·······································

Восемь Шведагонов Страны Шанов

Главы из электронного буклета шанской женской правозащитной организации SWAN «Forbidden Glimpses of Shan State (A brief alternative guide)», published in November 2009 by SWAN (Shan Women’s Action Network)

перевод shus 2010

 

Реплики пагоды Шведагон

За несколько прошлых десятилетий бирманские генералы построили в Шанском национальном округе (Shan state) многочисленные реплики известной рангунской (янгонскойприм. shus) пагоды Шведагон.

Эти взметнувшиеся вверх золотые ступы могут показаться привлекательными для среднего туриста.

Однако они вызывают глубокое негодование местных жителей, поскольку принижают местные сооружения и построены в стратегически важных местах.

Бирма - Шведагон (Burma - Shwedagon)

В начале 1995, режим начал строительство реплики Шведагона в Монг Ла (Mong La), на китайской границе к северу от Кенгтунга (Kengtung).

Эта территория была «умиротворена» после подписания соглашения о прекращении огня в 1989 году.

Бирманский начальник разведки Кхин Ньюнт (Khin Nyunt), выступавший посредником при переговорах о подписании соглашения, спонсировал строительство пагоды, которая была освящена в 1997 году.

Режим обещал процветание и развитие после подписания соглашения, но не дал практически ничего, кроме символической пагоды.

Спустя 20 лет после перемирия, Монг Ла (Mong La) стал печально известным китайским игорным курортом.

В ноябре 1995, вооруженные силы начали строительство реплики Шведагона рядом с городом Тачилек (Tachilek), который находится на востоке Шанского округа на границе с северным Таиландом.

Бирма - Шведагон (Burma - Shwedagon)

Shwedagon replica in Tachilek

Это было в тот самый год, когда Армия Бирмы отбила самую крупную атаку на город шанских повстанцев, и пагода стала символом их доминирования над этой пограничной территорией.

Эта пагода была построена полностью мастерами и рабочими из Центральной Бирмы.

Обе ритуальные церемонии – и при начале строительства в 1995 году, когда священные реликвии были помещены в основу пагоды, и при его завершении в 1998 году, когда реликвии были помещены на вершину пагоды и «htee» (священный зонт) был водружен на шпиль – были выполнены самими бирманскими военными.

Согласно традиции этот ритуал освящения  должны выполнить монахи, однако, местные монахи были приглашены только после того, как главные ритуалы были закончены.

В 1997 году местное военное командование начало строить реплику Шведагона в Кунхинге (Kunhing), одном из поселков в центральной части Шанского национального округа, где режим только что осуществил насильственное переселение около 300 000 гражданских лиц в рамках массовой кампании по борьбе с повстанцами..

Пагода была названа «Maha Kanbawza Pyi Nyein Aye» (что в переводе с бирманского означает «Мирная Шанская Земля» (Peaceful Shanland).

Генерал Маунг Айе (Maung Aye) лично руководил церемонией закладки пагоды, которая была проведена в 9:00 в 9-ый день 9-ого месяца лунного календаря (9 является благоприятным число для лидеров военного режима).

Согласно местному обычаю ценные предметы в основание пагоды при церемонии ее закладки должны были поместить местные монахи и крестьяне, но они были удалены с церемонии и все действия были выполнены военными офицерами.

После церемонии местные крестьяне, включая детей, были принудительно привлечены к строительству пагоды.

Следующая реплика была построена в июне 2000 года в Монг Яй (Mong Yai), практически в центре Шанского национального округа, около самого высокого шанского пика  Лой Ленг (Loi Leng).

В 2001 году сооружение другой реплики Шведагона было начато в Монг Пан (Mong Pan)стратегическом командном центре Армии Бирмы в южной части Шанского национального округа, осуществляющим контроль над военными операциями против  шанских  сил сопротивления, базирующихся вдоль тайской границы.

Пагода была сооружена на холме к западу от города на месте старого шанского храма, который был перемещен в другое место, для чего были конфискованы 300 акров сельхозугодий.

108-футовая (1+8=9) пагода, названная «Maha Tejadhipati» («Великая сила» («Great Power»), была закончено в 2003 году.

В настоящее время военные власти вынуждают местных крестьян посменно охранять пагоду и требуют, чтобы ежегодное традиционное празднование обряда посвящения происходило именно в этом месте.

