·······································

Государство Фунань (Бапном)

<< К оглавлению «Государства Юго-Восточной Азии»

Глава I. Азия на рубеже древности и средневековья

автор раздела – Н.В. Ребрикова

Для обработки легких почв болотистых низин Индокитая не требовалось каменных или металлических орудий: земледельцы обходились деревянным инвентарем собственного изготовления. Это тормозило развитие ремесла внутри общины.

Единичные устойчивые зоны земледелия и редкие очаги индустрии камня и металла в Юго-Восточной Азии не создавали общественной базы расширенного воспроизводства, как это происходило в более развитых регионах Азии.

К началу нашей эры наблюдается дифференциация региона – по темпам экономического развития прибрежные области Индокитая вырываются вперед. Складываются два хозяйственно-культурных комплекса – земледельческий в глубине полуострова и промыслово-посреднический на побережье.

Население побережья отличалось также и этнически, оно принадлежало к народам аустронезийской группы языков.

Заселявшие глубинные районы мон-кхмеры говорили на языках аустроазийской группы.

Малаккский полуостров получил особую хозяйственную специфику как центр добычи золота и олова и назывался Суваннабхуми – «страна золота».

Под воздействием торгового обмена с промысловыми районами земледельческое население глубинных районов переходило к более продуктивным формам земледелия, осваивая новые сорта риса и более сложные и совершенные системы «управления водой». Сооружались такие системы общинами и контролировались общинной властью.

Коллективные формы хозяйствования, предопределяя уравнительность в распределении, сдерживали процесс индивидуализации личности.

Место человека в мире было неотделимо от рода и общины. Соответственно и в общественных связях упор делался на моральные обязательства, предполагавшие взаимопомощь и взаимоподдержку. Земля рассматривалась как естественное условие существования коллектива.

Преимущественные права владения участком земли закреплялись за первопоселенцами и их потомками, права на землю чужаков ограничивались.

Экономическая деятельность общин была тесно увязана с морально-этическими целями. «Богатство» – осмысливалось очень широко, понималось как плодородие земли, многочисленность социального коллектива, добропорядочность людей.

В первые века нашей эры социально-экономические и политические процессы в прибрежных обществах Индокитая были стимулированы усилением миграций.

В результате подчинения одного народа другим происходит включение в состав победителей групп иноэтнического происхождения в качестве зависимых и рабов.

Родо-племенную геронтократию оттесняют выросшие из ее среды аристократические роды (кланы). Идет разделение родов на царские, аристократические, незнатные. Первые стали занимать в производственной, социальной, идеологической сферах особое место, извлекая для себя выгоды материального и престижного характера из новых и древних институтов.

Идеологически закрепляется положение в иерархии низших слоев: в соответствии с логикой аристократии они наделялись «темной» душой.

Обладатели «темной» души – это даса. Их земной удел – услужение «благородным», а посмертный – прозябание в преисподней. К этому времени относится крушение материнского права и укрепление отцовского рода, в котором, правда, собственность и права на землю не переходили от отца к сыну, а сохранялись в пределах рода.

Указанные перемены коснулись населения побережья Сиамского залива, а также территорий вдоль побережья Андаманского моря.

I-II века в Индокитае – это время возникновения государственности.

Ранние надобщинные политические структуры строились по типу общины.

Политическая власть принималась общинами в силу традиции: ей приписывались связь с Космосом, магические способности противостоять Хаосу.

Поэтому оказался логичным союз возникавшей монархической деспотической власти с брахманизмом, проникавшим из Индии.

С начала нашей эры в обществах Индокитая начался растянувшийся на тысячелетие процесс «брахманизации» – синтеза брахманизма и местных культов.

Аристократические роды, монополизировавшие политическую власть и отправление культа, принявшие брахманизм, не отказались и от шаманизма.

Правители первых политических образований именовались варманами (от инд. брахман) , им приписывалась магическая способность обеспечивать благополучие коллектива. Они сосредоточивали в своих руках светскую – управление – и духовную власть.

Правящая аристократия первых городов-государств, возникших в северной части Малаккского полуострова, захватила землю и недра, включилась в дальнюю торговлю, ставшую важным источником ее обогащения.

Население городов прибрежных государств этнически было неоднородным: значительную его часть составляли торговцы из стран, лежавших к западу и востоку от Индокитая, а также выходцы из Индии. Это способствовало распространению буддизма, выступавшего против кастовых ограничений.

Во II в. н.э. морские коммуникации протянулись от Александрии в Египте далеко на восток, включив и порты Южной Индии и Юго-Восточной Азии: составленная около 150 г. Птолемеем «География» называла ряд государств этого отдаленного региона.

Открытие в это время механизма использования муссонов, совершенствование судостроения – появление значительных по грузоподъемности морских судов – стабилизировали морские торговые связи государств Малаккского полуострова с портами Бенгальского залива.

Известно, что в 166 г. морским путем в Китай проследовало посольство из Римской империи, сделавшее остановку в одной из местных столиц, с чем исследователи связывают распространение в торговых и ремесленных поселениях этой части Индокитая светильников «римского стиля».

