·······································

5.5 Повседневная жизнь и обязанности монахов

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>

 

Сведения надписей и хроник рисуют довольно подробно картину внутреннего распорядка буддийских монастырей рассматриваемого периода. Особенно ценны в этом смысле надпись Махинды IV, а также комментарии Буддхагхоши Маноратхапурани и Папанчасудани (33).

Бхиккху должны были вставать очень рано, еще до восхода солнца, а встав, некоторое время размышлять о четырех объектах медитации, или «защитных формулах» (чатурараккха), т. е. о добродетелях Будды, об освобождении всех живых существ от несчастий существования, о нечистоте тела и о смерти. Затем бхиккху должны были почистить зубы и совершить омовения.

Комментарии, в отличие от надписи Махинды, говорят, что по утрам монахи также занимались уборкой территории монастыря и совершали обряды в четии и у дерева Бодхи.

В надписи из Михинтале сказано, что после омовения монахи должны тщательно одеться, соблюдая инструкцию, затем идти в помещение, где распределяют по талонам рис, читая Метта сутту. После этого они идут в общую Монастырскую трапезную и съедают свой завтрак. Если монах болен, но врач разрешает ему принимать пищу, она посылается в его келью.

Монахи должны были мастерить себе одежду, стирать и гладить ее, следить за чистотой в четии, в домах дерева Бодхи и упосатхи. Они сами делали метлы и лестницы, белили четии и т. п. Вместе с тем они не должны были целиком занимать свое время этими хозяйственными делами, так как в этом случае их обвиняли в запретной «склонности к деятельности» (каммарамата). Монахам предписывалось распределять свое время так, чтобы его хватило на изучение священных текстов, чтение их наизусть, медитацию и т. д.(34).

Одной из важных добродетелей считалась чистота внутренняя и внешняя. Буддхагхоша называет чистоту вещей (висадакирия) одним из семи условий (дхамма-вичаябоджханга). Соблюдая правила гигиены, монах должен был «коротко стричь волосы и ногти», «регулярно мыться, одеваться в чистые, выглаженные и зашитые одежды, содержать в чистоте свое жилище» (35).

Тем не менее Висуддхимагга сообщает, что некоторые монастырские помещения были очень запущенными, повсюду лежала пыль, пахло крысами, пол был усеян испражнениями ящериц и голубей, во дворах в периоды дождей стояла страшная грязь (36).

Предостерегая монахов, Буддхагхоша в Самантапасадике замечает, что Будда специально обращал внимание на пять заслуг, приобретенных монахами от подметания, приводя в пример некоторых монахов, которые достигли нирваны, созерцая только что выметенные ими дворы монастырей (37).

Будда, сказано в буддийском каноне, еще при жизни наставляя монахов, говорил, что они должны заботиться о монастырских зданиях, содержать их в чистоте, ремонтировать, не допускать их разрушения. Там же сообщается, что, собравшись в Раджагахе после смерти Будды, монахи решили посвятить целый месяц восстановлению и ремонту буддийских монастырей (38).

Нежелание участвовать в ремонте сурово порицалось, практически все обитатели монастыря занимались так или иначе ремонтными и строительными работами. Для того чтобы быть освобожденными от них, требовалось специальное разрешение (39).

Обычно в случае необходимости ударами в барабан или в гонг созывали обитателей монастыря, и они совместно приступали к ремонту четий, дома дерева Бодхи или дома упосатхи, выполняя при этом различную работу (40).

————————————————————————————————————————-

(33) См.: EZ, I, № 7А; МА; АА.

(34) АА, стр. 709, 820; МА, стр. 548.

(35( DA, стр. 568; Smp., vol. III, стр. 299; АА, стр. 23.

(36) Vsm., стр. 254.

(37) Smp., vol. III, стр. 376-377.

(38) Vinaya Pitaka, vol. II, стр. 256, 406. О необходимости следить за монастырскими постройками и не допускать их разрушения говорится в санскритской надписи из Джетаванарамы ((EZ, I, № 1).

(39) Vsm., стр. 88, 89.

(40) АА, стр. 707; МА, стр. 549; Mhv., XXVII.9-20; ХХХ.19-47; EZ, III, стр. 215.

————————————————————————————————————————-

Многие надписи сообщают о богатых пожертвованиях царей и придворных на ремонт и восстановление зданий, а в надписи из трапезной Махапали говорится о передаче одним из бхиккху своей доли на ремонт дагобы Джетаванарамы (41).

Участие в ремонтных работах и строительстве, как свидетельствуют хроники, считалось благим делом, приносящим заслугу (42).