Бирма - Шведагон (Burma - Shwedagon)

В январе 2003 года было закончено сооружение следующей реплики Шведагона в Пангхсанге (Panghsang), на территории народности Ва (Wa), подписавшей соглашение о прекращении военных действий.

И снова главный посредник на переговорах о прекращении огня генерал Кхин Ньюнт (Khin Nyunt) лично руководил церемонией освящения.

В 2002 году по приказу Старшего Генерала (?) (Senior General) Тан Шве (Than Shwe) режим начал сооружение очередной реплики Шведагона в Панг Лонге (Pang Long), где в 1947 году было подписано историческое соглашение этнических народов Бирмы по объединению в Бирманский Союз для получения независимости от Британской империи.

135-футовая (1+3+5 = 9) пагода была названа «Maha Rahtarbhithamaggi» («Великое единство страны» («Great State Unity») и расположена перед памятным монументом в честь подписания соглашения так, чтобы заслонить его.

Четверть города была насильственно перемещена, чтобы построить дорогу к новой пагоде, сооружение которой было закончено в 2006 году.

В 2006 при въезде в город Лашио (Lashio)месте базирования Северо-восточного командования – была построена 135-футовая (1+3+5=9) реплика Шведагона, названная «Yan Daing Aung Hsutaungbyi» («Исполнение желания победить любого врага» («Fulfilment of the wish to defeat every enemy»).

Сооружение пагоды спонсировал сам генерал Тан Шве (Than Shwe).

Хотя местный жители избегают эту пагоду, военные заставляют их праздновать Шанский Новый Год именно здесь.

Стоящий Будда в Кенгтунге (Kengtung)

Это статуя стоящего Будды высотой более 60-ти футов было сооружено в 1998 на холме Лой Йом Сак (Loi Jom Sak) к западу от озера – самом высоком месте в городе Кенгтунге (Kengtung).

Бирма - Будда (Burma - Buddha)Статуя стоит лицом на восток, правая рука с указательным пальцем вытянута в сторону города – необычное авторитарное положение для Будды, которое местные жители воспринимают с подозрением.

Монумент был построен по заказу тогдашнего губернатора района Треугольника (Triangle Region Commander) Тейн Сейна (Thein Sein).

Для контроля за сооружением статуи из Мандалая были привезены бирманские мастера, а вместо местных строителей были наняты военнослужащие бирманской армии, размещенные в городе (судя по всему, прототипом статуи послужил Будда на Мандалайском холме – единственное в мире изображение стоящего Будды Гаутамы с указющим перстом – shus).

Во время сооружения статуи были нарушены границы участков местных жителей.

Согласно шанскому обычаю после окончания сооружения образа Будды проводится специальная церемония, во время которой монахи и сельские жители помещают священные и драгоценные предметы внутрь «сердца» Будды.

Однако, во время сооружения этого образа Будды, никто из местных жителей не был приглашен на эту церемонию, и люди остались в неведении, что же на самом деле было вложено в образ.

После того, как статуя была закончена, двое бирманских монахов были вызваны из Рангуна (Янгона – shus) и назначены старшими в новом храме, расположенном у ног монумента.

Местные жители убеждены, что этот образ приносит им неудачу, и избегают оказывать ему почтение.

Продавцы говорят, что они ничего не могут продать, если они пройдут мимо монумента по пути к утреннему рынку.

Поэтому они предпочитают сделать крюк, лишь бы не проходить под статуей.

Местные жители приводят свидетельство того, что статуей недовольны и небесные силы: спустя только шесть месяцев после того, как она была построена,  указательный палец вытянутой руки был отбит ударившей в него молнией.

Был вызван бирманский строитель и статую быстро восстановили.

 

P.S.

1. Географические названия не уточнял, так что скорее всего есть неточности.

2. К благородному негодованию автора(ов) следует относится с осторожностью – здесь не вся правда.

Приличная часть Шанской области находится под контролем различных военизированных группировок (и не только шанских), подписавших с центральным правительством всего лишь соглашение о прекращении огня.

Основным же источником  финансирования борьбы повстанцев-сепаратистов является опиум, производимый на подконтрольных им территориях. Он же во многом является и главным мотивом борьбы за независимость.

Информационная война с центральным правительством финансируется в основном из-за рубежа и ведется оттуда же, причем очень масштабно и со множеством необъективной информации.

Web Analytics