лестницы к Пещере N 6 – знаменитая Пещера N 7, рядом с ней (вправо) – лестница ведущая наверх к Пещере N 8 (на фото – в нижнем левом углу) и вдали на возвышении – то, что называют «Пещера N 9».

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Пещера N 6 является буддистской (махаянистской) вихарой позднего периода и имеет немного усложненную планировку: кроме основного вестибюля, у центрального святилища есть собственный небольшой вестибюль с колоннадой, а по краям задней стены в небольших ячейках находятся два малых святилища.

Две жилые кельи монахов расположены по левой и правой стенам вестибюля, остальные шесть – вдоль восточной и западной стен коридора обхода (по три с каждой стороны).

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

***

 

 

Фронтальная стена вестибюля центрального святилища:

(1) Авалокитешвара (Падмапани)

(2) Ваджрапани

Гарбагриха центрального святилища:

(3) Триада: Авалокитешвара (Падмапани) <-> Будда в парьянка асане на львином троне, руки – дхармачакрамудра <-> Ваджрапани

Левое святилище у задней стены:

 (3) Триада: Авалокитешвара (Падмапани) <-> Будда в падмасане,  руки – дьхянамудра <-> Ваджрапани

Правое святилище у задней стены:

(4) Триада: Авалокитешвара (Падмапани) <-> Будда в падмасане ,  руки – дхармачакра мудра <-> Ваджрапани

 

 

 

 

Судя по всему, как и у других пещер, веранда пещеры N 6 не сохранилась, уцелели только два небольших барельефа на ее боковых стенах.

Вестибюль вихары отделен от внешнего пространства четырьмя простыми четырехугольными колоннами и двумя пилястрами.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Пол вестибюля сантиметров на тридцать ниже уровня пола центрального святилища и коридора обхода. Справа в глубине фотографии виден дверной проем в одну из монашеских келий.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Вестибюль перед гарбагрихой отделен от общего пространства двумя колоннами, выполненными в южном стиле Махендра.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Внутрь гарбагрихи центрального святилища ведут три ступени и дверной проем, выполненный в виде искусной имитации деревянного входа в храм.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

На передней стене гарбагрихи, справа слева от дверного проема высечены барельефы, изображающие бодхисатв Падмапани и Ваджрапани в окружении свиты: внизу изображены их женские соответствия (праджня): соответственно Тара (Tara) и Мамаки (Mamaki), а вверху – летящие гандхарвы .

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Внутри святилища находится фигура Будды, сидящего на «львином троне» в т.н. «европейской позе» (парьянка асана, paryanka asana) с руками в дхармачакрамудре.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Слева и справа от Будды расположена та же пара бодхисатв, что и на фасаде святилища, над которыми изображены летящие гандхарвы.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Внизу, вдоль боковых стен находятся два ряда коленопреклоненных женских фигур (по семь с каждой стороны).

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Дверные проемы келий, выходящие в коридор-обход, просты и ничем не украшены.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Дополнительные святилища, входы в которые расположен по краям задней стены коридора-обхода, обрамлены справа и слева барельефами с изображением тех же бодхисатв – Авалокитешвары (Падмапани) и Ваджрапани, а внутри находятся фигуры Будды, сидящего со скрещенными ногами на лотосовом троне (в позе «падмасана»).

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Пещера N 6А ( «Пещера Ганеши») находится влево и чуть выше Пещеры N6. Она была обнаружена позже остальных пещер (в 1961 г.), поэтому какое-то время именовалась «ненумерованной», и только  потом получила свой номер шесть с литерой «А».