Города-государства Малаккского полуострова во II в. были известны китайцам, которые поражались высокой плотности местных агломераций. Сведения о государствах Малаккского полуострова фиксировались в китайских хрониках.

По словам китайского хрониста III в., в городах-портах Малаккского полуострова «встречались Запад и Восток», совершался обмен товаров, привозимых из Китая, на товары, поступающие из Индии и стран Передней Азии.

В привилегированных общинных центрах появляются крепостные сооружения, культовые здания.

Социальная эволюция местных обществ вызвала потребность в новой социально-политической терминологии, которая заимствуется из Индии.

Укрепленный центр общины – город – в санскритской эпиграфике стал называться нагара; он противостоит деревне – граме, заселенной матрилинейными – матракула – семьями; глава домовой общины, старейшина, именуется домохозяином – пати.

Борьба аристократических родов за ресурсы повела к формированию профессионального воинства – кшатриев.

Камни духов стали восприниматься как линги (фаллический символ), хотя и сохранили свою прежнюю функцию символов власти и собственности городов-государств на территорию. Духи, оберегавшие территорию племени, трансформировались в локапалов – божеств-хранителей четырех сторон света в культуре индоиранских народов.

Укреплению политической власти аристократии помогал социально-политический опыт обществ Южной Индии: у последних была перенята идея обожествления власти правителей, что на местной почве поддерживалось культом священных гор, на вершинах которых обитали души предков.

Главы царских родов становятся девараджами, их власть освящали брахманы. Идея девараджи помогла местным патриархам встать над подданными.

Формируется аппарат управления: варманам подчинялись вожди-раджи, а последним – кулапати, главы патронимий, которыми они управляли авторитарно; включение в надобщинный аппарат управления превращало кулапати в ненаследственное должностное лицо, получившее ранг и регалии власти.

Связь с общинами давала возможность общинной верхушке ограничивать деспотизм варманов и играть значительную социально-политическую роль в составе правящего слоя.

Обычай регистрируется законоведческой литературой – дхармашастрами, племенное собрание теряет ряд своих функций и превращается в судебный орган по образцу индийской сабхи.

Варман с приближенными, советниками и управителями переходит в укрепленный центр – нагару.

Хижина вождя превращается во дворец дева-раджи, охраняет его «гвардия» из даяков (одно из племен Борнео).

Здесь же находятся казна – коша, амбары для хранения резервного фонда риса.

Термин нагара постепенно получает широкое толкование – страна, земля, государство.

Символом суверенитета был знак Солнца, восходивший к зороастризму и понятный разноязыкому городскому населению.

Местные династии именовались Солнечными – Сурьявамса (власть правители наследовали по женской линии).

В местных обществах знак Солнца был соединен со знаком буйвола: как символ суверенитета, он основывался на фонде древних аграрных верований.

Распространявшийся в нагара брахманизм толковал местные верования как допустимые модификации единых религиозных установок – так стал формироваться местный индуизм, трансформировавший культ Солнца в почитание индуистского божества Вишну.

Брахманизм, не ограничиваясь культовой сферой, закреплял формы социальной стратификации через понятия дхармы и кармы, стабилизируя функциональное разделение труда.

Это позволило через мораль и религию сформировать новую модель социально-экономических отношений в ранних классовых обществах Индокитая. Она строилась на государственной эксплуатации и централизованном распределении доходов: государство пополняло казну за счет налогов и даней, используя для их взимания кшатриев.

Правящая аристократия усвоила представления об особом положении высших индийских варн, но наследование социального статуса «брахмана» и «кшатрия» не стало непреложным принципом.

Наследование власти в агнатной группе по женской линии подрывалось восходившими к племенным традициям принципами меритократии, что приводило к смене династий, обновлению состава правящего слоя.

Формировавшиеся военные вожди, оттесняя правителей – варманов, в ряде случаев захватывают власть. Это особенно заметно в ранней истории государства Фунань (Бапном).

Со II в. н.э. в прибрежных государствах Индокитая распространилась письменность – санскрит, появились немногочисленные надписи.

Сильно разрушенная надпись с территории Камбоджи донесла до нас наименование правящего рода – Бапном; в нем отражена древняя кхмерская традиция.

В архаическом прошлом ба было апеллятивом к имени героя, а во II-III вв. означало «господин, владыка, царь».

В исторические времена апеллятив ба получают священные горы. Столица правящего рода – Вьядхапура – была расположена у подножия священных холмов, которые назывались Бапном («Царь-гора»).

Название столицы – «Город охотников» – связано с тем, что боевую подготовку молодые воины получали на охоте за слонами, составлявшими ударную силу войска государства.

Это государство китайские источники именовали Фунань. Центром Фунани была территория правящего рода, его глава имел титул курунг пном.

Он заботился о хозяйственном освоении территории и ее защите, а также контролировал данников – как царства, так и территории, общества которых не достигли стадии классообразования.