В комментариях говорится, что, когда монах занят на ремонте или строительстве, мысли его сосредоточиваются на благих объектах, он может поэтому достичь высокой ступени совершенства и даже состояния архатства.

Однако Буддхагхоша замечает, что это необходимо лишь для тех, чьи злые чувства (килеса) еще не подавлены окончательно; те же, кто навсегда от них освободились, должны избегать такого рода деятельности (43).

Хроники сообщают также некоторые сведения о каждодневных монастырских ритуалах, в частности о буддхупаттхане (44).

Кроме совершения храмовых ритуалов обязанностью бхиккху было изучение Трипитаки и хоровая ее декламация на память (ганасаджхая).

В Махавамсе рассказывается, что, когда умирал царь Дуттхагамани, бхиккху, окружившие его ложе, разбившись на группы, хором читали наизусть тексты священного канона. В другом месте хроники говорится, что царь Бхатикабхая однажды услышал, как бхиккху хором читали тексты канона в помещении, где хранились мощи (45).

Те монахи, которые знали все священные тексты на память, получали титул «тепитака» – «мастер Трипитаки» (4б).

По вечерам, после совершения обрядов, монахи собирались во дворе монастыря возле четий, рассаживались и хором читали сутты. После такого чтения старейшие монахи читали религиозные проповеди новичкам, за тем следовала дискуссия по различным вопросам дхаммы. Разойдясь по своим кельям, монахи уже в одиночестве снова читали вслух сутты (47).

————————————————————————————————————————-

(41) EZ, III, стр. 132.

(42) Mhv., XXVII.25-28.

(43) Vbha, стр. 209; АА, стр. 18-19, 26-27; Vsm., стр. 70.

(44) Mhv., XXXIV.61.

(45) Mhv., XXXII.11, 63; XXXIV.49.

(46) Mhv., XXVII.44; Clv., XLII.24.

(47) МА, стр. 150, 214, 354, 530, 698; АА, стр. 422; DA, стр. 495 1 след.

————————————————————————————————————————-

Монахи-проповедники читали специальные проповеди в монастырях в дни полнолуния и новолуния, а также в дни четверти луны (аттхами).

Заранее объявлялось время произнесения проповеди, и все бхиккху собирались, чтобы ее послушать. Иногда, чтобы услышать знаменитых проповедников, монахи отправлялись в дальние монастыри.

Отсутствие на проповеди рассматривалось как грех, как неуважительное отношение к самому учению (48).

Известные проповедники нередко приглашались для чтения проповедей в царском дворце. За проповедь им платили. Царь Моггаллана III щедро вознаградил проповедников за то, что они прочли ему и его двору всю Трипитаку и все комментарии. Царь Буддхадаса установил даже твердую оплату проповедникам, читавшим проповеди в различных местах острова (49).

Проповедника усаживали на высокое сиденье под балдахином, иногда сооружали специальный павильон – мандапу (50).

Другой обязанностью монахов было чтение публичных проповедей мирянам (дхаммадана). Проповедь могла состоять из прочтения наизусть священных текстов (выше рассказывалось о чтении проповедей Махиндой) или же строилась на рассуждении о каком-либо из моментов буддийского учения на сингальском языке.

Проповедники первого рода назывались «дхаммадесака» или «дхаммакатхика», второго – «дхаммабханака». Монах, оповещавший жителей деревни о том, что такой-то тхера будет читать проповедь, назывался «дхаммагхэсака» (51).

Однако первейшей обязанностью бхиккху, стоявшей даже выше чтения проповеди, было постоянное движение к нирване. Движение по ступеням к «конечному освобождению» должно было достигаться всевозможными духовными упражнениями и медитациями, объединяемыми термином «йога». В Махавамсе, особенно в первой ее части, встречаются многочисленные упоминания об упражнениях и медитациях. Система упражнений, которым бхиккху обучался для медитации, называлась «падхана». Правильный способ медитации назывался «камматхана» (52).

————————————————————————————————————————-

(48) АА, стр. 23, 358-386; МА, стр. 187; DA, стр. 535, 758.

(49) Clv., XLI.58; XXXVII.149; см. также: LX.8; XCVIII.79; XCIX.

(50) Clv., LXXXV.46-47; XCVIII.73; XCIX.16.

(51) Clv., XXXVII.149, 173.

(52) Mhv., V.148. См. об этом: Н. Beckh, Buddhism; Fr. Неilеr, Die buddhistische Versenkung.

————————————————————————————————————————-

 

<<К оглавлению Семека Е.С. «История буддизма на Цейлоне» Следующий раздел>>
Web Analytics