·······································

У Вин Маунг «Эволюция ступ в Мьянме (с 1-го века н.э. до 19-го века н.э.)»

«Evolution of the Stupas in Myanmar (1st Century A.D. to 19th Century A.D.)»

U Win Maung (Tampawaddy ), Classical Architect

Myanmar, 2007

перевод: shus, 2012

Многовековая история Мьянмы – одной из стран Тхеравады в Юго-Восточной Азии – неотделима от буддизма, буддистского искусства и буддистской литературы.

Государства Пью (Pyu), являющиеся самыми ранними цивилизациями древней Мьянмы, были связаны морскими и сухопутными торговыми маршрутами как с Северной, так и с Южной Индией, поэтому точкой начала отсчета в эволюции ступ Мьянмы безусловно являются образы ступ ранней Индии. 

Тема, затронутая в данной статье (1), уже не раз освещалась многими учеными и историками, пишущими о Мьянме (особенно хотелось бы отметить Sujata Sony из Мандалайского университета и покойного профессор истории д-р Than Tun). Мне же хотелось взглянуть на это с точки зрения мьянманской классической архитектуры и с учетом последних открытий и текущей информации.

Прежде всего необходимо сделать краткий обзор хронологии истории Мьянмы. Старые хроники (2) сообщают, что период Пью начинается с 6-го столетия до н.э. (3), т.е. примерно через сто лет после Махапаринирваны Будды, а основание династии Багана датируется вторым столетием нашей эры.

В то же время современные историки (4) считают, что начало периода Пью было не ранее 1-ого столетия н. э., а династия Багана была основана в 8-ом столетии н. э. Между этими двумя датами имеется так называемый «переходный период»: с 5-ого столетия н. э. и до 9-ого столетия н. э.

В данной статье особое внимание уделяется эволюции ступ Мьянмы именно в этот «переходный период» и рассматривается влияние на архитектуру бирманских ступ со стороны индийских художественных и архитектурных школ периодов Андхры (Andhra), Гуптов (Gupta) и Пала (Pala), а так же Шри-Ланки.

———————————————————————————————————————-

(1) Архитектура буддийских монументов или эволюция ступ, храмов и монастырей.

(2) (a)The great chronical by U Ka Lar, (b)Glass Palace chronicle, (c)New chronicle by U Tun Nyo.

(3) Последняя столица Пью Шри Кшетра (Sri Kshetra), была основана королем Дут Та Баунгом (Dut Ta Baung) в 101 году буддистской эры.

(4) Британский профессор истории Гордон Люс (Dr. G. H. Luce) и его последователи. По их утверждению бирманские племена начали расселяться в Бирме толко в 8-ом веке н.э.

———————————————————————————————————————-

На карте расположенной слева показано местоположение древних столиц Пью на территории Мьянмы: от самой ранней и самой северной столицы Тагаун (Tagaung) до последней и самой южной – Шри Кшетра (Sri Kshetra), включая Баган (Bagan), расположенный между этими двумя городами, на правом берегу реки Ирравади (Ayeyar Waddy).

Хотя традиционные буддистские источники Мьянмы утверждают, что пагода Шведагон (Shwedagon) в Янгоне была построена во времена жизни Будды для помещения в ее реликварий священных волос Будды, привезенных из Индии братьями-купцами Тапуссой и Бхаликой, в настоящее время мы не в состоянии определить каким был изначальный вид ступы.

Существующая пагода Шведагон часто достраивалась многочисленными правителями (5) в различные исторические периоды, при этом очередное сооружение строилось поверх прежнего.

Самым ранним свидетельством существования буддистских ступ в Мьянме является фундамент KKG-3, раскопанный в Бейктано (Beikthano) (6) (Центральная Мьянма), где было найдено серебряное изображение Будды, имеющее ярко выраженные признаки стиля Амаравати.

Рядом со ступой был найдено терракотовая печать с короткой надписью письмом брахми, которая вероятно относится к периоду Шунгов и возможно старше самой ступы, т.к. стиль ступы близок к стилю Амаравати, а не Шунга (7).