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

В настоящее время пещера выглядит просто и невзыскательно: глубокая ниша, отделенная от внешнего мира двумя колоннами и двумя пилястрами. Какой вид имело это сооружение в 7-8 веке н.э. – неизвестно и вряд ли уже когда-нибудь будет установлено.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Эта пещера – одно из самых занимательных явлений среди всех пещерных храмов Индии, потому что центральным божеством здесь является изображенный на задней стене Ганеша или Винаяка (это одно из имен Ганеши и именно оно используется в буддизме), а справа от него на восточной стене расположены два изображения Будды.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Наверное все это можно был бы как-то объяснить с буддистской точки зрения, т.к. Винаяка присутствует в пантеоне махаяны и ваджраяны. Если бы не одно «но»: на левой стене находится изображение Шивы и шести женских фигур, что позволяет утверждать, что пещера N 6А является святилищем индуистского храма, а изображения Будды присутствуют в нем в качестве образов второстепенного божества.

Очевидно, что здесь имеет место проявление религиозного синкретизма и что эта  пещера относится к периоду упадка буддизма в Центральной Индии и «растворению» его в индуизме, но каких-либо более четких объяснений этого явления мне пока не попадалось. 

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves) Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

 

Сразу справа от лестницы, ведущей к пещерам N6 и N6 А находится главная достопримечательность (так пишут везде) комплекса Аурангабадских пещер – Пещера N7.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Пещера N 7 является буддистской вихарой с центральным святилищем. В соответствии с ее иконографией Пещеру N 7 относят к позднейшим формам развития буддизма в Индии: поздней махаяне или ранней ваджраяне (индийскому тантрическому буддизму).

Она датируется 7-8 в.в. н.э. и считается последним сооружением такого рода в Индии – после нее пещерных буддистских храмов больше не сооружалось.

Планировка пещеры N 7 включает в себя: не сохранившуюся веранду; вестибюль с двумя вспомогательными святилищами по бокам, который отделен от основного помещения сплошной стеной с проходом и окнами; центральное святилище – гарбагриху и коридор-обход с шестью кельями по боковым стенам и двумя вспомогательными святилищами по краям задней стены.

 

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

***

Главный вестибюль:

(1) «Семь матерей» (Saptamatrikas) – группа богинь индуизма и тантрического буддизма, всегда изображаемые в виде единой гептады. По краям группы – изображения двух Будд.

(2) Вайшравана (Vaisravana, Jambhala) – буддистская форма Куберы (Kubera) и Харити (Hariti).

(3) Авалокитешвара (Падмапани).

(4) Ваджрапани.

Гарбагриха 

(5) Тара (Tara) – женское соответствие (праджня) Авалокитешвары.

(6) Мамаки (Mamaki) – женское соответствие (праджня) Ваджрапани.

(7) «Танцующая девушка и музыканты»

(8) Будда в парьянка асане на львином троне, руки – одна из разновидностей дхармачакра мудры.

Левое святилище у задней стены:

(9) Будда на львином троне с двумя бодхисатвами.

Правое святилище у задней стены:

(10) Будда на львином троне с двумя бодхисатвами.

 

 

 

Главный вестибюль отделен от несуществующей веранды колоннадой из четырех колонн и двух пилястров. Четырехугольные колонны не имеют капителей и украшены изысканной резьбой: медальоны с сюжетами на каждой из четырех сторон и нижний фриз с традиционным мотивом процессии слонов (gajarathas).

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Пол вестибюля значительно ниже уровня пола внутреннего помещения, а в его боковых стенах высечены два святилища второстепенных божеств, каждое из которых отделено от основного объема двумя простыми колоннами (на фото, в глубине – святилище Saptamatrikas – Семи Священных Матерей).

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

На задней стене вестибюля находится входной проем в основное помещение и два окна. В простенках между входом и окнами расположены два групповых барельефа, с фигурами бодхисатв.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Левая панель представляет собой изображение Авалокитешвары (Падмапани) в форме защитника от Аштамахабхайяс (Ashtamahabhayas) – «восьми главных опасностей», которые подстерегают странствующих.

В центре композиции изображен стоящий на лотосовом троне Авалокитешвара с правой рукой, поднятой до уровня груди и развернутой ладонью наружу (абхаямудра – жест защиты и бесстрашия).

Слева и справа от него в два столбца расположены восемь небольших панелей со скульптурными группами, на каждой из которых изображен Авалокитешвара, устремленный к своим последователям, подвергнутыми одной из «восьми главных опасностей».