В III в. один из военачальников государства Фунань – Фанман – подчинил власти Бапнома прибрежные царства на западе вплоть до Малаккского полуострова. Фанман, согласно преданию, «вышел из народа» и за свои военные заслуги был избран населением править страной. При нем Фунань превратилась в значительную торговую империю: до нее еще не дошла волна натурализации экономики, охватившая в это время Римскую империю, Ближний Восток и Индию после распада Кушанской империи.

В прибрежных обществах Индокитая распространяются технические достижения обществ, расположенных к западу. Это сказалось как в земледелии (улучшение дренажа, сооружение судоходных каналов), так и в ремеслах. Вместо безликих ремесленных изделий, характерных для городов-государств (нагара), появляются произведения искусства, рассчитанные на индивидуального заказчика.

Портом Фунани был Окео. Археологические данные говорят о значительном развитии внешней торговли, увеличении богатства аристократических родов. Но богатство не удерживалось в сфере обращения, а сразу же потреблялось в престижных тратах и войнах.

В истории Фунани заметным рубежом был IV век.

Развернулась «сельскохозяйственная колонизация» принудительным трудом населения: организованные государством по общинному принципу отряды-варги сооружали каналы, проводили дренажные работы в болотистой дельте Меконга. Освоенные земли были посвящены богам и признаны царскими. За работами наблюдал принц Гунаварман.

Аналогичным способом были освоены земли на восточном побережье Малаккского полуострова.

Расширилось земледельческое производство. Были созданы важные предпосылки для дальнейшего развития социально-экономической системы, рассчитанной на регулярное производство прибавочного продукта.

Развитие экономики дало новый толчок урбанизации. Область застройки Окео составила 450 га, а его влияние проникало на 200-300 км в глубь материка.

Судя по данным археологии, ремесленники составляли значительную часть его населения. Вероятно, возникли профессиональные ремесленно-торговые корпорации по образцу индийских. На сравнительно высокой технологической базе металлургии бронзы и железа совершенствуется производство оружия; развиваются судостроение, ювелирное дело, гончарное производство.

Это же время отмечено расцветом городской культуры и усилением аристократических и олигархических семейств, связанных с городом.

Связи порта Окео на западе доходили до Переднего Востока и Северной Индии, что приводило к проникновению в Фунань западного влияния.

Исследователи отмечают, например, наличие в глиптике IV в. иранских мотивов.

Появление в Фунани Лунной династии (Сомавамса), в которой власть передавалась по мужской линии, также связывают с появлением на троне правителя иранского происхождения.

Индийское влияние ярче всего проявилось в период правления Каудиньи II (начало V в.).

Согласно китайским источникам, он был выходцем из торгового центра государства Пан-пан на Малаккском полуострове. Ему приписывается изменение местных законов, приведение их «в соответствие с индийскими».

Именно в это время появляются статуэтки богов индийского пантеона – Шивы, Индры, Агни, Дурги, – но не привозные, а местного производства.

Памятники материальной культуры, обнаруженные в порту Окео и датируемые V в., – свидетельство роста интереса знати к денежным доходам.

В местную лексику входят санскритские слова со значением «имущество» (дханикам), «хозяин имущества», «даритель имущества». Известны санскритские надписи на печатях, кольцах, пломбах – «часть, идущая правителю»; «часть, идущая на жертвоприношение богам»; «дар – знак щедрости дарителя».

На некоторых предметах поставлены имена в родительном падеже, т.е. имена владельцев. Найдены амулеты с надписями-предупреждениями, амулеты-пломбы.

К концу V – началу VI в. относится наибольшее число найденных надписей и амулетов, а также предметов, имевших отношение к связанному с городской средой буддизму (правда, сильно вульгаризированному).

Ареал политических и торговых контактов Фунани на востоке охватывал не только Чампу, но доходил и до китайских государств.

При преемнике Каудиньи II Шри Индравармане (до 434 – после 438) торговые связи прослеживаются до китайских портов Жяоти и Панюй (совр. Кантон).

При Джаявармане (до 480-514) поддерживались регулярные торговые и дипломатические контакты с китайским государством Южное Ци. Туда поставлялись изделия из золота, редкого в азиатских странах, слоновой кости, стекла.

Империя Фунань оказала заметное стимулирующее воздействие на социальные процессы в глубинных районах Индокитая. Здесь наблюдается возвышение провинциальной знати – верхнего слоя общин, вовлеченных в процесс классообразования.

С V в. отмечено почитание бога Вишну, вобравшее в себя элементы местных земледельческих культов.

В V-VII вв. возникает ряд государств также и в глубине материка. Правившие там роды, причислявшие себя к Солнечным династиям, постепенно через браки устанавливают родственные узы с представителями Лунной династии Фунани:

Солнечный клан – Сурьявамса – стал упоминаться в генеалогии ее правителей.

Слияние Лунной династии Фунани и Солнечных династий глубинных районов Индокитая произошло в конце VI – начале VII в.

Одновременно наблюдается усиление палеокхмерского влияния в материальной культуре Индокитая.

В VII в. империя Фунань, процветавшая в течение ряда столетий благодаря внешней торговле, была поглощена новыми государственными образованиями, возникшими преимущественно в земледельческих районах полуострова (Ченла Земли, будушая Камбуджадеша).

Web Analytics