Основание ступы KKG-3 состоит из трех концентрических колец. У самого внутреннего (верхнего) кольца по четырем главным сторонам света пристроены небольшие прямоугольные основания, которые вероятно служили опорой для колонн, установленных на аяках (ayaka) (как у великой ступы в Амаравати) (ayaka – плиты на невысоких пьедесталах, предназначенные для ритуальных подношений – прим. shus).

По сравнению с Амаравати, ступа KKG-3 в Бейктано (Beikthano) имела меньший размер, а ее концентрические обходы были шире.

———————————————————————————————————————-

(5) Нынешняя ступа Шведагон была увеличена до настоящего размера монской королевой Шинсопу (Shin Saw Pu) в 15-ом веке н. э.

(6) Столица Пью около Магвэ (Magwe) была основана королевой Pan Htwa. Методом радиоуглеродного анализа Бейктано датируется 1-ым веком н.э.

(7) У ступы в Амаравати было по пять колонн на каждом из четырех квадратных пьедесталах  ayaka, установленных у основания купола по основным сторонам света. У ступ периода Шунга (Sunga), Санчи (Sanchi) и Бархут (Barhut), не было ни квадратных пьедесталов, ни колонн.

———————————————————————————————————————-

Искусство Гандхары (8) оказавшее огромное влияние на архитектуру Индии периода Гуптов, не миновало и Наланду(Nalanda), расположенную на востоке Индии недалеко от Бодх Гаи.

Реконструкция великой ступы в Наланде (Nalanda) позволяет представить ее внешний вид: увенчанное хармикой (Harmika) и зонтом-чаттравали (Chattravali) сферическое тело в форме купола установленное на цилиндрическом основании в форме барабана, и размещенное на высокой квадратной платформе, на которую ведет лестница, а по углам находятся четыре малые ступы.

У представленной на рисунке ступы в Гве Бин Тет Кон (Gwe Bin Tet Kon) (9) форма подобна ступе в Наланде. Ступа в центре рисунка воспроизведена по изображению на каменном барельефе, найденном при раскопках холма Кхин Ба Кон (10).

Реликварная шкатулка (relic сasket ) помещалась на верху квадратной платформы, которая была красиво украшена терракотовыми барельефами (11), человека, скачущего на лошади с мечом в руке.

Наверх главной платформе ведут четыре лестницы, ориентированные по четырем главным сторонам света. У других подобных сооружений, раскопанных в Халине (Halin), Бейктано (Beikthano) и Maing Maw (Pinle), как и у ступы в Наланде, имеется только одна лестница.

Фундаменты ступ в виде квадратной платформы с находящимся на них основанием в виде концентрических колец и с остатками лестниц, расположенными только с одной стороны, были найдены не только в Наланде периода Гуптов, но также и в Амаравати и Нагарджунаконде (Nagarazuna Konda) в области Андхра (Andhra) на Восточном побережье Индии.

На основании приведенных фактов можно с уверенностью утверждать, что стиль ранних ступ Пью формировался под влиянием искусства Андхра, а образ поздних ступ уже отражал влияние Гупта.

Еще один вид ступ, существовавших в Шри Кшетре, можно распознать по найденному здесь реликварию из горного хрусталя и золота (12), выполненному в форме ступы, и по миниатюрной терракотовой вотивной ступе (13), выполненной в технике керамической посуды (14) (рис. справа).

В обеих моделях тело ступы в форме яйца установлено на круглой платформе и увенчано хармикой и зонтом.

Несколько изображений ступ такого типа на терракотовых вотивных табличках было также найдено в Шри Кшетре.

Хотя найденные модели и изображения полностью подобны ступе  Nga Kyawe Nadaung в Багане, в самой Шри Кшетре и других столицах пью подобного вида ступ до сих не обнаружено (возможно они сокрыты в  не раскопанных холмах, которых еще огромное множество на территориях столиц Пью).

———————————————————————————————————————-

(8) Сейчас находится на территории Пакистана.

(9) Холм в юго-восточной части Шри Кшетры (так называемой Ma Thi Kya Kon), расположенный за городской стеной, был раскопан Департаментом Археологии в 1927 году.