Этими главными опасностями согласно традиции являются: Огонь (верхняя панель в левом столбце), Грабеж, Демон, Кораблекрушение (нижняя панель в левом столбце), Львы (верхняя панель в правом столбце), Змеи, Слоны (третья сверху панель в правом столбце) и Обезьяны.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

На левой панели в центре изображен Ваджрапани в окружении второстепенных персонажей буддистского пантеона.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Напротив проема, соединяющей вестибюль с основным помещением вихары, находится гарбагриха с главным образом Будды.

Слева от входного проема в гарбагриху расположен групповой барельеф, в центре которого выделяется фигура Тары – женского соответствия (праджни) Авалокитешвары.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Справа же от входа находится скульптурная группа, центральной фигурой которой является Мамаки – женская ипостась Ваджрапани.

Традиционно широкие бедра богинь во всех религиях символизируют плодородие, тем более в Индии, где изображение широкобедрых и с узкой талией женщин является практически каноном на протяжении не одного тысячелетия, но здесь с нижней частью изображения Мамаки скульптор явно перемудрил. В результате в традиционной позе «трибханага»  (S-образный изгиб тела) богиня с такими формами выглядит несколько комично. 

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Внутри гарбагрихи находится фигура Будды, сидящего на львином троне с руками в дхармачакрамудре.

Слева и справа от него расположены две группы находящихся друг над другом небольших фигурок Будды, изображенных в позе медитации (дхьяни асана) с руками в различных мудрах.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Слева от Будды на нижней части западной стены можно увидеть местную знаменитость – барельеф, который наряду с панелью «Восьми главных опасностей» упоминается во всех, даже самых кратких описаниях Аурангабадских пещер.

На этом барельефе в центре композиции с великолепной пластикой изображена танцующая девушка, а на заднем фоне – небольшой оркестр из шести женских фигур, играющих на различных музыкальных инструментах.

В отличии от основной массы изображений буддистских храмов, довольно стандартных по сути и во многом однообразных по исполнению, это скульптурная группа выглядит как-то очень жизненно, что совсем не вяжется с обстановкой буддистского святилища и скорее более подходит для индуистского храма. 

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Коридор-обход Пещеры N 7 шире, чем у Пещеры N 6, а боковые кельи такие же простые и незатейливые.

По краям его задней стены расположены два вспомогательных святилища с триадами, состоящими из Будды и двух бодхисатв.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

 

Лестница, ведущая  наверх к Пещере N8, находится сразу справа  от Пещеры N 7.

Доступ к этой пещере был закрыт (возможно из-за ремонта), поэтому пришлось ограничится обзором снаружи и снизу вверх.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

То что называется Пещерой N9 представляет из себя группу из трех последовательно расположенных буддистских святилищ традиции махаяна.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Третий по счету (слева на право) храм был выдолблен в мягкой горной породе (включении в коренной базальт), и поэтому практически не сохранился.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Зато два других святилища, высеченных уже в базальте, сохранились очень хорошо. Они объединены между собой одной общей верандой с частично обрушенным козырьком, но имеют раздельные вестибюли, отделенные от веранды колоннадой.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Вестибюли соединены между узкими проходами. На фото внизу – проход из разрушенного храма во второй храм.

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Внутренняя планировка отдельных святилищ довольно типовая: открытый к югу вестибюль с барельефами махаянистского пантеона на боковых стенах и проходами в соседнее святилище и гарбагриха с образом Будды и двумя бодхисатвами слева и справа от входного проема.

На фото проем из пазрушенной части в целую.

shus

***

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

***

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

***

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

В конце веранды расположена скальная ниша с главная достопримечательностью этой «пещеры»  – фигура лежащего Будды (Будда в махапаринирване).

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

На фото ниже: вид с площадки Пещеры N 9 на вход и остальные пещеры восточной группы .

Буддистские пещеры Аурангабада (Aurangabad caves)

shus

Pages: 1 2

Web Analytics