(10) Холм около Gwe Bin Tet Kon находится внутри городских стен. Раскопки проводились Департаментом Археологии в 1926 году. Было найдено 20 золотых пластин и каменная печать с барельефом ступы, которая являлась верхней крышкой реликвария.

(11) В настоящее время в Музее Археологии Hmaw Zar в Шри Кшетре.

(12) Частная коллекция в Берлине, Германия.

(13) Найденая автором и пожертвованая Музею Hmaw Zar.

(14) Внутри ступа полая.

———————————————————————————————————————-

В древности по всем четырем углам города Шри Кшетры возвышались четыре великие ступы, но к настоящему времени из них уцелели только три (рис. слева):

1) ступа Пэяджи (Payargyi) в северо-западном углу;

2) ступа Пэяма (Payarmar) в северо-восточном углу;

3) ступа Бободжи (Baw Baw Gyi) в юго-западном углу.

По мнению некоторых ученых Moat Htaw является ступой, возведенной в юго-восточном углу города, но найденный фундамент этой ступы значительно поврежден и по его немногочисленным остаткам трудно сделать какие-либо заключения.

Тело ступ Пэяма и Пэяджи имеют яйцеобразную форму (15), в то время как ступа Бободжи построена в виде высокого, закругленного сверху цилиндра, что возможно является более поздним развитием стиля двух предыдущих ступ.

Верхние части всех этих ступ были реконструированы (16) уже в более позднее время, но мы можем представить оригинальный вид их хармик и зонтов по миниатюрным вотивным ступам (17), найденным в Шри Кшетре.

Принято считать, что ступы имеющие верхнюю часть в форме колокола с «поясом» посередине появились только во времена правления Анораты в 11 веке н.э.

Однако в 1926 году во время археологических раскопок двух холмов вблизи Thaung Pyae Kon (18) были обнаружены две колоколообразные ступы, заключенные внутрь более поздних сооружений.

Самой же ранней ступой с телом в форме колокола вероятно является великая ступа Тупарама (Thuparama) на Шри Ланке (19).

Хотя в форме тела и круглых террасах бирманских ступ этого периода прослеживается влияние ланкийской Тупарамы, их верхняя часть, включающая лотосовый бутон, хармику и зонт, имеет значительное отличие от ланкийского оригинала. Размер и форма хармики в бирманских ступах претерпели значительные изменения и она как бы «растворилась» между телом ступы и зонтом. В дальнейшем эта видоизмененная форма двух элементов навершия ступы, созданная бирманцами и пью, постоянно использовалась при строительстве ступ и храмов, начиная от Багана и в течении всех последующих периодов.

В последующие времена эта видоизмененная комбинация хармики (harmica) и зонта-чаттравали (chattravali) стала называться Phaung Yit (20).

———————————————————————————————————————-

(15) Традиционное называние – «куча риса».

(16) При этом была не только изменена изначальная форма, но добавлен металлический зонт на вершину ступы.

(17) Реликварий из горного хрусталя и терракотовая ступа, упомянутые выше.

(18) Деревня в юго-восточной части Шри Кшетры, расположенная внутри городских стен. Sri Khettara в стене. Thaung Pyae Kon означает «холм десяти тысяч пагод».

(19) Ступ Тупарама (Thuparama) была построены в периода Анурадхапуры в 241 до н.э. в Анурадхапуре на Шри-Ланке.

(20) Состоящий из колец и сужающийся к верху конический шпиль.

———————————————————————————————————————-

Еще одним видом буддийских архитектурных памятников в Шри Кшетре был храм типа «гу» (gu) (21).

Находящиеся здесь храмы Бебе-гу (Be Be Gu) и Лемьехна-гу (Le Myet Hnar Gu) (22) являются прототипами всех последующих храмов Мьянмы.

Храм Бебе-гу не имеет центральной опоры и у него только один вход, в то время как у Лемьехна-гу квадратный центральный столб и четыре входа.

Верхняя часть Бебе-гу представляла собой монолитную ступу яйцеобразной формы, установленную на одноступенчатую квадратную террасу.

Особо следует отметить, что арки этих двух храмов являются самыми ранними арочными конструкциями (23) в Юго-Восточной Азии.

В монолитных ступах образ Будды находится в реликварной камере внутри тела ступы и поэтому невидим и недоступен. Создавая такие храмы (по сути «ступы с пещерой»), люди получали доступ к изображению Будды, которое размещалось в небольшом помещении внутри монолитного массива.

———————————————————————————————————————-

(21) Бирманское слова «гу» (gu) ведет свое происхождение от палийского «гуха» (guha), которое обозначает естественную пещеру в камне. Рукотворные храмы-пещеры также называются «гу» (gu).

(22) Кроме Бебе-гу и Лемьехна-гу, в Шри Кшетре были так раскопаны и другие храмы: Яханда-гу (Ya Han Dar Gu), Zay Gu и Phaya Htaung Gu, но все они относятся к более позднему историческому периоду.

(23) В современных этим храмам сооружениях Южной и Юго-Восточной Азии использовалась не распорная клинчатая арка, а примитивная «ложная» арка.

———————————————————————————————————————-

После рассмотрения различных видов ступ Шри Кшетры следующим объектом нашего внимания будет Баган (24).

Поскольку первый правитель Багана был выходцем из старой столицы Пью Шри Кшетры, то вполне вероятно, что он принес с собой на новое место буддизм в качестве государственной религии, а так же искусство и ремесло Пью.

Самые ранние ступы в Багане вероятно имеют почти или точно такую же форму как и миниатюрные ступы Пью. Доказательством этого является то, что ступа Nga Kyawe Nadaung (25), имеет ту же самую форму что и хрустальный реликварий и терракотовая модель ступы из Шри Кшетры.

В баганской традиции сформировалось семь типов ступ с яйцеобразной формой тела (26), при этом ранние ступы были установлены на низких круглых террасах, а более поздние – на высоких и квадратных.

Еще один тип древних ступ пью представлен в Багане расположенной рядом с деревней Taung Bi ступой номер 1973, которая в точности подобна ступе Бо Бо Джи из Шри Кшетры (27).

Указанные две ступы (ступа Nga Kyawe Nadung – рис. внизу слева, и ступа номер 1973 – рис. внизу справа) являются самыми яркими представителями ступ выполненных в стиле Пью в раннем Багане.

Несколько отличается о ступы Бо Бо Джи баганская ступа Myin Kabar (28) (Номер 1328 – рис. внизу справа), т.к. основанием этой ступы является не трехступенчатая круглая терраса, а восьмиугольная платформа без уступов.

Среди других изменений можно отметить, что основание колоколобразного тела ступы стало более расширенным, а зонт-чаттавали – выше чем у предшественницы.

Еще одним типом ступ с колоколообразным телом раннего периода является ступа No.1690 (рис. вверху слева), называемая обмурованной ступой Сковелла (Scovell’s (29) encased stupa). Эта ступа расположена на террасе, которая в плане представляет собой квадрат со ступенчатыми выступами по каждой стороне и расположена на квадратной платформе-основании. Ступы этого типа, относящиеся к периоду, предшествующему правлению Анораты, были найдены во многих местах в окрестностях Багана.

———————————————————————————————————————-

(24) Баган был основан королем Тамударитом (Thamudarit), племянником последнего короля Шри Кшетры, в 27 году буддистской эры.

(26) Бирманское название этого типа ступ – Bu Thi Pon (форма тыквы).

(27)Изначально ступа Бо Бо Джи представляла собой установленное на трех круглых террасах высокое сооружение в форме конуса, увенчанное хармикой и полуоткрытым зонтом.

(28) Ступа Myin Kabar была построена королем Аноратой на месте его поединка с его страшим братом – предыдущим королем.

(29) Имя гражданского инженера, работавшего в Багана в британское колониальное время.

———————————————————————————————————————-

После захвата государства монов в Нижней Бирме королем Аноратой изменился и архитектурный стиль сооружаемых ступ. Главным нововведением стала высокая многоступенчатая терраса с четырьмя лестницами ведущими наверх к ступе.

Пагоды Швесандо (Shwe San Daw – рис. внизу слева) и Локананда (Lawka Nanda – рис. внизу справа) являются образцом смешения архитектурных стилей пью, монов и мьянма.

Пагода Локананда имеет четыре лестницы (30). Ее три террасы выполнены все еще в восьмиугольной форме, которая характерна для более раннего стиля пью и мьянма. Пояс на высоком колоколообразном теле ступы был украшен опоясывающим фризом с цветочным орнаментом и восьмью пресекающими его удлиненными декоративными элементами.

Ступа Швезигон (31), которая находится в Ньян У (Nyaung Oo), так же имеет колоколообразную форму. Она расположена на платформе в виде пятиступенчатой террасы (32), на третьем уровне по углам которой находятся четыре малые ступы.

Кроме ступ по углам террасы на трех первых уровнях установлены двенадцать священных сосудов «калаша» (Kalasa).

На верх третьего уровня террасы ведут четыре трехпролетные лестницы, ориентированные по четырем главным сторонам света.

В дальнейшем архитектурный стиль и пропорции ступы Швезигон стали по сути стандартом, которому следовали при сооружении новых ступ не только в период династии Багана, но и в все последующие исторические периоды.

———————————————————————————————————————-

(30) К настоящему времени сохранились только три лестницы: северная, южная и восточная.

(31) Строительство ступы было начато королем Аноратой в конце 11-ого столетия и закончено короля Чанзиотой в 12-ом столетии.

(32) Первые три уровня террасы квадратные, четвертый – восьмиугольный, а последний (пятый) – круглый.

———————————————————————————————————————-

В период раннего Багана еще одним архитектурным стилем, сохранившим сильное влияние искусства Гуптов,  было придание ступам формы реликварной шкатулки (relic casket).

В этом случае ступы обычно имели полусферическое тело, пояс, хармику и зонт-чаттравали и в основном были подобны ступе Gwe Bin Tet Kon. Некоторые ступы этого типа имели ниши для размещения образа Будды на уровне пояса или нижней террасы.

Помимо ступ этого типа следует отметить один из самых ранних в Багане храмов «пещерного типа» (gu) – храм N 1075 (рис. вверху слева), расположенный близ Нового Багана (33). Подобно храму Бебе-гу он состоит из полусферической ступы, установленной на массивное строение с одним входом («пещеры»).

———————————————————————————————————————-

(33) Старый Баган расположен в пределах древних крепостных стен. В 1991 году жители Старого Багана были переселены в Новый Баган – поселок, построенный к югу от Старого Багана около деревни Тирипьитсайя (Thiri Pyit Sayar).

———————————————————————————————————————-

Начиная с самых ранних храмов Багана, бирманскими архитекторами и строителями в течении почти трех столетий (с 11 по 13 в.в. н.э.) было создано более двух тысяч различных сооружений (34) – от простых храмов небольшого размера до грандиозных религиозных комплексов.

Среди храмов этого периода нет ни одного полностью похожего на другие по архитектурному решению и художественному оформлению – каждое сооружение обладает своим собственным, отличным от остальных стилем.

———————————————————————————————————————-

(34) Формально в описи Багана перечислены 2217 ступ, храмы и монастырь, однако после последних раскопок небольших холмов их количество вероятно увеличится примерно до 4000.

———————————————————————————————————————-

Ранее мы говорили о влиянии архитектуры и искусства Шри Ланки на стиль сооружений в период Пью и раннего Багана. Вторая волна ланкийского влияния на архитектуру культовых сооружений Багана датируется 12-ым веком и связана она с именем монаха Ашина Сапада (Ashin Sapada) (35) и доминированием в Багане сингальской разновидности буддизма. Все ступы, построенные в этот период называются ступами цейлонского типа.

 Всего в архитектурных стилях Багана существовало два типа ступ с четко выделенной хармикой: ранний тип, сформировавшийся под влиянием архитектуры Гуптов до 11-го века, и поздний – ланкийский, сформировавшийся в 12-ом веке.

———————————————————————————————————————-

(35) Монах, изучавший на Шри Ланке вместе с другими четырьмя монахами будийское учение и основавший по возвращению в Баган новую буддистскую секту, называвшуюся «ланкийской сектой».

———————————————————————————————————————-

Форма, пропорции и стиль ступы Швезигон (Shwe Zigon) на многие века стали образцом при строительстве ступ во всей Мьянме. При этом следует отметить, что при соблюдении образа и основных пропорций Швезигона, соотношение ширины основания к высоте ступы в течении столетий постоянно изменялось (см. рис. внизу слева).

В период раннего Багана эта пропорция составляла 1:1, ко времени Авы (Innwa) она уже была 1:1.25, а в дальнейшем выросла до 1:1.5.

В период Авы преобладало два основных вида ступ: в первый период (36) – круглый план от основания до зонта-чаттравали, в более поздний второй период (38) – многоугольный (37) план от основания до зонта-чаттравали. Эволюцию ступ в Мьянме в период от Пью до Авы можно проследить на примере ступы Тагаун Зигонджи (Tagaung Zigon Gyi – рис. вверху слева), расположенную в городе Тагаун (Tagaung)(39) к северу от Мандалая (см. рисунок справа).

Самая внутренняя ступа похожа на ступу Пэяджи (Payargyi) из Шри Кшетры.

Последняя внешняя ступа имеет сходство со ступой Швезигон, но она была сооружена только в период государства Пинья (Pinya) (40) в 14-ом столетии.

Средняя ступа подобна ступе Локананда (Loka Nanda) в Багане, построенной королем Аноратой в 11-ом веке.

———————————————————————————————————————-

(36) Первый период Авы – 1364– 526 г.г. н.э.

(37) 8, 12, 20 и более углов.

(38) Второй период Авы – 1597-1751 г.г. н. э.

(39) Тагаун (Tagaung) был самой первой столицей в Мьянме, основанной королем Абияза (Abhiyaza) , который возвратился сюда из Капилавасту, родного города Будды, еще за 700 лет до рождения Будды. До 2000 года не было найдено никаких свидетельств существования здесь городской цивилизации старше 11-го столетия. Впоследствии при проведении раскопок было обнаружено множество материальных артефактов (в том числе погребальные урны), характерных для культуры Пью.

(40) Период Пинья (Pinya) – с 1312-1364 г.г.н. э.

———————————————————————————————————————-

***

Эволюция ступ в Мьянме включает в себя семь различных типов ступ и храмов с начала периода Пью до начала периода Багана и десять различных типов ступ с начала периода Багана.

В заключении можно еще раз упомянуть какие исторические области и в какой период оказали свое влияние на архитектуру Пью и Мьянмы:

(a) Андхра (Andhra) – 1-ое столетие н. э.

(b) Гупта (Gupta) – 3-е столетие н. э.

(c) Анурадхапура (Anuradhapura) – 5-ое столетие н. э. 

Сочетание стиля Гупта позднего периода Пью, с колоколообразной формой ланкийских ступ и многоступенчатыми террасами, пришедшими из монского государства в 10-ом веке н. э., дало результат, выразившимися в собственном бирманском стиле, который сохранился до настоящего времени и наиболее ярко выражен в великой ступе Шведагон (Shwe Dagon) в Янгоне.

 

 Литература

1. The Excavations at Beik Thano, Aung Thaw, 1968, Ministry of culture Myanmar

2. Old Burma Early Pagan, Vol 1 to 3, Gordon H. Luce, 1969, New York university

3. Phases of Pre Pagan Burma, G. H. Luce, 1985, Oxford university press

4. Indian Architecture, Percy Brown 1942, Bombay

5. The Inventory of Monuments at Bagan, Pierre Pichard 1993, UNESCO, France, Vol 1 to 8

6. Amaravati, Robert Knox, 1992, British Museum

7. Evolution of Stupas in Burma, Sujata Soni, 1991, Madras, India

 

Web Analytics